САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   
Дорогие друзья. Близится печальная дата. Вот уже почти год как ушел из жизни наш товарищ, друг и коллега Всеслав Дьяконов. Родители, родные и близкие приглашают всех, кто знал Всеслава на поминальный обед, который состоится 21-го января в подмосковном Королеве в ресторане "Фандорин". Начало в 15:00. Ресторан находится в 5 мин. ходьбы от платформы Болшево Ярославского направления. Адрес: г. Королёв, Проспект Королёва, д.28 «А»


   
Новые голосования. Уже третий раунд в бронетанковых номинациях. Список голосований как обычно на странице конкурса здесь.


   
Внимание! Решением жюри конкурса прием работ на фотоконкурс продлен до 1 февраля 2017 года. Ждем ваших работ.


   

Продолжается опрос-голосование о возможности возобновления работы специализированного блога и чата "Курилка". И в какой ипостаси. Голосовалки здесь и здесь.

Не забудьте зайти и проголосовать. Нам интересно ваше мнение.


 
опубликовано 2010-02-27
другие работы автора  |  обсуждение  
Sd.Kfz 161/3 Mobelwagen (9 Pz.Div.SS "Hohenstaufen", Оостербик, Голландия, сентябрь 1944г.
Tamiya 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
И снова Mobelwagen...!
   Модель заняла II место в конкурсе DiSHow 2009,номинация Статьи (Постройка модели - БТТ)
   
   Статья об этой модели опубликована в апрельском номере М-Хобби за 2010 год

   Уверен, что у многих из вас не раз возникало желание взять с полки уже завершенную модель, в которой что-то было не так или чего-то не хватало, достать резак, открыть клей, взболтать краски, и все это для того, чтобы что-то подправить, дополнить или подкрасить. Вот уже много лет я успешно боролся с этими пагубными мыслями, ибо считаю, что готовую модель тревожить не стоит. Новые идеи и мысли лучше воплощать в новых проектах, иначе возиться с одной и той же моделью можно просто бесконечно... но все-таки пятилетний долгострой под названием Mobelwagen пересилил меня! Работа, законченная (как казалось) и отправленная на полку в один из морозных февральских вечеров, через пол-года, жарким августовским днем была возвращена обратно на рабочий стол и пробыла там еще год :).
   

   
   Статья оставлена в том же виде, все нововведения добавлены в концовке в виде второй части повествования.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОЛГИЙ ПУТЬ ОТ РАБОЧЕГО СТОЛА ДО ПОЛКИ
Предисловие
   Коллеги, представляю вам свой самый продолжительный долгострой. Эта модель была начата в далеком 2005 году, и планировалась как небольшой отдых от конверсии драгоновского Хетцера в Hetzer-Starr, которого я пилил на тот момент. Каких-либо особых доработок, травленок и точеных стволов не планировалось, я думал построить мебельвагена из коробки за пару недель. Но в процессе поиска информации натыкался на многие неточности в модели, которые нельзя было не исправить. Вскоре понял, что без афтермаркета хорошего результата просто не получить. Долгое время модель пылилась, ожидая пока будут собраны все аксессуары. Когда, наконец, все было куплено - желание собирать дальше просто пропало.
   Несколько лет модель пролежала в коробке, пока не появилось несколько стимулов продолжить работы:
   -идея Игоря Перепелицы aka Tankist о ведении общего блога по постройке сразу двух “долгостройных” Мебельвагенов из одного подразделения. Блог можно посмотреть здесь:
   http://www.diorama.ru/forum/viewtopic.php?t=12938
   -грядущий IV Кузбасский слет, на котором эти модели встретились бы вживую, как на фотографии (как оказалось в дальнейшем, они не встретились :)
   -то, что ни на отечественных, ни на зарубежных сайтах я не нашел ни одного Мебельвагена, собранного на высоком уровне и с исправленными косяками. Решил, что это надо исправить.
   -бумажные листочки фирмы Хабар, изготовленных методом лазерной резки, которые мне любезно предоставил на пробу и рецензию производитель. Я не мог удержаться от того, чтобы не поэкспериментировать с этим новым аксессуаром.
   
Прототип
   Итак, в качестве прототипов были выбраны два Мебельвагена из 9ой танковой дивизии СС Hochenstaufen, принимавшие участие в борьбе с союзническим десантом под Арнемом в сентябре 1944 года и запечатленные на одной фотографии в местечке Оостербрик. Особый интерес представляло то, что машины несколько отличались друг от друга.


Прототип моей модели слева на снимке. 9ая танковая дивизия СС Hochenstaufen, отражение сознического десанта под Арнемом.
Прототип, оснащенный орудием Flakvierling 38.
   Считаю необходимым привести небольшую историческую справку.
   В начале 1943 года было внесено предложение о разработке зенитного танка на базе танка Panzer IV. Таким образом Mobelwagen стал первой из серии СЗУ, созданных на шасси четверки. Конструкция использовала модифицированное шасси, которое поставлялось компанией Krupp-Gruson. Стандартный корпус был изменён под установку широкой, открытой сверху, надстройки из четырёх бронещитов. Щиты могли опускаться при ведении огня по низколетящим или наземным целям.
   Прототип был оснащен счетверенным 20мм орудием Flakvierling 38 и был готов к октябрю 1943 года. 7 декабря он был представлен фюреру, который одобрил проект, однако при запуске в серию от четырехствольного орудия отказались в пользу нового более мощного 37мм Flak 43. Таким образом, счетверенкой скорее всего был вооружен только прототип.
   
