САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Наконец-то жюри подвело окончательные итоги, конкурс официально завершен. Замечания и пожелания прошу сюда.

Всем удачи, поздравления призерам и победителям и до новых встреч.



   Смотреть победителей здесь.
опубликовано 2014-02-03
другие работы автора  |  обсуждение  
Borgward Goliath F.400 Dreirad Lieferwagen (машина Рейхспочты, Германия 1940 г.)
Leadwarrior 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Рейхспочте России посвящается! :)))
   Модель заняла:
   
   I место в номинации Автомобили 1/35 на VIII Кузбасском слете моделистов, проходившем в Новокузнецке в сентябре 2013 года.
   I место по зрительскому голосованию в конкурсе DiSHow 2013, номинация Транспортная техника.
   II место в номинации Транспортная и гражданская техника 1\35 на Новом Сибирском слете стендовых моделистов Novoslet 2014, проходившем в Новосибирске в марте 2014 года.

   Коллеги, представляю вашему вниманию свою очередную работу – миниатюрный трехколесный фургончик Голиаф в окраске Рейхспочты, который был выпущен фирмой Leadwarrior примерно год назад. Учитывая мою страсть ко всякой гражданской технике в 35ом масштабе, я никак не мог пройти мимо столь необычной новинки. Самое забавное, что года полтора назад я натыкался на фото трехколесного Голиафа и в разговоре с коллегами на одной из посиделок сетовал, что никто в обозримом будущем не выпустит такую экзотику… и вот, прошло несколько недель, и Алекс Шелест сообщил о скором выпуске сразу двух Голиафов! Зная, что фирма Leadwarrior специализируется на эксклюзиве, я ожидал от них чего-нибудь необычного, но не на столько! )))
Рама Голиафа F.400 стандартная для всех версий.
   Краткая историческая справка: Трехколесные грузовички Goliath F.400 производились фирмой Borgward с 1936 года. Эти необычные аппараты оснащались двухцилиндровыми двигателями, развивавшими мощность 12,5 л.с. и были способны перевозить до 500 кг грузов. Вкупе с очень компактной колесной базой и невысокой стоимостью (1225 рейхсмарок), эти качества сделали такие грузовички популярными среди предпринимателей, фермеров, и городских служб. Goliath F400 выпускались в трех основных модификациях: "Tiefpritsche" - грузовичок с узким металлическим кузовом, "Lieferwagen" – небольшой фургон, который использовался в том числе и немецкой почтой и «Pritsche» - маленький грузовичок с обычным дощатым бортовым кузовом. Выпуск модели F.400 прекратился в 1938 году в угоду увеличению производства военно-ориентированной техники. В частности, завод Карла Боргварда выпускал полугусеничники SdKfz 11, телеуправляемые танкетки Borgward B IV и другую продукцию. Надо отметить, что он за это поплатился и был осужден за сотрудничество с нацистами после войны. В 1948 году выпуск трехколесных грузовиков возобновился, когда карл Богвард был выпущен из тюрьмы. тогда появилась усовершенствованная модель - GD.750, которая также как и предшествующая F.400 сыскала, большую популярность благодаря неприхотливости, простоте конструкции и невысокой цене. Это было особенно актуально в послевоенной Германии и модель выпускалась вплоть до 1955 года.
   
   
Фургон F.400 Lieferwagen с двухцветной схемой окраски, которую я позаимствовал для своей модели.
   Начать я решил с фургончика – уж больно хотелось построить почтовую версию, тем более что я как раз обзавелся смоляным набором немецких почтовых мешков и посылок фирмы Reality in Scale. Радость от ожидания новинок усилилась еще и тем, что фирма любезно прислала обе из них на обзор (его можно почитать ЗДЕСЬ). Впечатление от литья, как и прежде было самым наилучшим и я предвкушал быструю постройку и окраску, своего рода, модель выходного дня, но вышло все совсем наоборот. Наступившая в моей жизни темная полоса диктовала свои условия, и на моделизм практически не оставалось времени, а когда и выкраивал часок поработать, то все валилось из рук, и работа никак не хотела двигаться в нужном направлении. Кроме того, при реализации мой задумки больше подошли бы навыки работы с моделями авто в 24ом масштабе, а я подошел к окраске бттной точки зрения, что вызвало многочисленные огрехи, пробы и ошибки, которые приходилось исправлять. Изначально никак не мог представить, что работа над этой миниатюрной работой растянется на долгий период. Шапкозакидательские настроения меня подвели и многому научили. В общем, если сказать коротко, то работа над фургончиком шла сквозь тернии, вопреки обстоятельствам и иной раз просто приходилось себя заставлять и пересиливать.
   Могу сразу сказать, что я не рекомендовал бы постройку такой модели начинающим моделистам. Кит столь ажурный, что работать с ним лучше опытным коллегам, хотя, это можно сказать почти о любом резин-ките. Ну не буду больше забегать вперед, обо всем по порядку!
   

