SCALE MODELLER'S SITE
System pager
Choose Theme
2019-03-09    
Опубликованы итоги работы жюри по фигурно-диорамным номинациям и номинации "Самоделкины". Победителей и призеров смотрим здесь.

Конкурс DiShow-2018 завершен. Электронные версии дипломов победителей и призеров конкурса доступны на сайте в разделе "Конкурсы". Там же свой диплом могут получить и все остальные участники конкурса. Реальных наград на этот раз и впредь не предусматривается. Если только не найдутся спонсоры, готовые оплатить затраты на закупку и рассылку наград. Желающие проспонсировать это благородное дело могут обращаться по тел. +7(916)159-3087 или на почту admin@dishmodels.ru.

До новых встреч на наших конкурсах. Удачи.
published 2014-01-02
Author's Other Work  |  comments  
Stalintracks

Sergej Golikov
aka Сергей Голиков
 Show photos in the same window
 Show photos in a Lightbox
STALINTRACKS
Вопрос с гусеничной цепью на тяжелых танках семейства ИС возникает у моделистов регулярно, и так-же – регулярно, повторяются одни и теже ошибки. Как привести в соответствие прототипу и времени тот или иной тип трака, насколько можно доверять в этом плане музейным образцам, насколько полно освещена тема в печатных изданиях и интернете? Последний вопрос наиболее актуален, так как до сих пор все сведения носят разрозненный и отрывочный характер. Здесь представлена, моя попытка проанализировать и свести в единое целое имеющуюся на данный момент информацию. Также, хочу выразить благодарность людям, оказавшим в той или иной степени поддержку моему замыслу, и в первую очередь Эдуарду Головашкину.

Военный период (1943-1945)
   В массовое производство танки семейства ИС были запущены в октябре-ноябре 1943 года. Сперва, на всех танках устанавливались Челябинские штампованные траки из стали марки ТВД, с шагом 160мм и шириной 650мм, Существовало две версии такой гусеничной ленты.
    Первый вариант – так называемый - разрезной трак, где для уменьшения массы и оптимизации производства каждая гусеничная цепь состояла из 43-х с гребнями и 43-х безгребневых составных траков. Они чередовались между собою и соединялись стальными пальцами.
   
    Следует заметить, что данная гусеница, до того, уже имела хождение на поздних танках семейства КВ, таких как: СУ-152, КВ-85. Этот вид гусеничной ленты с разрезным траком являлся наиболее массовым, и использовался на всех типах танков ИС и СУ с 1943 по 1945г, о чем в полной мере свидетельствуют многочисленные исторические фотографии. В послевоенный период эти траки так-же использовались, включая новейшие ИС-3, но постепенно вытеснялись более новым образцом.
   
ИС-2 из 7-й Гв. ТТбр. хорошо выден разрезной штампованный трак чередующийся с полноценным.

ИС-2 из 7-й Гв. ТТбр. хорошо выден разрезной штампованный трак чередующийся с полноценным.

ИСУ-122, с классическим примером такой гусеничной ленты.

ИСУ-122, с классическим примером такой гусеничной ленты.

Известное фото ИСУ-152 с надписью - "Москва".

Известное фото ИСУ-152 с надписью - "Москва".

Ранний ИС-3, послевоенный парад на Красной площади, г. Москва.

Ранний ИС-3, послевоенный парад на Красной площади, г. Москва.

Трофейный  немецкий ИС-2, Куметсдорф 1944г.

Трофейный немецкий ИС-2, Куметсдорф 1944г.

Наши дни, Кубинка. На заднем плане присутствует очень известные в сообществе личности.

Наши дни, Кубинка. На заднем плане присутствует очень известные в сообществе личности.

Подорванная СУ-152.

Подорванная СУ-152.

1-я Гвардейская  на переправе.

1-я Гвардейская на переправе.

   
   Второй вариант – полноценный трак ,где все 86-ть сегментов в гусеничной ленте имели гребни.
   
   
   Такой вид гусеничной ленты использовался на «ИСах» с начала производства. Но, в фотохронике зафиксирован в значительно меньшем объеме по сравнению с предшествующим вариантом. Здесь приведено несколько фронтовых фотографий.
Прибалтика 1944г.

Прибалтика 1944г.

тягач ИС-2Т.

тягач ИС-2Т.

72 гвтп

72 гвтп

ИС-85 первых серий.

ИС-85 первых серий.

Подбитый ИС-2 гусеничной цепью из полноценных штампованных траков, г.Бреслау 1945.

Подбитый ИС-2 гусеничной цепью из полноценных штампованных траков, г.Бреслау 1945.

обратите внимание на вставленный один литой трак снизу .

обратите внимание на вставленный один литой трак снизу .

ИСУ-152...

ИСУ-152...

   С сентября 1944г На танки и СУ стали устанавливать литые траки с иным рисунком грунтозацепа. Новые траки с индексом 237-35-14 отливались из стали марки Л-27СГТ. Среди прочих особенностей, можно отметить развитую поверхность лопаток и круглое отверстие в вершине гребня.
   
   Данный тип трака широко применялся на заключительном этапе 2.М.В. и имеет достаточно много фото подтверждений.
   
Очень наглядное фото,  хорошо просматриваются отверстия в гребнях.

Очень наглядное фото, хорошо просматриваются отверстия в гребнях.

Новый трак имел ярко выраженный рельеф лопаток, который невозможно спутать с иными вариантами.

