САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
1  ноября  2018 г.    Ну что же, наше время пришло, начинаем очередной 16-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2018.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

опубликовано 2012-07-30
другие работы автора  |  обсуждение  
История тракторов Lanz Bulldog

Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Когда я занялся постройкой мини-серии тракторов Lanz-Bulldog в 35 масштабе, то даже не мог предположить на сколько эта тема захватит меня. Начав собирать информацию об этих тракторах, я был просто сбит с толку обилием видов и модификаций. Дабы немного разгрести ту кашу, которая образовалась в голове после ознакомления с литературой и сайтами, посвященными Бульдогам, решил написать небольшую статью. Основным ее фокусом стали те модели Бульдогов, которые находились в производстве в 1930-40 годах и использовались вермахтом. Данный материал не претендует на роль серьезного исторического исследования, а скорее является попыткой структурировать собранную информацию.

   Лишь любитель истории авто и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, паровых машин, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей! Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь, Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!
Основатель фирмы Lanz - Хайнрих <br />Ланц<br />

Основатель фирмы Lanz - Хайнрих
Ланц

Завод фирмы Ланц с узнаваемой водонапорной башней, которая была построена в 1900 году

Завод фирмы Ланц с узнаваемой водонапорной башней, которая была построена в 1900 году

Рекламные плакаты конца XIX - начала XX века.

Рекламные плакаты конца XIX - начала XX века.

Памятник Хайнриху Ланцу, построенный в Маннхайме через несколько лет после его смерти в 1905 стоит и поныне.

Памятник Хайнриху Ланцу, построенный в Маннхайме через несколько лет после его смерти в 1905 стоит и поныне.

Первая мировая и Landbau-motor
   В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz "Ландбау-мотор" (Landbau-motor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.
Трактор Landbau-motor.

Трактор Landbau-motor.

Тягач Zugmaschine LD , построенный на основе трактора Landbau-motor и отличавшийся наличием кузова и перенесенной вперед кабиной водителя. Активно использовался для буксировки артсистем.

Тягач Zugmaschine LD , построенный на основе трактора Landbau-motor и отличавшийся наличием кузова и перенесенной вперед кабиной водителя. Активно использовался для буксировки артсистем.

Трактор Landbau-Motor буксирует артиллерийское орудие. Первая Мировая.

Трактор Landbau-Motor буксирует артиллерийское орудие. Первая Мировая.

Гусеничный артиллерийский тягач Lanz времен Первой мировой войны

Гусеничный артиллерийский тягач Lanz времен Первой мировой войны

Landbau-motor  с расширителями на колесах, позволяющими передвигаться по мягкой поверхности

Landbau-motor с расширителями на колесах, позволяющими передвигаться по мягкой поверхности

Ландбау-мотор, используемый в сельском хозяйстве.

Ландбау-мотор, используемый в сельском хозяйстве.

Другой ракурс.

Другой ракурс.

Landbau-motor, провалившийся в кювет в Нижней Саксонии. Известно, что во время этого инцидента в округе не было ни одной машины, способной помочь вытащить трактор. Но вызволить его все же удалось, с помощью обычной лопаты и мускульной силы!

Landbau-motor, провалившийся в кювет в Нижней Саксонии. Известно, что во время этого инцидента в округе не было ни одной машины, способной помочь вытащить трактор. Но вызволить его все же удалось, с помощью обычной лопаты и мускульной силы!

Появление тракторов Lanz Bulldog
   После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов». Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами: неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.
   


Самый первый из бульдогов - Lanz-Bulldog 12 PS, построенный в 1921 году
Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс (Mops). Мощность этого агрегата составляла всего 8 лс.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс (Mops). Мощность этого агрегата составляла всего 8 лс.

Модель Schienen-Bulldog, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках в качестве своеобразного локомотива.

Модель Schienen-Bulldog, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках в качестве своеобразного локомотива.

Семья немецких фермеров вокруг своего кормильца Бульдога HL12.

Семья немецких фермеров вокруг своего кормильца Бульдога HL12.