Хороший кадр, показывающий линейку зенитных танков на шасси Pz IV. Слева-напрво Ostwind, Mobelwagen, Wirbelwind. Бросается в глаза несовершенность конструкции Мебельвагена по сравнению со своими собратьями.
   Планировалось начать выпуск Мебельвагенов в феврале, но по техническим причинам производство было начато только в марте 1944. Первые 20 машин были собраны к началу апреля 1944. Производством занимались компании Deutsche-Eisenwerke и BMM. За всё время было выпущено 240 таких танков (205 штук в 1944 году и 35 штук в 1945), причем в отличие от САУ Wirbelwind, большинство которых монтировали на шасси четверок после капитального ремонта, Mobelwagen выпускалить только на новых шасси. Они входили в состав Flugabwehrzug (батальоны ПВО) танковых дивизий СС и вермахта.
   Они очень хорошо зарекомендовали себя летом 1944 года во Франции, когда танковые дивизии были обречены самостоятельно защищать себя от штурмовиков союзников, в связи с бессилием люфтваффе.
   Главным недостатком этой машины было продолжительное время развертывания в боевое положение и отсутствие полноценной защиты расчета зенитного орудия, поэтому в марте 1945 года их производство свернули в пользу более совершенного Ostwind.
   
   Можно условно разделить все Mobelwagen на ранние и поздние по конструкции бортов откидной рубки. У ранних борт варился из нескольких листов и имел характерный изгиб в верхней части. Внутренняя сторона имела металлический настил, образуя пустоту внутри борта. Для упрощения производства и улучшения защиты экипажа у поздних машин борт был изготовлен из единого катанного бронелиста без настила. Также в процессе производства большой глушитель был заменен на двойные вертикальные пламегасители, трубчатые ранние ленивцы на поздние штампованные. Имеются также фото машины с вырезом в лобовом листе для обеспечения стрельбы прямо, оставаясь в походном положении. Не известно, была ли это полевая импровизация или заводское улучшение.
Слева машина с рубкой ранней конструкции, справа - поздней.

Слева машина с рубкой ранней конструкции, справа - поздней.

Крупный план рубки ранней конструкции. Хорошо виден настил на внутренней стороне бортов, а также верхний край бортовых листов, приваренный под углом.

Крупный план рубки ранней конструкции. Хорошо виден настил на внутренней стороне бортов, а также верхний край бортовых листов, приваренный под углом.

Рубка поздней конструкции. Бронелисты более толстые и гораздо проще по конструкции. Они выполнены одним элементом.

Рубка поздней конструкции. Бронелисты более толстые и гораздо проще по конструкции. Они выполнены одним элементом.

Очень интересный поздний экземпляр с вырезом в лобовой плите. Эта машина может вести огонь по наземным целям, оставаясь в транспортном положении. Скорее всего это полевая модификация.

Очень интересный поздний экземпляр с вырезом в лобовой плите. Эта машина может вести огонь по наземным целям, оставаясь в транспортном положении. Скорее всего это полевая модификация.

Машина с глушителем ранней конструкции. Обратите внимание на газоотводящую насадку.

Машина с глушителем ранней конструкции. Обратите внимание на газоотводящую насадку.

Экземпляр с поздними пламегасителями.

Экземпляр с поздними пламегасителями.

Типичный пример использования лиственного камуфляжа.

Типичный пример использования лиственного камуфляжа.

Венгрия, зима 1945 года. Хотя в англоязычной литературе крайне редко упоминается об использовании Мебельвагенов на восточном фронте, с этим снимком не поспоришь :)

Венгрия, зима 1945 года. Хотя в англоязычной литературе крайне редко упоминается об использовании Мебельвагенов на восточном фронте, с этим снимком не поспоришь :)

Приступим...
   От слов к делу. Приступим к модели. На момент возобновления работ некоторые элементы были собраны, но доработок практически не производилось.
   В первую очередь были удалены предкрылки. Они будут заменены на травленые детали. Затем решил доработать сами крылья, имитировав стык отбортовки и рифленого настила. У мебельвагена крылья отличаются от обычных крыльев четверки, поэтому придется обойтись без фтд. Стык был аккуратно прорезан ножом по металлической линейке.
   Углы нижней части рубки были доработаны согласно музейным фотографиям. К сожалению тамия очень упростила эти места, не показав ни швы, ни болты крепления.
   
   
Общий вид модели и аксессуаров перед возобновлением работы.

Общий вид модели и аксессуаров перед возобновлением работы.

Первым делом удалил задние и передние предкрылки. Они будут заменены на травленые детали.

Первым делом удалил задние и передние предкрылки. Они будут заменены на травленые детали.

С помощью ножа и металличской линейки был имитирован стык между рифленым настилом крыльев и отбортовкой. Также сделаны сварные швы.

С помощью ножа и металличской линейки был имитирован стык между рифленым настилом крыльев и отбортовкой. Также сделаны сварные швы.

На втутреннюю сторону фендеров были вклеены травленые уголки и планки. В смотровой прибор мехвода вклеен прозрачный пластик.

На втутреннюю сторону фендеров были вклеены травленые уголки и планки. В смотровой прибор мехвода вклеен прозрачный пластик.

