САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   
Итак голосования на призы зрительских симпатий завершены! Поздравляем победителей и призеров. Посмотреть результаты можно здесь.

Теперь ждем решений профильных жюри. Некоторые решения уже очень скоро.


опубликовано 2013-09-30
другие работы автора  |  обсуждение  
Танки Renault R35 21-го танкового батальона. Франция 1940 год.

Валерий Стрелков
aka Ольха
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
1. Предисловие
   Началось всё с того, что я, как и многие, собирал превьюшки фото техники с E-bay, раскладывал их по тематическим папкам, подмечал особенности конструкции и маркировки разных боевых машин. Французские Renault R35 в характерном камуфляже с обводкой цветных пятен, украшенные кокардами, номерами, эмблемами и, главное, именами (или кличками, никнеймами … называйте как хотите) нельзя было не заметить. Очень вовремя подоспела статья о маркировке тех самых R35, появившаяся на сайте http://www.chars-francais.net/ Эта статья и послужила отправной точкой для уже целенаправленного сбора информации о 21-м танковом батальоне французской армии, принявшем участие в боях во Франции в 1940 году.
2. Из истории батальона
   21-й танковый батальон (21eme Batalion de Char de Combat) был выделен из 512 танкового полка (512 RCC) в 1938 году. В октябре 1939 года 21-й батальон был развёрнут по мобилизации и получил, в числе общего обеспечения, положенные ему по штату 45 танков Renault R35, пять из которых так и не были вооружены штатными орудиями SA18 до начала боевых действий. Призванный из запаса по мобилизации личный состав батальона был ранее обучен службе на танках Renault FT, поэтому последующие месяцы были посвящены обучению и сплачиванию батальона.
   Батальон имел в своём составе три роты танков R35. Каждая рота имела четыре взвода по три танка плюс танк командира роты. Ещё пять танков входило в роту резерва. Один танк полагался командиру батальона, но про конкретную машину комбата пока ничего не известно. Как уже писал выше – пять танков из сорока пяти вообще не имели вооружения.
   21-й батальон, вошедший в состав 5-й французской армии, встретил начало активной фазы боевых действий дислоцируясь на территории Эльзаса, куда фронт подступил только в июне 40 года, уже после оккупации Бельгии, окружения группы войск у Дюнкерка, сражений у Арраса. Разделённый поротно батальон начал выдвижение для поддержки пехотных частей 5 армии во второй половине июня 1940 года, уже после оккупации Парижа. Весь боевой путь его уложился в неделю с 14 до 22 июня, даты капитуляции Французской армии. Первая рота батальона капитулировала в полном составе, практически не приняв участия в боях. Вторая и третья роты, действуя разрозненно и неорганизованно, теряли время в неоправданных перемещениях, несли потери от огня немецкой ПТО, и, в конечном итоге, также сдались немецким войскам, оставив врагу большую часть исправной техники.
   Ясное дело, что ярко раскрашенные танки 21-го батальона пользовались популярностью у немецких фотографов. Я воспользуюсь их фотоснимками, регулярно всплывающими на аукционах E-bay, и попытаюсь рассказать об особенностях внешнего вида Renault R35 21-го батальона.
   
3. Особенности конструкции
Верхний ряд: поздние корпуса с усилением смотровых щелей, нижний ряд: корпуса танков 21-го батальона
   Корпус танка
   Корпуса всех танков R35 21-го батальона были ранне-среднего выпуска и не имели приливов над смотровыми щелями рубки механика водителя. Приливы характерны только для поздних корпусов R35 и для всех R40.
   
