САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   
Краткие итоги конкурса "DiShow-2016" здесь.


Пожелания и предложения по грядущему конкурсу "DiShow-2017" здесь.
опубликовано 2015-08-12
другие работы автора  |  обсуждение  
Skoda 42 cm M1917 Heavy Siege Howitzer
TAKOM 1:35
Дмитрий Мельников
aka Ditrich
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   
   см. так же обзор модели ТАКОМ Skoda 30.5 cm M1916 Siege Howitzer
   
   Не так давно Таком выпустил очередную "большую пушку Гитлера", а именно 42 см осадную гаубицу Шкода М1917, чешского производства.
   Модель, не смотря на свои размеры, достаточно лаконичная (даже скорее примитивна). 103 детали серого пластика размещены на 3-х литниковых рамках большого размера, имеется небольшая плата фототравления и фторопластовые втулки для зубчатого колеса вертикальной наводки. Качество отливки в принципе хорошее, но дефекты есть. Пластик качественный. Схема окраски предусматривает 2 варианта: серый (без привязки к подразделению) и серый с зелеными камуфляжными пятнами большого размера (787 артиллерийский полк). Оба варианта окраски производитель позиционирует на период штурма Севастополя 1942 г.
   В качестве бонуса в наборе имеется фигурка генерала Эриха фон Манштейна. Фигурка вполне приличная, прослеживается определенное портретное сходство, но ради справедливости надо отметить, что это просто фигурка генерала с лицом "похожим на Манштейна". Аналогичный персонаж из набора МВ проработан более достоверно как в плане головы, так и особенностей фигуры.
   Инструкция в виде "гармошки", как и модель проста, предлагает собрать орудие в 16 этапов, хотя сделать это не составит труда и без ее использования. Отдельно дан листочек с вариантами окраски с привязкой к номерам красок MIG Ammo.
   

Историческая справка
Модификации гаубицы Шкода 42 см
   Разработка 42 см орудий была начата фирмой "Шкода" в 1909 году по заказу Австро-Венгерской армии. Интересен, тот факт, что изначально гаубица была предназначена для использования в качестве стационарного орудия береговой обороны для защиты военно-морских баз в Адриатическом море. Первая версия гаубицы, под обозначением 42 см L/15 Kustenhaubitze М.14 была принята на вооружение в 1914 году и размещалась в бронированной башне. Одно из двух изготовленных орудий установили возле военно-морской базы в Пола (ныне Пула в Хорватии).
   
   После начала военных действий в условиях изменения обстановки на фронтах и отсутствия угрозы военно-морской базе Верховное командование Австро-Венгерской армии поручило "Шкоде" разработать мобильный (транспортируемый) вариант гаубицы М.14. При постройке подсерийного экземпляра была использована немного модернизированная качающаяся часть и ствол незадействованного орудия М.14, лафет и опорная платформа разработаны заново. В январе 1915 года новое орудие приняло участие в обстреле города Тарнув в Польше, с большим успехом. В течении лета 1915 года новое орудие проходит испытания на разных фронтах. Второе орудие М.14 находилось в Пола до конца войны.
   
   В 1916 году модернизированную гаубицу приняли на вооружение Австро-Венгерской армии под обозначением 42 см Autohaubitze М.16. Autohaubitze означало автомобильная, точнее транспортируемая механической тягой. В этом обозначении нашел свое отражение тот факт, что орудие разрабатывалось с учетом использования для его транспортировки колесных тягачей М.16 фирмы Austro-Daimler. Обладавшая массой в боевом положении 113 000 кг, гаубица при переводе в походное положение разделялась на 6 частей, образовывавших ствольную повозку (44 400 кг), повозку-лафет (39 200 кг), две повозки с металлоконструкциями поворотной рамы (13 700 и 14 900 кг) и две повозки с конструкциями платформы основания, каждая из которых имела массу 35 600 кг. На короткие расстояния повозки буксировались тягачами по шоссейным или грунтовым дорогам. Предусматривалась также переброска повозок по железнодорожной колее. При этом буксирование могло выполняться как тягачами, так и локомотивом.
   
   В 1917 году проведены работы по очередной модернизации, основной задачей было упрощение конструкции и снижение веса. В некоторых источниках указывается, что основные изменения коснулись опорной платформы, в том числе уменьшился сектор горизонтальной наводки. Так или иначе, но конструкторы смогли сэкономить почти 10 т. и сократить число транспортных повозок с 6 до 4. Орудие было принято на вооружение Австро-Венгерской армии под обозначением 42cm Autohaubitze M.17.
   "Шкода" изготовила единственный экземпляр данной модификации в 1918 году, однако в связи с окончанием войны этот орудие не было передано заказчику и в боевых действиях участия не принимало. До 1939 г. орудие так и оставалось на заводе и использовалось в качестве демонстрационного образца. Это отчасти подтверждается серией снимков (источник http://ru-artillery.livejournal.com/156994.html), сделанных американским корреспондентом журнала Лайф в Пльзене в 1937 году.
   
