САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
7  февраля  2019 г.    Закончились очередные финалы по фигурным и авиа номинациям. Призеров и победителей смотрим здесь.
4  февраля  2019 г.    
Сегодня открываем финальные голосования по семи номинациям. Ну и в целом мы приближаемся к финалу. Остались одно голосование второго тура и одно финальное.
Голосуем здесь.

опубликовано 2012-03-23
другие работы автора  |  обсуждение  
Заболоченный берег

Виктор Новиков
aka Виктор Новиков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Сергей Есенин

Немного о болотах
   Тема болот и заболоченных земель – одна из актуальных в отечественном диорамостроении. И это не удивительно. Болота и заболоченные земли - это почти 22 % территории России, к ним можно прибавить еще 4 %, которые занимают реки и озера. Несомненно, что большая заболоченность территории – одна из естественных причин, во все века существенно мешавших захватчикам Руси комфортно творить здесь свои черные дела.
   Болота – это целостный природный комплекс, где три основных его компонента – переизбыток влаги, органические отложения в виде торфа и специфическая растительность – определяют существования друг друга и экосистемы в целом. Торф удерживает влагу, а болотная растительность в условиях переувлажнения образует торф. Выше сказанное и есть трехэтапная программа действий диорамщика по созданию модели заболоченной территории: "вода-торф-растительность". Один из способов делать водную поверхность, был описано мною ранее в работе «Эпоксидные волны» http://dishmodels.ru/gshow.htm?p=10935 .
   Цель этой статьи - систематизация суммы технологий по созданию заболоченного берега, с характерным для болот обилием остатков погибших деревьев - коряг, пней, корней и специфической растительностью - осокой, тростником, кувшинками, ряской и т.п. Все представленные технологии - результат осмысления и практической реализации известных решений, изложенных на форуме http://www.diorama.ru/ . В конце статьи приводятся ссылки на основные публикации, материалы которых использованы автором при освоении этих технологий. Итак, приступим ...
Берег и корни

Поскольку заготовка основания  с водной поверхностью уже есть,  надо сделать берег.

Поскольку заготовка основания с водной поверхностью уже есть, надо сделать берег.

Вырезаем из бумаги шаблон берега. Примеряем.

Вырезаем из бумаги шаблон берега. Примеряем.

Из куска монтажной пены вырезаем ножовкой пластину толщиной 1 см. Это в масштабе 1:35 дает высоту берега 35 см - вполне реалистично.

Из куска монтажной пены вырезаем ножовкой пластину толщиной 1 см. Это в масштабе 1:35 дает высоту берега 35 см - вполне реалистично.

Вырезаем  из пластины нужный кусок. Можно использовать шаблон. Приклеиваем с помощью  прозрачного клея "Момент-Кристалл".  Даем клею схватиться.

Вырезаем из пластины нужный кусок. Можно использовать шаблон. Приклеиваем с помощью прозрачного клея "Момент-Кристалл". Даем клею схватиться.

  Пену надо зашпаклевать. Для этого используем тонированную коричневым красителем акриловую  шпатлевку по дереву.

Пену надо зашпаклевать. Для этого используем тонированную коричневым красителем акриловую шпатлевку по дереву.

Шпаклюем... Избытки удаляем смоченной водой тряпкой.

Шпаклюем... Избытки удаляем смоченной водой тряпкой.

 
   Обязательный атрибут заболоченного берега - это корни деревьев, которые образуют его скелет, не дают ему быть размытым водой, удерживают почву и торф. Когда идешь по такому берегу - чувствуешь, как он так пружинит под каждым шагом. "Чтобы стоять, я должен держаться корней..." пел классик рока. Последуем его примеру.
Лезем в запасы. Достаем заренее заготовленный, отмытый от земли корень кустарника.

Лезем в запасы. Достаем заренее заготовленный, отмытый от земли корень кустарника.

Отстригаем от  него нужное количество корешков.

Отстригаем от него нужное количество корешков.

Художественно располагаем их на подложке с еще не застывшей шпатлевкой. Все оставляем сохнуть до утра.

Художественно располагаем их на подложке с еще не застывшей шпатлевкой. Все оставляем сохнуть до утра.