Вверху: схемы раннего и позднего смотрового прибора в башне R35, внизу и справа фото смотровых приборов R35 21-го батальона
   Башенные смотровые приборы
   Первоначально все танки R35 оснащались бинокулярными смотровыми приборами. Внутри литого фигурного основания устанавливался горизонтальный цилиндрический валик с двумя коническими стеклоблоками. Валик мог поворачиваться вокруг оси, меняя угол вертикального обзора или вовсе перекрывая поле зрения при интенсивном обстреле. Позже была введена новая конструкция, представляющая собой прямоугольную бронепластину со смотровой щелью, прикрытой сверху приливом-утолщением, и сменным бронестеклом внутри башни. Вариант установки смотровых приборов обоего типа в прямоугольные окна башни танка позволял легко заменить повреждённый прибор не производя сложных манипуляций с самой башней, но ослаблял её бронестойкость. Не все Renault R35 ранних выпусков успели получить новые приборы наблюдения. 21-му батальону здесь повезло – танки были полностью оснащены новыми смотровыми щелями. На фото видно, что прямоугольные вставки приборов отличаются от основного цвета камуфлированных ранее башен. На цветных фото эти детали окрашены в зелёный цвет.
   
Верхний ряд: установка зенитного пулемёта на танке R35, нижний ряд: основание турели на танках 21-го батальона.
   Основание турели зенитного пулемёта
   Перед войной для французских танков было разработано устройство, позволяющее вести зенитный огонь из штатного пулемёта Mitrailleuse mle 31 («Reibel» MAC 1931). Пулемёт вынимался из маски и устанавливался на турель, закреплённую на задней кромке башни. Огонь вёл командир танка сидя в люке или находясь внутри башни. Турель крепилась к основанию-грибку, приваренному в задней части башни над люком. Опять же, лишь около половины танков было оснащено таким устройством до начала войны. На боевых фото танков R35 сами турели с зенитными пулемётами практически не встречаются.
   На большей части танков Renault и Hotchkiss основание-грибок было приварено по центру над башенным люком. Особенность танков 21-го батальона и R35 одновременного с ними выпуска – установка грибка с заметным смещением влево относительно центра. Видно, что грибок приваривался уже после выпуска танков с завода. Обгоревшая при сварке краска иногда закрашивалась кистью тёмной краской (скорее всего базовой зелёной). На фото заметны эти тёмные пятна на светлых башнях
   
Радиоантенны танков 21-го батальона
   Радиоантенны
   Полную радиофикацию танкового парка французам осуществить не удалось. В 21-м батальоне получали радиооборудование в первую очередь командирские машины. Характерный признак на фото – толстый штырь антенны с крупным резиновым гофрированным чехлом красно-бурого цвета, расположенный в правой задней части крыши башни. По этому признаку к радиофицированным можем отнести танки L’Aiglon, Le Bourdon и La Guepe (оба танка из четвёртого взвода третьей роты), Le Boa, 50859, Le Lion и, возможно, Le Chimpanze.
   
Верхний ряд: места крепления хвоста танков R35, нижний ряд: маркировка на хвостах танков третьей роты 21-го батальона, справа: маркировка для остальных танков 21-го батальона.
   Хвосты
   Хвосты-удлинители были приняты для Renault R35 с целью улучшить проходимость танков. Решение было палкой о двух концах – хвост утяжелял машину и ухудшал маневренность. Далеко не все R35 получили свои хвосты до начала войны, но 21-й батальон был оснащён ими полностью. На фото можно отследить, что на большей части танков хвосты присутствуют, на всех «бесхвостых» машинах заметны крепления для хвоста. На 50836 Le Buffle, например, хвост был демонтирован уже немцами после захвата машины. Остановлюсь на креплении хвоста-удлинителя – крепился он в четырёх точках. Верхнее и нижнее крепление представляли собой фигурные детали, верхняя с одной проушиной и нижняя с двумя. Верхнее крепление прикручивалось под кожух бронировки выхлопной трубы, нижнее – под сцепное устройство. Правый и левый подкосы хвоста крепились к небольшим проушинам, привёрнутым к основаниям направляющих колёс. На хвосты танков 21 батальона наносилась маркировка для распознавания в сумерки – белый круг в первой, третьей и резервной ротах и белый квадрат во второй роте. На имеющихся фото танков второй роты видно, что на белый квадрат могли ещё нанести номер танка, маленький национальный флаг и сердечко – червовую масть. У танка 50835 Le Boa квадрат был дорисован до формы щита.
Верхний ряд: общие виды направляющих, нижний ряд: танк 50854 Le Taon, оснащённый направляющими для фашин.
   Устройство для сброса фашин
   Также для улучшения проходимости рвов и окопов предпринимались попытки оснастить танки R35 сбрасываемыми фашинами. Танки получили треугольные фермы из металлического профиля, закреплённые в передней части надгусеничных полок. В бою фашина устанавливалась на фермы при развёрнутой назад башне и сбрасывалась командиром через башенный люк.
   В 21-м батальоне известна только одна машина с направляющими – это 50854 Le Taon из роты резерва батальона.
   
