САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   
Итак голосования на призы зрительских симпатий завершены! Поздравляем победителей и призеров. Посмотреть результаты можно здесь.

Теперь ждем решений профильных жюри. Некоторые решения уже очень скоро.


опубликовано 2014-02-18
другие работы автора  |  обсуждение  
Су-47 «Беркут»
Звезда 1:72
Дмитрий Аверин
aka DimaADA
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Здравствуйте, уважаемые моделисты!
   
   Как сообщает Википедия, беркут - это очень крупный и сильный орёл с длинной тела 76—93 см и размахом крыльев 180—240 см. Клюв — типично орлиный: высокий и сжатый с боков, крючкообразно загнут вниз. Крылья длинные и широкие, несколько сужены в основании и на заднем пальце, так что при парении задний край крыла выглядит изогнутым в виде латинской буквы S...
   Однако я отвлекся:)
   
   Данная статья посвящена постройке модели самолета Су-47 «Беркут» в масштабе 1/72. Прототип в целом известен, а потому я не буду описывать здесь его историю, приведу лишь ссылки на некоторые источники, откуда можно почерпнуть весьма подробную информацию о машине:
   http://www.airwar.ru/enc/fighter/s37.html
   http://paralay.com/s37.html
   В заглавии статьи фигурирует фирма «Звезда», однако на самом деле работа над моделью начиналась с того, что необходимо было определить, какая из имеющихся на рынке моделей этого самолета больше соответствует прототипу. Как известно, существуют две модели Су-47 в 72-м масштабе: одна в исполнении отечественной фирмы «Звезда» и вторая в исполнении китайской фирмы «HobbyBoss». Обе эти модели были приобретены для тщательного изучения:
   Глава 1. Сравнительный анализ моделей
   
   При сравнении я использовал чертежи, опубликованные в книге Ефима Гордона "Российские экспериментальные истребители нового поколения МФИ и С- 37". Данная графика считается наилучшей из всех имеющихся по "Беркуту".
   Должен сказать, что при общем сравнении моделей между собой выявляется их сильная схожесть. Первой на рынок вышла «Звезда», поэтому можно с высокой долей уверенности сказать о том, что «HobbyBoss» разрабатывал свою модель не с нуля, а с о-очень большой оглядкой на первопроходца. Многие детали на моделях полностью (или с очень небольшой подгонкой) взаимозаменяемы, геометрия основных элементов также схожа за небольшими исключениями.
   Перейдем к детальному сравнению.
   
   Фюзеляж
   
   При вложении фюзеляжей моделей в чертежные проекции и «Звезда» и «HobbyBoss» достаточно неплохо этим проекциям соответствуют, однако все же есть некоторые расхождения. Для корректности сравнения мне нужно было оттолкнуться от какой то конкретной точки. В качестве таковой было выбрано основание крыла по передней кромке. Почему именно это место было выбрано в качестве точки отсчета? Потому, что оно тяжелее всего поддается корректировке. Можно оттолкнуться от чего то другого, но тогда это место «уезжает» взад или вперед, и корректировать его будет очень непросто.
   Итак, при таком позиционировании фюзеляж обеих моделей имеет несколько увеличенную (на 3 мм) длину носовой оконечности:
   Фонарь кабины пилота также «уехал» вперед на обеих моделях на 3 мм. Т.е. его надо смещать назад.
   Теперь рассмотрим заднюю часть фюзеляжа:
   
   Мы видим, что обтекатели задних антенн везде переразмерены, соответственно их везде надо укорачивать. «HobbyBoss» оказался чуть ближе к истине, но сути это не меняет, укорачивать все равно придется. Также у «HobbyBoss» имеются небольшие отклонения в задней части фюзеляжа в районе стабилизаторов.
   В целом задняя часть фюзеляжа у обеих моделей может быть быстро и легко приведена к чертежу без особых усилий.
   Перейдем к средней части фюзеляжа.
   Наплыв фюзеляжа в районе кабины по своей форме у обеих моделей выполнен правильно, но если привязываться к отправной точке, о которой мы говорили выше, то этот наплыв в обоих случаях смещен вперед на все те же 3 мм.
   Здесь хотелось бы отметить, что есть одно очень простое решение, которое позволяет легко исправить «уехавший» вперед наплыв, а заодно и «уехавшую» вперед носовую часть вместе с фонарем кабины пилота. Для этого достаточно сделать небольшой вырез в определенном месте фюзеляжа, удалив лишние 3 мм, что и было реализовано в дальнейшем.
   Створки подпитки на верхней части фюзеляжа у обеих моделей расположены не верно.
   