Торф

Следующий этап - создание "торфа". Для этой цели как нельзя лучше подходит смесь молотого кофе и клея ПВА в пропорции приблизительно 2:1.

Следующий этап - создание "торфа". Для этой цели как нельзя лучше подходит смесь молотого кофе и клея ПВА в пропорции приблизительно 2:1.

Наносим "торф" ложкой на бережок, размазываем. Добавляем в "торф" еще корешков для большей реалистичности. Слой "торфа" должен быть небольшой, чтобы корни были видны.

Наносим "торф" ложкой на бережок, размазываем. Добавляем в "торф" еще корешков для большей реалистичности. Слой "торфа" должен быть небольшой, чтобы корни были видны.

После застывания смесь надежно схватит всю композицию и приобретет реалистичный цвет торфа. На этом этапе  отрезаем  лишнюю кромку у пластика на бортах диорамы.

После застывания смесь надежно схватит всю композицию и приобретет реалистичный цвет торфа. На этом этапе отрезаем лишнюю кромку у пластика на бортах диорамы.

Пни и коряги
   Корни сами по себе ниоткуда не беруться. Они часть деревьев. Реалистично моделировать деревья на диорамах, особенно с листвой - очень большой труд. Поэтому упрощаем себе задачу - будем моделировать не целое дерево, а пень. Тем более, что на болотах пни и остатки погибших деревьев - явление типичное. Пень само собой березовый. Создание пня предусмотриваем еще на этапе закладки корней. Корни расходятся не хаотично, а как бы из центра будущего пня.
Берем палочку, ломаем ее пополам для получения реалистичного слома.

Берем палочку, ломаем ее пополам для получения реалистичного слома.

Перед тем как ломать, рекомендую бокорезами надкусить место слома.

Перед тем как ломать, рекомендую бокорезами надкусить место слома.

Высверливаем в основании палочки  дырку диаметром 1 мм, вставляем в нее проволочный штифт.

Высверливаем в основании палочки дырку диаметром 1 мм, вставляем в нее проволочный штифт.

В основании в месте, откуда расходятся корни высверливаем отверстие и вставляем туда пенек со штифтом. Заготовка пня готова.

В основании в месте, откуда расходятся корни высверливаем отверстие и вставляем туда пенек со штифтом. Заготовка пня готова.

Отрезаем кусок эпоксилина (двухкомпонентной шпатлевки), разминаем по инструкции.

Отрезаем кусок эпоксилина (двухкомпонентной шпатлевки), разминаем по инструкции.

Сопрягаем эпоксилином место соединения пня с корнями, чтобы было реалистично. В ходе работы как то само собой запросился на основание второй пень. Раз душа просит - пожалуйста.

Сопрягаем эпоксилином место соединения пня с корнями, чтобы было реалистично. В ходе работы как то само собой запросился на основание второй пень. Раз душа просит - пожалуйста.

После застывания эпоксилина окончательно связываем верхние и нижние  части пней белой акриловой шпатлевкой вот  как-то так. Состав удобно наносить плоской кистью.

После застывания эпоксилина окончательно связываем верхние и нижние части пней белой акриловой шпатлевкой вот как-то так. Состав удобно наносить плоской кистью.

После застывания шпатлевки раскрашиваем пни в виде сломанных березок в меру своих художественных талантов.

После застывания шпатлевки раскрашиваем пни в виде сломанных березок в меру своих художественных талантов.

Снова добавляем слой "торфа", чтобы более реалистично укрыть корни.

Снова добавляем слой "торфа", чтобы более реалистично укрыть корни.

Еще нужно доработать концы корней, чтобы они уходили в "воду". Приклеиваем их суперклеем. После чего шпаклюем место соединения корня с "водой" и подкрашиваем его акрилом.

Еще нужно доработать концы корней, чтобы они уходили в "воду". Приклеиваем их суперклеем. После чего шпаклюем место соединения корня с "водой" и подкрашиваем его акрилом.

Вот что получаем в итоге.

Вот что получаем в итоге.

   Помимо пней сухие коряги также неотъемлемая часть болотного пейзажа. Вдохновленный просмотрами видов болот попробовал вылепить коряжку.
Вдохновляемся видами коряг.