Слева: ленивец с приклёпанными накладками /legion-afv.narod.ru/ , именно такой вариант использовался в 21-м батальоне. Справа: ранний вариант ленивца R35 с круглыми отверстиями.
   Направляющие колёса.
   Направляющее колесо танка Renault R35 изначально имело 6 круглых окон. Позже эти окна стали закрывать накладками на четырёх заклёпках. На всех фото танков 21-го батальона направляющие колёса уже имеют такие накладки.
   
4. Маркировка и камуфляж
Номера танков из 21-го батальона
   Номера танков
   Во французской армии техника, поступавшая в войска, получала регистрационные номера из общей по армии системы. Хочу напомнить, что это именно армейские, а не заводские номера техники. Танки R35 и R40 получали номера в диапазоне 50000 – 51700, 21-му батальону достались машины из интервала 508…-509… (известные на сегодня крайние номера 50809 и 50968). Передний номер находился в левой передней части литой лобовой детали, над номером наносился рисунок национального флага, равный по высоте цифрам номера. Задний номер наносился вверху правого люка на кормовой детали корпуса, трёхцветный флаг рисовался под номером.
   
   Имена собственные
   Собственное имя у танка – распространённое явление во французских бронечастях. Для тяжёлых 2С и B1bis имена были обязательными. Именовались танки названиями городов, провинций, колоний, рек, мест боевой славы, по именам видных военных деятелей и героев прошлого. Были даже танки с именами знаменитой четвёрки мушкетёров – Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна. В нашем 21-м батальоне лёгких танков R35 всё было проще и скромнее. Танки батальона получили клички из мира животных. Имя собственное писалось красивым белым курсивом на правой скуле башни каждого танка. Принцип был простой – «каждой твари по паре». В первую роту попали хищники семейства кошачьих - лев (Le Lion), пантера (La Panthere), пума (Le Couguar), ягуар(Le Jaguar) и тигр(?), копытные – бык (Le Buffle), зубр (L’Aurochs) и бизон (Le Bison), ещё в первой роте был медведь (L’ours- именно с маленькой буквы). Во вторую роту попали ёж (Le Herisson) и скорпион (Le Scorpion) в первом взводе, пресмыкающиеся – аллигатор (L’Alligator), крокодил (Le Crocodile)и саламандра (Le Salamandre) во втором взводе, змеи – удав (Le Boa) и кобра(Le Cobra) в третьем, сказочные чудища – дракон(?), химера (La Chimere) и, возможно, огр (имя танка неразборчиво) в четвёртом взводе. Третью роту составляли хищные птицы – орлёнок или подорлик (L’Aiglon) у командира роты, сокол (Le Faucon), гриф (Le Vautour) и ястреб (L’Epervier)в первом взводе, кондор(?) и филин (Le Grand Duc) во втором. Третья машина второго взвода предположительно называлась вампир(?). Третий взвод - приматы - горилла (Le Gorille), шимпанзе (Le Chimpanze) и орангутанг(?). Четвёртый взвод – насекомые - шершень (Le Frelon), шмель (Le Bourdon) и оса (La Guepe). В роте резерва замечены гиббон (Le Gibon – именно так, с одним b) и овод (Le Taon), там же французы упоминают кречет(?), но его фото пока не встретилось. Вопросительными знаками я отметил те имена танков, которые упоминаются, но пока не подтверждены.
   