  На задней части рубки имитирован шов, наклеены болты, стягивающие борта...

На задней части рубки имитирован шов, наклеены болты, стягивающие борта...

...а также зашпаклеваны лишние отверстия и стык на деталях крыльев.

...а также зашпаклеваны лишние отверстия и стык на деталях крыльев.

 
Корма
   Японцы предлагают собрать Мебельваген с поздними трубчатыми пламегасителями. Мой же прототип был оборудован ранним бочкообразным глушителем с газоотводящей насадкой. Она направляла выхлопные газы в противоположную сторону от открытого боевого отделения, чтобы не допустить отравления экипажа.
   Я использовал смоляной глушитель фирмы MiG. Насадка была изготовлена из нарезанной на кусочки литниковой рамки, затем рассверлена. Хомут сделал из фольги.
   Кроме того были имитированы сварные швы, болтики стягивающие верх и низ корпуса, а также корман под брусок домкрата.
   
На корме имитированы сварные швы и болты, стягивающие корпус. Буксирный механизм доработан.

На корме имитированы сварные швы и болты, стягивающие корпус. Буксирный механизм доработан.

Глушитель от МиГа был доработан газоотводящей насадкой, изготовленной из нарезанного литника.

Глушитель от МиГа был доработан газоотводящей насадкой, изготовленной из нарезанного литника.

Стяжка на выхлопном патрубке сделана из фольги. Карман для бруска домкрата изготовлен из листового пластика.

Стяжка на выхлопном патрубке сделана из фольги. Карман для бруска домкрата изготовлен из листового пластика.

Ходовая часть
   Тележки потребовали некоторой доработки. Были зашпаклеваны отверстия, имитрованы выступающие торцы рессор и болты. Листовым пластиком были заделаны отверстия под боевым отделением, которыми тамиевцы умудрились изуродовать в общем очень хорошую модель.
   Катки я заменил на драгоновские. Подкупили названия производителя на каждом бандаже. Их кстати нужно немного подправить, потому что вместо KontinentaL на них написано KontinentaU. Беговая поверхность бандажей была обработана наждаком. Для ускорения этот процесс был механизирован с помощью ручной микродрели.
   Использовал траки 5,45. Как видно они отлично подошли к тамиевской звездочке.
   
   
Вид на доработанную тележку. Щели с тыльной стороны замазаны шпаклевкой. Добавлены торчащие торцы рессор и болтики. Приклеены литьевые номера.

Вид на доработанную тележку. Щели с тыльной стороны замазаны шпаклевкой. Добавлены торчащие торцы рессор и болтики. Приклеены литьевые номера.

Один из досадных недостатков модели - дыры в нижнй части боевого отделения по обоим бортам. Они были заклеены листовым пластиком.

Один из досадных недостатков модели - дыры в нижнй части боевого отделения по обоим бортам. Они были заклеены листовым пластиком.

На поддерживающих роликах и демпферах были имитированы болты.

На поддерживающих роликах и демпферах были имитированы болты.

Беговые поверхности бандажей были обработаны с помощью микродрели. Надпись ContinentaU аккуратно исправлена на ContinentaL.

Беговые поверхности бандажей были обработаны с помощью микродрели. Надпись ContinentaU аккуратно исправлена на ContinentaL.

  Как видно траки отлично подходят к тамиевской звездочке.

Как видно траки отлично подходят к тамиевской звездочке.

Ходовая часть в сборе. Траки и катки установлены.

Ходовая часть в сборе. Траки и катки установлены.

 
Боевое отделение
   Теперь приступим к покоям экипажа. Пол и борта боевого отделения были доработаны травлеными деталями. Две бойницы в бортах были сделаны в открытом положении. Для этого их пришлось сначала срезать, так как отлиты они были заедино с бортами.
   Из тонкой проволоки сделал петельки крепежа брезента вдоль бортов. Из более толстой проволоки согнул крюки крепления бортов. Пластиковые были толстоваты и крайне хрупки. Пока срезал с литника, три из четырех сломались.
   Также хочу отметить, что Eduard предлагает в своем наборе вклеить на внутренние стороны переднего и заднего щитов непонятные большие плоские кольца. Изучение фронтовых и музейных фото показало, что на этих местах должны быть маленькие петельки для брезента, которые я изготовил из тонкой проволоки. Откуда взял эти детали Eduard - не понятно? Наверное с потолка!
   Набор тамии подразумевает, что положение бортов можно менять, как и у настоящей САУ. Но в связи с хрупкостью деталей, я не рискнул этого делать, приклеив борта намертво сразу после окраски и тонирования.
   
   
Пол боевого отделения. Травленые детали установлены на свои места. Обратите внимание на болты крепления бортов.

Пол боевого отделения. Травленые детали установлены на свои места. Обратите внимание на болты крепления бортов.

Бртовая бронеплита. Бойница сделана открытой. Упоры деталированы по музейным фото. Добавлены петли для тента. Обратите внимание на прошпаклеванную усадку пластика.

Бртовая бронеплита. Бойница сделана открытой. Упоры деталированы по музейным фото. Добавлены петли для тента. Обратите внимание на прошпаклеванную усадку пластика.

Обратная сторона доработана сварными швами и крепежами для запасного ствола.

Обратная сторона доработана сварными швами и крепежами для запасного ствола.