Новый трак имел ярко выраженный рельеф лопаток, который невозможно спутать с иными вариантами.

Пожалуй - самое знаменитое фото ИС-2 пробирающегося по разрушенной улице Берлина. Обратите внимание на литые траки.

Пожалуй - самое знаменитое фото ИС-2 пробирающегося по разрушенной улице Берлина. Обратите внимание на литые траки.

Польша, начало 1945-го, не смотря на изрядный снег налипший на гусеницу, рисунок литого трака узнается без ошибочно.

Польша, начало 1945-го, не смотря на изрядный снег налипший на гусеницу, рисунок литого трака узнается без ошибочно.

Дальняя ИСУ-122 с номером 192 имеет- литые,  ближайшая к объективу - штампованные траки.

Дальняя ИСУ-122 с номером 192 имеет- литые, ближайшая к объективу - штампованные траки.

Здесь, трак угадывается по отверстиям в гребнях.

Здесь, трак угадывается по отверстиям в гребнях.

Достаточно известное фото ИСУ-122 в период боев в Польше 1945г.

Достаточно известное фото ИСУ-122 в период боев в Польше 1945г.

ИС-2 на улице освобожденной Европы.

ИС-2 на улице освобожденной Европы.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1953)
   
   В мае 1945 года было прекращено производство ИС-2, и начат выпуск новых танков ИС-3. Первоначально танк «обували» в траки из старых заделов. Но, с 1946 года пошли универсальные траки новой конструкции с прежним шагом 160мм и шириной 650мм. Они отливали из стали КДЛВТ. По некоторым данным существовал -ранний и поздний вид, с не существенными различиями.
   
   
   По сути говоря – этот поздний послевоенный тип трака для всего семейства танков ИС-2/3, так как в конце 50-х годов, на него переобували многие ранее выпущенные машины.
   
Парад в Москве, 1947г. На ИСУ-152 уже стоит новый  трак.

Парад в Москве, 1947г. На ИСУ-152 уже стоит новый трак.

ИС-3М Будапешт, 1956г.

ИС-3М Будапешт, 1956г.

ИС-2 прошедший модернизацию 50-х

ИС-2 прошедший модернизацию 50-х

ИС-3 на одном из кладбищ военной техники.

ИС-3 на одном из кладбищ военной техники.

  ещё одна ИСУ-152  на параде в г. Москва, конец 40-х.

ещё одна ИСУ-152 на параде в г. Москва, конец 40-х.

ИС-2М, другой образец прошедший глубокую модернизацию после войны, и сейчас находится в одном из музеев центральной России.

ИС-2М, другой образец прошедший глубокую модернизацию после войны, и сейчас находится в одном из музеев центральной России.

 
   Последним видом гусеницы созданной для ИС-4 и идущим вслед Т-10, стал штампованный трак с шагом 160мм, шириной 720мм. Рисунок грунтозацепа повторял ранний типа полноценного трака, лишь была изменена и удлинена форма лопаток. Как и в случае с выше изложенным траком, данный вид устанавливался на ранее выпущенные ИС - ИСУ в ходе послевоенных ремонтов и модернизаций.
  ИС-4, на лопатках трака ещё нет отверстий.

ИС-4, на лопатках трака ещё нет отверстий.

ИС-2М, остров Шикотан.

ИС-2М, остров Шикотан.

 
   
   Несколько особняком стоит скошенный литой трак шириной 650мм, история которого не до конца изучена. По мнению некоторых экспертов, он мог быть выпущен в послевоенный период Чехословакией или Польше. Исторических фотографий подтверждающий сей факт я не обнаружил. Тем не менее, на музейных экспонатах г.Волгоград, г.Тольятти, а так же Польши и Голландии (Оверлунд), были замечены именно такие траки.
   
ИС-2 из г. Оверлунд (Голландия)

ИС-2 из г. Оверлунд (Голландия)

В Польше...

В Польше...

Волгоград.

Волгоград.

комбинации
   Все представленные виды траков были взаимозаменяемы и легко могли комбинироваться между собою в случае вынужденной необходимости. Наибольшее распространение такой подход получил в годы ВОВ. Но, и сейчас, в музеях, не редко можно встретить всевозможную комбинацию на одной гусеничной ленте без какой-либо исторической привязки.
   
три вида  вперемешку.

три вида вперемешку.

Ещё один музейный экспонат - ИСУ-122. Обратите внимание на наличие послевоенных траков в ранней гусеничной цепи.

Ещё один музейный экспонат - ИСУ-122. Обратите внимание на наличие послевоенных траков в ранней гусеничной цепи.

На этом ИСУ-122С хорошо видно наличие как литых так и штампованных траков военного периода производства на левой и правой гусенице.

На этом ИСУ-122С хорошо видно наличие как литых так и штампованных траков военного периода производства на левой и правой гусенице.

Любопытное фото. Левая гусеничная цепь - литая, правая - штампованная.

Любопытное фото. Левая гусеничная цепь - литая, правая - штампованная.

В общей - ранней ленте присутствуют литые траки  с характерным рельефом лопатки.

В общей - ранней ленте присутствуют литые траки с характерным рельефом лопатки.

Польский  ИС-2

Польский ИС-2

Прага 1945. Мы видим левую цепь из литых, а правую из штампованных и частично литых траков.

Прага 1945. Мы видим левую цепь из литых, а правую из штампованных и частично литых траков.

  стрелками обозначен литой трак со скошенными лопатками.

стрелками обозначен литой трак со скошенными лопатками.