Первая рота

Первая рота

Вторая рота

Вторая рота

Третья рота и рота резерва

Третья рота и рота резерва

Слева: варианты батальонной эмблемы, справа: танк 50839, несущий эмблему на лбу башни.
   Батальонная эмблема
   Эмблема 21-го танкового батальона достаточно простая – белый контурный щиток с расположенными внутри по треугольнику тремя белыми семёрками. Было два варианта эмблемы – один имел разрывы контура щитка от трафарета, на втором варианте контур был цельным. Стандартное местоположение эмблем на танках – прямоугольные вставки боковых смотровых щелей. Эмблемы на обеих вставках нанесены со смещением вниз. Единственная пока машина, несущая эмблему и на третьей, лобовой вставке это танк 50839 (имя собственное предположительно L’Ogre). Замечу, что танки третьей роты батальонных эмблем вообще не несли, их место на обоих бортах башен было занято взводными обозначениями.
   
Варианты нанесения кокард на танки 21-го батальона
   Национальные кокарды.
   Крупные трёхцветные французские кокарды добавляли шарм общему виду танков. Одна хорошо заметная кокарда была нанесена впереди справа на лобовой детали танка поверх заводской таблички завода Renault, вторая – на наклонной плоскости перед люком механика-водителя, она служила для распознавания с воздуха (на части машин в этом месте белый круг). На небольшой части машин кокарда встречается и на правом люке кормовой детали ниже номера (50836 Le Buffle, 50842 L’Alligator, 50845 Le Crocodile, 508?? Le Couguar), на остальных машинах в этом месте просто белый круг. Башни всех танков несут по две кокарды на боковых задних гранях справа и слева от люка командира. На крыше башни каждого танка тоже есть небольшая кокарда воздушного распознавания. Вот тут начинаются отличия между ротами – у первой роты кокарда расположена в передней части крыши башни, перед куполом командирской башенки, вторая, третья и резервная роты несли кокарду на верху комбашенки, «на беретике» (возможен и вариант с белым кругом).
   
   Ротные и взводные знаки различия.
   Первая, вторая и третья роты различались нанесёнными на левый борт башни крупными белыми литерами H, S и V соответственно. Литера наносилась в передней части борта. Рота резерва обозначений не имела. Первая рота специальных взводных обозначений не имела. Номер взвода во второй и третьей ротах обозначался цифрой от 1 до 4. Во второй роте цифра взвода наносилась сзади на башенный люк (танк 50839 взводной цифры не имел), в третьей – по обоим бортам башни поверх вставок смотровых приборов (поэтому третья рота и не несла батальонный значок).
   