   Крылья
   
   Если позиционировать крылья по передней кромке, то задняя кромка у обеих моделей сделана не верно. Кроме того, у основания крыла необходимо сделать небольшие клиновидные вставки.
   
   Фонарь
   
   Как известно, на Су-47 в целях экономии времени и средств установили фонарь от Су-33, а значит его форма хорошо известна. При сравнении фонарей я ставлю большой плюс в адрес «Звезды».
   
   Во-первых, на виде сбоку у «HobbyBoss» наблюдаются искаженные обводы лобовой части фонаря – вместо прямой линии наблюдается дуга. Во-вторых, на том же виде сбоку наблюдается некорректный угол разъема между лобовой и откидной частью. Справедливости ради надо отметить, что у «Звезды» этот угол также не идеален, но все же значительно ближе к истине. И в-третьих, сечение фонаря при виде спереди у модели «Звезды» намного ближе к оригиналу, в то время как на китайской модели фонарь сделан очень «худым» и зауженным кверху.
   
   Воздухозаборники
   
   Канал ВЗ отсутствует в обеих моделях как класс. Необходимо либо ставить заглушки, либо изготавливать канал ВЗ полностью с нуля. Что же касается сечений каналов ВЗ на входе, то здесь еще один большой жирный плюс в адрес отечественного производителя.
   
   Детали «Звезды» легли четко по чертежным линиям, у китайской же модели совершенно другой угол между двумя образующими поверхностями канала. Соответственно и геометрия носовой части (которая образована теми же углами) в плане сечений у китайской модели также не верная.
   
   Управляющие поверхности
   
   К таковым я отношу в данном случае стабилизаторы, ПГО и кили.
   Стабилизатор «Звезды» немножко переразмерен, однако без особых трудностей может быть подогнан под необходимые размеры. Стабилизатор «HobbyBoss» почти идеально ложится в чертеж.
   ПГО практически одинаковое у обоих производителей.
   Килевые оперения ни у «Звезды», ни у «HobbyBoss» не соответствуют действительности. Данные элементы необходимо делать новые, причем сверяясь при этом не только с чертежом, но и с фотографиями.
   
   Носовой конус, сопла
   Носовой обтекатель является неверным у обоих производителей. У «Звезды» форма носового конуса неплохо ложится в боковую проекцию фюзеляжа, но производитель не сделал характерное оребрение. У «HobbyBoss» имеется некий намек на это оребрение, но в то же время присутствуют сильные искажения боковой проекции. К счастью данная ситуация легко исправляется при помощи корректного носового обтекателя от «PropJet».
   Сопла «Звезды» по своему внешнему виду намного ближе соответствует действительности. Что же касается сопел в исполнении «HobbyBoss», то мне не совсем ясно, где китайцы увидели у «Беркута» сопла от Су-27.
   
   ВЫВОД
   
   Несмотря на то, что китайская модель на первый взгляд выглядит более проработанной и аккуратной, за основу своей модели я решил брать пластик фирмы «Звезда». Ее главные плюсы:
   - более правильный фонарь;
   - правильные сечения ВЗ на входе, правильные сечения носовой части фюзеляжа.
   Кроме того, тот немногочисленный афтермаркет, что имеется на рынке (кабина фирмы «НеОмега», а также корректный носовой обтекатель «PropJet») заточены именно под отечественную модель, что сулило уменьшение трудозатрат на вживление этих смоляных элементов в пластик.
   Таким образом, я перешел к постройке модели.
   
   
   Глава 2. Постройка модели
   
   Должен сказать, что в процессе постройки модели я постоянно сталкивался с недостатком информации по прототипу. Этот недостаток приходилось компенсировать исходя из конструктивных параллелей с другими отечественными машинами, добавляя к этому логику и здравый смысл.
   В самом начале работы было принято решение делать модель в полетной конфигурации. Причин две:
   1. Отсутствие подробной информации по всем трем нишам шасси, а также основным стойкам шасси. В модели это все сделано не верно, а информации крайне мало, чтобы можно было вести речь о серьезной проработке этих элементов.
   2. Момент эстетики. По моему личному восприятию этот самолет в полете выглядит гораздо привлекательнее и стремительнее чем на стоянке, когда все его управляющие поверхности завалены в разные стороны, нарушая целостность облика и «хищность» машины. Не имея в своей коллекции ни одного самолета на подставке, я решил, что именно этот самолет, как никакой другой, будет лучше и оригинальнее других смотреться в полетной конфигурации.
   
