САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2011-12-16
другие работы автора  |  обсуждение  
Линкор Императорского флота "Nagato", 1941г.
Hasegawa 1:350
Юрий Саламатин
aka ЮраВС
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
    Про корабль
   Линкор Нагато был одним из немногих кораблей, спроектированных и построенных после Первой Мировой войны. Большая часть таких проектов и заложенных кораблей попала под действие послевоенных договоров и никогда не была закончена постройкой. Однако несколько новых кораблей, которые все-таки были достроены, настолько отличались от линкоров предыдущего поколения, что почти сразу стали предметом национальной гордости в своих странах. Линкоры Нагато и Мутсу стали символами военно-морской мощи Японии в межвоенный период. Они поочереди служили флагманами флота и регулярно проходили модернизации. Не имея возможности по условиям договоров строить новые линкоры, японцы, как и итальянцы, выжимали из своих кораблей все заложенные при постройке резервы. Усилялось палубное бронирование, полностью была заменена двигательная установка, были добавлены противоторпедные були и удлинен корпус. Ну и конечно менялась архитектура надстроек.
   Если в начале своей карьеры корабль напоминал по архитектуре и компоновке английские линкоры, то к началу войны японцы добавили ему столько национального колорита, что силуэты Нагато и Мутсу стали неповторимы и легкоузнаваемы. Огромная "Пагода"-надстройка, построенная вокруг семиногой мачты, только на первый взгляд была хаотичным нагромождением мостиков. Фактически, все посты было скомпанованы очень продумано и эргономично-одна платформа - для адмирала и рулевых, другая - для штурманов, третья - для артиллеристов и т.д.
   Но экстравагантная архитектура была лишь фантиком этой незаурядной боевой машины. Японцы, как и англичане на Худе, сумели соединить в одном корпусе мощное бронирование, сокрушительную мощь крупнейших на момент постройки орудий ГК и высокую скорость. По этим параметрам Нагато выглядел очень достойно даже на фоне новых американских линкоров, вступивших в строй в начале войны.
   
   ТТХ Линкора
   Водоизмещение стандартное 39 120 - 39 250 т
   полное 46356 т
   Длина 221,1/224,9 м
   Ширина 33 м
   Осадка 9,5 м
   Бронирование главный пояс — 305—102 мм; верхний пояс — 203 мм; траверсы 330—254 мм; палуба — 127+70; башни — до 457 мм; барбеты — до 457 мм; рубка — 370; казематы — 25 мм.
   
   Силовая установка 4 ТЗА Kampon
   Мощность 82 300 л. с.
   Скорость 25 узлов (26,7 узлов до модернизации)
   Автономность плавания 8 560 миль на 16 узлах
   Экипаж 1480 человек
   Вооружение
   Артиллерия 4х2 — 410-мм/45, 18х1 — 140/50
   Зенитное вооружение 4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60
   Авиация 1 катапульта, 3 гидросамолёта
   
   Про набор
   Прекрасную модель этого линкора в масштабе 1:350 выпускает фирма Hasegawa. В свое время я купил этот набор даже не потому, что мне нравился прототип, а почитав восторженные отзывы о качестве японского пластика. Сейчас, после окончания сборки, я могу только присоединиться к этому хору. Модель просто великолепна. Шпаклевка использовалась в мизерных количествах, все монтажные соединения тщательно продуманны и лего реализуются. Очень выразителен рельеф поверхностей деталей - многочисленные иллюминаторы, козырьки, двери отлиты идеально ровно и без смещений. Даже хулимая многими клеточная расшивка бортов по окончании сборки мне уже не казалась такой нелепой. Да, она абсолютно немасштабна, но зато выглядит корабль с ней очень интересно даже без смывки по углублениям.
   Единственное сложное место, на которое стоит обратить внимание при сборке модели - кормовая надстройка под грот-мачтой. Там мне потребовалось довольно много шпаклевки и даже кое-где я делал вставки из пластика.
   Еще можно обратить внимание на одну из платформ Пагоды - которая с небольшими дальномерами. По всем фотографиям под основаниями дальномеров должны быть трубчатые опоры, которые в инструкции отсутствуют. Однако, как деталь, они есть на рамках.
   Но это все мелочи. Единственный реальный недостаток набора - очень большая цена. Если бы не это, я бы рекомендовал эту модель всем, кто хочет попробовать себя в 350-м масштабе.
   В работе использовался комплект травления от Hasegawa (два набора - базовый и суперсет) и набор травления от WEM. В дополнение к этим наборам использовались фототравленые 127мм зенитки тип89 Voyager, 2х25мм зенитки, разнообразные двери, а также рельсы и поворотные столики от LionRoar, Штрипки для линолеума от Flyhawk, набор стволов для Нагато от SeaMaster и еще совсем немного был "поднадкусан" набор травления от GMM "японские линкоры".
   Конечно, можно и нужно было поступить проще, купив полный набор травления от Lion Roar, но к тому моменту, как он появился в продаже, у меня было уже куплено три набора травления Hasegawa...
   
