САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2016-01-11
другие работы автора  |  обсуждение  
БМ-31-12 на шасси Studebacker US6
ICM 1:35
Олег Розенцвайг
aka Алекс Одесса
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
"Глаза боятся, руки делают..."
Старинная моделистская мудрость
Вступление
   Не знаю, что побудило меня взяться за этот проект, в то время, когда полки заполнены коробками с интересными для меня моделями... То ли желание сделать что либо неординарное(есть такая слабость), то ли бросить себе вызов, а может поставить в коллекцию эту модель, уж больно хотелось. Наверное всего понемногу. В общем от предыдущего проекта осталось шасси Студебекера и надо было с ним, что то делать...
    Периодически, отвлекаясь от текущих проектов, возвращался мыслями к этой пусковой. Все не мог подобрать технологию, с которой можно было бы ее построить. Как вариант, сделать из бронзы... Выгнуть из полосок бронзы шестигранники и спаять их между собой, особой сложности не представляло. Собрать секции обрамленные Г-образным профилем, тоже не проблема. Но дальше... Соединить это все трубчатыми направляющими (48 штук!) да еще и внутри этих шестигранников... На довольно таки небольшой конструкции, пришлось бы сделать 240 паек, только, что бы закрепить направляющие.Даже имея опыт пайки относительно сложных конструкций припоями с разной температурой плавления, представилось мне задачей крайне сложной.
   Вариант 2, сделать один шестигранник, залить силиконом и оттиражировать в смоле. Сборка такой конструкции виделась мне более технологичной. Но учитывая толщину шестигранников(0,3мм) врятли бы эта пусковая из смолы дожила бы до покраски. Оставался пластик. Я уже имел опыт сгибания пластика под кипятком, при остывании который держал форму. Но сохранилась бы форма при такой конструкции.
   Так я метался с мыслями пол года, пока не решил, делаю из пластика.
Для начала изготовил шестигранник и намотал на него полоску полистирола, закрепив по концам цианокрилатом.

Для начала изготовил шестигранник и намотал на него полоску полистирола, закрепив по концам цианокрилатом.

Размер шестигранника вычислить было не сложно. Диаметр снаряда 300мм или 8,6мм в 35-ом масштабе. Для направляющих я выбрал трубки диаметром 1,1мм. По этим вводным и была посторена шестигранная матрица, учитывая, что стороны к которым крепились направляющие должны быть чуть короче.

Размер шестигранника вычислить было не сложно. Диаметр снаряда 300мм или 8,6мм в 35-ом масштабе. Для направляющих я выбрал трубки диаметром 1,1мм. По этим вводным и была посторена шестигранная матрица, учитывая, что стороны к которым крепились направляющие должны быть чуть короче.

Затем, шестигранную матрицу с закрепленной на ней полоской полистирола опустил в кипяток. Лучше это делать 2-3 раза не более 5-7 секунд за один раз.  Далее был сделан прямой разрез вдоль шестигранной матрицы и торцы получившихся шестигранников были склеены между собой.

Затем, шестигранную матрицу с закрепленной на ней полоской полистирола опустил в кипяток. Лучше это делать 2-3 раза не более 5-7 секунд за один раз. Далее был сделан прямой разрез вдоль шестигранной матрицы и торцы получившихся шестигранников были склеены между собой.

И вот глядя на эту кучку получившихся шестигранников я понял, пусковой быть!



Прототип
    БМ-31-12 — модификация гвардейских реактивных миномётов типа «Катюша» Поступившая на вооружение в июне 1944 года. Отличалась использованием направляющих сотового типа. Для стрельбы применялись снаряды М-31, которые были более мощны, чем снаряд М-13, применявшийся в БМ-13. По аналогии с «Катюшей» получил прозвище «Андрюша».
    В июне 1944 года на вооружение поступила новая пусковая установка БМ-31-12 для М-31 на шасси Студебекера. Пусковая установка была создана специалистами СКБ завода “Компрессор” в марте 1944 года.
    Отличительной особенностью БМ-31-12 был пуск неуправляемых реактивных снарядов не из транспортной укупорки, а из специально разработанного сварного пакета – так называемых сотовых направляющих. В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорение неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и другие. Все это позволило резко повысить боевые и эксплуатационные качества установки.
    Миномет БМ-31-12 довольно быстро получил прозвище. Как и реактивные снаряды М-30 и М-31, его стали именовать «Андрюшей». Кроме того, боевая машина «унаследовала» другое имя с не вполне приличным происхождением – «Лука». Под этими именами новая техника участвовала в боях до конца войны, а также эксплуатировалась после победы над Германией.
    Всего за время войны в войска поступило 1800 единиц БМ-31-12, из них 100 единиц потеряны. Первое боевое применение Андрюши, состоялось 17 июля 1944 года в районе села Налючи, залп из 144-х пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами.
   