Вдохновляемся видами коряг.

Лепим из эпоксилина коряжку. Модельным ножом формируем на ней характерный  рельеф вымоченного дерева.

Лепим из эпоксилина коряжку. Модельным ножом формируем на ней характерный рельеф вымоченного дерева.

После застывания эпоксилина красим заготовку коряги  в цвета сухого вымоченного дерева и помещаем на диораму.

После застывания эпоксилина красим заготовку коряги в цвета сухого вымоченного дерева и помещаем на диораму.

Растительный мир болот
   Перед следующим этапом работы - посадки на диораму растений позволим себе небольшое лирическое отступление ... Вода нужна всем организмам, жизнь без нее невозможна. Но все хорошо в меру. Когда воды слишком много, растения страдают от недостатка кислорода для дыхания, ведь из почвы его вытеснила вода. Жизнь во влажных местах оказывается не всем "по плечу", но есть растения, которые к такой жизни приспособились.
   Болото - это сообщество многолетних растений, которые способны произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами. В болотной почве содержится мало кислорода, а нередко и питательных веществ (минеральных солей), которые необходимы растениям. Существуют разные типы болот. Есть болота сфагновые (их еще называют торфяными, верховыми). Среди растений там преобладает мох сфагнум. Есть болота, где преобладают осоки. Вместе с ними произрастают и другие травы. Эти болота так и называют - травяные (или низинные). Болота, на которых можно встретить не только многолетние травы и мхи, но и множество деревьев и кустарников, называют лесными. На лугу, в лесу, по берегам рек и озер, вдоль дороги нередко попадаются участки с повышенным содержанием воды в почве. Здесь также поселяются растения, приспособленные к жизни в условиях переувлажнения.
   Краткий итог - болото, сложная биосистема, болота разные. Поэтому перед следующим этапом "сажания" растений моделист должен определиться, какое именно "болото" он делает, внимательно изучить фото местности, продумать последовательность действий. После таких размышлений мы и продолжим наши труды ...
Мхи и лишайники
   Начнем мы с мхов и лишайников - естественных болотных растений. Эти растения - сапрофиты разлагают органические остатки, образуя торф. Поэтому при создании заболоченного берега было бы нелогичным обойти вопрос их моделирования стороной.
Для создания мха используем продукт фирмы Noch - модельную траву для железных дорог.

Для создания мха используем продукт фирмы Noch - модельную траву для железных дорог.

Наносим жидкий слой ПВА и насыпаем "мох" на поверхность.

Наносим жидкий слой ПВА и насыпаем "мох" на поверхность.

Вот такой веселенький бережок получился.

Вот такой веселенький бережок получился.

Для имитации мха можно воспользоваться ... мхом. Если сухой мох перемолоть в кофемолке, получится нечто подобное покупной траве.

Для имитации мха можно воспользоваться ... мхом. Если сухой мох перемолоть в кофемолке, получится нечто подобное покупной траве.

Сделаем из молотого мха "мох" на пнях. Технология прежняя: покрываем пни ПВА, обсыпаем молотой субстанцией.

Сделаем из молотого мха "мох" на пнях. Технология прежняя: покрываем пни ПВА, обсыпаем молотой субстанцией.

Для разнообразия можно местами перекрасить "мох" под лишайник. Наводим светло-серой краски и тычковыми движениями плоской кисти наносим краску на мох.

Для разнообразия можно местами перекрасить "мох" под лишайник. Наводим светло-серой краски и тычковыми движениями плоской кисти наносим краску на мох.

Осока
   Очень распространенным растением на болоте является осока. Осока принимает значительное участие в формировании растительного покрова, нередко определяя его облик. Она являются основным торфообразователем, в биосфере играет роль аккумулятора пресной воды, служит средой обитания и кормовым угодьем для многих животных, в особенности водоплавающих птиц.
   У многих видов болотных осок узкие, острые листья. Поэтому для реалистичного моделирования удобно использовать нечто подобное, но масштабно уменьшенное. Мой выбор остановился на натуральной щетине от малярной кисти.
Берем малярную кисть с требуемым размером щетины.  Например,  осока в человеческий рост в масштабе 1:35  моделируется щетиной длиной около 5 см.