   Машина воспроизводилась по состоянию на 2003 год, когда «Беркут» участвовал в показательных полетах на авиасалоне МАКС 2003. Вот ссылка на всем известное видео этого выступления:
   http://www.youtube.com/watch?v=Yye8hhHSMGE
   
   В процессе постройки модели использовался следующий афтермаркет:
   - кабина «НеОмега»;
   - корректировочный носовой обтекатель «PropJet»;
   - ПВД фирмы «PVD»;
   - фототравление, сделанное по индивидуальному заказу.
   В качестве донора некоторых элементов использовалась аналогичная модель от «HobbyBoss». Пилот взят из набора Т-50 фирмы «Звезда».
   
   Процесс работы над моделью начался у меня с воспроизведения каналов ВЗ, которые в модели напрочь отсутствуют. Точное их расположение неизвестно, однако их примерное расположение нетрудно себе представить. Для этого нужно принять во внимание расположения основных внутрефюзеляжных элементов, таких как основные ниши шасси, основной отсек вооружения, а также расположение двигателей. С учетом всего этого я прорисовал в фотошопе несколько последовательных сечений каналов ВЗ с тем, чтобы воссоздать этот канал, двигаясь постепенно от сечения к сечению. Думаю, что из нижеприведенных фотографий все сразу станет ясно.
   Сам канал между сечениями формировался из листового полистирола толщиной 0,5 мм, который выгибался и подгонялся по месту. В заключении все сглаживалось шпаклевкой, которая после застывания обрабатывалась бормашинкой. После этого канал красился в черный цвет. Покраска осуществлялась кистью очень сильно разведенной краской. По сути это была даже не покраска, а просто «проливание» жидкой краски по стенкам канала. В этом процессе было важно правильно подобрать консистенцию краски и растворителя так, чтобы краска была достаточно густой, чтобы не оставлять просветов и разводов, и в тоже время достаточно жидкой, чтобы хорошо «проливаться» по стенкам канала.
   Когда это было сделано, я взялся за изготовление первой ступени компрессора двигателя. После завершения работы над этими деталями, они сразу же заняли свое место, и канал ВЗ приобрел законченный вид:
   Параллельно с работой над каналом ВЗ шла работа над кабиной пилота. Здесь, также как и с каналом ВЗ, пришлось проявлять фантазию. По общему мнению кабина истребителя Су-47 должна соответствовать кабине экспериментального истребителя Т-10М. Исходя из этого, переднюю приборную панель я изготовил самостоятельно. От кабины «НеОмега» была использована ванна и катапультное кресло пилота. Сам пилот, подогнанный под все элементы кабины, был разукрашен и усажен на свое почетное место.
   
   Уже после того, как фонарь модели был установлен на свое место, произошла неожиданная неприятность в лице непонятно откуда возникшей трещины на откидной части фонаря. Данную деталь пришлось делать заново, взяв за основу аналогичный элемент от старой «италовской» модели Су-27. Вот, что вышло в итоге:
   
   В дальнейшем на этой детали был имитирован наружный переплет путем наложения масок из тамиевского скотча с последующей покраской в основной цвет.
   В целом можно сказать, что полученная деталь вышла лучше, чем оригинальная, у которой был ярко выраженный «линзовый» эффект. Поэтому в конечном итоге я даже рад, что волею обстоятельств оригинальный фонарь пришлось менять, хоть это и заняло у меня не мало времени.
   Переходим к геометрии модели. Ниже перечисляю то, что удалось выявить и исправить в процессе постройки:
   - укорочен фюзеляж на 3 мм;
   - откорректирована длинна обоих «радиопрозрачных выступов» в хвостовой части фюзеляжа;
   - на нижней поверхности фюзеляжа удлинены обтекатели вышеобозначенных «выступов»;
   - скорректировано место предполагаемой установки тормозного гака;
   - изменен угол стреловидности крыла по передней и задней кромке.
   