Постройка модели
Пусковая.
   Имея самые главные конструктивные элементы, а именно шестигранники, я смог приступить к постройке пусковой. В небольшом отступлении, хочу отметить, что огромным подспорьем в данном проекте оказались Г- и П-профиля, а так же прутки трубки от Plastruct и Evergreen
   Не сочтите за рекламу, вещи действительно очень нужные в моделизме, если кто с ними не знаком. По ассортименту они дополняют друг друга. Есть различия в качестве. Екструдированное литье у Plastruct более грубое чем у Evergreen. Особо этот касается различных профилей. Зачастую приходиться профиля править надфилем. Зато они более жесткие и если необходимо придать какую либо форму с помощью кипятка, то Plastcurt самое оно. Evergreen плохо держит форму.
Так выглядит заготовка под стойку, которых должно быть пять.

Так выглядит заготовка под стойку, которых должно быть пять.

Первая стойка. Повторяющиеся мелкие детали я тиражировал в смоле.

Первая стойка. Повторяющиеся мелкие детали я тиражировал в смоле.

Вторая стойка.

Вторая стойка.

Третья стойка.

Третья стойка.

Четвертая и пятая стойки.

Четвертая и пятая стойки.

Задняя подвижная рама.

Задняя подвижная рама.

Механизм фиксации снарядов.

Механизм фиксации снарядов.

Рама-основание.

Рама-основание.

Чтобы всю конструкцию на повело при сборке, решил ее зафиксировать.

Чтобы всю конструкцию на повело при сборке, решил ее зафиксировать.

Стойки установлены, первые направляющие приклеены.

Стойки установлены, первые направляющие приклеены.

Вот и пусковая нарисовалась.

Вот и пусковая нарисовалась.

  С этими опорами пришлось повозиться. Мало того, что они извиваются как змеи так еще и имеют двойную кривизну.

С этими опорами пришлось повозиться. Мало того, что они извиваются как змеи так еще и имеют двойную кривизну.

Пришлось сделать такие формы заготовки, закрепить на них Г-профиля и в кипяток

Пришлось сделать такие формы заготовки, закрепить на них Г-профиля и в кипяток

 
Ходовая
   Вот тут меня поджидала засада. Модель я стоил по фотографиям БМ-31-12 которую сам лично фотогравировал в Музее Артиллерии в Санкт-Петербурге. Но увы, та пусковая была смонтирована была на шасси ЗИС-131. И у него совсем другая конструкция задних крыльев чем у Студебекера. Я перерыл весь интернет. Оказалось, что практически все музейные Катюши БМ-13(у нее идентичная конструкция с БМ-31-12, немного отличается подрамник) это сборные солянки. А реальных фронтовых фото этих установок совсем мало.
    И все же, после долгих и упорных поисков, судьба улыбнулась мне. Я нашел сайт(к сожалению ссылка уже не работает, было это три года назад) где восстанавливалась реальная БМ-13 на шасси Студебекера. Процесс был отснят во всех деталях, за что этим парням огромный респект и за то что восстановили реальное шасси.
    Так же очень кстати пришлась поездка в Севастополь. Среди множества военной технике на Сапун Горе, есть БМ-31-12 на шасси ЗиС-6. Конечно это полный винегрет, но крыля, пусковая и подрамник именно те, что надо.
   
   И вот работа снова закипела.
Родные ICM-овские крылья нашли свое применение.

Родные ICM-овские крылья нашли свое применение.

Доработал передние.

Доработал передние.

Опять же, с помощью, как оказалось такого незаменимого в моделизме инструмента как кипящая вода, изготовил крепления для крыльев.

Опять же, с помощью, как оказалось такого незаменимого в моделизме инструмента как кипящая вода, изготовил крепления для крыльев.

На задней стенке кабины, воспроизвел фрагмент выштамповки.

На задней стенке кабины, воспроизвел фрагмент выштамповки.

Кромка седушки обклеена тянутым литником, для имитации шва. Имитации ткани, сделана из обычной бумажной салфетки пропитанной разведенным водой клеем ПВА.

Кромка седушки обклеена тянутым литником, для имитации шва. Имитации ткани, сделана из обычной бумажной салфетки пропитанной разведенным водой клеем ПВА.

В модели были так же использованы смоляные детали от неизвестного украинского производителя. А именно: решетка с защитой фар, исправленный капот и колеса.<br />Травление на защиту кабины было заказано на АСЕ.

В модели были так же использованы смоляные детали от неизвестного украинского производителя. А именно: решетка с защитой фар, исправленный капот и колеса.
Травление на защиту кабины было заказано на АСЕ.

Был изготовлен мастер на снаряд и оттиражирован в смоле.

Был изготовлен мастер на снаряд и оттиражирован в смоле.

   Далее все по схеме: краски Tamiya, смывка, фильтры и пигменты Mig. Декали тактических обозначений на дверях и техничка на снарядах далались по индивидуальному заказу.
Готовая модель
И вот модель заняла достойное место на полке. Спасибо, что уделили внимание.
Олег Розенцвайг, г. Одесса, Украина