САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
1  ноября  2018 г.    Ну что же, наше время пришло, начинаем очередной 16-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2018.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

опубликовано 2012-01-06
другие работы автора  |  обсуждение  
ИС-4 (образца 1947г.). Создание модели.
самоделка 1:35
Федор Романюк
aka Fedot
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Особая благодарность за помощь и содействие в создании модели: Александру Гладченкову aka Holger, Виктору Боровых aka Orugeinik, Алексею Шиловичу aka Modman.
   Не получается у меня что-то в последние годы собирать модели из коробки. Вот и Тамиевский "Черчиль" собранный наполовину, простояв почти год на столе, "сыграл" обратно "в ящик" (в коробку). Скучно...
    Спасался от тоски небезызвестной многим онлайновой игрой "World of Tanks". Повстречал там как-то на поле боя "ИС-4", "плюнул" он в мою сторону, в хлам превратил и дальше двинул. Привлек внимание необычный корпус, заинтересовала история машины. Всю свою сознательную "танковую" жизнь, к позору своему, считал, что это опытный образец. Как я был удивлен по случаю выяснив, что ИС-4 состоял на вооружении, и произведено их было около 250 шт.
    Сделать модель танка, которую еще ни кто не производит в пластике в моем любимом масштабе - вот оно счастье, достойное страданий! И накрыло меня, что называется, с головой! Дело было весной, видимо обострение...
    Решил изменить своей традиции собирать агрегаты до 1945 года "рождения". Сделал шаг в сторону современки, в послевоенный период. Нашел чертежи Михаила Свирина в М-Хобби №8 за 1997г. Подыскал фотографии и понеслось...
   
Корпус.
Ванна корпуса (днище) ИС-4 весьма схожа по форме с ИС-3. С нее то я и начал, приобретя ИС-3 от Трумпитера. Соизмеряясь с чертежами и Фрагментами руководства по эксплуатации (товарищ подкинул) перепилил ванну корпуса под ИС-4. Пришлось укоротить ее на 2мм между осью ведущих колес и задними кронштейнами балансиров.

Ванна корпуса (днище) ИС-4 весьма схожа по форме с ИС-3. С нее то я и начал, приобретя ИС-3 от Трумпитера. Соизмеряясь с чертежами и Фрагментами руководства по эксплуатации (товарищ подкинул) перепилил ванну корпуса под ИС-4. Пришлось укоротить ее на 2мм между осью ведущих колес и задними кронштейнами балансиров.

 Шесть кронштейнов балансиров потребовалось сместить в сторону кормы, предварительно вырезав их. Потребовалось изготовить две копии недостающих при помощи форм из нейтрального силикона из эпоксидной смолы, подкрашенной постэльным мелком. На процессе литья из обычной хозяйственной смолы в формы из хозяйственного нейтрального силикона остановлюсь чуть позже.

Шесть кронштейнов балансиров потребовалось сместить в сторону кормы, предварительно вырезав их. Потребовалось изготовить две копии недостающих при помощи форм из нейтрального силикона из эпоксидной смолы, подкрашенной постэльным мелком. На процессе литья из обычной хозяйственной смолы в формы из хозяйственного нейтрального силикона остановлюсь чуть позже.

Убрал лишние люки, добавил недостающие из крышки от Доширак. Одну пробочку отлил из смолы. Изменил наклон нижнего лобового листа, изготовив его из листового полистирола. Нижний контур корпуса над гусеницами также вырезал из листа полистирола. Отлил копии недостающих упоров балансиров (тем же способом). Кронштейны поддерживающих катков срезал, а на новые места поставил копии с Тамиевского ИС-2 (они лучше сделаны). Ось ведущих колес пришлось сместить чуть вниз, согласно чертежам. На фото днище до и после перепила.

Убрал лишние люки, добавил недостающие из крышки от Доширак. Одну пробочку отлил из смолы. Изменил наклон нижнего лобового листа, изготовив его из листового полистирола. Нижний контур корпуса над гусеницами также вырезал из листа полистирола. Отлил копии недостающих упоров балансиров (тем же способом). Кронштейны поддерживающих катков срезал, а на новые места поставил копии с Тамиевского ИС-2 (они лучше сделаны). Ось ведущих колес пришлось сместить чуть вниз, согласно чертежам. На фото днище до и после перепила.

