САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
17  января  2020 г.    
Ну а мы начинаем потихоньку голосовать. Открыты голосования первого тура по наиболее многочисленным номинациям в БТТ и два уже финальных голосования по флоту.
Голосовалки здесь.

16  января  2020 г.    Прием работ на фотоконкурс завершен. Статьи принимаются до 1-го февраля.
опубликовано 2006-08-24
другие работы автора  |  обсуждение  
Полицай-танк
Alan Ltd. 1:35
Всеслав Дьяконов
aka Всеслав
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


Полицай-танк
(PzKpfw II ausf.J, 1:35, "Алан")
Айн-цвай, полицай,
Драй-фир, бригадир…
Intro
   Как-то раз (примерно прошлой осенью :) я с прискорбием обнаружил, что болен Синдромом Продвинутого Моделиста в тяжелой форме. То есть я что-то пилю и даже крашу понемногу, но законченных проектов это не порождает. Все время не хватает то одной инфы, то другой. Недолго думая, я порешил вышибить клин клином – не особо заморачиваясь, собрать, как это называется, «модель выходного дня» - для удовольствия, а также для тренировок в окончательной окраске и тонировке модели. Требований было, собственно, три – чтобы модель была не окончательной дрянью в плане собираемости, не очень дорогой, а дабы душа не возжелала чего-нибудь перепиливать – надо выбрать модель танка, про который толком никто ничего не знает. Претендент был найден очень быстро – PzKpfw II ausf.J, который в 35-м масштабе выпустил питерский «Alan».
   По вселенскому закону подлости, как только я принял это судьбоносное решение, модель исчезла из всех московских магазинов. Заказывать в инет-шопах я счел глупостью, и просто при случае ее искал. Пока наконец недавно не поймал – в перепаковке «Моделиста».
   Однако принятое решение неумолимо запустило процесс поиска информации о прототипе, и к настоящему моменту, в первую очередь благодаря активной помощи форума, этой информации, пусть и не слишком много, но набралось, и ей стоит поделиться. Ну-с, как говаривал незабвенный Остап Бендер, «что мы можем сказать о прошлом моего подзащитного?»
1. Краткая история «подзащитного»
   По итогам польской кампании немцы осознали, что «единички» и «двойки» безнадежно устарели, в первую очередь, по уровню броневой защиты. 22 декабря 1939 года Waffenamt (Управление вооружений) выдвинул требования к разработке сильнобронированного легкого танка, предназначенного для разведывательных целей. Результатом стало целое семейство прототипов и предсерийных машин. Один из них – PzKpfw II nA Verstarkt, он же прототип VK1601 стал позднее известен также как PzKpfw II ausf.J.
   Корпус и шасси – по модной к тому моменту в немецкой конструкторской школе схеме Книпкампа – разрабатывал MAN, башню – Daimler-Benz. Значительное количество узлов в ходовой части было унифицировано с VK901 (он же PzKpfw II ausf.G, выпущенный в количестве 12 штук + сколько-то башен) и VK1801 (он же PzKpfw I ausf.F). Прототип собрали в июне 1940 года. Согласно заказу на 30 штук машин 0-серии, серийное производство должно было начаться в декабре 1940-го. По разным данным, серийное производство длилось то ли с декабря 1940 по май 1941-го, то ли с апреля по декабрь 1942-го. Первое кажется более вероятным, но как бы там ни было, первоначальный заказ был отозван, и собрали только 22 машины.
   Боевые достоинства у аппарата получились, видимо, противоречивые. С одной стороны – мощное бронирование (80 мм лоб корпуса и башни, 50 мм – борта корпуса и башни), с другой – более чем приличный вес (18 тонн) и по-прежнему вооружение из 20мм пушки и пулемета. Назвать этот танк «разведывательным» как-то не поворачивается язык. Немцы тоже, видимо, не знали что с ним делать, поэтому боевая карьера у танка получилась невразумительная и ничем особым он не проявил себя.