Берем малярную кисть с требуемым размером щетины. Например, осока в человеческий рост в масштабе 1:35 моделируется щетиной длиной около 5 см.

Делаем состав для крашения на основе водного раствора красителей.  Варьируя количество того или иного красителя можно добиться требуемого оттенка зеленого.

Делаем состав для крашения на основе водного раствора красителей. Варьируя количество того или иного красителя можно добиться требуемого оттенка зеленого.

Замачиваем в полученном составе  кисть. Сушим на газете.

Замачиваем в полученном составе кисть. Сушим на газете.

Теперь кисть готова к работе.

Теперь кисть готова к работе.

   Следующий этап - приклеивание "осоки" к основанию. Для этого я использую специальный прозрачный клей. Испробывал много марок прозрачного клея - этот лучший. В исходном состоянии он похож на ПВА, имеет белый цвет, только гуще. Его основные достоинства - он растворим в воде, не воняет, а при застывании становится абсолютно прозрачным.
Вот такой клей. Набираем его в рабочую емкость.

Вот такой клей. Набираем его в рабочую емкость.

Отрезаем пучок щетины нужной длины, обмакиваем в клей.

Отрезаем пучок щетины нужной длины, обмакиваем в клей.

Приклеиваем его на основание.

Приклеиваем его на основание.

И так пучок за пучком "сажаем" требуемое количество "осоки".

И так пучок за пучком "сажаем" требуемое количество "осоки".

Дадим клею высохнуть. Оцениваем результат. Вычесываем неприклеившиеся  щетинки.

Дадим клею высохнуть. Оцениваем результат. Вычесываем неприклеившиеся щетинки.

Слегка "ядовитый" цвет зелени можно приглушить, подкрасив щетину акрилом требуемого оттенка.

Слегка "ядовитый" цвет зелени можно приглушить, подкрасив щетину акрилом требуемого оттенка.

И еще. Надо доработать низ "осоки" темно-коричневым оттенком, поскольку у настоящей осоки место контакта с водой имеет такой цвет.

И еще. Надо доработать низ "осоки" темно-коричневым оттенком, поскольку у настоящей осоки место контакта с водой имеет такой цвет.

Вот что получается в итоге.

Вот что получается в итоге.

Тростник
   Еще одно, часто встречающееся болотное растение - тростник. Он растёт по берегам водоёмов, часто на значительной глубине — до полутора метров, встречается на болотах и заливных лугах, в близости от грунтовых вод в лесах и на солончаках. Тростник имеет интересное для моделиста соцветие - в виде метелки. Каждый элемент этой метелки являет собой очень похожую уменьшеную копию основного растения. Метелки камыша часто использую для всяких сувенирных поделок. Ну что - идем собирать метелки...
Вот так они выглядят в природе.

Вот так они выглядят в природе.

А вот метелки поближе. Из них еще делают сувенирные веники.

А вот метелки поближе. Из них еще делают сувенирные веники.

Красим их также как и "осоку" в зеленый цвет.

Красим их также как и "осоку" в зеленый цвет.

Следующий этап - сверление отверстий под посадку тростника. Берем минидрель, вставляем сверло 0.5 мм.

Следующий этап - сверление отверстий под посадку тростника. Берем минидрель, вставляем сверло 0.5 мм.

Сверлим требуемое количество отверстий. Одна метелка может обеспечить 30...40 тростинок.

Сверлим требуемое количество отверстий. Одна метелка может обеспечить 30...40 тростинок.

Макаем тростинку в ПВА.

Макаем тростинку в ПВА.

Высаживаем на основание.

Высаживаем на основание.

В итоге получаем требуемые тросниковые заросли.

В итоге получаем требуемые тросниковые заросли.

Водоплавающие растения
   Очень оживляет пейзаж водоема наличие плавающих на поверхности растений. Остановимся на кувшинках и ряске. Наиболее распространенным видом кувшинок в средней полосе России является кубышка, которая цветет маленькими желтыми цветами. Поскольку от растения на поверхности видны только крупные листья - воспользуемся для их создания традиционным способом - выдавливанием листьев из листка бумаги с помощью самодельного пробойника, изготовленного из сломанной антены подходящего диаметра.
   