Пришло время приниматься за верхнюю часть корпуса. Поставил крышу МТО и БО на некое подобие шпангоутов (все листовой полистирол). Нос и корму пришлось подрезать исходя из углов наклона бронелистов, кое-что подклеил.

Пришло время приниматься за верхнюю часть корпуса. Поставил крышу МТО и БО на некое подобие шпангоутов (все листовой полистирол). Нос и корму пришлось подрезать исходя из углов наклона бронелистов, кое-что подклеил.

Опираясь на полученный каркас, сделал оклейку "бронелистами".

Опираясь на полученный каркас, сделал оклейку "бронелистами".

Выжигателем изобразил следы распила бронеплит. Сварочные швы изготовил из двухкомпонентной шпатлевки Тамия.

Выжигателем изобразил следы распила бронеплит. Сварочные швы изготовил из двухкомпонентной шпатлевки Тамия.

Над гусеницами корпус танка имеет выступ вниз. Выступы также выполнил из полистирола.

Над гусеницами корпус танка имеет выступ вниз. Выступы также выполнил из полистирола.

Решетки МТО. Очень трудоемкая вещь оказалась, много времени потрачено на них. Пришлось даже раз переделывать - не понравился первый результат. Не хочу даже пытаться считать: сколько кусочков полистирола пришлось склеить. Первый этап - рамки решеток.

Решетки МТО. Очень трудоемкая вещь оказалась, много времени потрачено на них. Пришлось даже раз переделывать - не понравился первый результат. Не хочу даже пытаться считать: сколько кусочков полистирола пришлось склеить. Первый этап - рамки решеток.

Второй этап - сами решетки.

Второй этап - сами решетки.

Очень трудно делать мелкие детали вручную, чтобы они получались аккуратными. Вечно что-нибудь портится по ходу дела. Сеточки капроновые из "закромов", остатки от какой-то модели. Оказались слишком толстыми и "непрозрачными", поэтому будут сняты и заменены другими.

Очень трудно делать мелкие детали вручную, чтобы они получались аккуратными. Вечно что-нибудь портится по ходу дела. Сеточки капроновые из "закромов", остатки от какой-то модели. Оказались слишком толстыми и "непрозрачными", поэтому будут сняты и заменены другими.

Болты Мастерклуб. Откосы делал из двухкомпонентной шпатлевки Тамия. Сначала налепил ее, потом тыльной стороной сверлышка 1,5 мм продавил места под болты. Когда все это засохло, надфилем сточил все лишнее. Рукоятки из медной проволоки.

Болты Мастерклуб. Откосы делал из двухкомпонентной шпатлевки Тамия. Сначала налепил ее, потом тыльной стороной сверлышка 1,5 мм продавил места под болты. Когда все это засохло, надфилем сточил все лишнее. Рукоятки из медной проволоки.

Обустроил место механика-водителя. Вещь небольшая, но достаточно трудоемкая. Сам выступ и люк склеены из кусочков полистирола толщиной 0,5 мм, смотровые приборы скопированы с ИС-3 от Трампа. Крышечки позже заменил, от ИС-3 поставил, предварительно сточив толщину. Сварка опять же двухкомпонентная шпатлевка Тамия.

Обустроил место механика-водителя. Вещь небольшая, но достаточно трудоемкая. Сам выступ и люк склеены из кусочков полистирола толщиной 0,5 мм, смотровые приборы скопированы с ИС-3 от Трампа. Крышечки позже заменил, от ИС-3 поставил, предварительно сточив толщину. Сварка опять же двухкомпонентная шпатлевка Тамия.

Выхлопные трубы получились только с третьего раза. Бронекожухи склеены из кусочков полистирола 0,5мм, потом округлены надфилем (на фото до и после надфиля).

Выхлопные трубы получились только с третьего раза. Бронекожухи склеены из кусочков полистирола 0,5мм, потом округлены надфилем (на фото до и после надфиля).

Сами трубы свернул из толстой алюминиевой фольги и приклеил к кожухам.

Сами трубы свернул из толстой алюминиевой фольги и приклеил к кожухам.

Облагородил корму и крышу МТО. Болты как всегда от Мастерклуб, буксировочные рымы, фиксатор ствола орудия, габаритные огни использовал от ИС-3. Не обошлось без медной проволоки. Ось шарниров игла - от одноразового шприца.

Облагородил корму и крышу МТО. Болты как всегда от Мастерклуб, буксировочные рымы, фиксатор ствола орудия, габаритные огни использовал от ИС-3. Не обошлось без медной проволоки. Ось шарниров игла - от одноразового шприца.

