САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
7  апреля  2020 г.    Опубликованы результаты решения жюри по наиболее многочисленным номинациям - БТТ. Смотрите здесь.
Осталось отсудить "самоделкиных" (много на этот раз очень достойных работ) и фигурно-диорамные номинации. Финал скоро.


19  марта  2020 г.    А у нас есть окончательные результаты по авианоминациям конкурса. Мнение компетентного жюри по представленным работам смотрите здесь.
опубликовано 2012-02-20
другие работы автора  |  обсуждение  
Моран Н, Московская авиашкола, зима 1918-1919 годов
Maquette 1:48
Никита Донцов
aka Nikitoss
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
"Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь..."

"Собачье сердце" М.А.Булгаков

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

   Morane G – французский самолет, разработанный еще до начала Первой мировой войны, и ставший одним из первых, получивших широкую славу и признание на восточном фронте в 1914 году. Подробная история Морана изложена на сайте «Уголок неба»,потому приводить ее тут особого смысла я не вижу. Ограничусь лишь констатацией того факта, что разработанный в 1912-1913 годах самолет находился на службе еще в 1918 году, что, по тем временам, было большой редкостью.
   Вот только в коробке находится не Morane G – там лежит Morane H, понять это легко по двум парам расчалок на крыле (у Morane G их три пары, у H две, что и изображено на бокс-арте, что и отражено в пластике). На самом деле важнее число нервюр на крыле – именно это является основным признаком, который влияет и на количество пар расчалок. Количество нервюр влияет и на размах крыла – в модели дано короткое крыло (H), а название на коробке соответствует длинному (G).

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

Бокс-арт. Лицевая сторона коробки.

Бокс-арт. Лицевая сторона коробки.

Варианты окраски из инструкции.

Варианты окраски из инструкции.

Декали. Чертик дан на пропавшем при сканировании белом фоне.

Декали. Чертик дан на пропавшем при сканировании белом фоне.

   Вариантов окраски в коробке от Макета представлено два – Московская авиашкола, зима 1918-1919 годов и самолет русского аса Казакова. Разберем варианты подробнее:
   1. Московская авиашкола, зима 1918-1919 годов. Самолет был разбит пилотом Братолюбовым во время тренировочного полета. По сохранившейся фотографии можно предположить, что никакого белого фона под «чертиком» нет, а есть просто смытая грязь. Также по той же фотографии (а другой нет) предположительно просматривается факт того, что кокарды замазаны, при чем замазаны плохо, трехцветные диски проступают через краску. Также можно сказать, что цвет намазанных большевиками кругов отличается – предположительно слева он красный, а справа белый.
   2. Начнем с того, что фамилия аса Козаков, а не Казаков, как указано в инструкции. Далее – неправильно хвостовое обозначение, "МГ" - это G, а H был "МЖ". Заводской номер, дающийся на декали, слава богу правильный. Более ничего точного про этот самолет сказать нельзя, ведь подтверждающих фотографий нет, да и тип самолета, на котором летал Козаков, тоже не известен. Из области предположений и кокарды (правильно только то, что они соответствуют Морану, полученному из Франции, на машинах русского производства кокарды были другие), и нанесение серийного номера и обозначений (вариантов было несколько, в том числе и тот, что дается производителем).
   

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Крылья выглядят неплохо.

Крылья выглядят неплохо.

Половинки фюзеляжа нуждаются в обработке.

Половинки фюзеляжа нуждаются в обработке.

Двигатель выглядит сильно упрощенным.

Двигатель выглядит сильно упрощенным.

Стойки. Отметим, что по уму их надо паять самостоятельно.

Стойки. Отметим, что по уму их надо паять самостоятельно.

Инструкция. Обратим внимание, что деталей №17 в инструкции две.
   Что сказать? Отливка происходит из конца 80-х, поэтому требовать от нее что-либо необычное бессмысленно. Обмылок? Да. Пластик толстый и бесформенный? Да. Минимализм деталей? Да. Декали от «Анна и Ко», которые крошатся с завидным постоянством? Снова да.
   Инструкция для 2011 года безобразная. Боксарт хоть и не вызывает резко негативной реакции, но опять-таки для 2011 простоват. Да и сам бренд «Макет» положительных эмоций не вызывает, благо он уже благополучно «почил в бозе».
   С другой стороны другого «Моран Ж» («Морана H») насколько я знаю, не существует. А значит заниматься описанием пластика бессмысленно, надо приступать к сборке.

СБОРКА

   Сборка стандартно начинается с интерьера – а в случае с Мораном с его отсутствия.
   Я окрасил внутренние поверхности фюзеляжа в затемненный цвет ткани, затем установил внутри ребра силового каркаса и перетянул их внутренними растяжками, имитируя, таким образом, силовой набор фюзеляжа. Долго разбирал фотографии музейного Морана, пытаясь понять, что находится у него вместо приборной доски. После долгих консультаций решил установить там обыкновенную деревянную планку, на которую пилот закреплял во время полета карту. Что было на самом деле, сказать сложно, ибо фотографий я найти не смог, а устное описание есть устное описание. Единственно что могу сказать точно – между пилотом и двигателем находится бензобак, позади пилота находится второй бензобак, а за задним бензобаком – так называемый багажник. Сиденье «гитарообразной» формы у Макета дано правильно, его смело можно устанавливать на место безо всяких ремней. От себя я добавил пол кабины. Поскольку шов склейки половинок фюзеляжа будет заметен и смотреться будет мягко говоря не очень, я вырезал полик единой деталью из виолопласта, затем сделал все необходимые сквозные отверстия, окрасил его в цвет дерева и установил на модели перед установкой кресла пилота.
Боковины фюзеляжа. Внутренняя сторона.