СБОРКА
Эмблема Боргвард заменена на травленую. Фары уже покрашены.
   Собственно работа по сборке этой модели не представляет особенной сложности, но требует максимальной аккуратности из-за обилия мелочевки и ажурности. Особое внимание рекомендую обратить на аккуратность сборки элементов подвески. Детали рамы, рессоры очень ажурные, тонкие, с маленькими поверхностями склеивания, что усложняет их позиционирование. Кроме того, из-за хрупкости деталей последующая корректировка при неудачной сборке практически невозможна – все просто сломается. Сложный момент – установка рессор и задней оси. Здесь надо проявить особую тщательность при предварительной подгонке насухо, так как даже мельчайшее смещение оси приведет к тому, что задние колеса будут, в лучшем случае скрести подкрылки, а то и вовсе не встанут на свои места. На этом моменте пришлось повозиться и проявить терпение. Это особенность столь миниатюрной и хорошо деталированной модели.
   
   Кстати, ахиллесовой пятой всех Голиафов является подвеска переднего колеса, точнее её рычаг. Деталь очень тонкая (примерно 1,5мм в сечении) и хрупкая, но при этом, вся носовая часть модели держится только на ней. Боюсь, что со временем смола может немного деформироваться и Голиаф «клюнет носом». Этого можно избежать двумя способами: либо заменить рычаг на самодельный, изготовленный из подходящей твердой проволоки, либо еще до установки всверлить в верхнюю точку покрышки переднего колеса штифт из проволоки, выступающий примерно на 3 мм. Своим торчащим краем штифт упрется в арку изнутри и не даст рычагу колесу «гулять», при этом штифта совершенно не будет видно. Именно таким образом я и поступил при работе со своей моделью.
Фото модели перед окраской. Задние дверцы прихвачены на скотч.
   Отдельно хочу остановиться на стыковке водительской и пассажирской дверей. Они идеально встают в дверные проемы и не требуют особой подгонки, если проявить аккуратность. Главное, при удалении питателей с дверей не сточить лишнего. Лучше пользоваться острым резаком, а не пилкой. Питатель такой тонкий, что будет достаточно сделать надрез на его стыке с деталью и аккуратно его удалить. Что касается дверных проемов, то здесь нужна еще большая аккуратность. Проемы заполнены смолой как пленкой, что обусловлено технологией литья кузова в одну деталь. Эту лишнюю смолу из проемов надо аккуратно вырезать модельным резаком и заровнять поверхности надфилем с тонкой насечкой. Будьте очень осторожны при обработке, чтобы не убрать лишнего, иначе после установки дверей получаются большие щели (дверь меньше проема). Именно так у меня и вышло. Поэтому пришлось кое-где шпаклевать и прорезать крой заново.
   Очень порадовало то, что в модели представлен подробно деталированный двигатель и его можно показать, подняв… водительское сиденье. Да-да, именно под ним он и расположен. В этом проекте я отказался от такого варианта, а вот следующий мой Голиаф – бортовой, будет с открытой водительской дверью и поднятой сидушкой. Также понравилось, как в модели сделаны фары с имитацией лампочки, отлитой внутри и готовыми круглыми «стекляшками» выпуклой формы, которые надо только вклеить на свои места. Единственным замеченным недостатком могу назвать довольно условное исполнение эмблемы фирмы Borgward на капоте. Пришлось ее срезать и заменить травленой деталью, которую нашел в своих закромах Павел Черепанов, за что ему огромное спасибо!
   