   Немного об использованом Афтермаркете:
   
   Травление Hasegawa
   Отличный набор для начинающих. Очень простая сборка, очень прочные и выразительные детали, но иногда немасштабно толстые. Из недостатков - нет трапов, вьюшек, переплетов остекления и деталировки 25мм и 127мм зениток.
   И еще мне очень непонравился способ крепления бортовых рейлингов - на отгибаемых клапанах. Из-за рейлингов и лесенок и был куплен набор WEM
   
   Травление WEM
   Эконом-вариант травления LionRoar. Позволяет собрать модель на 1941 и на 1944год. Однако сильно уступает Lion Roar по объему дополнительной деталировки. В сравнении с Хасегавой менее технологично. Присутствует обидный брак на детали прожекторной эстакады - ошибка при разработке макета. Из достоинств - есть уже раскроенные переплеты на остекление(кроме переплета на кормовой надстройке), отличные тонкие рейлинги, раскроенные по местам установки, изящные лесенки с перфорацией ступенек и косоуров, деталировка шлюпок(травленые банки, кильблоки, рули, весла). Вьюшки жадные англичане в набор не положили - у них же есть отдельный набор за отдельные деньги "Японские вьюшки"... В итоге вьюшки я взял из набора GMM.
   
   Стволы SeaMaster.
   Отличный набор. Содержит стволы ГК и СК. Все очень ровно и аккуратно. Стволы 410мм я поставил именно от Симастера, почитав критику прекрасной работы Ю. Логазаяка. Дело в том, что у СиМастера стволы выточены из белого металла, что исключает появление "золотых" бликов в канале ствола.
   
   127мм зенитки от Voyager
   Очень смпатичный набор, достойная альтернатива смоляному изделию Weteranmodels. В комплекте точеные стволы, смоляные накатники и около 15-ти травленых деталей. В любом случае лучше пластиковой изкоробочной зенитки.


Корабль в 1:350 - это в первую очередь работа с травленкой. Хороших результатов при этом можно добиваться и не покупая фирменных гнулок и приспособлений. Вот мое рабочее место:

1.Стекло - вынул из старых настенных часов. На нем отрезаю детали с рамки и оставляю капельки суперклея, из которых потом иголкой беру необходимое количество для приклеивания детали.

2. Ювелирный пинцет. Если падает на пол острием - втыкается. Им можно удерживать любую, даже самую мелкую деталь. Им же можно гнуть.

3. Полировка для ногтей 4 крупности абразива. Этой штукой выравниваю заусенцы на срезанной с рамки детали.

4. Грунтовка для металла - Очень хорошо сидит на железе, замечательно держит краску. Я грунтовал детали на рамке из баллона, нигде не залил расшивку и отверстия. В процессе работы ни разу не сорвал краску скотчем.

5. Суперклей ДонДиал. Не мутнеет - остается прозрачным после высыхания. Очень текуч. При высыхании образует очень тонкий шов. Наносить на стык деталей можно простой иголкой от шприца, при этом капелька с кончика иголки прямо на глазах "затягивается" в шов.

