САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
1  ноября  2018 г.    Ну что же, наше время пришло, начинаем очередной 16-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2018.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

опубликовано 2012-07-02
другие работы автора  |  обсуждение  
AAC-1937. Испанец с русскими чертами.

Сергей Рябинин
aka RS
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"



Бронеавтомобиль- тип специального военного автомобиля с бронированным кузовом и пулемётным или пушечным вооружением, предназначенный главным образом для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения, целей разведки и связи... в просторечии-броневик...
    Пожалуй, ни одна война без них не обходится, гражданская война в Испании не стала исключением. Более того, маневренный характер боевых действий и хорошие дороги, а так же имевшаяся в стране солидная производственная база обусловили широкое использование именно БА, как импровизированных, так и серийного заводского исполнения. Одним из них стал ААС-1937 (исп. «Autometralladora Canon» — бронеавтомобиль с пушкой, полное название "Autoametralladora blindado medio Chevrolet 1937", другие названия «Шевроле-1937», "АМ Шевроле"). Опыт первых же боёв показал, что броневики ненамного уступали лёгким танкам, а по скорости даже несколько превосходили их, при этом были значительно дешевле в производстве и проще в обслуживании.


Один из интернированных ААС-1937, Версаль, 1940г.

Производство.
Краткая таблица ТТХ
    Особенно активно развивалось бронеавтомобильное дело в республиканской зоне, где находились наиболее крупные промышленные центры. Ранее построенный и выпускавший грузовики завод «Дженерал Моторс» в Барселоне (General Motors Peninsular S.A.) приступил по заявке испанского республиканского правительства к проектированию более тяжелого броневого автомобиля на шасси заднеприводного грузовика "Шевроле SD" 1937 года (позже "Шевроле" серии "Т" 1938 года), по другим данным - "Форд SD", грузоподъёмностью 1,5 тонны, позаимствовав многие технические решения у уже производившегося бронеавтомобиля UNL-35, а так же советских БА. Следует упомянуть, что к появлению бронемашины приложили руку советские специалисты, прибывшие "на помощь", да и многие характерные черты "наших" БАшек явно проглядываются. Вполне возможно, что к проекту ААС имели непосредственное отношение советские военные инженеры А.Воробьёв и Н.Н.Алимов, ранее работавшие над UNL-35 (Union Naval de Levante).
    Базовое шасси "Шевроле SD" изначально было двухосным, имело базу 131" (в сети удалось найти лишь обрывочную информацию о технических параметрах), в процессе же проектирования вместо одного заднего моста решено было установить тележку из двух ведущих мостов, колёсная формула соответственно 4Х6.
    Что касается происхождения/заимствования элементов тележки задних мостов, мнения разделились, версий несколько:
    - мосты от повреждённых БА-6(Газ-ААА) (хотя, врятли весь производственный процесс могли поставить в зависимость от наличия/отсутствия повреждённых и неподлежащих восстановлению единиц техники, при этом с исправными и комплектными задними тележками); к тому же общее количество поставленных в Испанию наших БА едва превышает количество построенных ААС;
    - мосты Форд-Тимкен (имели некоторые отличия от Газ-ААА/БА-6); в пользу версии говорит тот факт, что переделкой "североамериканцев" из 2Х4 в 4Х6 традиционно занимался именно Тимкен;
    - так называемые коммерческие комплекты шасси "LHD" детройтской компании "THORNTON TANDEM COMPANY"; и действительно, наблюдается внешнее сходство рессор и некоторых других элементов тележек ААС-1937 (на сохранившихся фото) с продукцией данного производителя; производитель в свою очередь комплектовал тележки собственной раздаточной коробкой, рессорной подвеской "Truxmore Third Axle" и, по видимому, мостами всё того же Тимкен.
    В условиях отсутствия достоверной информации можно так же предположить, что время от времени применялись мосты/тележки нескольких типов/производителей, и не только тележки, чем обусловлены различия во внешнем оформлении отдельных экземпляров бронемашины.
    Проектирование бронемашины окончено в марте, производство же доверили другому барселонскому концерну-La Hispano Suiza. Первые образцы нового броневика, получившего обозначение ААС-1937, были готовы в апреле 1937 г. Бронекорпус толщиной от 4мм(крыша) до 9мм(лоб), в основном же 8мм, бронелисты поставлялись с металлургического завода в Сагундо, крепились на клёпках к каркасу из уголков и сваривались, в нескольких местах сварные швы накрывались броненакладками. Башня сварная, сложной многогранной формы; вооружение состояло из двух пулеметов (ДТ, Максима или FM 24/29). Для повышения огневой мощи ( по предложению небезызвестного генерала Павлова) было принято решение вооружить часть машин 37-мм пушкой Пюто (Puteaux)(вероятно, орудия были позаимствованы со старых танков FT-17) с сохранением второго пулемёта в башне. При первой же возможности, на несколько броневиков установили башни, снятые с разбитых и не подлежащих восстановлению Т-26, БТ-5 или БА, по некоторым данным 45-мм пушку так же монтировали в башни оригинальной испанской разработки.
  Кроме советской башни данный экземпляр имеет индивидуальное оформление всей носовой части (нехарактерное  бронирование лобовой детали корпуса, крылья упрощённой формы, отсутствие "жабер" дополнительной вентиляции моторного отсека, бронекрышка горловины радиатора передвинута к диаметральной плоскости), что наталкивает на мысли об установке другого двигателя.

