САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2006-10-05
другие работы автора  |  обсуждение  
СУ-152. "Зверобой".
Восточный Экспресс 1:35
Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


СУ-152. "Зверобой". Часть 1.
   Честно говоря, это блог не в том смысле, который мы вкладываем в это слово. Постройка модели началась года два тому назад и на сегодня ещё не завершена. Однако процесс работы старательно фиксировался на фото, и сейчас, по прошествии времени, появилась возможность восстановить поэтапные моменты в создании модели. Да и в душе теплится надежда о том, что работа над блогом поможет мне всё таки завершить работы над СУ-152.
   Отдельной строкой хочу поблагодарить участников Dish-форума: Юрия Пашолока (Taranov), Олега Царапкина (Oleg Ts), Бориса Жулина (Zh), Всеслава Дьяконова, Бориса Харламова, Игоря Перепелицу (Tankist), Станислава Плотникова (SP), ныне покойного Дмитрия Шумакова, которые оказали огромную помощь в поиске материалов и информации по СУ-152. Без их помощи сей аппарат наверное до сих пор бы пылился в запасниках.
НАЧАЛО ПУТИ.
   В Питере, в году эдак 1998, попалась мне в руки книга Н.С. Попова "Без тайн и секретов" о 60-летней истории танкового КБ на Кировском заводе в Санкт-Петербурге. Глаза зацепились за следующие строки:
   "…А 8 августа 1943 г. опытные машины своим ходом были отправлены в Кремль для показа членам правительства……Затем Главнокомандующий подошёл к самоходной установке. Ему, видимо, было известно, что самоходные орудия, названные в Курской битве "зверобоями", хорошо показали себя в боях. Подойдя к машине, он неожиданно вскарабкался на корпус самоходки, на которой не было никаких вспомогательных трапов, и, заглянув в открытый командирский люк, спросил, как обстоят дела с вентиляцией боевой рубки.
   Видимо, кто-то ему докладывал, что экипажи на машинах первого выпуска угорали. Водитель-испытатель К.Е. Егоров спокойно ответил ему: "Действительно, выхлопные газы попадают внутрь машины, но для этих самоходок отработана улучшенная вентиляция, она в три раза больше пропускает через себя воздуха и опасность задымления или загазовывания башни пороховыми газами полностью устранена".
   Собственно с этих строк, а точнее с вопросов:
   Вентиляторы на СУ-152 ? Было ли такое ?
   появился интерес к прототипу. А позднее возникло и желание собрать его копию.
   Как обычно всё началось со сбора информации, появились МХ 2/2000, МХ 1/2001, ФИ 4/2002 «САУ Красной Армии». Однако, памятуя о качестве от ВЭ, особого желания поработать с моделью не возникало. Уверенности придали статья Бориса Харламова о постройке КВ-85 от ВЭ ( http://vif2ne.ru/smf/forum/2/gallery/Bx/00000588F76E8A4A/get ) и прекрасный валк на СУ-152. Итак, открываем заветную коробку с КВ-14.
   
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
   Более подробно о всех несоответствиях я расскажу ниже, но кратко надо всё же излить свою горечь. Конечно разочарованием это сложно было назвать, но так испортить модель !
   1. Катков дано два вида, но ни на одном из них самоход не катался.
   2. Детали подвижной части бронировки гаубицы неверны. Вывод - в запасники.
   3. Ствол – такого коленвала я давно не встречал. Вывод – только в помойку.
   4. Большинство мелочёвки на корпусе надо либо хорошенько дорабатывать, либо удалять от греха подальше.
   5. Утяжины и облой присутствуют практически на каждой детали.
   В общем, как и ожидалось, чтобы собрать СУ-152 требовалось вложить массу времени, сил и денег. К чему собственно я и приступил.
   
КОРПУС.
   Корпус самоходки состоит из 5 деталей – днища, бортов, НКД и верхней части.
   К ванне корпуса особых претензий не было, а вот верхняя часть здорово подкачала. Во первых, при внимательном изучении мелких деталей было замечено, что практически каждая из них (особенно головки болтов) была окружена небольшими утяжинами, да и сами мелкие детали были выполнены отвратительно. Дополнительного негатива прибавили непонятно откуда взявшиеся посреди корпуса места стыков прессформы. Сложилось впечатление что либо прессформа побывала в ремонте, либо её дорабатывали, устанавливая вставыш в районе БО-МТО.
   
  Следы стыков прессформы на модели.

Следы стыков прессформы на модели.