Лобовой и кормовой бронелисты. Доработки коснулись фиксаторов створок. Бойница также сделана открытой.

Лобовой и кормовой бронелисты. Доработки коснулись фиксаторов створок. Бойница также сделана открытой.

  На внутренние стороны переднего и заднего бронелистов приклеены петли изготовленные из тонкой проволоки, вместо непонятных плоских колец, которые предлагает Eduard.

На внутренние стороны переднего и заднего бронелистов приклеены петли изготовленные из тонкой проволоки, вместо непонятных плоских колец, которые предлагает Eduard.

Из проволоки согнуты крюки крепления бортов. Изкоробочные толстоваты и слишком хрупкие.

Из проволоки согнуты крюки крепления бортов. Изкоробочные толстоваты и слишком хрупкие.

 
Обвеска
   Настало время заняться мелкими элементами обвески. Были установлены запасные траки с крепежами. Обратите внимание, они двух типов – с полым и сплошным гребнем. К фаре была пущена проводка, а внутрь вклеен прозрачный пластик. Передние предкрылки были взяты из Эдуардовского набора. Правда шарниры там совсем не похожи на оригинал (плоские), поэтому их пришлось изготовить из проволоки и медицинской иглы.
   Экраны воздухозаборников также заменил на травленые. Пластиковые слишком толстые.
   Обратите внимание, что огнтушитель устанавливается на полочку, которая сделана из листового пластика. И Тамия и Эдуард ошибочно предлагают клеить его прямо к борту.
   Еще одна ошибка чехов – крепление лопат. Они предлагают использовать стандартные закрывающиеся замки, хотя на самом деле крепеж лопат состоит из банальных зажимов. Но и это еще не все. Самый заметный косяк – конструкция задних предкрылков. Они имеют мало общего с настоящими, поэтому пришлось использовато оные из набора фирмы Aber, где они выполнены совершенно верно.
   Оличительная черта Мебельвагена – антенна, опускающаяся синхронно вместе с задним бортом рубки. Рычаг и механизм её поворота был изготовлен из листового пластика и стержня, поручни заменены на проволоку, а сама антенна точеная фирмы Aber.
   
   
Сначала установил запасные траки. Они двух типов с полым и сплошным гребнем. В фару вклеен прозрачный пластик.

Сначала установил запасные траки. Они двух типов с полым и сплошным гребнем. В фару вклеен прозрачный пластик.

Экраны воздухозаборников заменены на травленые. Огнетушитель установлен на специальную полочку. Пластиковые поручни толстоваты и заменены на проволочные.

Экраны воздухозаборников заменены на травленые. Огнетушитель установлен на специальную полочку. Пластиковые поручни толстоваты и заменены на проволочные.

С другого борта также приклеены экраны, поручни и инструменты. Обратите внимание, что Эдуард дает не совсем правильные крепежи лопат.

С другого борта также приклеены экраны, поручни и инструменты. Обратите внимание, что Эдуард дает не совсем правильные крепежи лопат.

Ходовой огонь изготовлен из травленки и пластикового стержня. На замки люков приклеены козырьки. Я использовал аберовские зажимы для инструментов. То, что предлагает Эдуард слишком далеко от истины.

Ходовой огонь изготовлен из травленки и пластикового стержня. На замки люков приклеены козырьки. Я использовал аберовские зажимы для инструментов. То, что предлагает Эдуард слишком далеко от истины.

Установлен домкрат и ножницы, а также предкрылки. Правый немного помят. Шарниры предкрылков доработаны обрезками медицинской иглы.

Установлен домкрат и ножницы, а также предкрылки. Правый немного помят. Шарниры предкрылков доработаны обрезками медицинской иглы.

Сравнение задних подкрылков Абера и Эдуарда. Кружками обозначены ошибки эдуардовских.

Сравнение задних подкрылков Абера и Эдуарда. Кружками обозначены ошибки эдуардовских.

Подкрылки установлены на место. Левый слегка деформирован, как на прототипе. Пружинки свиты из проволоки. Установлена антенна и рычаг ее поворота.

Подкрылки установлены на место. Левый слегка деформирован, как на прототипе. Пружинки свиты из проволоки. Установлена антенна и рычаг ее поворота.

Орудие
   Первым делом я заменил родной ствол на точеный - фирмы Lion Roar. Филигранно проточенные дырочки в дульном тормозе делают его точной копией оригинала. Что касается лафета, то здесь были проведены доработки согласно музейным фотографиям. В частности многие детали были сточены до масштабной толщины ножом и напильником, были изготовлены педали, проводка и ряд мелких деталей.
   Самым трудоемким оказался щит орудия. Я заменил не масштабную деталь из набора на Эдуардовскую травленку. Увы, но травленка этой фирмы гнется где угодно, но только не там где надо (т.е. НЕ по намеченным швам). Сложность заключалась в том, что весь щит был изготовлен одной большой деталью, которую предстояло многократно согнуть для имитации различных стыков и углов. В работе мне очень помогли мини-тиски. Если бы не они, даже не знаю как работал бы с этим щитом. После придания щиту нужной фомы, швы были пролиты циакрином и зашлифованы. Створки под прицел орудия сделал открытыми. Так хоть и сложнее, но зато гораздо интереснее.
   Сетка корзины предложенная тамией имеет ячейку раза в три больше чем нужно, поэтому я заменил ее на травленую.
   