Реклама тракторов Lanz Bulldog с бульдогом :))<br />

Реклама тракторов Lanz Bulldog с бульдогом :))


Особенности конструкции
   Трактора Ланц-Бульдог завоевали рынок благодаря простоте своей конструкции и неприхотливости, что объяснялось конструкцией их двигателей. Это были 1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром, которые работали практически на всём, что горит - от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).
   Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях — от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.
   Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.
   
Отличное цветное изображение, позволяющее понять устройство бульдогов.

Отличное цветное изображение, позволяющее понять устройство бульдогов.

Аналогичный рисунок гусеничной машины в разрезе.

Аналогичный рисунок гусеничной машины в разрезе.

Один Ланц был превращен с своеобразное наглядное пособие по устройству трактора в натуральную величину.

Один Ланц был превращен с своеобразное наглядное пособие по устройству трактора в натуральную величину.

Рулевое колесо могло сниматься и использоваться для запуска двигателя трактора.

Рулевое колесо могло сниматься и использоваться для запуска двигателя трактора.

Калильный шар.

Калильный шар.

Трактор с демонтированным крылом и крышкой маховика

Трактор с демонтированным крылом и крышкой маховика

Общий вид двигателя тракторов Lanz Bulldog

Общий вид двигателя тракторов Lanz Bulldog

Вид на кабину.

Вид на кабину.

Инструкция по эксплуатации трактора Lanz

Инструкция по эксплуатации трактора Lanz

Текст на этой странице говорит о том, если фермер будет обращаться со своим Бульдогом также бережно, как с коровой , быком или конем, то трактор принесет дополнительный заработок и благополучие.

Текст на этой странице говорит о том, если фермер будет обращаться со своим Бульдогом также бережно, как с коровой , быком или конем, то трактор принесет дополнительный заработок и благополучие.

Здесь говорится о том, что трактор нежелательно бросать под открытым небом, а стоит загонять под крышу.

Здесь говорится о том, что трактор нежелательно бросать под открытым небом, а стоит загонять под крышу.

Иллюстрация, показывающая доступность представительств фирмы Lanz, где можно получить техпомощь и приобрести запчасти.

Иллюстрация, показывающая доступность представительств фирмы Lanz, где можно получить техпомощь и приобрести запчасти.


http://www.youtube.com/watch?v=5cwirFFVpwM


Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора!

Основные виды тракторов Lanz Bulldog
   Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:
   
   Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.
Acker Бульдоги на сборочной линии.

Acker Бульдоги на сборочной линии.

   Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.
Отличная серия цветных снимков, которая позволяет рассмотреть окраску...

Отличная серия цветных снимков, которая позволяет рассмотреть окраску...

...и варианты загрязнения тракторов.

...и варианты загрязнения тракторов.

Своеобразный автопоезд.

Своеобразный автопоезд.

Специальная насадка на задние колеса для работы в поле.

Специальная насадка на задние колеса для работы в поле.

Обратите внимание на сдвоенные задние колеса для уменьшения давления на грунт.

Обратите внимание на сдвоенные задние колеса для уменьшения давления на грунт.

   Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.
Трактор, принадлежащий частной компании Georg Low

Трактор, принадлежащий частной компании Georg Low

Verkehrs Bulldog, задействованный в дорожном строительстве

Verkehrs Bulldog, задействованный в дорожном строительстве

Аналогичный случай. трактор работает на укладке асфальта.

Аналогичный случай. трактор работает на укладке асфальта.

Буксировка негабаритного груза

Буксировка негабаритного груза

   Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.
Очень интересный вариант Lanz бульдозер

Очень интересный вариант Lanz бульдозер

Немецкая любовь к полугусеничникам добралась и до фирмы Ланц.

Немецкая любовь к полугусеничникам добралась и до фирмы Ланц.

   Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.
Объем буксируемого груза внушает!

Объем буксируемого груза внушает!