   
Берем бумагу, красим ее с обоих сторон в зеленый цвет. Бумага должна быть типа кальки. Подходит упаковочная бумага в обувных коробках.

Берем бумагу, красим ее с обоих сторон в зеленый цвет. Бумага должна быть типа кальки. Подходит упаковочная бумага в обувных коробках.

Берем пробойник, сделанный из антены.

Берем пробойник, сделанный из антены.

Вырубаем нужное количество листьев.

Вырубаем нужное количество листьев.

Выковыриваем их из пробойника.

Выковыриваем их из пробойника.

Высаживаем листья кувшинки  на основание с помощью ПВА, предварительно вырезав в них характерный сегмент.

Высаживаем листья кувшинки на основание с помощью ПВА, предварительно вырезав в них характерный сегмент.

На ПВА можно присадить и ряску, которую получаем соскабливая модельным ножом пастель.

На ПВА можно присадить и ряску, которую получаем соскабливая модельным ножом пастель.

В итоге выходит примерно следующее.

В итоге выходит примерно следующее.

Для окончательного  украшательства диорамы  добавляем цветочки кувшинки, сделанные из пластилиновых шариков.

Для окончательного украшательства диорамы добавляем цветочки кувшинки, сделанные из пластилиновых шариков.

  После высыхания ПВА берем глянцевый лак от Тамии ...

После высыхания ПВА берем глянцевый лак от Тамии ...

... и обильно опрыскиваем водную поверхность для придания характерного мокрого блеска.

... и обильно опрыскиваем водную поверхность для придания характерного мокрого блеска.

 


Любуемся на результат многодневного труда, размышляем об итогах ...

Краткие итоги
   Всю совокупность предложенных технологий можно воплотить за семь вечеров по 1.5...2 часа на вечер. За первый вечер создается берег с корнями. Во второй - кладем первый слой торфа и красим заготовки под растения. На третий - лепим из эпоксилина и шпатлевки пеньки и коряжки. Четвертым вечером красим пеньки и кладем второй слой торфа. На пятый вечер рассыпаем мох, сажаем осоку. На шестой вечер - дорабатываем краской созданное накануне. Седьмым вечером - сажаем тростник, кувшинки и ряску. Средняя трудоемкость всей работы - 12...15 часов.
   Материалоемкость технологий небольшая - молотый кофе (4 чайные ложки), малярная кисть (2 шт), клей ПВА (20 мл), специальный клей "жидкие гвозди" (5 мл), эпоксилин - 3 мл, шпатлевка белая и тонированная, трава железнодорожная от Noch и др. подручные материалы - бумага, метелки тростника, корешки и веточки, отрезок проволоки диаметром в 1 мм, кусок монтажной пены, молотый мох.
   Из красок потребуется акрил зеленого, коричневого, белого, светло-серого и черного оттенков, глянцевый лак, водорастворимые красители - зеленый и желтый, пастель светло-зеленого оттенка.
   Из специального инструмента - модельный нож, бокорезы, сверла 0.5 и 1 мм, минидрель (лучше электрическая), ножницы, пробойник для листьев.
   Думаю, что полученный результат стоит затраченного времени и материалов. Из работы над основанием остается доработать непосредственно берег, высадив на него цветущий луг. Но это тема уже другой истории…
Полезные ссылки
   Несколько полезных ссылок на работы, послужившие источником использованных технологий и мерилом качества моделирования водно-заболоченной и дерево-земляной природы:
   
   1. Антипин Евгений "Курляндия, октябрь 1944г." - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/1088/
   2. Борисов Дмитрий "А вот у нас, на Волге!.." - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/1440/
   3. Груздев Алексей "Вверх по течению" - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/1676/
   4. Демченко Владимир "SтEALяги из "Браво"" - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/347/
   5. Малина Сергей "Водяной"- http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2064/;
   6. Тимонин Владислав "Тяжелый случай" - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2208/
   7. Фоминых Алексей "Хюртгенский лес" - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/1278/
   
Продолжение следует ...