Ствол приклеен к орудию. Щиток сточен до масштабной толщины.

Ствол приклеен к орудию. Щиток сточен до масштабной толщины.

Лафет в сборе. Стрелками показаны педали, замененные на травленку, а также лоток гильзоулавливатель и направляющий для стреляных гильз, которые были сильно сточены, чтобы соответствовать масштабу.

Лафет в сборе. Стрелками показаны педали, замененные на травленку, а также лоток гильзоулавливатель и направляющий для стреляных гильз, которые были сильно сточены, чтобы соответствовать масштабу.

Щит орудия в сборе. Обратите внимание на створки защиты прицела. Одна из них намеренно сделана полуоткрытой для оживления модели. Шарниры сделаны из пластикового прутка. Фиксаторы створки смоляные от Танка.

Щит орудия в сборе. Обратите внимание на створки защиты прицела. Одна из них намеренно сделана полуоткрытой для оживления модели. Шарниры сделаны из пластикового прутка. Фиксаторы створки смоляные от Танка.

Достточно сложной оказалась операция по приклеиванию щита к орудию. Обратите внимание на стяжку, изготовленную из листового пластика.

Достточно сложной оказалась операция по приклеиванию щита к орудию. Обратите внимание на стяжку, изготовленную из листового пластика.

  Правый борт орудия был деталирован согласно музейным фото.

Правый борт орудия был деталирован согласно музейным фото.

Корзинка готова! прямо как в супермаркете :)

Корзинка готова! прямо как в супермаркете :)

 


Ну вот модель готова к окраске!
Окраска
   Теперь перейдем к самой приятной части работы – окраске.
   Сначала модель была загрунтована, затем задута тамиевским акрилом в базовый темно-желтый. Наносить камуфляжные полосы оказалось достаточно сложно по причине их миниатюрности. Использовал аэрограф JAS с примочкой air control. Это заметно облегчило задачу. Орудие было задуто слегка более светлым оттенком. Ствол сначала задул тамиевским металликом, а потом обработал миговским пигментом Gun Metal.
   Это позволило добиться правдоподобного оттенка вороненого металла.
   Ходовой огонь на корме был покрашен синим глянцевым лаком. Катафот – красным.
   Весь процесс окраски и тонировки пошагово представлен на фотографиях ниже.
   
Модель задута аэрозольным грунтом фирмы Тамия.

Модель задута аэрозольным грунтом фирмы Тамия.

Нанесен базовый цвет и полосы камуфляжа.

Нанесен базовый цвет и полосы камуфляжа.

Использовал сухую декаль Microworld, которая была закрашена внутри черной краской.

Использовал сухую декаль Microworld, которая была закрашена внутри черной краской.

Нанесен фильтр. Для интерьера и экстерьера использованы разные оттенки, чтобы визуально отделить их.

Нанесен фильтр. Для интерьера и экстерьера использованы разные оттенки, чтобы визуально отделить их.

На модель поставлены точки масла разных оттенков...

На модель поставлены точки масла разных оттенков...

...и растерты вертикальными движениями кисти. Теперь тон модели выглядит гораздо сложнее.

...и растерты вертикальными движениями кисти. Теперь тон модели выглядит гораздо сложнее.

В швы и углубления пущена коричневая смывка. Теперь модель приобретет рельефность

В швы и углубления пущена коричневая смывка. Теперь модель приобретет рельефность

На элементы интерьера нанесены сколы краской Vallejo.

На элементы интерьера нанесены сколы краской Vallejo.

Та же операция сделана и на экстерьере, только здесь сколы уже двухслойные. Это обусловлено пестрым трехцветным камуфляжем, на котором обычные сколы просто потеряются.

Та же операция сделана и на экстерьере, только здесь сколы уже двухслойные. Это обусловлено пестрым трехцветным камуфляжем, на котором обычные сколы просто потеряются.

Покрашены и затонированы инструменты. От запасных траков пущены ржавые потеки. Рукоятки ножниц покрашены в черный цвет, ведь они сделаны не из дерева а из бекелита.

Покрашены и затонированы инструменты. От запасных траков пущены ржавые потеки. Рукоятки ножниц покрашены в черный цвет, ведь они сделаны не из дерева а из бекелита.

Ходовой огонь и катафот покрашены синим и красным глянцевыми лаками. Глушитель ободран и заржавлен. Имитированы потеки ржавчины.

Ходовой огонь и катафот покрашены синим и красным глянцевыми лаками. Глушитель ободран и заржавлен. Имитированы потеки ржавчины.

На стенки боевого отделения поставлены следы от ног экипажа. Ведь в боевом положении по ним ходят ногами.

На стенки боевого отделения поставлены следы от ног экипажа. Ведь в боевом положении по ним ходят ногами.

Орудие было было окрашено и затонировано по той жесхеме, что и корпус. Единственное отличие - оно интенсивнее "ободрано" и сделано светлее по оттенку.

Орудие было было окрашено и затонировано по той жесхеме, что и корпус. Единственное отличие - оно интенсивнее "ободрано" и сделано светлее по оттенку.

Ствол был сперва задут акрилом XF-56, затем натёрт пигментом Gun Metal до получения ровной глянцевой поверхности.

Ствол был сперва задут акрилом XF-56, затем натёрт пигментом Gun Metal до получения ровной глянцевой поверхности.