Трактора использовались и на лесозаготовке

Трактора использовались и на лесозаготовке

Eil Bulldog транспортной компании Georg Low

Eil Bulldog транспортной компании Georg Low

Этому бульдогу досталась немного более пыльная работа в карьере

Этому бульдогу досталась немного более пыльная работа в карьере

   Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный сх Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.
Единственный найденный мной цветной снимок  Holzgas Ackerluft-Bulldog`а

Единственный найденный мной цветной снимок Holzgas Ackerluft-Bulldog`а

Фермер рядом со своим газогенераторным бульдогом

Фермер рядом со своим газогенераторным бульдогом

Сохранившийся Holzgas Ackerluft-Bulldog

Сохранившийся Holzgas Ackerluft-Bulldog

Holzgas Eil-Bulldog

Holzgas Eil-Bulldog


Бульдоги на военной службе
   В годы Второй мировой войны трактора Lanz Bulldog активно использовались не только в тылу, но и в составе вооруженных сил. Как известно, с началом милитаризации Германии, вся автотранспортная техника была подвергнута стандартизации в интересах армии и упрощения массового производства. Например, грузовики и полугусеничные тягачи по своим характеристикам делились на несколько основных классов и заводы могли выпускать лишь эти машины. Все остальное снималось с производства. В 1939 году, программа военной стандартизации производства коснулась и тракторов фирмы Lanz. Bulldog-Programm включала в себя шесть типов тракторов, отличающихся мощностью двигателя (15, 20, 25, 35, 45, 55 л.с.). В течение всей войны эти трактора активно использовались в вермахте для буксировки различных прицепов и грузов, а в люфтваффе и кригсмарине в качестве аэродромных и портовых тягачей.


Eil Bulldog в люфтваффе. На заднем плане Fw-200 Condor
Ackerluft-Bulldog в вермахте.

Ackerluft-Bulldog в вермахте.

Изрядно покоцанный жизнью Eil Bulldog.

Изрядно покоцанный жизнью Eil Bulldog.

Скоростной бульдог буксирует прицеп. На капоте хорошо видны многочисленные потеки тех. жидкостей.

Скоростной бульдог буксирует прицеп. На капоте хорошо видны многочисленные потеки тех. жидкостей.

Сбор трофейной техники в 1945 году. на переднем плане миниатюрный Eil-Bulldog

Сбор трофейной техники в 1945 году. на переднем плане миниатюрный Eil-Bulldog

Кабина Айль-Бульдога крупным планом. Справа виден нос немецкого планера.

Кабина Айль-Бульдога крупным планом. Справа виден нос немецкого планера.

Eil-Bulldog с крытой кабиной буксирует тяжелое орудие.

Eil-Bulldog с крытой кабиной буксирует тяжелое орудие.

Другой Eil-Bulldog за буксировкой прицепа. Обратите внимание на положение руля.

Другой Eil-Bulldog за буксировкой прицепа. Обратите внимание на положение руля.

Булльдог проезжает кпп.

Булльдог проезжает кпп.

Гусеничный Бульдог занимается укаткой взлетной полосы

Гусеничный Бульдог занимается укаткой взлетной полосы

Другой Bulldog Raupe буксирует Hs-129

Другой Bulldog Raupe буксирует Hs-129

Войсковой Holzgas Bulldog. Обращает на себя внимание необычный номер.

Войсковой Holzgas Bulldog. Обращает на себя внимание необычный номер.

Булльдог, используемый на заводе MAN.

Булльдог, используемый на заводе MAN.


Самый первый Бульдог перед трактором марки John Deere, которая пришла на смену знаменитой Lanz.
   После окончания войны, «Бульдоги» не утратили популярности, ведь в опустошенной Германии потребность во всеядных и неприхотливых тракторах только увеличилась! Осовремененные Бульдоги выпускались до 1960 года. Их популярность объяснялась не только простотой конструкции и надежностью, но и широкой сетью представительств компании, разбросанных по всей Германии. Это позволяло получить квалифицированную помощь в ремонте гарантировало доступность запчастей. Кроме того, в целом ряде стран в конце 40х годов стали производится копии Бульдогов: Lanz Iberica в Испании, Le Percheron во Франции, KL Bulldog в Австралии, Ursus в Польше и El Pampa в Аргентине.
   