   Кили пришлось делать заново, используя в качестве основной заготовки соответствующие детали из набора «HobbyBoss».
   Также геометрические изменения претерпели сопла модели, которые у «Звезды» сделаны длиннее на 7 (!?) мм. Однако на соплах необходимо остановиться подробнее, так как здесь пришлось основательно поработать с внутренней деталировкой.
   Фотографии, демонстрирующие внутренности сопла, в сети опять же отсутствуют. Известно только то, что на самолете установлен двигатель Д30Ф11, который является развитием двигателя Д30Ф6, установленного на самолете Миг-31. За разъяснениями я обратился к небезызвестному в узких кругах человеку под ником Paralay. Совместно с ним были произведены некоторые умозаключения в области матчасти, в результате чего был сделан вывод о том, что двигатель Д30Ф11 представляет собой тот же Д30Ф6, но с доработанной форсажной камерой меньшего диаметра. Конструкторы попросту переработали эту часть двигателя, уменьшив форсажную камеру и выхлопные сопла таким образом, чтобы они "вписались" в фюзеляж "Беркута".
   
   Итог для меня, как для моделиста, заключался в том, что при детализации внутренних элементов сопел "Беркута" мне необходимо было делать уменьшенную копию того, что имеется на Миг-31. Таким образом я и приступил к деталировке сопел (далее в соответствии с фотографиями):
   1-2. корректировка длины сопла в соответствии с чертежом и его последующая внутренняя обработка;
   3-4. изготовление внутреннего ряда лопаток сопла;
   5. изготовление внешнего рядя лопаток сопла;
   6. покраска лопаток в титан краской фирмы «ModelMaster» из серии «металайзеров», соединение сопел с основанием, обработка стыков, нарезание расшивки;
   7-9. изготовление форсажной камеры (материал – жесть);
   10-11. изготовление деталей, замыкающих форсажную камеру;
   12. общий вид сопел в сборе;
   13. отделение сопел друг от друга, покраска наружной поверхности сопла.
   
   Здесь необходимо сделать отступление от темы с тем, чтобы прояснить ситуацию на счет «самодельного травления», которое появляется в пункте 11. Началось все с того, что я не смог вручную с приемлемым для себя качеством воспроизвести решетки охлаждения пушки. В конечном итоге я пришел к мысли о том, что для данной детали лучше всего подойдет технология фототравления. Но так как сам я травить не умею, было принято решение отдать эти детали на изготовление профильному специалисту, самостоятельно лишь нарисовав необходимые мне элементы (прорисовка деталей является обязательным этапом при изготовлении фототравления). Однако и тут не обошлось без посторонней помощи, так как оказалось, что рисовать детали необходимо в векторном формате, чего я делать также не умею. В итоге я только нарисовал эскизы вышеобозначенных решеток с учетом всех необходимых размеров, после чего отдал эти эскизы Олегу Дегтярю (руководитель "Authentic Decals" и "Olimp Models"), который нарисовал эти детали уже в «векторе». Попутно я подумал о том, какие еще элементы модели могут вызвать у меня сложность, ведь места на травленой плате имелось достаточно и можно было еще чем то ее заполнить. Взвесив свои силы, я в конечном итоге принял решение добавить еще один элемент - стабилизаторы пламени на сопла. Олег нарисовал эти детали сразу в векторном формате, ориентируясь на фотографии двигателей Миг-31. После этого векторный файл был отослан в работу, в результате которой у меня появились две решетки пушки и два стабилизатора пламени:
   
   Возвращая повествование в русло постройки модели, следует также упомянуть ПГО и хвостовое оперение. Данные детали были взяты из набора «HobbyBoss». Доработок они практически не потребовали, была только откорректирована расшивка, а также добавлены тензодатчики и стекатели статического электричества в соответствии с прототипом. ПГО красилось отдельно и устанавливалось на модель уже в завершении постройки.
   В остальном модель собиралась без каких-либо эксцессов, представляя собой вполне стандартную сборку.
   Необходимо остановиться на следующих элементах, которые мне удалось разглядеть на фотографиях прототипа и соответствующим образом доработать их на своей модели:
   
