САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2017-07-19
другие работы автора  |  обсуждение  
Sd.Kfz 9 FAMO (s.Art.Abt.(mot) 833, Крым, лето 1942г.)
Tamiya 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Археологический очерк о раскопках Фамозавра.
   Модель заняла I место в номинации Транспортная техника 1:35 на Сибирском слете моделистов в Барнауле в сентябре 2016 года.

Обложка того самого Стендмастера со статьей "Фамозавр".
   ПУТЬ К МЕЧТЕ.
   Монстр ФАМО от Тамии терзал меня с самого момента своего выхода в продажу. Это был конец 90х, и у бедного студента не было таких денег, чтобы купить дорогостоящий набор. Особенно после кризиса 1998 года, когда модели стали стоить в несколько раз дороже. В одном из номеров журнала Стендмастер в то время вышла статья о постройке этой новинки, да еще и с очень прогрессивной, на тот момент, тонировкой. Помню, что с тех пор ФАМО стал для меня настоящей мечтой. В тот момент этот набор мне казался столь же недостижимым, как и далекие звезды на ночном небосводе. Но время шло, я поступил в институт, появилась работа, звезды оставались столь же недостижимыми, а вот ФАМО у меня появился, причем, сначала обычный, а через некоторое время даже и с трейлером. Однако, счастье, как это водится, было не долгим. Появление этой модели на моем рабочем столе породило целую вереницу творческих сомнений. Было страшно сделать модель недостаточно хорошо, ведь это мечта, она должна быть построена на самом высоком уровне и аккумулировать все мои навыки и чаяния. Усугублялось все и тем, что прототип должен быть интересным. В итоге, некоторое время ФАМО лежал ожидая, пока я соберу афтермаркет, потом довольно быстро собран процентов на 80 и…..отложен в долгий ящик (конечно же! а как иначе?). Первоначальная идея стала казаться банальной, а долгий поиск новых задумок и прототипа ударил по вдохновению. В итоге, пролежал ФАМО в моих модельных шурушках долгих восемь лет, бел предан забвению и из заветной мечты превратился в настоящее ископаемое.
   
Первая фото модели в работе датируется концом 2008 года.К тому времени, рама и ходовая были уже собраны.

Первая фото модели в работе датируется концом 2008 года.К тому времени, рама и ходовая были уже собраны.

Движок крупным планом. Жаль, что в итоге, его совсем не видно. Ну ничего, у следующего ФАМО, который я строю, движок будет виден во всей красе :)

Движок крупным планом. Жаль, что в итоге, его совсем не видно. Ну ничего, у следующего ФАМО, который я строю, движок будет виден во всей красе :)

Кузов и движок смонтированы на раме.

Кузов и движок смонтированы на раме.

Установка всех модулей насухо.

Установка всех модулей насухо.


   МОДЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
   Обнаружен ФАМОзавр был случайно во время раскопок в модельном шкафу. Надо отметить, что в этот момент я почувствовал себя настоящим модельным археологом! Останки монстра были занесены всевозможными допами и мелочевкой, обломками стволов, точнее литников, скелет был слегка поврежден, но в мелочах. Было сразу очевидно, что эта находка – большая археологическая удача! В итоге, принял решение аккуратно извлечь останки из недр модельного шкафа и реконструировать внешний вид монстра, используя сохранившиеся изображения. Все указывало на то, что этот вид был широко распространен во времена Позднего Тамиевского периода, а сейчас встречается довольно редко. Ну что же, тем интереснее!
   

   ТЕОРИЯ
   Итак, что же мы знаем о ФАМОзаврах? Эти монстры водились в 1930-40х годах ХХ века в рядах вермахта. Отмечено их пребывание на Европейском континенте и на территории Северной Африки. Известно, что попытка миграции на Восток не имела большого успеха. Большинство Фамозавров вымерло даже не дойдя до Уральских гор. Правда отдельные особи пережили все катаклизмы и встречались даже в середине ХХ века в частных питомниках (именно такого Фамозавра я планирую сделать следующим своим проектом). Поголовье Фамозавров не было большим, жили они в основном небольшими стадами. Известны случаи, когда группы до пяти особей помогали выбраться застрявшим в грязи или раненным Слонозаврам и Тигрозаврам. Особо стоит обратить внимание на интересный симбиоз Фамозавров и Karloдоков, который наблюдался на Крымском полуострове. Karloдоки были столь массивны и неповоротливы, что едва могли двигаться. Группы Фамозавров помогали им перемещаться в обмен на защиту от других хищников. Большая масса и внушительный внешний вид привлекали внимание, поэтому эти монстры встречаются на большом количестве электрических фотографий и археологических зарисовок.
   