Кроме советской башни данный экземпляр имеет индивидуальное оформление всей носовой части (нехарактерное бронирование лобовой детали корпуса, крылья упрощённой формы, отсутствие "жабер" дополнительной вентиляции моторного отсека, бронекрышка горловины радиатора передвинута к диаметральной плоскости), что наталкивает на мысли об установке другого двигателя.

ААС с башней от танка Т-26

ААС с башней от танка Т-26

 
    Крупносерийным выпуск никак не назовёшь, особенно по нашим меркам; до марта 1938 г. выпуск составлял примерно по четыре ААС-1937 ежемесячно. Позже в силу военно-политических причин (франкисты отрезали Каталонию от основной территории Республики), начались перебои с поставкой броневых листов. Выпуск машин стал уменьшаться и прекратился в феврале 1939 г. Всего же за время производства республиканская армия получила чуть более 70 бронеавтомобилей «Шевроле-1937». То ли в силу слишком растянутого и немногочисленного производства, то ли ввиду возможных перeбоев с комплектующими или по иным объективным причинам, машины разных периодов выпуска могли иметь некоторые различия в конструкции и компоновке (к примеру передние крылья разной формы, наличие/отсутствие кожуха непонятного назначения слева снизу перед задним крылом, бОльшее количество клёпок и дополнительных броненакладок на машинах раннего (или наоборот позднего выпуска) и др.), хотя разделение на ранние/поздние весьма условно.


Техника и вооружение испанских республиканцев на территории Франции; в центре пушечный вариант ААС-1937, ещё один слева (виднеется только башня); остальные бронемашины типа UNL-35.

Боевое применение.
Бронеавтомобили в камо "испанского" периода, бортовые номера "13" и "19".
    ААС-1937 начали использоваться в боях практически сразу после начала их изготовления. Так, уже в мае 1937 г. они участвовали в подавлении восстания анархистов в Барселоне. Впоследствии, к лету 1938 г. все бронемашины этого типа находились в составе 1-й (Каталония) и 2-й (зона "Центр-Юг") бронетанковых дивизий республиканской армии и широко применялись во время боевых действий в Леванте, на Центральном и Южном фронтах. После поражения Республики оставшиеся броневики были захвачены националистами, "франкисты" меняли пулемёты на МГ-13 и использовали технику в боях на севере Испании, в Андалузии и Экстремадуре, а так же в Севилье; после окончания Второй Мировой бронемашины Франко модернизировались, получили более мощные моторы (Chevrolet 1500cc), оставались в строю вплоть до 1957-58 гг.
   
    А теперь о судьбе "французских" ААС-1937: уцелевшие бронеавтомобили испанских республиканцев (около 30 единиц) после разгрома в феврале 1939 г. Каталонского фронта отступили на территорию Франции, где были интернированы, собраны в одном месте и временно законсервированы. С началом войны они вошли в состав 8-го кирасирского полка французской армии. 18-19 июня 1940 года два взвода бронеавтомобилей (в их числе 7 ААС-1937) прикрывали последний оставшийся мост через Луару, пропуская по нему отступающие французские войска и беженцев. 20 июня, когда к мосту вышли немцы, он был заминирован и взорван, при этом броневики вели бой с солдатами вермахта, пытавшимися форсировать реку на надувных лодках. С 21 по 26 июня бронеавтомобили прикрывали отступление арьергарда 3-й дивизии, двигаясь на еще незахваченный юг Франции.

   
    По окончании французской кампании все бронеавтомобили достались немцам и получили стандартное обозначение Sd.Kfz.612. В результате оптимизации к условиям и требованиям вермахта номенклатура данных бронемашин несколько расширилась. Так в войсках использовались модификации как с 37-мм и 45-мм пушками и чисто пулемётные варианты, так и командирский вариант без башни с одним пулемётом, спарка зенитных МГ-34 (Zvillingssockel 36) вместо башни и даже железнодорожный БА. Машины, как водится, дооснащались германскими домкратами, шанцевым инструментом, фарами Нотек, запасным колесом и держателями для канистр, возможно и средствами связи. Броневики имелись, как минимум, в 267-ой пехотной дивизии, а также в 612-ой роте пропаганды (Propaganda Kompanie 612 Eichhornchen). AAC-1937 задействовались на тыловых коммуникациях, выполняли охранные функции, участвовали в антипартизанских акциях; известно об участии AAC-1937 в боях под Москвой зимой 1941-42 гг., некоторые экземпляры носили персональные названия (Тигр, Ягуар,Леопард, Пантера, Гепард, возможно и др.). По непроверенным данным несколько бронемашин данного типа в конце 1941 г. были отправлены на Восточный фронт в поддержку испанской "синей дивизии". Восточный фронт поглотил их всех...
Бойцы РККА осматривают брошенный командирский ААС-1937 "Леопард",  район с. Бородино, 1941г.