Заменил крышки на смотровых приборах. Балансиры ленивцев и механизмы натяжения также от ИС-3. Защелки на буксировочных рымах из медной проволоки разной толщины.

Заменил крышки на смотровых приборах. Балансиры ленивцев и механизмы натяжения также от ИС-3. Защелки на буксировочных рымах из медной проволоки разной толщины.

Надгусеничные полки сделал из полистирола 0,2мм (крышки от Доширак подходят для этого идеально). Опять же каждая полка из нескольких деталей.<br />

Надгусеничные полки сделал из полистирола 0,2мм (крышки от Доширак подходят для этого идеально). Опять же каждая полка из нескольких деталей.

Установил полки на место. Шарниры впереди изобразил из медной проволоки. И снова использовал детали от ИС-3.

Установил полки на место. Шарниры впереди изобразил из медной проволоки. И снова использовал детали от ИС-3.

Долго делал оснастку корпуса. Мелочи всегда трудоемки, но без них никуда! Ящики ЗИП: белые - самодел из полистирола 0,3мм, зеленый - из "закромов Родины", блестящие - из толстой фольги (ребра жесткости продавил зубочисткой в вырезанном трафарете из крышки Доширак). Пила из набора травленки для ИС-2 от Абер. Фара от Эльф. Проводка из медной проволоки. Сигнал от ИСУ-152 Звезда.

Долго делал оснастку корпуса. Мелочи всегда трудоемки, но без них никуда! Ящики ЗИП: белые - самодел из полистирола 0,3мм, зеленый - из "закромов Родины", блестящие - из толстой фольги (ребра жесткости продавил зубочисткой в вырезанном трафарете из крышки Доширак). Пила из набора травленки для ИС-2 от Абер. Фара от Эльф. Проводка из медной проволоки. Сигнал от ИСУ-152 Звезда.

Буксировочные серьги от ИСУ-152 Звезда, крепление из набора травления для ИС-2 Абер. Покупные троса с коушами.

Буксировочные серьги от ИСУ-152 Звезда, крепление из набора травления для ИС-2 Абер. Покупные троса с коушами.

  Шансовый инструмент из "закромов".  Фиксатор орудия в походном положении сделал рабочим (кольцо открывается, детали из травленки опять же). Топливные баки от ИС-3 Трамп. Бочки дымзавесы от него же с переделкой.

Шансовый инструмент из "закромов". Фиксатор орудия в походном положении сделал рабочим (кольцо открывается, детали из травленки опять же). Топливные баки от ИС-3 Трамп. Бочки дымзавесы от него же с переделкой.

Благодаря Константину Кондратьеву наконец-то увидел в присланном валке, как крепились дополнительные топливные баки. Пришлось переделать свое неправильное творение. Заодно сделал из проволоки систему воздушных и топливопроводных трубок согласно схеме из руководства по эксплуатации.

Благодаря Константину Кондратьеву наконец-то увидел в присланном валке, как крепились дополнительные топливные баки. Пришлось переделать свое неправильное творение. Заодно сделал из проволоки систему воздушных и топливопроводных трубок согласно схеме из руководства по эксплуатации.

 
Ходовая.
   Немного о процессе копирования деталей при помощи нейтрального силикона и эпоксидной смолы.
   В истории о постройке ИС-122 я подробно показал процесс отливки крупной детали - башни танка. Сейчас я хочу рассмотреть процесс копирования (или тиражирования) небольших деталей, что в модельной жизни требуется гораздо чаще. И хотя на эту тему уже достаточно написано статей, меня часто спрашивают: как, что, где взять? Поэтому я решил, что будет не лишним рассказать и показать о процессе на примере изготовления форм для копирования поддерживающих катков и собственно отливки их копий. Когда я говорил выше по тексту: недостающие детали были скопированы с чего-то, речь идет именно об этом способе. Итак...
   Покупаем в хозяйственном или магазине стройматериалов бесцветный силиконовый герметик с надписью "нейтральный" и эпоксидный клей с большим бутылем смолы и малым пузырьком затвердителя.
   
Мастер-модель поддерживающего катка я сделал из листового полистирола толщиной 0.5 мм. Это кружочки, оклеенные полоской по кругу и с наклеенными сегментами.

Мастер-модель поддерживающего катка я сделал из листового полистирола толщиной 0.5 мм. Это кружочки, оклеенные полоской по кругу и с наклеенными сегментами.

