САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Голосования на призы зрительских симпатий завершены. У нас призеры и победители по последним пяти номинациям, теперь ждем решения жюри.


   Смотреть победителей здесь.
опубликовано 2006-06-26
другие работы автора  |  обсуждение  
TBM-1D Avenger
Italeri 1:48
Михаил Нерадков
aka Michael_XIII
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Удовольствие, полученное от сборки этой модели сопоставимо только с ее размерами...
   1/48 Italery (ex-Accurate Miniatures) TBM-1D Avenger, VT-51, USS San Jacinto, July 1944
   
   Не вдаваясь в подробности, могу сказать только то, что это одна из лучших пластиковых моделей в масштабе 1/48, которую я когда-либо собирал.
Подготовка
   После некоторого раздумья был выбран вариант TBM-1D Avenger, USS San Jacinto с "бульбой" радиолокатора ASD на правом крыле. Сразу стоит отметить интересную особенность этой машины - капот покрашен только в 2 цвета - Navy Sea Blue и белый, вместо положенных 3.
   
   В процессе изучения документации была замечена интересная особенность - путаница в определении модификации этого самолета - в некоторых источниках указаны TBM-3D вместо искомой единички. Как мы знаем, эти версии отличались двигателями, капотами с расположением (на 1 были одиноки створкие, а на 3-ке - полная юбка + дополнительный радиатор), антенной.
   
   В инструкции Italery это явная 1, однако с прямой стойкой аннтенны
   
   В Monografie Lotnicze #80 "Grumman-Eastern TBF-TBM Avenger" несмотря на то что нарисована явная тройка стоит подпись TBM1-D, причем профиль немного отличается мелкими деталями - разделительной линией между цветами и расположением номера 1 на киле, скошенной антенной.
   Стоит заметить, что в фотографии этого самолета, приведенной в книге, немного отличается вариант элемента быстрой идентификации на киле и другой фонарь, нежели чем на профиле из ЭТОЙ же книги.
   
   К сожалению, по фотографии сложно раглядеть какой именно капот у этого самолета, но имеется странное подозрение, которое объясняет странный окрас а заодно и путаницу с модификациями - допустим, что на изначальную единичку в связи с поломками поставили более мощный двигательможет от тройки, соответсвенно с новым капотом. Известно что Эвенджеры красили целиком в Navy Sea Blue, однако это было уже позже - в 1945 году. Так что такой вариант реален при условии, что неверно датирована фотография. Так же вполне возможно, что ошиблись и авторы Monografie Lotnicze и составители инструкции Italery (причем как видно по фотографии - они ошиблиц как минимум в разделительной линии).
   
    К сожалению, про все эти нюансы я вспомнил ближе к окончанию отделки, так что модель в итоге имеет ряд неточностей.
Исходные материалы
   Помимо самого пластика были докуплены Big Ed от чешского дяди Eduardа и двигатель от Вектор.
Сборка
   Модель собирается достаточно просто, хотя есть несколько трудных моментов.
Нутрянка
   Деталировка в пластике просто великолепная, поэтому иногда я испытывал легкое сожаление, срезая отлично отлитые пластивые детали, что бы заменить их металлическими. Такую модель можно прекрасно собрать и из коробки, добавив все несколько вещей.
   
   Первый раз используя Tamiya Smoke для смывки внутренностей кабины допустил ошибку пришедшую на ум впоследствии - по-видимому, при применении ее по сильно ребристым поверхностям, не нужно давать ей сильно высыхать. Из-за этого впоследствии для того чтобы ее стереть, приходится сильно нажимать на ватные палочки, а это ведет к большому количесву прилипших к основе ватных ворсинок. Из-за этого нутрянка выглядела мохнатой ;-)
   
   Подглядев на результат и матюгнувшись, принялся соибрать это ворсинки - их быо очень много и вполне возможно, что где-то они еще остались.
   
   Кстати, удивление вызвало то, что в травленке отсутствовали ремни для стрелка в турели, поэтому пришлось их добавлять самому.
   Двигатель от Вектор доставил некоторое количество неприятных минут из-за необходимости добавить более 30 гнутых проволочных трубопроводов и стяжек, однако результат того стоил. К сожалению, самым трудным моментом оказалось его впихивание в фюзеляж - пришлось не только стачивать стенки капота, но и сам двигатель. Вообщем-то это стандартная проблема большинства смоляных наборов.
   