M.14 на выставке в Риме, 1919 г.
   О количестве выпущенных (воевавших в 1914-18 годах) орудий М.14 и М.17 существует несколько различных мнений. Количество "гуляет" от 2-х до 8. Наиболее часто упоминается о восьми 42 см гаубицах (что соответствует количеству заказанных Империей): 1 - М.14, 1 - М.14 переделана в М.16 и 6 - М.16. Орудия применялись на всех фронтах до "конца" Австро-Венгерской империи (т.е. до капитуляции). Гаубица с индексом М.17 стала девятым выпущенным фирмой "Шкода" орудием.
   
   По окончанию Великой войны были захвачены: одна береговая гаубица М.14 и две М.16:
   - итальянцам досталось М.14 из Пола, данное орудие демонстрировалось в 1919 году в Риме на выставке отечественной и трофейной военной техники. Дальнейшая его судьба неизвестна;
   - одно орудие М.16 унаследовала новообразованная Чехословакия. Вероятно в 1939 году было захвачено немцами;
   - одно орудие М.16 получила Венгрия. Позже венгерское орудие было захвачено румынами в ходе Румыно-Венгреского конфликта 1919-го года и до настоящего времени находится в экспозиции военного музея в Бухаресте. В экспозиции музея орудие представлено в разобранном виде, на железнодорожных транспортных повозках (см. обзор);
   - орудие М.17 так и осталось на заводе "Шкода" в Пльзене.
   
   Каких либо достоверных сведений о судьбе других М.16 мне найти не удалось. Скорее всего большая часть из них нуждалась в дорогостоящем ремонте или замене ствола и таким образом не представляли военного интереса для победителей и были утилизированы.
   
Основные ТТХ
   Длина ствола гаубицы составляла 6290/15 мм/клб. Лафет коробчатый, установлен на платформе, зарытой в грунт. Угол вертикального наведения от 40° до 71°, угол горизонтального наведения 360°. Длина отката 670 мм. Скорострельность 12 выстрелов в час. Заряжание гаубицы раздельное, в картуз укладывалось до 4 переменных заряда. В боекомплект входили два вида фугасных снарядов (легкий и тяжелый), так же гаубица могла стрелять бетонобойными снарядами от мортиры «Гамма». Масса фугасного снаряда 1000 кг., начальная скорость при максимальном заряде 415 м/с. Наибольшая дальность стрельбы 12 700 м. Гаубицу обслуживал расчет из 8 офицеров и 210 солдат, а так же солидный автопарк из грузовиков, тягачей и трейлеров.


Боковая проекция 42 см Autohaubitze М.17

42 см Haubitze (t)
   В 1939 гаубица была по одним данным захвачена у Чехословацкой армии немцами, по другим приобретена в 1940 г. для нужд вермахта у "Шкоды". Так или иначе гаубица поступила на вооружение Вермахта под обозначением 42 см Haubitze (t). Широкорад в своих книгах говорит о двух захваченных М.16/17. Скорее всего речь идет об одной М.16 и одной М.17, но с уверенностью можно говорить только об одном орудии М.17 на вооружении вермахта (на датируемых фото именно оно).
   В 1940 году 42 см H(t) поступила на вооружение 830-й батарей (единственное орудие батареи) 800-го тяжелого артиллерийского дивизиона и использовалось в Французской кампании:
   - 14 июня - батарея ведет обстрел линии Мажино южнее города Саарбрюккен (фактически это первое боевое применения в истории орудия модификации М.17);
   - 21-24 июня - батарея участвует в обстреле форта Шоненбург линии Мажино. Всего по форту выпущено их этого орудия 50-52 снаряда.
   В это время гаубица имела отличительную особенность - надпись "Der Maginot - Brecher" на стволе и транспортных повозках.
   По некоторым источникам еще одно 42см орудие стояло на вооружении 820-й батарей того же дивизиона, было это 42см Haubitze(t) или "Гамма" не уточняется. Информация об участии батареи с таким номером в боях отсутствует.
   После Французской кампании 800-й тяжелый дивизион был расформирован. Имевшиеся "монстры" сданы на хранение, а орудия меньшего калибра пошли на комплектование других частей.
   
   Следующее упоминание о 42 см H(t) приходится на период штурма Севастополя 1942 года. Парадокс - орудие, рожденное для береговой обороны, штурмует военно-морскую базу. Кадры с участием орудия можно увидеть в выпусках 615 (от 17 июня 1942 года) и 616 (от 24 июня 1942 года) еженедельника Die Deutsche Wochenschau. Орудие состояло на вооружении 458-й батареи (единственное орудие батареи) 787-го артиллерийского полка, причем судя по фото это орудие не имело камуфляжа (вопреки рекомендациям схемы окраски).
   