Боковины фюзеляжа. Внутренняя сторона.

Интерьер. Виден тахометр и пол кабины.

Интерьер. Виден тахометр и пол кабины.

Вид на кокпит музейной реплики. Отметим - перед Вами бензобак.

Вид на кокпит музейной реплики. Отметим - перед Вами бензобак.

   Единственный прибор в наборе – тахометр, и устанавливается он на левом борту. Однако то, то дается в наборе, необходимо долго и нудно орабатывать. Я зажал тахометр в патрон микродрели, и, обтачивая его на шкурке 800, придал ему строго круглую форму. «Ну а дальше все очень просто» (с). Белая и черная краска, жидкое стекло клирфикс, ночь на просушку, и прибор стоит на своем законном месте.
   В крайнюю очередь установил ручку управления (она выступает снизу фюзеляжа) и занялся двигателем.
Цилиндры Оберурселя. Обращаем внимание на непотребный "изкоробочный" двигатель.

Цилиндры Оберурселя. Обращаем внимание на непотребный "изкоробочный" двигатель.

Двигатель в сборе

Двигатель в сборе

   Всесторонне изучив его понял, что то, что дается в наборе, к установке непригодно. Выход был найден следующий – взяв старый двигатель Оберурсель от Вектора (U.1, если быть точным), я использовал его цилиндры, а в качестве картера использовал таковой от Макета, отрезав от него предварительно те пупырышки, которые я должен был считать цилиндрами. Толкатели и провода зажигания устанавливаются на уже собранный и прокрашенный двигатель. И проблема остается только одна – новые цилиндры не встанут в капот «бронетанковой» толщины, предлагаемый Макетом.
   Капот пришлось полностью переделать, согнув его из жести от банки Кока-кола. Благодаря минимальной толщине капот идеально подошел к модели, «приютив» внутри себя ротативный двигатель со смененными цилиндрами.
Сравним "изкоробочное"  и спицованное колесо. Отметим разницу в размерах - она потом выйдет боком.

Сравним "изкоробочное" и спицованное колесо. Отметим разницу в размерах - она потом выйдет боком.

Обработанная мелочевка. Крайняя правая деталь - гитарообразная скамейка пилота.

Обработанная мелочевка. Крайняя правая деталь - гитарообразная скамейка пилота.

Бирка производтеля неправильных спицованных колес.

Бирка производтеля неправильных спицованных колес.

   Приступая к стойкам шасси и колесам я сразу принял решение, что те колеса, которые даются в наборе, подлежат безусловному выбрасыванию. Для их замены были приобретены спицованные травленые колеса – и вот тут меня ожидала нерешаемая засада. Дело в том, что травленка от HR Models сделана неправильно, спицы даны в ней уже на диске, что не дает возможности их правильной установки (невозможно согнуть спицы так, как это необходимо согласно чертежам и фотографиям). Выход из этой ситуации только один – приобретение травленых спицованных колес от Part, но мне было лень ждать, а потому я решил установить то, что есть.
   Говоря от тойках шасси добавлю еще. Что по уму надо всю систему стоек паять из обрезков булавок и устанавливать на самолет – тогда будет соблдена масштабность толщины. Без этого смотрится аляповато, но, так как паять я не умею, пришлось максимально утоньшить то, что давалось, на шкурке №800, и поставить как есть. Сразу скажу – получилось плохо, и если Вы соберетесь вслед за мной делать Моран, научитесь паять, будет гораздо лучше.
Рули поворота и высоты.

Рули поворота и высоты.

Половинка фюзеляжа. Незабываем про отверстие в "ступеньке" в хвосте.

Половинка фюзеляжа. Незабываем про отверстие в "ступеньке" в хвосте.

Рули высоты крупно.

Рули высоты крупно.

Руль поворота крупно. Не забываем - перемычку с отверстием не отрезать!

Руль поворота крупно. Не забываем - перемычку с отверстием не отрезать!