   Также на модели была в значительной степени доработана расшивка. Источниками информации по вопросу расшивки были чертежи, фотографии, а также известный макет Су-47, отснятый на одной из авиавыставок. По поводу данного макета должен сказать, что ориентироваться на него нужно с большой осторожностью. Он имеет очень большое число отличий от реального прототипа, в том числе и в вопросах расшивки. Фотографии доработанной расшивки на данном этапе прилагать не буду, так как ее будет лучше рассматривать на готовой модели.
   В общем и целом модель подошла к этапу покраски:
   
   Окраска модели производилась красками Mr.Color без предварительной грунтовки и без прешейдинга. Начал я с окраски белых элементов фюзелажа, после чего они были замаскированы, а модель окрашена в черный цвет. В качестве последнего использовалась черная глянцевая краска с небольшой примесью синего.
   Далее настал черед нанесения декалей. Промежуточный слой глянцевого лака под декали я не наносил, так как проведенный опыт показал, что жидкости для приварки декалей «Micro Set/Sol» прекрасно справляются с имеющимися декалями, не давая образовываться эффекту серебрения.
   В моем распоряжении имелись декали от «Звезды» и «HobbyBoss». От каждой из этих декалей были взяты элементы, наилучшим образом соответствующие 2003-му году эксплуатации самолета. В частности звезды на крылья, цифры бортового номера, а также надпись «ОКБ СУХОГО» и остальные желтые элементы брались из декали «Звезды», так как шрифт и цвет этих элементов лучше соответствовал оригиналу. В свою очередь, из декали от «HobbyBoss» были позаимствованы стилизованные флаги на воздухозаборники, законцовки килей и крыльев, а также звезды на кили. Отдельного внимания заслуживают технические надписи, которые пришлось собирать из самых разных источников, а примерно треть из них и вовсе делать самому.
   После нанесения базовых цветов и декалей модель выглядела следующим образом:
   Далее модель покрывалась глянцевым лаком от «Mr.Color», после чего делалась смывка. Смывка делалась эмалевыми красками фирмы «Revell», разведенными на уайт-спирите фирмы «Тиккурила». Теми же красками в некоторых местах наносились следы неоднородности покрытия по аналогии с методом масляных точек. Также, для улучшения визуального восприятия в некоторых местах делался постшейдинг.
   На данном этапе работ возникли некоторые неприятности. Заключались они в том, что с самого начала «звездовские» деки очень плохо вели себя в смысле реакции на «Micro Set/Sol». Они размягчались, приваривались, но сама декаль оказалась достаточно жесткой, и не «падала» в линии расшивки. Все бы ничего, но надпись «ОКБ СУХОГО» по левому борту лежала поверх большого числа линий расшивки и клепки. После долгих сражений с этой надписью декаль так и не легла во все линии расшивки, к тому же перестала нормально выглядеть - сморщилась и нормально уже даже не приваривалась. В конечном итоге мне пришлось заменить эту надпись на аналогичную из декали от «HobbyBoss». По достоверности шрифта последняя несколько проигрывает, но зато она великолепно приварилась, «упала» в линии расшивки и клепки, после чего я спокойно сделал по ней смывку. Естественно, что и по правому борту надпись была заменена.
   В заключении модель была задута матовым лаком.
   После того, как работы над фюзеляжем модели были полностью завершены, мне оставалось установить на свое место сопла и ПГО, а также изготовить всевозможные антенны, датчики, ПВД и БАНО, которые в изобилии присутствуют на прототипе. Кое-что было найдено в запасах фототравления, но большая часть деталей была изготовлена самостоятельно с использованием различных подручных материалов:
   
   После установки всех этих мелочей модель была готова к финишной фотосессии. Итак, вот что вышло в итоге:
   Что можно сказать в заключении? Я со своей стороны, не без помощи некоторых коллег по цеху, постарался по максимуму заполнить тот «информационный» голод, который царит вокруг прототипа, выжимая максимум информации из имеющихся скудных сведений и мутных фотографий. Очень надеюсь, что эта статья поможет другим моделистам, которые будут строить модель этого по-своему красивого самолета.
   В заключении мне бы хотелось выразить огромную благодарность Паралаю за оказанную информационную поддержку, а также Анатолию Сушону за многочисленные советы и подсказки, данные мне в процессе постройки модели. Отдельную благодарность выражаю Олегу Дегтярю за помощь в изготовлении фототравления.
   
   С уважением, Дмитрий