   Несколько машин попало в тренировочные подразделения и танковые школы. Пять штук были включены в очень специфичную часть – танковую роту специального назначения Panzerkompanie z.b.V 66, созданную 28 апреля 1942 года для планировавшейся высадки на Мальте. В этом подразделении, 30 мая 1942 года развернутом в батальон, имелось две роты. Первая состояла из 12 PzKpfw IV ausf.G в тропическом варианте, а также включала в себя по пять PzKpfw II ausf.J и PzKpfw I ausf.F. Вторая включала в себя как минимум десяток захваченных тяжелых советских танков КВ-1 и КВ-2, часть из которых была немцами доработана (установлены комбашенки). В этом составе батальон был отправлен в южную Италию, где приступил к тренировкам. Первая рота, получившая по имени своего командира (гауптмана по званию) наименование Bethke, получила башенные номера, начинавшиеся с буквы B.
   Но операция «Геркулес» была отменена, и уже 31 июля 1942 года 1-я рота была включена в состав 12-й танковой дивизии, входившей в группу армий «Север» на территории СССР. В августе рота прибыла на Восточный фронт, а начиная с 15 августа дивизия уже участвовала в боях под Старой Руссой, позднее в районе Демьянского котла. Дальнейшая судьба PzKpfw II ausf.J из этой дивизии достоверно неизвестна – скорее всего все они были потеряны в боях. Немцы использовали их в качестве штурмовых танков – отличное бронирование делало их малоуязвимыми для огня ПТО, а корпус и шасси неплохо выдерживали подрыв на минах, благодаря чему эти танки даже получили прозвище «Minenknacker» («взломщик мин»).
   Еще шесть машин были переданы в распоряжение еще одной довольно интересной части – 13. (verst.) Polizei-Panzer-Kompanie. Сформированная 6 января 1943 года, она использовалась летом 1943-го года во Франции в районе Марселя. Эта рота имела еще более пестрый состав - первый и второй взвода имели на вооружении по три австрийских БА ADGZ, третий - 6 VK1601, четвёртый - 4 PzKpfw IV ausf.F1 и отдельный огнемётный - 2 SdKfz 251/16 ausf.C. Одно слово, зоопарк…
   Еще с одной машины в 1944 году сняли башню, установили пятитонный кран и превратили в ремонтную машину (Berge-Panzerkampfwagen), предположительно этот аппарат использовался летом 1944 года в 116-й танковой дивизии.
2. Источники вдохновения и выбор прототипа
   Ни одного VK1601 не сохранилось. Грамотных чертежей на него мне также никогда не встречалось – в лучшем случае схемка с боковым видом. Даже фотографий его очень и очень мало. Мне известно чуть более двух десятков фотографий, большинство из которых или размыты, или сняты издали, так что никакого разговора о деталировке на них не идет. Фактически, из хороших фото с маркировками долгое время я знал только о фотографии машины из 12-й дивизии с башенным номером B24 (само фото из коллекции Akiro Takiguchi можно найти вот здесь: http://www.history.jp/wehrmacht/027.htm ).
   Как правило, именно эту машину и строят (например, вот статья о постройке ее из набора Cromwell: http://www.panzer-modell.de/berichte/panzer2j/panzer2j_eng.htm ).
   Однако, на мое счастье, в книге «Panzerfahrzeuge und Panzereinheiten der Ordnungspolizei 1936-1945» [1] имеется целый ряд фотографий машин из 13. (verst.) Polizei-Panzer-Kompanie. Еще несколько фото машин этой роты попалось на аукционе e-bay. Рота эта имела оригинальный тактический значок, наносившийся у этих танков на нижней лобовой плите, кресты по бортам, сзади и на верхней лобовой плите. Башенных номеров не имели. Хотя дело было уже летом 1943-го, машины явно полностью серые (к вопросу о повальном немецком орднунге :). Известно и фото из этой роты уже камуфлированной машины. Но что самое приятное, эта серия фото позволяет посмотреть на машины почти со всех сторон, и выяснить характерные особенности снаряжения этих танков в конкретно данной роте. Я несколько поступлюсь копирайтами, и позволю себе выложить четыре наиболее интересных фото, а некоторые впоследствии воспроизведу фрагментами.
   Кроме того, в процессе работы я буду часто ориентироваться на фотографии PzKpfw I ausf.F, выставленного в Кубинке – как уже было сказано, многие узлы ходовой части у них унифицированы.
Фрагмент изображения из книги [1]