Бойцы РККА осматривают брошенный командирский ААС-1937 "Леопард", район с. Бородино, 1941г.

Бронемашина из неизвестного подразделения, кресты грубо "от руки", тактические обозначения не просматриваются.

Бронемашина из неизвестного подразделения, кресты грубо "от руки", тактические обозначения не просматриваются.

Машина из состава 612-ой роты пропаганды вермахта.

Машина из состава 612-ой роты пропаганды вермахта.

Вместо башни смонтирована спаренная зенитная пулемётная установка МГ-34 (Zvillingssockel 36).

Вместо башни смонтирована спаренная зенитная пулемётная установка МГ-34 (Zvillingssockel 36).

"Противопартизанский" радиофицированный бронеавтомобиль "Пантера", французская  штыревая антенна, 267-я ПД.

"Противопартизанский" радиофицированный бронеавтомобиль "Пантера", французская штыревая антенна, 267-я ПД.

Ещё один "именной" ААС, причём в камуфляже, из той же 267-ой пехотной.

Ещё один "именной" ААС, причём в камуфляже, из той же 267-ой пехотной.

Работа с чертежами.
Исходный чертёж для доработки.
    Поиски в сети и литературе в конце концов увенчались относительным успехом, когда удалось выудить корявенькие боковики и такие же "по мотивам" виды сверху/спереди/сзади (причём три последних только с башней от т-26)(исходники для сравнения приведены тут же). По всей видимости, графические изображения относятся к бронемашинам, скажем так, "раннего" выпуска (условно), такие броневики изображены пока только на двух известных мне фото "испанского" периода, во Францию же (а потом и на Восточный фронт) добрались машины, имевшие несколько другой облик (судя по фото: больше сварки/меньше клёпок, двери отделения управления увеличенных размеров) - назовём их "поздними", опять же условно; именно такой БА, из интернированных, разоруженных, по состоянию на 1940г., до германской "модернизации", я и попытался изобразить на чертежах.
   
    Удивило то, что все найденные источники (кроме одного) дают неверные габариты бронемашины, так полная длинна в них указывается 4400 мм, и только один источник приводит правильное число - 5400мм. База шасси-вообще величина загадочная, применительно к данной бронемашине нигде до сих пор не упомянутая (хотя, встречаются явно несоответствующие действительности цифры 3010 или 3990 мм), однако в процессе блуждания по сети выяснилось, что стандартным размером для Шевроле серий "S" и "Т" был 131"(с той оговоркой, что цыфры эти относятся к Шевроле северо-американского производства). Для сравнения база одноклассника Газ-АА составляет 3340 мм, в перещёте соответственно 131,5".
Ещё один исходник.
    Примерно такую же цифру показали замеры найденных чертежей (разумеется с некоторой погрешностью). Далее последовала их методичная и основательная переработка, за основу принята база 131" и уточнённые габаритные размеры. Такая ключевая деталь, как ширина крыши корпуса под погон башни, выбрана исходя из диаметра цилиндрической части башен Т-26/БТ-5 (составляет, насколько мне известно, 1324 мм). Внешний вид, общую геометрию бронекорпуса, размеры и компоновку отдельных элементов пришлось восстанавливать по имеющимся немногочисленным фото, от исходной графики мало что осталось, практически всё так или иначе пришлось поменять. Кроме того, боковик страдал прямо таки гигантическим размером колёс, пришлось их диаметр значительно уменьшить, а на итоговом чертеже диаметр колёс вообще практически соответствует отечественным газоновским 6,50-20 (в предположение того, что такая резина позже могла использоваться немцами на Восточном фронте).
   
    Дабы не перегружать картинку множеством мелких элементов, отдельные детали (клёпки, буксирные крючья) изображены не на всех видах, а места расположения фиксаторов крышки капота и бронекрышки горловины радиатора (барашки на шпильках) обозначены условно. На достоверности приведенной информации (а это лишь попытка обобщить общедоступные сведения о данном образце колёсной бронетехники из нескольких источников) и точном соответствии полученных чертежей прототипу не настаиваю, чертежи в более-менее оформленном окончательном варианте представлены ниже.
  Виды сбоку/сверху

Виды сбоку/сверху

Виды спереди/сзади

Виды спереди/сзади

 
    В заключение повторюсь, данная статья-всего лишь скромная попытка обобщить скудную, разрозненную и, порой, довольно противоречивую информацию об одном из редких, но весьма интересных участников событий в Испании, Франции, а затем и "мясорубки Восточного фронта", подкрепив повествование вполне адекватной графикой. Надеюсь, мои скромные изыскания помогут самодельщикам, желающим построить довольно примечательный образец бронетехники (свою то модель я уже начал с верстания данной мини-статьи;)), поставить на полку ещё одного "свидетеля истории", эдакого испанца с русскими чертами...

Источники.
   
    Использованы материалы четырёх журнальных изданий и информация из сети, благодарность Василию Дюнову (http://beute.narod.ru/) за фотоподборку.
С уважением, Рябинин Сергей aka RS. Кёнигсберг-2012.