   Судьба 42 см Haubitze (t) после 1942 года не известна, но упоминается, что в 1944 году вермахт заказывал для нее запасные части.
   
   Некоторые фото орудия разного периода... (интересно, но фото гаубицы удалось найти в 3 раза больше, чем относительно массовой мортиры Skoda 30.5 cm M1916)
Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

занятный камуфляж

занятный камуфляж

Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

Севастополь 1942 г.

Франция 1940 г.

Франция 1940 г.


На первый взгляд...
   Претензии к производителю в принципе те же, что и для модели Skoda 30.5 cm M1916 Siege Howitzer
   - излишняя упрощенность модели в целом, в основном это касается лафета. Многие элементы, которые хотелось бы видеть отдельными деталями, отлиты зацело с боковинами лафета (например цапфельные обоймы и т.д.), что в упрощает сборку, но усложняет окраску. Так например полностью собрать лафет можно после установки люльки... Присутствующие в большом количестве лючки и ручки так же отлиты зацело с основной деталью;
   - отсутствуют даже намеки на прицельные приспособления;
   - стяжки/замки, жестко скрепляющие ствол и люльку, выполнены одной деталью вместе с соответствующими штифтами на казеннике и люльке. Вместе с отсутствием прицела можно говорить, что орудие дано в состоянии, к стрельбе не готовом, соответственно делать с задранным стволом его неверно, либо переделывать узел;
   
открыто, Франция 1940

открыто, Франция 1940

закрыто (как на модели). Установка орудия на позицию, Франция 1940

закрыто (как на модели). Установка орудия на позицию, Франция 1940

открыто, Франция 1940

открыто, Франция 1940

   - отсутствие фактуры литья на люльке. При сборке люльки надо внимательно сверяться с фотографиями, в передней части у модели есть неточности;
   - фототравление могло бы быть побольше, тем более в этой модели его есть где использовать, например заменить рефленые площадки для обслуживания орудия;
   - на деталях присутствует небольшой облой на стыках прессформ, который придется зачищать. Имеют место быть утяжины, требующие шпаклевания. На водимых сторонах деталей попадаются следы толкателей. Отлитые в виде полосок заклепки на нижней части лафета и т.п.;
   - отсутствие боеприпасов, транспортной тележки и узкоколейки для нее. Вопрос с тележкой решаем приобретением набора от RPM 35904 (в наборе польского производителя собственно тележка, снаряд, картуз/гильза и декали с маркировкой) - фото с сайта Super-hobbi. Набор не идеальный, но лучше чем ничего. Рельсовый путь для любителей диорам придется делать самостоятельно. Так же было бы интересно видеть погрузочный кран, применяемый для водружения снарядов и заряда на тележки;
один из вариантов крана

один из вариантов крана

"в порядке очереди..."

"в порядке очереди..."

Фото позволяет оценить размеры тележки и боепрпасов

Фото позволяет оценить размеры тележки и боепрпасов

транспортная тележка со снарядом

транспортная тележка со снарядом

   - в отличии от 30,5 см мортиры, на гаубице Таком сделал только верхнюю, видимую, часть платформы основания. Т.е. для готовой модели необходимо обязательно делать подставку, либо дорабатывать платформу. У гаубицы она была сложнее по конструкции чем у 30,5 см мортиры (конструкция платформы можно видеть на фото из Life);
   - так же как на 30,5 см мортире данного производителя, отсутствуем пространство, необходимое для отката ствола при больших углах возвышения. Кстати Hauler в своей смоляной модели этот момент учет;
   - требуют замены ручки маховиков, у Такома они получились недоразмеренными, и не учитываю, что крутить многие приходилось вдвоем и двумя руками;
   - многочисленные ручки на платформе желательно поменять на проволоку;
   - небольшая деколь с маркировкой на французскую компанию безусловно украсила бы набор.

Выводы
   Модель несомненно заинтересует моделистов, занимающихся как Великой войной (хотя именно это орудие и не воевало), так и Второй мировой. Для придания копийности требуется доработка и исправление ряда элементов. Детальное изучение матчасти возможно только в процессе сборки и сравнении получаемого результата с историческими фото. Множество больших поверхностей потребует ответственного подхода к окраске и тонировке. Модель сильно упрощена, что не соответствует как современному уровню в разработке моделей, так и цене.
   Цена на модель в отечественных интернет-магазинах колеблется от 2200 до 3100 руб.*, в забугорных - 32$ без учета доставки! Стоит добавить еще 500-700 руб.* на приобретение набора боеприпасов от RPM, но этот набор еще надо поискать. Смоляной Hauler, в свою очередь, обойдется в 110€ без учета доставки и так же требует боеприпасов.
   *Цены даны по состоянию на июль 2015 года
Ditrich@2015