   
(Голосом Николая Дроздова) Настоящий Famosaurus Rex с длинным хвостом, на котором пристроился какой-то крупный паразитирующий огранизм. Обратите внимание на его длинный хоботок.  Скорее всего это StuGodon. Интересно, что хоботок у Штугодонов сначала был очень коротким, но удлинился в процессе эволюции!

(Голосом Николая Дроздова) Настоящий Famosaurus Rex с длинным хвостом, на котором пристроился какой-то крупный паразитирующий огранизм. Обратите внимание на его длинный хоботок. Скорее всего это StuGodon. Интересно, что хоботок у Штугодонов сначала был очень коротким, но удлинился в процессе эволюции!

Для того, чтобы тащить раненного Тигрозавра или Пантерозавра в упряжку впрягались сразу три Фамозавра. А чтобы тянуть Фердинандозавра требовалось сразу до пяти (!) особей! Будучи спасенным, Тигрозавр мог спасти стадо Фамозавров от атаки Тэтридцатьчетырапторов. Иначе, стадо было бы обречено.

Для того, чтобы тащить раненного Тигрозавра или Пантерозавра в упряжку впрягались сразу три Фамозавра. А чтобы тянуть Фердинандозавра требовалось сразу до пяти (!) особей! Будучи спасенным, Тигрозавр мог спасти стадо Фамозавров от атаки Тэтридцатьчетырапторов. Иначе, стадо было бы обречено.

Два Фамозавра тащат застрявшего в грязи Флакозавра. Интересно, что Флакозавры, в основном питались Птеранодонами и прочими летучими ящерами )))) А вот Панцеротризавра, упавшего с обрыва, Фамозавр мог вытащить в одиночку. Костяные пластины Панцеротризавра были не столь толстыми и его масса была относительно небольшой.

Два Фамозавра тащат застрявшего в грязи Флакозавра. Интересно, что Флакозавры, в основном питались Птеранодонами и прочими летучими ящерами )))) А вот Панцеротризавра, упавшего с обрыва, Фамозавр мог вытащить в одиночку. Костяные пластины Панцеротризавра были не столь толстыми и его масса была относительно небольшой.

Редкий пример эволюции Фамозавра, у которого закостенели позвонки хвоста и благодаря мощной мышце на горбу, позволяют поднимать тяжести. )))

Редкий пример эволюции Фамозавра, у которого закостенели позвонки хвоста и благодаря мощной мышце на горбу, позволяют поднимать тяжести. )))


   СБОРКА
   Постройка этой модели была начата почти десять лет назад, в далеком 2008 году. Причем, сначала я запасся кучей афтермаркета: смоляные тенты, травленка от ABER четыре (!) набора, траки, габаритные усы, портсигар импортный - три, куртка замшевая…шучу )))). В общем, еще куча всякой мелочи. Затем, нашел фото Фамо с поврежденным длинноствольным Pz IV на трейлере. Привязка была под Италию, мне понравился камуфляж тягача и повреждения четвертака и я выбрал их в качестве прототипов. Взялся за постройку. Тягач, трейлер и танк были собраны процентов на 80, драгоновский Pz IV даже получил смоляную трансмиссию и я успел окрасить интерьер. НО, в какой-то момент мне показалось, что танк на трейлере это слишком банально, ведь так делают все, кто строит ФАМО с прицепом. Одним словом, «вы слишком много кушать! В смысле зажрались!». Мне захотелось чего-то необычного. Выжать из этого проекта максимум, так сказать. В итоге, мечась между несколькими прототипами, я растратил вдохновение, и на долгие годы стройка была заброшена.
   Вернулся к проекту лишь летом 2016 года, выбрав совершенно забойнейший прототип. Правда, при этом, оказалось, что уже построенный ФАМО не подходит (другая модификация). Пришлось отложить в сторону трейлер, и дособирать тягач, выделив его в отдельный прожект и …… снова искать фото прототипа.
   
   
Фотографии модели перед окраской.

Фотографии модели перед окраской.

Часть допов не видна, так как устанавливалась в процессе окраски.

Часть допов не видна, так как устанавливалась в процессе окраски.