Обработаны надфилем, просверлены дырочки сверлом 0.8 мм и посажены на ось.

Обработаны надфилем, просверлены дырочки сверлом 0.8 мм и посажены на ось.

1. На кусочек гладкой поверхности (я использовал старую пластиковую интернет-карту) помещаем кусок пластилина, придавливаем его ровной смазанной вазелином другой гладкой поверхностью, чтобы получить пластилиновую площадку. Слегка вдавливаем детали мастер-модели в пластилин. Края пластилиновой площадки обрезаем ножичком, чтобы получился аккуратный несимметричный постаментик. Этот "постаментик" потом образует в полуформах так называемый замок, который обеспечит их точное совмещение. Все это дело при помощи нейлоновой кисточки смазываем тонким слоем вазелина. <br />2. Делаем опалубку (опять же использовал старую интернет-карточку), примеряем ее. <br />3. Первый слой нейтрального силиконового герметика - самая ответственная работа при изготовлении формы. Для его нанесения чуть-чуть выдавливаем герметик в емкость, и чтобы сделать его немного жиже, добавляем каплю уайтспирита (нельзя растворять сильно, иначе форма потом усохнет и изменит размер детали). Той же кисточкой обмазываем тонким слоем детали и постамент, не допуская воздушных пузырей. <br />4. Устанавливаем смазанную вазелином изнутри опалубку и, придерживая, обмазываем места сопряжения с основанием. <br />Даем просохнуть первому слою где-то сутки.<br />

1. На кусочек гладкой поверхности (я использовал старую пластиковую интернет-карту) помещаем кусок пластилина, придавливаем его ровной смазанной вазелином другой гладкой поверхностью, чтобы получить пластилиновую площадку. Слегка вдавливаем детали мастер-модели в пластилин. Края пластилиновой площадки обрезаем ножичком, чтобы получился аккуратный несимметричный постаментик. Этот "постаментик" потом образует в полуформах так называемый замок, который обеспечит их точное совмещение. Все это дело при помощи нейлоновой кисточки смазываем тонким слоем вазелина.
2. Делаем опалубку (опять же использовал старую интернет-карточку), примеряем ее.
3. Первый слой нейтрального силиконового герметика - самая ответственная работа при изготовлении формы. Для его нанесения чуть-чуть выдавливаем герметик в емкость, и чтобы сделать его немного жиже, добавляем каплю уайтспирита (нельзя растворять сильно, иначе форма потом усохнет и изменит размер детали). Той же кисточкой обмазываем тонким слоем детали и постамент, не допуская воздушных пузырей.
4. Устанавливаем смазанную вазелином изнутри опалубку и, придерживая, обмазываем места сопряжения с основанием.
Даем просохнуть первому слою где-то сутки.

5. После высыхания первого слоя герметика, той же кисточкой укладываем более толстый второй слой, уже не разводя силикон, таким как есть. Тщательно, но аккуратно, чтобы не повредить, обмазываем первый слой и заполняем пустоту между опалубкой и пластилиновым постаментом. Даем немного застыть (скажем, полдня). <br />6. Оставшееся пространство до верха опалубки заполняем смесью свежего силикона с силиконовой крошкой, полученной путем перемалывания старого сухого силикона (уже ненужных форм) на ручной мясорубке. Зачем это нужно? Конечно, можно заполнить все оставшееся пространство и просто герметиком из бутыли, но сохнуть такая форма будет очень долго. С крошкой форма застывает через пару дней и экономится свежий силикон. <br />7. Уложив герметик с крошкой, выравниваем по верхнему краю опалубки (опять же той же карточкой или старой линейкой). <br />8. Через пару дней, осторожно при помощи ножика отделяем опалубку и саму полуформу от основания, так чтобы пластилиновый постаментик остался в полуформе. Теперь надо извлечь пластилин так, чтобы детали мастер-модели остались в полуформе. Если вы хорошо смазали пластилин вазелином перед тем, как вдавить в него детали - это будет нетрудно.<br />