Для имитации стекол оптики использовал жидкость Cristal Clear. Металлический зажим позволял удобно держать орудие в процессе окраски, без риска оставить "пальчики".

Для имитации стекол оптики использовал жидкость Cristal Clear. Металлический зажим позволял удобно держать орудие в процессе окраски, без риска оставить "пальчики".

Орудие установлено в рубке. От выступающих частей маслом пущены дождевые потеки. Они обведены кружками.

Орудие установлено в рубке. От выступающих частей маслом пущены дождевые потеки. Они обведены кружками.

Сначала на модель был нанесен пигмент Europe Dust.

Сначала на модель был нанесен пигмент Europe Dust.

Он был закреплен с помощью Тиннера.

Он был закреплен с помощью Тиннера.

После высыхания локально были добавлены пигменты других оттенков: Concrete, Dry Mud, Industrial City Dirt.

После высыхания локально были добавлены пигменты других оттенков: Concrete, Dry Mud, Industrial City Dirt.

Теперь оттенок пыли заметно усложнился и стал много интереснее.

Теперь оттенок пыли заметно усложнился и стал много интереснее.

  После установки катков, производится их грязнение теми же пигментами.

После установки катков, производится их грязнение теми же пигментами.

В углублениях поставлены пятна жидкостью Wet Effect. После высыхания это придаст бортам рельефность.

В углублениях поставлены пятна жидкостью Wet Effect. После высыхания это придаст бортам рельефность.

 
   Траки сначала были задуты матовым коричневым акрилом, затем обработаны пигментом Track Brown и разными оттенками пыли. После высыхания беговые дорожки от катков были натерты до блеска палочкой от мороженого, а грунтозацепы мелкой наждачкой.
   Не грунтуйте металлические траки перед окраской, иначе грунт вылезет после обработки траков наждаком.
   
После окраски тамиевским акрилом, на траки нанесен пигмент Track Brown. Он был дополнен теми же тонами, которыми пылился сам Мебельваген.

После окраски тамиевским акрилом, на траки нанесен пигмент Track Brown. Он был дополнен теми же тонами, которыми пылился сам Мебельваген.

Грунтозацепы натерты до металла мелкой наждачкой.

Грунтозацепы натерты до металла мелкой наждачкой.

Беговые дорожки катков натерты обычной палочкой от мороженого.

Беговые дорожки катков натерты обычной палочкой от мороженого.

Аксессуары
   Для того, чтобы Мебельваген не зря носил свое гордое имя, решил дополнить интерьер мебелью, а именно - обычным стулом. По легенде этот стул был «одолжен» у местных жителей. Этот аксессуар был взят из набора советских стулев фирмы Хабар. Название набора вполне оправдано – стул действительно выглядит по-советски. Пришлось его доработать до европейских стандартов. На стул были положены командирский бинокль и фуражка.
   Кроме того, оживил интерьер керосиновой лампой от тамии и личной кружкой командира САУ с недопитым утренним кофе. Эти вещи также были «позаимствованы» экипажем у голландских жителей. Доработки керосинки можно увидеть на фото.
   В корзину и поддон гильзоулавливателя были уложены стреляные гильзы. Несколько штук разбросал в боевом отделении.
   
Тамиевскую керосиновую лампу пришлось доводить до ума с помощью проволоки и пластика.  Стул из набора фирмы Хабар заметно переделал. Теперь он несколько меньше по размеру и чуть аккуратнее.

Тамиевскую керосиновую лампу пришлось доводить до ума с помощью проволоки и пластика. Стул из набора фирмы Хабар заметно переделал. Теперь он несколько меньше по размеру и чуть аккуратнее.

Здесь хорошо видны стреляные гильзы и кружка с кофе.

Здесь хорошо видны стреляные гильзы и кружка с кофе.

Стул приклеен на све место. На него уложены бинокль и фуражка командира САУ. Керосинка приклеена на рукоятке открывания бойницы.

Стул приклеен на све место. На него уложены бинокль и фуражка командира САУ. Керосинка приклеена на рукоятке открывания бойницы.

Зеленые насаждения
   Настало время заняться самым сложным, но и пожалуй самым интересным элементом данного проекта – лиственным камуфляжем. Редкий моделист отважится на его изготовление. К сожалению в сети очень мало таких моделей. Да и выглядят они зачастую не очень реалистично.
   Даже не смотря на то, что я использовал в работе уже готовые листочки фирмы Хабар, процесс изготовления листвы оказался исключительно трудоемким. Веточки были изготовлены из подходящего кустарника, найденного во дворе. Для окраски и тонировки потребовалось несколько видов масляной краски, фильтры и смывка. Весь процесс изготовления кустов пошагово показан на фото. Надеюсь, что они получились достоверно.
   
   
Листья окрашены разными оттенками масляных красок 502 abt.

Листья окрашены разными оттенками масляных красок 502 abt.

Затем листва была отделена по такому же принципу, как и травленка. Каждый листик необходимо согнуть повдоль малым пинцетом. Это сделает его более правдоподобным.

Затем листва была отделена по такому же принципу, как и травленка. Каждый листик необходимо согнуть повдоль малым пинцетом. Это сделает его более правдоподобным.

С подходящих по размеру и форме веточек необходимо удатить все лишнее. Можно сделать это маленьким пинцетом.

С подходящих по размеру и форме веточек необходимо удатить все лишнее. Можно сделать это маленьким пинцетом.