Фрагмент изображения из книги [1]

Фрагмент изображения из книги [1]

Фрагмент изображения из книги [1]

Фотография найдена на E-bay

Фотография найдена на E-bay

Фотография найдена на E-bay

Фотография найдена на E-bay

   Итак, выбор был сделан в пользу полицай-танка.
3. Что в коробочке?
   А в коробке четыре литника серого пластика, довольно твердого. Две платы с траками и деталями ходовой унифицированы с отливками PzKpfw I ausf.F. Отлито все в традиционном духе «Алана» - приемлемо четко, но немного грубовато. Облой и утяжины присутствуют в небольших количествах. Из серьезных недостатков, которые режут глаза, достойны быть упомянуты следующие:
   - поведенная нижняя деталь корпуса. Не повезло :(. Но легко исправляется.
   - совсем оплывшее и плохое литье на рельефной части ведущей звездочки. Увы, но все богатая гайками и болтами поверхность подлежит переделке…
   - ужасающие по качеству, бревноподобные стволы пушки и пулемета. Не лечится, придется искать точеные.
   - общая грубость мелочевки. Тут в качестве лечения был сразу же приобретен набор травления Part P35-078, которым можно почти все привести в чувство.
   В общем, как видите, «проект выходного дня» стремительно перерастает в привычный вариант с доделками и переделками, докупкой афтермаркета и т.п. Однако ж взялся уже – будем вместе по ходу дела глядеть, что получится…
4.1. Корпус.
   Для начала я собрал корпус «на сухую», без особенной подгонки деталей, на точках цианакрилата – чтобы оценить общую похожесть машины на фото. Силуэт корпуса похож, а больше ничего мне и не надо. А вот по мелочам конструкция корпуса здорово разнится с фотографиями выбранного прототипа…
   Затем разбираем корпус вновь на составные листы. Сначала займемся боковыми деталями корпуса, еще до окончательной сборки. Первым шагом срезаем с боковин корпуса фигурные выступы – основания под крылья. Крылья у нас будут из фототравленки, и основания тоже.
   Затем приступаем к картерам бортовых передач. Как видно из фото, на внутренней стороне броневого листа зачем-то сделаны какие-то накладки, хотя картер приворачивался болтами прямо к бортовому листу, насквозь. Накладки эти надо сточить – ни одно фото их наличие не подтверждает. Да и болты на них совсем не удались.
   ...А чтобы правильно эти болты с внутренней стороны позиционировать, доработаем и подготовим к установке собственно картера БП. Отлитые на них гайки я счел также полезным заменить на более четкие эпоксидные от МастерКлуба. Кроме того, ориентируясь на фото из Кубинки, картер надо дополнить болтами сливных пробок, коих немало. (Кстати, вы увидите, что на передней части картеров в наборе гайки сходят «на нет», сливаясь с литой деталью картера… Удивительно, но это не ошибка! Именно так выглядит картер на «единичке-Ф» в Кубинке (см. фото).
Такие картера были...

Такие картера были...

Такие стали.

Такие стали.

Почуствуйте разницу, как говорится :)

Почуствуйте разницу, как говорится :)

   Если внимательно посмотреть на два приведенных выше фото ходовой Pz.IF, то обнаружится, что картер и место его установки несколько сложнее, чем то, что дано в пластике. Картер устанавливается на лист, приваренный к бортовой броне, причем лист этот немного выступает за очертания передней части листа. Литая же деталь картера имеет у основания небольшой выпуклый поясок. Воспроизведем и это. Поясок на картере сделан из тонкой полоски очень тонкого пластика. Основание картера вырезано по его очертаниям, размечено и приклеено. Сварной шов, которым эта деталь крепится к борту, сымитирован с использованием метода, используемого Урмасом Плинкнером aka Urmas (описание метода находится здесь: http://vif2ne.ru/smf/forum/2/archive/7/7549.htm )
Детали картера вблизи

Детали картера вблизи

Основание картера...

Основание картера...

...сварные швы...

...сварные швы...

...литой поясок.

...литой поясок.

   Болты вклеены, а сами картера отложил я пока в сторону – можно, конечно, сразу и приклеить, но пусть пока не торчат, чтобы на них ничего не отломить.