5. После высыхания первого слоя герметика, той же кисточкой укладываем более толстый второй слой, уже не разводя силикон, таким как есть. Тщательно, но аккуратно, чтобы не повредить, обмазываем первый слой и заполняем пустоту между опалубкой и пластилиновым постаментом. Даем немного застыть (скажем, полдня).
6. Оставшееся пространство до верха опалубки заполняем смесью свежего силикона с силиконовой крошкой, полученной путем перемалывания старого сухого силикона (уже ненужных форм) на ручной мясорубке. Зачем это нужно? Конечно, можно заполнить все оставшееся пространство и просто герметиком из бутыли, но сохнуть такая форма будет очень долго. С крошкой форма застывает через пару дней и экономится свежий силикон.
7. Уложив герметик с крошкой, выравниваем по верхнему краю опалубки (опять же той же карточкой или старой линейкой).
8. Через пару дней, осторожно при помощи ножика отделяем опалубку и саму полуформу от основания, так чтобы пластилиновый постаментик остался в полуформе. Теперь надо извлечь пластилин так, чтобы детали мастер-модели остались в полуформе. Если вы хорошо смазали пластилин вазелином перед тем, как вдавить в него детали - это будет нетрудно.

9. После извлечения пластилина, его остатки все равно останутся на форме и деталях. Берем старую мягкую зубную щетку и под теплой водой с мыльцем промываем форму от пластилина. И вот оно счастье! Одна полуформа готова! <br />10. Смазываем контактирующую поверхность полуформы и детали в ней вазелином (детали поменьше, форму чуть толще) и повторяем историю с нанесением первого слоя силикона. <br />11. Собираем ту же опалубку и слегка одеваем ее на первую полуформу. Потом повторяем историю со вторым и третьим (с крошкой) слоями. <br />12. Дав хорошо просохнуть второй полуформе, отделяем опалубку. Имеем две слипшиеся полуформы, которые надо аккуратно разделить, потихоньку по кругу растягивая их на разрыв. Осторожность и неторопливость - залог успеха!<br />

9. После извлечения пластилина, его остатки все равно останутся на форме и деталях. Берем старую мягкую зубную щетку и под теплой водой с мыльцем промываем форму от пластилина. И вот оно счастье! Одна полуформа готова!
10. Смазываем контактирующую поверхность полуформы и детали в ней вазелином (детали поменьше, форму чуть толще) и повторяем историю с нанесением первого слоя силикона.
11. Собираем ту же опалубку и слегка одеваем ее на первую полуформу. Потом повторяем историю со вторым и третьим (с крошкой) слоями.
12. Дав хорошо просохнуть второй полуформе, отделяем опалубку. Имеем две слипшиеся полуформы, которые надо аккуратно разделить, потихоньку по кругу растягивая их на разрыв. Осторожность и неторопливость - залог успеха!

13. Готовые формы с удаленными из них деталями мастер-модели. Ура! Самая тяжелая и ответственная работа сделана! <br />14. Разводим хозяйственный эпоксидный клей (смолу). Для того чтобы с отлитой деталью было легче работать, смолу подкрашиваем, чуть-чуть покрошив сухой пастэльный мелок, например, коричневый. Много крошить не стоит - смола может не засохнуть. <br />Тонкой кисточкой обмазываем формы детали, не позволяя образовываться воздушным пузырькам. <br />15. Заполняем смолой оставшееся пространство немного с верхом. <br />16. Совмещаем полуформы. Выступ (замок) несимметричной формы не позволит сложить их неправильно и идеально совместит форму. Теперь надо придавить форму грузиком, чтобы выдавилась лишняя смола и не попал воздух в детали. Грузик должен хорошо прижимать, но не должен быть слишком тяжелым, иначе он сплющит форму и отливаемую деталь.<br />

13. Готовые формы с удаленными из них деталями мастер-модели. Ура! Самая тяжелая и ответственная работа сделана!
14. Разводим хозяйственный эпоксидный клей (смолу). Для того чтобы с отлитой деталью было легче работать, смолу подкрашиваем, чуть-чуть покрошив сухой пастэльный мелок, например, коричневый. Много крошить не стоит - смола может не засохнуть.
Тонкой кисточкой обмазываем формы детали, не позволяя образовываться воздушным пузырькам.
15. Заполняем смолой оставшееся пространство немного с верхом.
16. Совмещаем полуформы. Выступ (замок) несимметричной формы не позволит сложить их неправильно и идеально совместит форму. Теперь надо придавить форму грузиком, чтобы выдавилась лишняя смола и не попал воздух в детали. Грузик должен хорошо прижимать, но не должен быть слишком тяжелым, иначе он сплющит форму и отливаемую деталь.