   ПРОТОТИП
   Захотелось немного пошалить. В итоге, был выбран прототип с, то ли матерным, то ли не очень, именем на капоте. Muschi… С немецкого языка это переводится как котенок или киска. Причем, второе слово можно перевести и в неприличном смысле, в том числе. Интересно, что подразумевал солдат, который нанес эту надпись? ))) Есть у меня подозрение, что не домашнее животное. Кроме того, привлек в этом прототипе еще и необычный камуфляж из грубо нанесенных кистью полос песочного оттенка по Панцерграу. Очень захотелось воплотить его в модели и имитировать тонкие потеки краски от неаккуратных мазков кистью, которые, что интересно, отличаются визуально на корпусе машины и на тканевом тенте. Видимо, сказывается разность фактуры материалов. Кроме того, добавляет колоритности прототипу то, что он служил в составе подразделения s.Art.Abt.(mot) 833 и кроме прочего, участвовал в снабжении и транспортировки мортир Карл под Севастополем.
   
Фотография прототипа моей модели. Фамо из s.Art.Abt.(mot) 833 с личным именем Muschi. Крым, лето 1942 года. Обращают на себя внимание  хаотично нанесенные полосы песочного камо поверх темно-серой базовой окраски с многочисленными потеками. Слово Muschi на борту капота нанесено той же краской и в той же манере. Камо виден и на брезенте.

Фотография прототипа моей модели. Фамо из s.Art.Abt.(mot) 833 с личным именем Muschi. Крым, лето 1942 года. Обращают на себя внимание хаотично нанесенные полосы песочного камо поверх темно-серой базовой окраски с многочисленными потеками. Слово Muschi на борту капота нанесено той же краской и в той же манере. Камо виден и на брезенте.

Другой Фамо из того же подразделения несет личное имя Erna и очень похожий камуфляж. Кстати, на прицепе-трейлере корпус от мортиры Карл. Орудие перевозилось отдельно.

Другой Фамо из того же подразделения несет личное имя Erna и очень похожий камуфляж. Кстати, на прицепе-трейлере корпус от мортиры Карл. Орудие перевозилось отдельно.

Еще один Фамо из того же подразделения. Личного имени машина не несет, а вот камо выглядит очень похоже на предыдущие машины.

Еще один Фамо из того же подразделения. Личного имени машина не несет, а вот камо выглядит очень похоже на предыдущие машины.


   ОКРАСКА
   Окраска и тонировка, в основном, выполнены традиционными для меня методами. Грунт – тамиевский аэрозоль Super Fine, база – акрил XF-24 c высветлениями XF-57 и затемнениями XF-69. Тент окрашен тамиевким акрилом XF-65. Полосы камуфляжа нанесены темно-желтой краской АК строго по фотографиям с помощью тонкой кисточки и какой-то матери )))). Провозился с ними довольно долго, выверяя даже тонкие потеки краски и, остался вполне доволен результатом. Обратите внимание, что на тенте полосы желтого выглядят иначе, будто кисть была более сухой. Скорее всего, сказалась разница материалов – краска попросту впитывалась в тент при нанесении. Это я также постарался учесть в работе.
   Тонировка заключалась в нанесении фильтров, масляных точек, смывки, сколов и запыления пигментами. Как и всегда, использовал продукцию Wilder, AK и MiG Productions. Для того, чтобы подчеркнуть рельеф ткани на тенте мне очень пригодились матовые масла Wilder. Разными оттенками вырисовывал почти каждую складку. Получилось не совсем так, как хотел, пока не хватает навыка, но гораздо лучше, чем я делал раньше.
   
Нанесен базовый слой краски. Перехода тонов достиг добавляя  базу светлый и темный тона.

Нанесен базовый слой краски. Перехода тонов достиг добавляя базу светлый и темный тона.

Можно назвать это гордым словом Цветовая модуляция. ))))  Хотя, я делал все эффекты довольно субтильными.

Можно назвать это гордым словом Цветовая модуляция. )))) Хотя, я делал все эффекты довольно субтильными.

Чтобы избежать чрезмерного разгула оттенков, чем грешат многие авторы.

Чтобы избежать чрезмерного разгула оттенков, чем грешат многие авторы.

В ряде мест нанесен постшейдинг, как например на днище кузова.

В ряде мест нанесен постшейдинг, как например на днище кузова.

Тенты красились аэрографом отдельно от модели. Здесь также имитированы переходы тонов, но гораздо контрастнее,так как это ткань.

Тенты красились аэрографом отдельно от модели. Здесь также имитированы переходы тонов, но гораздо контрастнее,так как это ткань.

Камо наносился кисточками краской АК песочного оттенка. На мой взгляд, для таких задач эта краска идеальна.