Затем аккуратно приклеиваем листики к веточке на клей ПВА. Операция крайне деликатная и трудоёкая. Здесь нужен душевный настрой, и чтобы руки не тряслись :)

Затем аккуратно приклеиваем листики к веточке на клей ПВА. Операция крайне деликатная и трудоёкая. Здесь нужен душевный настрой, и чтобы руки не тряслись :)

Затем верхняя сторона каждого листа была покрашена более темным оттенком зеленого.

Затем верхняя сторона каждого листа была покрашена более темным оттенком зеленого.

Изготовлено почти 40 веточек и кустиков разных размеров. Этого должно хватить.

Изготовлено почти 40 веточек и кустиков разных размеров. Этого должно хватить.

Зелень установлена на модель. Ветки вставлены в петли для брезента и зажимы, а потом запылены пигментом.

Зелень установлена на модель. Ветки вставлены в петли для брезента и зажимы, а потом запылены пигментом.

Листья, находящиеся напротив глушителя обработаны пигментом Black Smoke.

Листья, находящиеся напротив глушителя обработаны пигментом Black Smoke.

Для того, чтобы подчеркнуть рельеф листочки смочены темным фильтром.

Для того, чтобы подчеркнуть рельеф листочки смочены темным фильтром.

А слишком светлые ветки смочены коричневой смывкой.

А слишком светлые ветки смочены коричневой смывкой.

В заключение листики еще раз пылятся густым фильтром.

В заключение листики еще раз пылятся густым фильтром.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: С ПОЛКИ ОБРАТНО НА РАБОЧИЙ СТОЛ
Welbike
   Главной причиной возращения Мебельвагена на рабочий стол стал миниатюрный британский мотороллер Welbike, выпускаемый фирмой Tristar. Еще в процессе работы над самоходом меня посещала мысль снабдить его трофейным Вэлбайком, ведь при проведении операции Marketgarden большое количество десантных контейнеров с оружием, провиантом и мотороллерами попало в руки к немцам.
   
   Welbike можно смело назвать одним из самых диковинных двухколесных транспортных средств, которые применялись во время Второй мировой войны.
   Прототип мотоцикла был разработан Гарри Лестером, сотрудником Special Operations Executive, SOE) — британской разведывательно-диверсионной службы, работавшей во время Второй мировой войны. Сама разработка проходила в секретном исследовательском центре городке Вэлвин (Welwyn), не далеко от Лондона. Традиционно, все диверсионные спец.разработки этого учреждения получали названия, начинающиеся на Wel (например, диверсионная минисубмарина Welman, или бесшумный пистолет с глушителем Welrod, ну и конечно сам Welbike).
   Welbike предназаначался специально для использования в диверсионных операциях, в качастве десантируемого средства. Это обусловило его исключительно миниатюрные размеры, ведь он должен был помещаться в стандартный британский десантный контейнер, габариты которого составляли 130 см в длину, 38 см в высоту и 30 в ширину. Чтобы удовлетворять этим требованиям, конструкция была максимально упрощена – двигатель 98 куб.см, отсутствие фары, тормоз только на заднее колесо, жесткая подвеска. Баки были исключительно малы, всего 3,7 литра, их дно распологалось ниже карбюратора, следовательно парашютисту время от времени приходилось подкачивать бензин с помощью ручных помп, встроенных в баки. Благодаря мизерному расходу топлива, запас хода был достаточно большим – около 90 миль. Сухой вес составлял всего 32 кг.
   Десантнику было достаточно всего 11 секунд, чтобы вытащить Welbike из контейнера, поднять руль и сиденье и отправиться в путь. Чтобы облегчить обнаружение, контейнеры имели специальную маркировку, а парашюты были сшиты из цветной материи.
   
   Уверен, что экипаж Мёбеля, наткнувшись на такой подарок обязательно взял бы Welbike с собой. Например, чтобы ездить за шнапсом в ближайшую деревеньку ))). Как известно, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
   К сожалению, по разным причинам, эту идею я так и не воплотил, в результате пришлось снова везвращаться к ней, но уже несколькими месяцами позже, когда модель была готова.
   
Двигатель и детали рамы в сборе. В идеале, рама должна быть несколько тоньше в сечении.

Двигатель и детали рамы в сборе. В идеале, рама должна быть несколько тоньше в сечении.

Сборка колеса с использованием станочка, который дается в наборе.

Сборка колеса с использованием станочка, который дается в наборе.

Готовая модель. Обратите внимание, что глушитель был доработан металлической трубочкой.

Готовая модель. Обратите внимание, что глушитель был доработан металлической трубочкой.

Вид с другой стороны. Добавлен тросик от рукоятки тормоза к колесу.

Вид с другой стороны. Добавлен тросик от рукоятки тормоза к колесу.

Welbike покрашен акрилом XF-58 Olive green.

Welbike покрашен акрилом XF-58 Olive green.

Легкая тонировка была сделана фильтром, смывкой и насухо втертым пигментом.

Легкая тонировка была сделана фильтром, смывкой и насухо втертым пигментом.