17. Часа через четыре полуформы осторожно разделяем и наблюдаем в них застывшую эпоксидку в виде копируемых деталей. <br />18. Извлеченные из формы отлитые детали требуют немного обработки от "облоя". Процесс отливки повторяется по количеству катков.

17. Часа через четыре полуформы осторожно разделяем и наблюдаем в них застывшую эпоксидку в виде копируемых деталей.
18. Извлеченные из формы отлитые детали требуют немного обработки от "облоя". Процесс отливки повторяется по количеству катков.

Ведущее колесо от ИС-3 Трумпа (слева) перепелил под ИС-4(справа). Зубья потребовалось переточить, слишком уж они прямоугольные были. Опять же болтики от Мастерклуб потребовались.

Ведущее колесо от ИС-3 Трумпа (слева) перепелил под ИС-4(справа). Зубья потребовалось переточить, слишком уж они прямоугольные были. Опять же болтики от Мастерклуб потребовались.

Мастер-модель трака для ИС-4 я получил методом скрещивания двух траков от Мастерклуб: для ИС-2 и ИС-3 (поздний). На фото искомый трак ближний к нам. Получен он путем отсечения пустотелых лопаток с позднего трака для ИС-3, доработкой и приклеивания их к траку от ИС-2 на место его родных. Плюс немного шпатлевки. Места отреза - красные линии, места склеивания - желтые линии.

Мастер-модель трака для ИС-4 я получил методом скрещивания двух траков от Мастерклуб: для ИС-2 и ИС-3 (поздний). На фото искомый трак ближний к нам. Получен он путем отсечения пустотелых лопаток с позднего трака для ИС-3, доработкой и приклеивания их к траку от ИС-2 на место его родных. Плюс немного шпатлевки. Места отреза - красные линии, места склеивания - желтые линии.

Те же траки с наружной стороны.

Те же траки с наружной стороны.

За мастер-модель опорного катка я принял каток от ИС-2 Тамии. По крайней мере, первые серийные ИС-4 имели именно такие "ранние" катки с пятью болтами на крышке. Траки и катки я планировал отлить указанным выше методом, но... <br /> Виктор Боровых aka Orugeinik неожиданно предложил мне свою помощь в тиражировании катков и траков, используя свой навык и профессиональные материалы. Я моделист, а не мазохист и, конечно, согласился. Виктор очень сильно облегчил мой труд и серьезно сократил сроки постройки модели. Качество копий отменное. Огромное ему спасибо!!! На фото результат его труда.<br />

За мастер-модель опорного катка я принял каток от ИС-2 Тамии. По крайней мере, первые серийные ИС-4 имели именно такие "ранние" катки с пятью болтами на крышке. Траки и катки я планировал отлить указанным выше методом, но...
Виктор Боровых aka Orugeinik неожиданно предложил мне свою помощь в тиражировании катков и траков, используя свой навык и профессиональные материалы. Я моделист, а не мазохист и, конечно, согласился. Виктор очень сильно облегчил мой труд и серьезно сократил сроки постройки модели. Качество копий отменное. Огромное ему спасибо!!! На фото результат его труда.

  Балансиры катков использовал опять-таки от ИС-3 Трумпитера, предварительно замазав шпатлевкой непонятные пустоты в них. Два недостающих балансира изготовил путем копирования, описанным выше.

Балансиры катков использовал опять-таки от ИС-3 Трумпитера, предварительно замазав шпатлевкой непонятные пустоты в них. Два недостающих балансира изготовил путем копирования, описанным выше.

 
Башня.
Основание башни. Два круга из полистирола 1мм, между ними тоже полистирол 1мм, для получения искомой высоты. Установочное кольцо от ИС-3.

Основание башни. Два круга из полистирола 1мм, между ними тоже полистирол 1мм, для получения искомой высоты. Установочное кольцо от ИС-3.

Нижний контур башни - тоже полистирол 1мм. Двухкомпонентная шпатлевка заполнила пространство между кругами, образуя усеченный конус.

Нижний контур башни - тоже полистирол 1мм. Двухкомпонентная шпатлевка заполнила пространство между кругами, образуя усеченный конус.

Башня ИС-4 геометрически складывается из нескольких различных поверхностей. Всвязи с этим я решил делать ее, опираясь на ключевые точки ее формы. Для этого склеил каркас с учетом толщины листов полистирола, которые будут на него наклеиваться. Сразу же вклеил шарнир для установки орудийной маски и ствола орудия, вырезанный, конечно же, из башни ИС-3.