Камо наносился кисточками краской АК песочного оттенка. На мой взгляд, для таких задач эта краска идеальна.

полосы вырисовывались по фото с учетом имитации потеков краски. Пожалуй, это было одним из самых сложных и кропотливых этапов работы над моделью.

полосы вырисовывались по фото с учетом имитации потеков краски. Пожалуй, это было одним из самых сложных и кропотливых этапов работы над моделью.

Циферблаты и таблички от Archer на приборной панели невероятно оживили вид. Жаль только, что тент скроет всю эту красоту.

Циферблаты и таблички от Archer на приборной панели невероятно оживили вид. Жаль только, что тент скроет всю эту красоту.

Пылил-грязнил пигментами Wilder. Так как Фамо большой и пигмента наносилось много, воспользовался пакетом, чтобы не заляпать цветной фон для съемки.

Пылил-грязнил пигментами Wilder. Так как Фамо большой и пигмента наносилось много, воспользовался пакетом, чтобы не заляпать цветной фон для съемки.

Мелкие брызги грязи имитированы жидкостью Light Dust от AK interactive.

Мелкие брызги грязи имитированы жидкостью Light Dust от AK interactive.

Эмблема подразделения (снаряд мортиры Карл) нанесена тоненькой кистью от руки.

Эмблема подразделения (снаряд мортиры Карл) нанесена тоненькой кистью от руки.

Многочисленные потеки ГСМ имитированы смывками, маслом ижидкостью Engine Grease от 502Abteilung.

Многочисленные потеки ГСМ имитированы смывками, маслом ижидкостью Engine Grease от 502Abteilung.


Часть скарба готова к установке на модель.
   СКАРБ
   Не обошлось и без оживления всяким фишками! Главной изюминкой ФАМО, я считаю выдвижные ящики для всяких мелочей и инструмента за задним рядом сидений. Наполнил эти ящички всевозможной мелочевкой из запасов и оставил вытаскивающимися. Времени они отняли изрядно, но, получилось, как мне кажется, классно. Масленки, куски проволоки, замасленные тряпки и обрывки упаковочной бумаги, гаечные ключи, навесные замки, болты, гайки – все это создает искомую атмосферу.
   Кузов наполнил различными ящиками, коробками, бочками и канистрами. Увы, из-за брезента большинство из них совсем не видны. Разве что, если специально заглянуть внутрь и подсвечивать фонариком. )
   Другим участком, требующим особого внимания и наполнения, является салон. И здесь я тоже оттянулся по полной! В первую очередь, снабдил экипаж тягача складным патефоном. Пускай музыку послушают! Кроме того, разложил по сидушкам снятую аммуницию, бутылки, каски, канистры с водой и прочие полезности. Еще в переплет лобового стекла воткнул фотку подружки одного из членов экипажа. Вишенкой на торте стал медведь на Фамозавре. По моей задумке – это талисман, который с собой возит водитель – берлинец. Он уверен, что данный медведь приносит удачу! ))
   


Немного пояснений к аксессуарам и фишкам модели. Как и откуда они появились )))

   На этом все. Между началом работ по сборке в 2008 году и завершением тонировки в сентябре 2016 прошло почти десятилетие! Правда большую часть этого времени заняла не работа над моделью, а забвение в коробке в дальнем углу полки. На данный момент, это мой рекордный долгострой, но есть не завершенные работы, которые были начаты еще раньше, так что 10-летний рубеж тоже будет взят! ))) Выражаю благодарность за помощь всем друзьям и коллегам, кто наблюдал за работой, давал советы, ЦУ и рекомендации. Ну и конечно своей семье за терпение и позитивное отношение к моему хобби!
   
   Кстати, идея с трейлером в силе. Уже в работе еще один набор Фамо от Тамии и редкая конверсия в позднюю машину. Назревает очень амбициозная и необычная стройка!
   
   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
   Tamiya 35239 – FAMO
   ABER – фототравление
   Archer – декали приборной панели
   5,45 – смоляные тенты
   Elf - фары
   MiG – фонарь
   PlusModel – патефон
   PlusModel – плюшевый мишка
   ТАНК – канистра
   PlusModel – масленки
   Royal Model – гаечные ключи и пр.
   Verlinden –аммуниция, каски
   MENG - бутылки
   MasterClub - болты
   
    Комментарии, замечания и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
   
    Владимир Яшин
    Новосибирск 2016
    www.genscher-shop.ru
    www.ost-front.ru