   Хвостовое оперение, а вернее рули высоты и направления (киль и стабилизаторы как таковые на машине отсутствуют) надо ставить с большой аккуратностью, ибо… Смотрите сами – на фюзеляже в хвостовой части имеютя «рога» - эти рога надо обработать от наплыва, сделать в них сквозные отверстия, ответные сделать в рулях высоты (их там нет), обработать руль напраления (у него есть перемычка с отверстием, которая вставляется аккурат между двух «рогов» фюзеляжа и через которую проходит ось), после чего через все отверстия пропустить единую стальную ось из обрезка тонкой стальной проволоки (булавка не подойдет по причине избыточной толщины), и на эту ось как заглушки с двух сторон насадить рули высоты. Все просто вроде бы – обрабатывайте, сверлите – и вперед! У меня получилось с третьего раза ?.
   Осталась мелочевка – скобы-ступеньки для подъема в кабину, воздушный винт и верхний кабан. Со скобами проще всего – их надо согнуть из тонкой проволоки и подготовит для установки отверстия в фюзеляже. Сами скобы не устанавливать – их очередь монтажа крайняя, главное не потерять уже согнутые детали. Воздушный винт красится в «деревянный» цвет путем обычного подбора красок и нанесения их слой за слоем на воздушный винт. С кабаном сложнее всего – по уму его надо целиком спаять из стальной проволоки. Согнуть ему опоры и установить в отверстия на фюзеляже. Если этого не сделать, конструкция получается непрочная, а кабан из набора очень большой и не масштабный. У меня выхода небыло – пришлось устанавливать и долго и нудно сушить место стыка теплым воздухом. Да, и не забываем про верхушку кабана – на ней стоит качалка для передних пар растяжек и ролик управления. Через который проходят задние пары. Все это необходимо сделать самостоятельно.
   С нижним кабаном ситуация аналогичная – только ролика там нет, там стоит обыкновенная качалка.

ОКРАСКА

   Для окраски модели использовал стандартный, в общем-то, набор. Грунтовка Тамия была положена на собранный планер, после чего прешейдингом выделил расшивку. Именно тут я и допустил большую ошибку –прешейдинг делал тонким черным фломастером, не проверив предварительно, как поведет себя этот цвет при покрытии его краской Валлехо. Оказалось поведет от себя ужасно – во-первых, черный стал темно-синим. Во-вторых, он проявлялся через Валлехо, даже когда шло наложение пятого слоя! Видимо что-то на химическом уровне не так, но я в этом «ни в зуб ногой», так что учусь на своем горьком опыте. Пришлось мне поверх уже нанесенного слоя Валлехо (далеко не одного слоя!) проходится по всем выделенным прешейдингом элементам старым добрым Аканом - нитрой. Он проявления фломастера закрыл, правда результат мне понравился не очень. Хотя какая собственно разница – делать то я все равно собирался самолет большевистской летной школы, а красные за техникой следили плохо, аппараты были грязные, так что мои погрешности должны были легко скрыться за слоями «большевистской грязи».
   Для имитации грязи, потеков и выцветаний я использовал масляные краски и сухие пигменты, положенные на матовый лак, которым прижимал декали.
   Про декали, как ни странно, ничего плохого сказать не могу – в воде они не раскрошились, легли нормально. Правда я предварительно накрасил под них белые круги, а сами декали устанавливал на жидко разведенный водой ПВА, так что ни про прозрачность ни про клеевой слой ничего не скажу, но, зная «Анна и Ко», был приятно удивлен уже прочностью декали как таковой.
   Итак, после серьезной ошибки в прешейдинге окрасил модель красками Валлехо, исправил ошибки Аканом, нанес декали, сразу же по маски замалевал их согласно фотографии, после чего подготовил смеси и нанес слои грязи, масла и копоти.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА



Обратим внимание - тянулка чуть касается колеса. Это плата за чуть увеличенный диаметр спицованных колес...
   К окончательной сборке отнес установку собранных ранее спицованных колес, воздушного винта, а также натяжение расчалок. Про «опутывание» модели хотелось бы сказать отдельно – тщательно изучите все имеющиеся чертежи, фотографии и схемы, чтобы не ошибиться с установкой тянулок – их много, выходят они из корпуса в самых разных местах, а установка их на «гошированный» моноплан Первой войны (кто не знает – «гошированный» означает не имеющий элеронов и осуществляющий маневры перекосом законцовок крыла) сильно отличается от установки тянулок и расчалок обычного биплана этого периода. Так что устанавливать все веревочное хозяйство необходимо только имея четкое представление о том, какая веревка за что отвечает и куда идет.
   
   Для меня этот аппарат стал крайним, на котом я применил для растяжек нитки, вытащенные из старых колготок жены. Этот материал для моделирования подходит мало, сложен в работе и склонен к «ворсению», чего допускать ну никак нельзя. На будущее я приобрел себе в магазине любителей вышивания тонкую черную мононить для бисероплетения – она должна подойти идеально, но об этом я расскажу в своей следующей работе.

ВЫВОД

   В целом все как обычно – оригинальная модель с ужасающе низким качеством литья. Если были бы известные мне аналоги этого аппарата от других производителей, взял бы не задумываясь. Но увы – их нет! А раз модель безальтернативна, то мне остается только задать один вопрос текущим владельцам пресс-формы. Господа, а что мешает сделать длинное крыло? И продавать не одну старо-замыленную, но безальтернативную, модель, а две? Купят ведь. Одну же покупают – не смотря на годы. Вот только на бокс-арте я бы еще крупно написал: «Только для моделистов с опытом более 10 лет». Жалко молодежь от интересного хобби такими обмылками отвращать…

Огромное спасибо Господину Алексееву ака AlexWWI за неоценимую помощь в написании данной статьи.