6. Очиститель суперклея "Контакт". Он жидкий.Пластик не жрет, но к краске, лаку и грунту довольно агрессивен. Позволяет практически без потерь снимать неправильно приклеенные детали.
Можно убрать излишки клея вокруг детали. Для этого я наматывал на зубочистку немного ваты, мочил ее в очистителе и протирал проблемное место.

7. "Кисточка" - иголка от шприца. Иголку я макаю в капельку клея на стекле, и потом иголку с клеем на кончике подношу к стыку, либо намазываю деталь клеем иглой как кисточкой. При таком способе нанесения "переливы" полностью исключаются.

8.Цанговый нож с круглым лезвием. Им отделяю травленую деталь от рамки - просто кладу рамку на стекло и прокатываю лезвием по ножке-"питателю". Лезвие потом элементарно точится на 2000 шкурке, положенной поверх стекла.

9. Тонкогубцы - для протяженных сгибов. Например, для сгиба детали катапульты или какой-нибудь большой травленой развертки

10. Набор сверел для накатки радиусов

11. Толстый картон или кусок линолеума - на него кладется деталь, и потом прокатывается с нажимом хвостовиком сверла. Получается ровный изгиб по кругу. Для изменения радиуса меняем диаметр сверла и силу нажима.

Работа с палубой. самое муторное место при сборке корабля. Если не используется деревянная наклейка, то палубу надо сначала покрасить и затонировать, потом заклеить скотчем так, что бы все деревянные части были закрыты, а металлические - открыты. И после этого палуба, борта, лючки и рейлинги задуваются в основной цвет корабля. В моем случае - это серый Куре.

25мм зенитки в пластике мне не очень понравились - я использовал травленые от Lion Roar. стволы склеивались и красились в черный цвет отдельно, станина и лафет собирались и склеивались так же отдельно и красились в серый цвет. Потом стволы с помощью Супер клея вклеивались в лафет.

Большие прожектора я сделал без стекла. Внутреннюю часть покрасил Тамиевским ТитаниумСилвером, потом заклеил отверстие скотчем, и покрасил внешнюю часть, "вилку" основания и крестовину переплета остекления в серый цвет. Потом собрал все в единый узел. Малые прожектора были даны в прозрачном пластике. Я их приклеил линзой на скотч, так же задул снаружи в титаниум силвер, а потом поверх в серый цвет. В итоге сквозь линзу поблескивает металл отражателя.

Это тренажер заряжающих для 127мм зениток. Я добавил на него позиции заряжающих - такие площадки с дырками в боковых ограждениях. Почему то этих деталей нет ни в одном наборе афтермаркета. На моем тренажере эти площадки - из "лиших" деталей WEM для 127мм зениток.

Пластиковые двери у Хасегавы получились удачно, но травленые - все равно лучше выглядят.

Для КДП среднего калибра пригодились наборы WEM и Хасегавы. У WEM взяты чудные лесенки и перфорированный переход, у Хасегавы - ограждения площадок. Переговорная трубка и рейлинги на стенке - из запасов.

Думал сделать прожекторную эстакаду из WEM-овского травления, а у них развертка бракованная. От всей травленой эстакады использовал только торцевые детали. А вот возвышенные круглые прожекторные площадки у WEM - шикарны.
А у Хасегавы вне конкуренции вертикальные трапы и рейлинги - очень прочные и легко устанавливаемые.

фототравленые полоски-нащельники и рельсы были наклеены на голый пластик, потом загрунтованы тамиевским грунтом из баллона, потом нащельники были зачищены ножиком. После этого был нанесен цвет линолеума, и нащельники были зачищены вновь. Рельсы красились с помощью масок из скотча в серый цвет уже на готовом корпусе, вместе с бортовыми рейлингами.

Вояджеровские зенитки. Выглядят гораздо интереснее пластиковых. Я бы даже сказал, что они лучше тех, которые предлагает в своем суперсете LionRoar.