   Теперь об одной из главных сложностей этого проекта – остеклении. В наборе представлен лист тонкого прозрачного пластика с напечатанными контурами деталей стекол. Предполагается вырезать детали по контурам и установить их на место. Увы, но контуры не полностью соответствуют размерам проемов, поэтому пришлось повозиться с подгонкой стекляшек, очень аккуратно подрезая их острым резаком и зашлифовывая торцы мелким наждаком. Важно при этом, не зацарапать стекляшки при обработке, поэтому на кончики пинцета я наклеил кусочки модельного скотча, а сами детали складывал не на рабочий коврик, а только на чистую салфетку. Ну и важно не сильно заляпать детали отпечатками пальцев. Я старался брать детали только за торцы, чтобы избежать этого. Работа по подгонке размеров и формы стекляшек отняла очень много времени и сил, но впереди маячил самый сложный момент постройки – вклеивание стекляшек в проемы, но об этом уже после окраски…
   

ОКРАСКА
   С самого начала решил, что буду красить свой Голиаф в варианте Рейсхпочты. На мой взгляд, это самая интересная вариация, которую можно сделать из этого фургончика. К сожалению, фотографий тех времен в окраске рейхспочты я не нашел. Поэтому пришлось довериться инструкции, которая предлагает окрасить крышу и крылья либо в черный, либо в шоколадный, а сам корпус в светло-песочный, слоновую кость или светлый серо-голубой. Остановился на сочетании шоколадного и цвета слоновой кости. Подбор цветов не составил особой проблемы. Шоколадный был намешан из ганзовского H17 Cocoa Brown и тамиевского XF-10, а слоновая кость намешана из тамиевских XF-55 и XF-57. Для получения глянца, в обе смеси был добавлен глянцевый лак Х-22.
   
   Окраску начал интерьера. Этот этап был выполнен достаточно быстро, хотя, прокрашивание водительской кабины при вклееных дверях и установленной мелочевке оказалось весьма муторным занятием. Довольно трудоемко прокрашивать приборную панель, рукоятки, стеклоподъемники, руль и другую мелочь сквозь проёмы ветрового и боковых стекол.
   Тонировка кабины без излишеств: фильтр, смывка, немного ободранностей, на полу легкое загрязнение. Сидушка была покрашена полуматовым черным, а после высыхания прошелся кусочком мелкой наждачки на поролоновой основе. Это позволило достаточно убедительно имитировать пошарканную обивку. Внутренности грузового отсека были тонированы более интенсивно: на стенках фильтры, смывка и различные царапины и сколы.
   
   Далее взялся за окраску экстерьера модели. Честно говоря, я не подозревал, что новенькая глянцевая окраска, станет для меня камнем преткновения. (Хотя, наверное, этого следовало ожидать, учитывая, что я привык к окраске и тонировке военной техники и довольно сильно ушатанных временем грузовиков). Здесь бы пригодился опыт работы с глянцевыми авто 24го масштаба, которого у меня, увы не было. Поначалу ничто не предвещало сложностей. Модель была загрунтована тамиевским аэрозольным грунтом, потом задута глянцевой краской цвета слоновой кости. Затем, корпус был замаскирован тамиевским скочем, чтобы задуть крышу и крылья шоколадным цветом. После того как маски были сняты, а краска просушена в течение суток, решил отполировать поверхность мелким наждаком 2000. Хе-хе, я забыл, что лучшее враг хорошего и за неимением опыта перестарался…протёр шоколадную краску на крыше до слоновой кости. Ну что же, набираемся терпения! Снова маски и снова задуваем крышу шоколадным цветом. Потом снова снимаем маски, просушиваем краску еще сутки и полируем мелким наждаком, очень-очень аккуратно и…опять проплешина на крыше! Нервы уже начинают сдавать. Снова заматываем модель в скотч, снова задуваем крышу шоколадным цветом, делая слой потолще (благо набодяжил его с запасом), снимаем маски, опять просушиваем, теперь уже в течение пары суток. Момент истины, если не получится сейчас, то мне уже не хватит терпения. Взял наждак 2000 и сендеры Wilder и просто супер аккуратно стал шлифовать. В какой-то момент сказал себе стоп: лучшее – враг хорошего. На этот раз получилось!
   