Кадр с монеткой для сравнения размеров

Кадр с монеткой для сравнения размеров

   
Обоймы со снарядами
   Как оказалось позже, доработки коснулись и самой модели Мебельвагена. Во-первых, меня коробили тамиевские картриджи со снарядами, которые были отлиты в одну деталь и выглядели весьма уныло. Вместно них я использовал афтермаркет от Lion Roar - точеные снаряды и травленые картриджи к ним. Должен отметить, что окраска столь миниатюрных снарядиков оказалась довольно трудоемким занятием! Было сложно покрасить кончики одинаково на всех снарядах в обойме. Сначала пробовал сделать это кистью, но каждый снаряд получался неповторимым :)))) Пришлось изобретать велосипед:
Снарядики до окраски. Картриджи уже согнуты.

Снарядики до окраски. Картриджи уже согнуты.

Каждый снаряд окрашен кистью черной краской. Затем, снаряды ровненько составляются на клейкую сторону модельного скоча...

Каждый снаряд окрашен кистью черной краской. Затем, снаряды ровненько составляются на клейкую сторону модельного скоча...

...после этого скоч сгибается и мы получаем идентично зафиксированные снаряды

...после этого скоч сгибается и мы получаем идентично зафиксированные снаряды

Лист бумаги выполняет роль трафарета при задувании кончиков в желтый цвет. Процедура повторяется с обратной стороны. Очень важно дуть строго перпендикулярно и на весу, чтобы не было опыла.

Лист бумаги выполняет роль трафарета при задувании кончиков в желтый цвет. Процедура повторяется с обратной стороны. Очень важно дуть строго перпендикулярно и на весу, чтобы не было опыла.

Убрав бумагу мы видим, что снаряды покрашены идентично, чего практически невозможно добиться кистью.

Убрав бумагу мы видим, что снаряды покрашены идентично, чего практически невозможно добиться кистью.

Отрезаем излишки скоча и отгибаем одну сторону...

Отрезаем излишки скоча и отгибаем одну сторону...

...затем наносим немного суперклея и прикладываем картридж.

...затем наносим немного суперклея и прикладываем картридж.

Осталось только удалить скоч. Сравните картридж от Lion Roar и таковой из тамиевского набора. Разница очевидна.

Осталось только удалить скоч. Сравните картридж от Lion Roar и таковой из тамиевского набора. Разница очевидна.

Гильзоулавливатель
   Другим элементом, не дававшим мне покоя была сетка-гильзоулавливатель. В эдуардовской травленке боковины этой сетки приклеиваются к каркасу отдельно друг от друга, что в корне не правильно, ведь все стороны корзины должны быть переплетены между собой. Решил имитировать плетение с помощью тонкой проволоки, которая продевалась в ячейки сетки пинцетом. Курс броне-кройки и шитья был пройден за несколько часов и результат стал гораздо приятнее!
Я использовал проволочку 0,1мм стального цвета. Сначала кончик продевается в ячейку...

Я использовал проволочку 0,1мм стального цвета. Сначала кончик продевается в ячейку...

...а затем вытаскивается пинцетом.

...а затем вытаскивается пинцетом.

И так повторяется очень много раз!

И так повторяется очень много раз!

А вот, что получилось.

А вот, что получилось.

Сетка сразу стала на порядок достовернее.

Сетка сразу стала на порядок достовернее.

А здесь уже после окраски и установки на орудие.

А здесь уже после окраски и установки на орудие.

С другой стороны уже установлены картриджи со снарядами.

С другой стороны уже установлены картриджи со снарядами.

Напоследок...
   Напоследок, решил добавить канистру с маслом, позаимствованную из набора Plus Model. Меня подкупила дека -этикетка с названием масла. Будем считать, что экипаж конфисковал эту канистрочку у местного населения. кроме того, снабдил огнетушитель арчеровской декалью, которая имитирует маркировку фирмы-производителя TETRA. Декалька оказалась довольно капризной, ведь ее сначала надо было перенести на бумагу “сухим” способом, а уже потом перевести на модель обычным “мокрым” способом.
  Огнетушитель с маркировкой TETRA крупным планом. Оказалось довольно сложно присобачить деку на уже установленный огнетушитель. Мешались веточки :)

Огнетушитель с маркировкой TETRA крупным планом. Оказалось довольно сложно присобачить деку на уже установленный огнетушитель. Мешались веточки :)

Канистра с маслом крупным планом. Декаль-этикетка была приварена Micro Set`ом.

Канистра с маслом крупным планом. Декаль-этикетка была приварена Micro Set`ом.

 

   Вот собственно и всё. Работа над моделью растянулась почти на шесть лет, с лета 2005 по осень 2011 года.
   
   На этот раз ставлю точку.
   
   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
   Tamiya 35237 - сама модель
   Eduard 35755 – травленка
   Lion Roar – точеный ствол
   Dragon Pz IVG – катки, инструмент.
   5,45 - траки
   Aber 35A09 – задние предкрылки
   Aber R26 – антенна
   Aber 35A98 – зажимы для инструментов
   MiG 35-004 - глушитель
   TАНК A-107 - канистра
   Royal Model – кружка
   5,45 – фуражка
   JK Resin 35010 - гильзы
   Хабар LO35002– листья
   Хабар MO35001 – стул
   Masterclub – болты, гайки разных калибров.
   ТАНК – барашковые гайки двух видов.
   Tristar - мопед Welbike
   Lion Roar - 37mm Flak ammo
   Plus Model - Oil tins set
   Archer - fire extinguisher markings
   
   
    Владимир Яшин
    Новосибирск 2005-2011
    www.ost-front.ru