   
   Особенно неприятно потом было восстанавливать расшивку по тонким местам.
   
   Отдельно стоит заметить, что в связи с отсутствием у самолета зализов, крылья и стабилизаторы встали практически без шпаклевки.
   
   Добавлены петельки из проволоки для антенны, и некоторые подобные мелочи.
   
Подготовка к окраске/Окраска
   На этой модели я впервые применил для себя две революционных для меня технологии - грунтовка прямо из баллона Tamia Fine и Future.
   
   Посмотрев на японских коллег, которые лихо поливают свои модели прямо из баллонов грунтовкой и краской (причем, получая весьма неплохой результат) решил испытать свои силы. Результат первого грунтования вполне меня удовлетворил - похоже, главной особенностью работы с баллонами является их ПОСТОЯННОЕ движение над моделью БЕЗ ОСТАНОВОК И ЗАДЕРЖЕК, а также начинать и заканчивать распыл необходимо за пределами пластика чтобы избежать подтеков.
   
   Стоит заметить, что даже если вы перелили грунт, после высыхания поверхность можно аккуратненько прошкурить, а залитую расшивку еще разок подрезать.
   Вдоль линий расшивки и в углубления надул черную краску для прешейдинга и спокойно покрасил в три основных цвета эмалями АКАН, не забыв их немного осветлить для масштаба.
   
   Теперь Future - как много в этом слове ;-) Если честно, до этой модели я не понимал, зачем западные моделисты льют на модели по 6-8 слоев этого супер-средства. Решив "понять великий дзен футуры" начал с ней эксперименты.
   
   Распыл ее меня явно не удовлетворил - она летит комками и поверхность становится устойчиво зернистой (уже потом понял что нужно делать давление воздуха гораздо меньше). Решив попробовать экстремальный режим лакирования кисточкой был практически шокирован результатом - такой гланцевой поверхности я еще не встречал. После пары тройки слоев я заметил интересную особеность - начали сглаживаться еле заметные переходы между красками, а также места, где краска легла с некоторой зернистостью. Прошлифовав наиболее криминальные участки, нанес еще пару слоев и перевел декали из набора.
   
   Перевелись они не то чтобы с геморроями, но все таки это не "Cartograf". Небольшое количество Micro Set/Sol сделали свое дело и они аккуратненько втянулись в расшивку. зател еще пара слоев Футуры поверх них + сошлифовка выступающих прозрачных краев декалей. Вот оно откровение - зачем производители толстых декалей делают большие прозрачные поля - чтобы их можно было залить Future и зашлифовать! :-)
Смывка и отделка
   После всего этого безобразия аккуратно смываем расшивку разведенным Tamyia Smoke и, замешав Model Master Rust brown + Yellow, делаем подтеки на крыльях. Затем распыл MicroSatin, а на некоторых областях повышенной матовости - MicroFlat.
   
Подставка
   Eduard, Акан - дерево+черный цвета, затем футура, смывка каричневым акрилом, и в комце сухая tamiyaкисть Tamiya Grey Metal. Весьма кстати пришлась бирочка с надписью TBF-1 Avenger. котораяб была немного тонирована и приклеена на подставку.
Проблемы
   Установка турели должна производится до монтажа основной части фонаря! В результате ошибки после покраски пришлось отрывать этот самы фонарь
В модели неправильно
   - нанесение разграничительной линии между цветами Navy Sea Blue и Intermedia Blue не соответсвует фотографии прототипа
   - начертание элемента быстрой идентификации
   - неверная форма патрубков
   - нечетко выделены матовые кромки крыльем (камуфляж-то 4-х цветный)
   P.S. Надеюсь, что в результате этой статьи кто-подчерпнет для себя что-то полезное, так как для меня сборка принесла не только много удовольствия, но и большое количество нового опыта.
   
   Отдельное спасибо Володе Назарову за проведенную фотосессию модели, а так же убеждение мой второй половины - "Какой мааааленький Avenger!!!". Разумеется, что ему после 1/32 Trumpeterа она кажется моделька кажется очень маленькой, но ее размер примерно 33*24 см. Вообщем - минус пол-полки ;-)
   
   Оригинал статьи: http://scalemodels.ru/articles/103.html