Башни ГК я целиком оснастил травлением Хасегавы. У японцев, в сравнении с WEM более копийные крепления стоек рейлинга, красивее вертикальные трапы и очень хорошие, прочные рамы для антенн. С рамами, кстати, японские разработчики травла накосячили, однако в инструкции к травлению они заботливо указали, где и сколько надо отрезать. Если эти указания игнорировать, то рамы будут заметно заваливаться в сторону амбразур. С башнями есть еще одна проблема: Хасегава предлагает крепить их с помощью резиновых втулок. Неудобное решение, к тому же в основании башен будут появляться щели... Я немного переделал узел крепления, что бы избавиться от резинизделий.

Кормовую надстройку собирал и красил двумя отдельными блокам (см. на картинке неокрашенные сборки).Отдельно хочу отметить деталировку марса (старфиш) от Хасегавы - оно мало того, что идеально стыкуется, но после сборки образует ОЧЕНЬ прочную конструкцию. В процессе постройки я уронил мачту: Стеньга переломилась у основания, а реи "старфиша" даже не погнулись.
Штаги для стеньги и рей поставил после грунтовки. Потом верхушка была окрашена в черный цвети замаскирована. Деревянный настил был окрашен и замаскирован. После чего оба блока были задуты в серый цвет. И уже после полной окраски эти два блока были собраны в единую надстройку.

Пагода красилась и собиралась по-ярусам, флаг-фалы я привязал к реям даже до грунтовки. Что бы их не закрасить, я заклеил нити под блоками двумя полосами скотча. После окончательной окраски нижние концы нитей я протер ватной палочкой, смоченной тамиевским очистителем для аэрографа. Нижние концы флаг-фалов были зафиксированы в дырочках 0.3мм уже после полной сборки Пагоды.

    Хочу еще сказать немного по сборке модели.
    В процессе стройки я "открыл для себя" (с) суперклей DonDeal затекающий. Он оказался лучше используемого мной до этого "Контакта" тем, что клей после высыхания остается прозрачным, клеевой шов получается значительно тоньше и ровнее, при этом остается достаточно прочным.
    Так же в первый раз я использовал Тамиевскую грунтовку для металла (на ней нарисована шестеренка от немецкого танка). Впечатления крайне положительные - ни разу я не смог ободрать скотчем краску с металла.
    Так же использовал ранее не знакомый мне способ тонировки палубы: по углублениям расшивки досок окрашенной и залакированной палубы я провел заточенным механическим карандашом. После этого вся палуба была протерта уховертками с мыльным раствором - он немного приглушил контраст серого и светло-желтого цвета. По-моему получилось хорошо. Кстати, "Нагато" - моя первая и единственная модель, на которой я вклеил уже полностью окрашенную и тонированную палубу в корпус. Шпаклевка не понадобилась в-принципе. На собираемом параллельно корабле от японской же Fujimi щели между палубой и бортом пришлось прихватывать на суперклей, подшпаклевывать. В-общем, не вся "тамигава" одинакова...
    Для такелажа использовал уже не в первый раз нить от бантика, но вот в качестве изоляторов, блоков, каких-то утолщений на такелаже использовал трубочки 0.4мм. Они дают очень большие возможности для работы с такелажем, т.к в одну такую трубочку вполне можно вставить четыре нити от бантика.
    В качестве смывки по некоторым углублениям и иллюминаторам использовалась акварель на Фейри.
    Следы эксплуатации (потеки на бортах и башнях, а так же потертости рифленого настила) наносились с помощью пигментов тамиевской пудреницы "С", тонкой жесткой кисти и штатного спунжика-кисти.
    Для окраски корабля использовалась Тамиевская химия:
   1. Грунтовка в баллоне белая
   2. XF75 - IJN Kure gray
   3. XF79 - Linoleum deck broun
   4. XF55 - Deck tan
   5. XF9 - hull red
   6. X32 - Titanium Silver
   7. X12 - Gold Leaf
   Для самолетиков:
   8.XF11 - JN green
   9.XF12
   10. ModelMaster "Burnt sienna"
   Лак - футура и Тамиевский TS-80 из баллона.
   
   Такелаж - нитка от бантика и мононить для такелажа крана. Что бы обеспечить подвижность второй башни, приходящий на нее такелаж был сделан из эластичной нити для бисероплетения.