   В 1956 году компания Heinrich Lanz AG была перекуплена крупным американским призводителем сельхозтехники Deere Company, и переименована в “John Deere-Lanz”. В 1960 году вместе со снятием с производства семейства тракторов Bulldog, имя Lanz кануло в лету. Но на этом история не заканчивается, имя Бульдог – стало нарицательным. До сих пор, все небольшие трактора в Германии называют Бульдогами.
   Кстати, в настоящее время в Германии существует несколько клубов ценителей тракторов Lanz Bulldog и огромное количество этих интересных машин разбросано по частным коллекциям. Любой желающий может увидеть их в работе, во время регулярных состязаний тракторов по перемещению грузов и обработке почвы. Кроме того, обладатели тракторов, часто устраивают выставки, приуроченные к традиционным сельским праздникам.

Китография
   К моему огромному сожалению, китография Бульдогов в 35ом масштабе не может похвастаться разнообразием. Мне удалось обнаружить всего три набора, выпускаемых восточноевропейскими фирмами в смоле. Чешский Плюс модел выпускает классическую колесную и гусеничную версии, а румынский Веспе Моделс модель скоростного Бульдога.
   
   1/35 Plus model 061, Lanz Bulldog 30 HP
   1/35 Plus Model 062, Lanz BULLDOG 35 HP, caterpillar tractor
   1/35 Wespe Models WES35051, LANZ BULLDOG 1939
   
   В 72ом масштабе нашел всего два набора от Extra Tech и Eagle CZ. Вполне вероятно, что внутри одни те же отливки.
   
   1/72 Eagle CZ V72C101, Lanz BULLDOG 35HP
   1/72 ExtraTECH EXM7225, LANZ BULLDOG 30HP
   
   Надо при этом отметить, что Веспе моделс выпускает еще и две версии Eil-Bulldog`а в 87м масштабе. Также натыкался на несколько картонных моделей разных тракторов Ланц, но все это не идет ни в какое сравнение с тем изобилием, всевозможных версий Бульдогов, которые выпускаются для коллекционеров в масштабе 1/43! В такой момент начинаешь им слегка завидовать :)))
Упаковка Бульдога фирмы Plus Model

Упаковка Бульдога фирмы Plus Model

Изображение собранной модели с сайта производителя. Кстати, это лучшая модель 1999 года по версии журнала Model Fan.

Изображение собранной модели с сайта производителя. Кстати, это лучшая модель 1999 года по версии журнала Model Fan.

Упаковка гусеничного Бульдога фирмы Plus Model

Упаковка гусеничного Бульдога фирмы Plus Model

Изображение собранной модели с сайта производителя

Изображение собранной модели с сайта производителя

Упаковка Eil-Бульдога фирмы Wespe Models

Упаковка Eil-Бульдога фирмы Wespe Models

Изображение собранной модели с сайта производителя

Изображение собранной модели с сайта производителя

Упаковка Бульдога в 72 масштабе фирмы ExtraTech

Упаковка Бульдога в 72 масштабе фирмы ExtraTech

Упаковка Бульдога в 72 масштабе фирмы Eagle CZ

Упаковка Бульдога в 72 масштабе фирмы Eagle CZ


   На этом все. Буду очень рад, если данный материал подтолкнет кого-нибудь из коллег взяться за постройку Бульдога! Ниже представлен снимок с тремя моделями Бульдогов, которые я построил в 2010-11 годах.
   Статьи о них будут опубликованы в ближайшее время.

   При написании статьи пользовался следующими источниками:
   -Albert Mosmer, "Lanz. Das Typenbuch" изд-во Geramond 2008
   -сайт www.lanz-bulldog-homepage.de
   -сайт www.lanzbulldog.de
   -сайт www.plusmodel.cz
   
   
   Владимир Яшин
   www.ost-front.ru
   Новосибирск 2012