   Однако веселье на этом не закончилось, как я думал, а еще только начиналось! Сухие декали с маркировкой рейхспочты, которые идут в наборе с моделью категорически отказались переводиться на поверхность модели – похоже слишком хорошо заполировал. Задним числом то я понял, что деки надо было наносить еще до полировки корпуса, но теперь было уже поздно. Благо в загашниках лежал набор «мокрых» декалей Рейхспочты фирмы Peddinghaus. Они немного отличались от изкоробочных по стилистике написания, но вполне подходили по габаритам. Эх если бы я знал, что это за декали! Во-первых, пока я их разглаживал на поверхности модели, часть изображения просто…стерлась. В результате, самую стершуюся декаль пришлось сразу же отдирать. То еще удовольствие, учитывая, что все было приварено Микро Сетом и Солом! Остальные поврежденные декали отодрать уже было нереально, поэтому пришлось дорисовывать кистью стершиеся элементы. Но это были мелочи! Декали Peddinghaus отпечатаны на подложке такой толщины, что из нее можно вырезать бронелисты для каких-нибудь танкеток! Образовавшиеся на бортах ступеньки от можно было бы выделять смывкой и подавать за накладные бронелисты ))) Пришлось обильно проливать борта гланцевым лаком, просушивать в течение суток, а потом потом обрабатывать наждаком, чтобы загладить ступеньку. Эту процедуру пришлось повторять четыре или пять раз, пока ступенька не ушла совсем. С этого же набора декалей был взят и номерной знак рейхспочты с буквами RP. Декаль была нанесена на травленую табличку, взятую из аберовского набора.
   
   Ну и последним испытанием на вшивость стало вклеивание стекол. Все они были вырезаны заранее, еще в процессе сборки и лежали отдельно, дожидаясь своего часа. Лобовое вклеивал на обычный суперклей, нанося его зубочисткой. Эта процедура осуществлялась очень аккуратно, чтобы не заляпать саму стекляшку и чтобы на нее не попали пары суперклея. В целом, получилось удовлетворительно, хотя в одном месте слегка задел стекляшку, но на переделку уже не было сил. Со стеклами в дверях тоже пришлось помучиться. Так как решил сделать оба стекла слегка опущенными вниз, то возникла сложность с фиксацией. Площадь склеиваемой поверхности была слишком мала, да еще и нельзя было допустить паров суперклея, поэтому от оного сразу отказался. Попытки приклеить на акриловый лак и на жидкое стекло также провалились . Лак не обеспечивал надежной фиксации, а жидкое стекло давало не аккуратный стык. После всех проб и ошибок пришел к использованию тамиевского клея Craft Bond. Он надежно зафиксировал стекла и обеспечил довольно аккуратное место склейки. Повторюсь, что при всех манипуляциях со стеклами, пользовался пинцетом с кончиками обмотанными модельным скочем, чтобы избежать царапин и отпечатков пальцев.
   
   Тонировка была сделана без излишеств, подчеркивая сравнительно свежую машину. Использовал фильтр, смывку, пигменты и субтильные потеки и брызги грязи, чтобы имитировать загразнение, которое могло иметь место в городских условиях. Пользовался химией Wilder и MiG. Сколов специально наносил не много. Использовал краску Vallejo. На полу грузового отсека была подчеркнута фактура изношенной древесины и многочисленные царапины с помощью смывки, крупного наждака и краски древесного цвета. Отдельно оттянулся на металлическом пороге, как на самом подверженном обдиранию элементе все всей модели. На нем были имитированы сколы, а также проступившая ржавчина. Край был натерт грифелем. Вокруг гвоздей на деревянном полу также имитирована проступившая ржавчина.
   
   
1.Окраска крыши корпуса. Эта операция повторялясь трижды. 2. Нанесение декалей. 3. Хорошо видна огромная ступенька, причем на декаль нанесено уже два слоя лака! 4. Ступеньку удалось убрать с помощью наждаков разной зернистости.

1.Окраска крыши корпуса. Эта операция повторялясь трижды. 2. Нанесение декалей. 3. Хорошо видна огромная ступенька, причем на декаль нанесено уже два слоя лака! 4. Ступеньку удалось убрать с помощью наждаков разной зернистости.

1.Для удобства, верх и низ красились и тонировались отдельно. 2.Смывка сделана жидкостью NL-02 фирмы Wilder. 3.Деревянный настил пола тонирован фильтром NL-19. 4.Обивка сидушки была обшаркана мелким наждаком и темно-серой краской.