Башня ИС-4 геометрически складывается из нескольких различных поверхностей. Всвязи с этим я решил делать ее, опираясь на ключевые точки ее формы. Для этого склеил каркас с учетом толщины листов полистирола, которые будут на него наклеиваться. Сразу же вклеил шарнир для установки орудийной маски и ствола орудия, вырезанный, конечно же, из башни ИС-3.

Передняя часть крыши сложена из прямых ровных поверхностей. Они, по сути, тоже каркасообразующие.

Передняя часть крыши сложена из прямых ровных поверхностей. Они, по сути, тоже каркасообразующие.

Вертикальные поверхности башни выклеены из более тонкого полистирола 0,5мм из пяти частей, вырезанных по выкройкам из бумаги. Бумага накладывалась на каркас и обрисовывалась карандашом - так получились выкройки.

Вертикальные поверхности башни выклеены из более тонкого полистирола 0,5мм из пяти частей, вырезанных по выкройкам из бумаги. Бумага накладывалась на каркас и обрисовывалась карандашом - так получились выкройки.

Маленькие нижние отсеки замазал эпоксилином (двухкомпонентная шпатлевка из хозяйственного магазина).

Маленькие нижние отсеки замазал эпоксилином (двухкомпонентная шпатлевка из хозяйственного магазина).

До настоящей формы борта доводил двухкомпонентной шпатлевкой Тамия, наждачкой и надфилями.

До настоящей формы борта доводил двухкомпонентной шпатлевкой Тамия, наждачкой и надфилями.

На башне хоть и довольно слабая, но имеется текстура литья. Ее я имитировал нитрошпатлевкой Тамия.

На башне хоть и довольно слабая, но имеется текстура литья. Ее я имитировал нитрошпатлевкой Тамия.

Обустройство башни не обошлось без болтов Мастерклуб и медной проволоки. По-прежнему использовал некоторые мелкие детали от Трамповского ИС-3. Люки, правда, пришлось удлинить.

Обустройство башни не обошлось без болтов Мастерклуб и медной проволоки. По-прежнему использовал некоторые мелкие детали от Трамповского ИС-3. Люки, правда, пришлось удлинить.

Для изготовления фиксаторов использовалась толстая алюминиевая фольга.

Для изготовления фиксаторов использовалась толстая алюминиевая фольга.

Маску орудия от ИС-3 переделал для ИС-4. Как всегда не обошлось без двухкомпонентной шпатлевки, чтобы долепить деталь до нужных размеров. Четыре болта Мастерклуб. Кое-что пришлось обрезать. Вверху маска от ИС-3, внизу полученный результат для ИС-4.

Маску орудия от ИС-3 переделал для ИС-4. Как всегда не обошлось без двухкомпонентной шпатлевки, чтобы долепить деталь до нужных размеров. Четыре болта Мастерклуб. Кое-что пришлось обрезать. Вверху маска от ИС-3, внизу полученный результат для ИС-4.

Установил маску со стволом. Ствол Д-25Т 122мм точенный от Aber (для ИС-2). Вклеил кусок пулеметного ствола ДШК от ИСУ-152. Из крышки от Доширак сделал козырек над маской. Шарниры козырька из толстой фольги, рабочие. Технология такая же, как и в травленых наборах. Главная проблема: аккуратно вырезать по две заготовки на шарнир в виде буквы F (резал отломанным под острым углом кончиком старой бритвочки НЕВА) и загнуть кончики на проволочку, развернув вторую F вверх ногами. Проволочку потом обрезаем по длине шарнира.

Установил маску со стволом. Ствол Д-25Т 122мм точенный от Aber (для ИС-2). Вклеил кусок пулеметного ствола ДШК от ИСУ-152. Из крышки от Доширак сделал козырек над маской. Шарниры козырька из толстой фольги, рабочие. Технология такая же, как и в травленых наборах. Главная проблема: аккуратно вырезать по две заготовки на шарнир в виде буквы F (резал отломанным под острым углом кончиком старой бритвочки НЕВА) и загнуть кончики на проволочку, развернув вторую F вверх ногами. Проволочку потом обрезаем по длине шарнира.

Завершение процесса.
   Несколько общих планов. Пулемет с турелью на башне от ИС-3 Трумпитера. Бревно натуральное. Сетки на решетки будут установлены при покраске.
Окрашенная модель танка ИС-4.