Первая рота

Первая рота

Вторая рота

Вторая рота

Третья рота

Третья рота

Рота резерва

Рота резерва

Командирский танк третьей роты 50963 L’Aiglon
   Отдельно остановлюсь на внешнем виде танка 50963 L’Aiglon командира третьей роты. На левом борту башни, как и положено, впереди литера V, с обоих бортов поверх смотровых приборов нанесена литера P. Вместо круглых трёхцветных кокард на задних гранях башни нанесены трёхцветные шевроны углом вверх.
   Из прочих обозначений отмечу стандартные белые силуэты гранаток с цифрой 1 внутри, нанесённые на ящики ЗИП по обоим бортам танка. Так во французской армии обозначали весовую категорию машины для преодоления мостов
   Камуфляж
   Танки батальона несли многоцветный камуфляж, характерный для французских машин межвоенного периода. Цветные горизонтальные пятна с волнистыми амёбообразными краями словно слоями покрывали танк от надгусеничных полок до командирской башенки. Низ корпуса и ходовая часть были тёмно-зелёными. Также темно-зелёными были хвосты-удлинители и бронировки танковых пушек SA18. По поводу остальных цветов единого мнения пока не сложилось. Путешествуя по инету, встречал разные точки зрения - от двухцветного жёлто-зелёного варианта до восьмицветного с просто экзотическими голубыми, розовыми и бордовыми пятнами. Конечно, гадание по чёрно-белым фото есть дело занятное, но неблагодарное, тем более, что фотомастера прошлых лет работали и со светофильтрами, и с ортохроматической фотоплёнкой. Главным подспорьем мне стали сохранившиеся цветные фотокартинки для двух танков 21 батальона – цветной диапозитив с танком 50968 Le Herisson с E-bay и три фото танка 508?? Le Couguar, выложенные на сайте http://www.warthroughthelens.org/ авторы которого, к сожалению, сильно ограничивают использование своих материалов. На обоих танках чётко можно выделить четыре цвета – светло-серый (самый светлый оттенок на чёрно-белых фото), жёлтый, светло-зелёный и основной тёмно-зелёный. Для других машин из батальона ещё можно допустить коричневый цвет как самый тёмный оттенок на фото, но подтверждения пока нет. Надеюсь, что пока. Цветные слои камуфляжа разделялись тонкой чёрной полосой, наносившейся как пульверизатором, так и кистью.
   
Цветной диапозитив 50968 Le Herisson

Цветной диапозитив 50968 Le Herisson

50968 Le Herisson

50968 Le Herisson

50968 Le Herisson

50968 Le Herisson

50841 Le Scorpion

50841 Le Scorpion

50841 Le Scorpion

50841 Le Scorpion

50827 Le Lion. Разделительные линии нанесены кистью.

50827 Le Lion. Разделительные линии нанесены кистью.

5084? L'Epervier. Разделительные линии нанесены распылителем.

5084? L'Epervier. Разделительные линии нанесены распылителем.

50839. На трёх снимках этого танка видна разница в цветопередаче.

50839. На трёх снимках этого танка видна разница в цветопередаче.

50??? L'Ours, 50??? L' Aurochs, 50??? Le Bison

50??? L'Ours, 50??? L' Aurochs, 50??? Le Bison

50809 Le Grand-Duc и Le 50821 Gibon

50809 Le Grand-Duc и Le 50821 Gibon

50821 Le Gibon

50821 Le Gibon

50893 Le Frelon  и 50849 La Guepe

50893 Le Frelon и 50849 La Guepe

508?? Le Couguar

508?? Le Couguar

50850

50850

50893 Le Frelon

50893 Le Frelon

5084? Le Bourdon

5084? Le Bourdon



Вместо эпилога - группа доставшихся немцам танков 21-го танкового батальона, собранная в местечке Рибовилль. Видно, что поверх закрашенных кокард на башни танков нанесли рисунок свастики. Слева направо - L'Aiglon, неизвестный, Le Chimpanze, Le Bourdon, Le Taon.

   Благодарю за помощь в подборке материалов и обсуждение темы участников форума "Тигровый угол" http://www.tigerscorner.ru/index.php
   Обсуждение темы и пополняемая фотоподборка в ветке http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=774.0
   
   Источники
   1. Интернет-аукционы e-bay.de, e-bay.com, e-bay.fr, e-bay.uk
   2. Сайт http://www.chars-francais.net/ и его разделы
    - http://www.chars-francais.net/new/index.php?option=com_content&task=view&id=1532&Itemid=74
    - http://www.chars-francais.net/new/index.php?option=com_content&task=view&id=1297&Itemid=71
    - http://www.chars-francais.net/new/index.php?option=com_content&task=view&id=65&Itemid=36
   3. Форумы http://www.atf40.fr/ATF40/ http://www.colleurs-de-plastique.com/forums/ http://www.modelforum.cz/index.php
   4. Фотогалереи uberkarabas, modeller11