1.Для удобства, верх и низ красились и тонировались отдельно. 2.Смывка сделана жидкостью NL-02 фирмы Wilder. 3.Деревянный настил пола тонирован фильтром NL-19. 4.Обивка сидушки была обшаркана мелким наждаком и темно-серой краской.

1.Кончики пинцета обмотаны скотчем, чтобы не поцарапать стекляшки при монтаже. Приклеены стекла на клей Kraft Bond фирмы Тамия. 2 и 3. Сколы нанесены краской Vallejo с помощью тонкой кисти. 4. На полу грузового отсека имитированы многочисленные сколы и проступившая ржавчина.

1.Кончики пинцета обмотаны скотчем, чтобы не поцарапать стекляшки при монтаже. Приклеены стекла на клей Kraft Bond фирмы Тамия. 2 и 3. Сколы нанесены краской Vallejo с помощью тонкой кисти. 4. На полу грузового отсека имитированы многочисленные сколы и проступившая ржавчина.

1.Нижние поверхности покрышек сточены для имитации пятен контакта с поверхностью. 2.Колеса после тонировки. 3.Номерной знак изготовлен из обрезков декали. 4.Брызги имитированы жидкостью NL-29 фирмы Wilder с помощью старой кисточки.

1.Нижние поверхности покрышек сточены для имитации пятен контакта с поверхностью. 2.Колеса после тонировки. 3.Номерной знак изготовлен из обрезков декали. 4.Брызги имитированы жидкостью NL-29 фирмы Wilder с помощью старой кисточки.


СКАРБ И ЛИСТЬЯ
Содержимое грузового отсека Голиафа и изготовление листьев.
   Отдельно хочу остановиться на всяких мелочах, которые я использовал, чтобы оживить модель. Еще в процессе постройки модели, положил на водительское сиденье немецкий журнал времен Второй мировой войны, который почитывает водитель. Но самым интересным, на мой взгляд, было наполнение грузового отсека. Фирма Reality in scale выпускает набор немецких и американских почтовых мешков и посылок. Я обзавелся этим набором специально для постройки данной модели. Конечно, американские почтовые мешки я не использовал, а вот немецкие мешки для писем оказались как нельзя кстати. Очень понравилось литье, хотя фактура ткани и прострочки мне показались заметно крупнее, чем нужно. Мешки были окрашены акрилом Валлехо, сделана смывка, а потом прибегнул к старой-доброй сухой кисти. При тонировке мешков это самый эффективный способ. Декали, которые шли в наборе с мешками не понравились категорически своей толщиной и качеством печати, поэтому от использования их отказался.
   
   На посылке с помощью обрезков декалей имитировал адрес, а марку нарисовал кистью от руки. Сургучные печати на посылке и конвертах имитировал следующим образом: на нужное место ставил капельку коричневой краски Vallejo, ждал некоторое время, пока капелька подсохнет, а потом надавливал сверху штемпелем – изготовленным из кусочка тянутого литника нужного диаметра. Таким образом, сургучные печати получились почти как настоящие! Кроме того, решил оживить модель несколькими листьями. Они взяты из набора фирмы Хабар. Сами листочки очень достоверны с имитацией всех прожилок. Окрасил их миговскими фильтрами палевого оттенка. Для пущей достоверности решил немного доработать эти листочки, удалив слишком толстые бумажные стебельки, и заменив их на более достоверные, которые сделаны из тонкой медной проволоки. Приклеивал листочки на маленькие капельки клея пва.
   
   

   Вот вроде бы и всё! Работа над моделью растянулась с января по сентябрь 2013 года с несколькими перерывами. Надеюсь, не утомил слишком долгим рассказом о постройке этого миниатюрного фургончика. Кстати, эта модель является первой из серии трехколесных грузовичков Goliath, над которой я потихоньку работаю. Следующим будет грузовая версия Tiefpritsche с интересным наполнением кузова.
   
   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
   Leadwarrior LW 35212 – сама модель
   Reality in Scale – почтовые мешки и посылка
   Reality in scale -журнал
   Royal Model – дворник
   Aber – номерная табличка
   Хабар – листья
   PeddingHaus – декаль Рейхспочты
   Листовой пластик Tamiya
   
   Владимир Яшин
   Новосибирск 2013
   www.genscher-shop.ru
   www.ost-front.ru