 
   Учитывая свойства ВЭ-пластика слоиться при обработке, решено было к вопросам доработки подойти кардинально. Без тени сомненья удалены не только крылья и ВКД, но и крыша БО и МТО. После удаления все корпусные детали были склеены, за исключением ВКД.
   Верхняя кормовая деталь.
   
   ВКД на самоходе устанавливалась достаточно хитро:
   - ВКД устанавливалась в выфрезерованный в бортовых листах паз, поэтому её ширина была больше ширины листов крыши МТО,
   - крыша МТО устанавливалась заподлицо с кромкой бортового листа,
   - передний торец ВКД устанавливался вровень с крышей МТО, а соответственно и с кромкой борта,
   - остальная поверхность ВКД (ближе к корме) возвышалась над кромкой борта и в месте стыка с ним образовывала небольшой уступ, по которому и проводилась сварка.
   Для выполнения последних двух условий на бортовом листе срезался небольшой уступ.
   
КВ-85. ВКД сверху.

КВ-85. ВКД сверху.

СУ-152. ВКД снизу.

СУ-152. ВКД снизу.

Су-152. Хорошо заметен характерный уступ на бортовом листе.

Су-152. Хорошо заметен характерный уступ на бортовом листе.

   После просушки корпуса настала замечательная пора пройтись шпателем практически по всей поверхности модели. Особо "восхитила" кривизна левого борта, ВКД и НКД :-) Сколько шпатлёвки ушло на это хорошо видно на фото.
   
   ВЭ даёт для СУ-152 буксирные рымы с ромбовидным основанием (качество не ахти). Однако на реальных фото я таких не встречал. По этому, взяв за базу рымы от Трампа, заново изготовил круглые основания для них и установил на НЛД и НКД.
   Днище.
   Года полтора тому назад, первое к чему я приступил, было днище. Как я радовался, что на него есть чертежи в МХ. Потом наступили прозрение с разочарованием, начался поиск инфы по днищам КВ-шек и яростная зачистка первоначально созданного "произведения".
   Сейчас с большой долей уверенности могу сказать, что с днищем СУ-152 всё понятно – в основе СУ-152 лежит корпус КВ-1С, днище которого сильно напоминает днище КВ-1 поздних производственных серий (http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=791 ). Отличие – это смещённый вправо эвакуационный люк.
   Итак, в первую очередь, по местам стыка нижнего бортового листа с листами днища, НЛД, ВЛД и НКД был вырезан паз (уступ) сечением 0,5х0,5 мм. Особо осторожно пришлось работать в местах установки балансиров, ведь круглый фланец бортового кронштейна нижней своей частью должен нависать над торцом борта. Затем, по всему контуру ВЛД-НЛД-днище-НКД был проложен сварной шов, выполненный из тонкой полоски сыростирола (как я люблю Доширак :-)).
   
   
   
   Расположение эваколюка я вычислил по единственной фотографии днища СУ-152. По фото видно, что люк существенно смещён вправо и прижат к торсионам 3-ей пары катков. Пришлось немного повычислять координаты установки люка и разместить его согласно прилагаемому эскизу.
  Днище СУ-152.

Днище СУ-152.

Эскиз расположения эваколюка.

Эскиз расположения эваколюка.

 
   На кубинской СУ-152 днище не имеет выступающих элементов и выглядит достаточно скучным. Решено было делать днище из серии «Ведь и такое могло быть !». Тем более в природе существует днище Питерского КВ-85, имеющее крепление опор балансиров в виде полусферических головок. Значит и такая технология имела место быть.
   Все полусферические головки были изготовлены из разогретого литника с использованием свинцовой матрицы, в которой я прочеканил два типоразмера головок.
   К элементам крепления, расположенным на НЛД был необходим другой подход. Тут было необходимо бороться за полный реализм, ведь практически на всех поздних КВ-1/1С/85 они очень слабо заметны (видимо подросла культура производства), что я и попытался воспроизвести.
   
Днище модели.

Днище модели.

Днище модели. Подмоторная часть.

Днище модели. Подмоторная часть.

НЛД.

НЛД.

   Верхняя лобовая деталь.
   
   Здесь особых проблем не было.
   Так как ВЛД состояла из 2-х листов, было необходимо проложить сварной шов по месту их стыка.
   Полукруглый пулеотбойник пришлось нарастить сверху примерно на 1 мм, утяжины на нём прошпатлевать. Сточенный до фактической толщины (25 мм) накладной уголок был удлинён и установлен на место.
   
СУ-152. ВЛД.

СУ-152. ВЛД.

Каркас собран.

Каркас собран.

   На сегодня всё. В следующей части пойдет рассказ о элементах ходовой СУ-152.