САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Голосования на призы зрительских симпатий завершены. У нас призеры и победители по последним пяти номинациям, теперь ждем решения жюри.


   Смотреть победителей здесь.
опубликовано 2006-12-02
другие работы автора  |  обсуждение  
ЭГ, Ш, "Шутка"
Prop&Jet 1:72
Геннадий Касяненко
aka Г.К.
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"

   Разработке вертолета, которая началась в в конце 44-го - начале 45-го года в ЦАГИ, был дан высокий приоритет, и уже 2 августа 47 года летчик ЛИИ В.В.Тезавровский поднял аппарат в воздух, чтобы впервые проверить в работе схему с двумя соосными винтами. В течение первых 40 полетов оказалось, что центровка слишком сдвинута назад. Было предложено отказаться от хвостовой части, потому что в носовой не было больше места для размещения требуемого балласта. Всего было проведено 75 полетов, общей длительностью 75 часов. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными. В горизонтальном полете разброс скоростей составлял от 30 до 60 км-ч. И хотя вертолет в целом доказал жизнеспособность соосной схемы, Яковлев в 47 году вернулся к схеме с одним несущим винтом, и начал разрабатывать проект, который воплотился в жизни под названием Як-100. Концепция же прижилась в ОКБ Камова , став "визитной карточкой" этого вертолётного КБ.
В коробке
С этим предстоит работать
   До сих пор ЭГ в масштабе 1/72 был сделан лишь фирмой Unicraft. С обзором этой модели можно ознакомиться здесь: http://heliborne.webzone.ru/issues/heliborne23.htm
   Представленный P&J образец по качеству может быть сравнен только с чешскими производителями: Extratech, Aires.
   Набор смоляных деталей – высшего качества, отлиты абсолютно чисто с филигранной проработкой деталей и точностью. Кроме того, набор укомплектован вакуумными прозрачными частями - чистыми и очень прозрачными. Деколи нет, но на фотографиях прототипа какие либо обозначения отсутствуют. Также присутствуют панели приборов, напечатанные на пленке. Двигательный отсек состоит из шести деталей - пятицилиндрового двигателя М-11, выхлопных патрубков и других частей. Колонка несущего винта очень тонкая и тщательно проработанная, и должна быть дополнена самостоятельно изготовленными тягами автомата перекоса. Лопасти отлиты настолько тонко, что при отделении можно порезаться о кромки. Без шуток. Литье без смещения, размеры хорошо ложатся в чертежи, которыми снабжена сборочная инструкция. Цвета указаны без привязки к какому-либо стандарту.
   По своим параметрам модель соответствует первому лётному экземпляру, испытывавшемуся в августе 1947 г. Производитель в инструкции показывает, что можно не устанавливать килевые шайбы. Этот вариант соответствует второму опытному экземпляру, но на нём тогда надо также менять сечения хвостовой балки, на втором экз. она была другой. Также иную конфигурацию, чем в наборе, на втором экземпляре имеет носовая стойка шасси, носовое колесо – меньшего диаметра, чем основные.
   В моём наборе оказались немного поведёнными смоляные детали фюзеляжа. По совету Мусы, я легко исправил это, опустив детали на минуту в кипяток, руками выправив их форму.
Интерьер
Кресло. Привязные ремни из фольги.
   В интерьере всё по-спартански просто. Добавить нужно лишь привязные ремни к креслу да проводку к тыльной части приборной доски.
   Собирается всё несложно, места установки идентифицируются легко, – на деталях присутствуют либо контрольные линии, либо уступы, мимо которых не промахнёшься. На носовой перегородке я смонтировал ещё одну из листового полистирола параллельно "земле", укрепив её 2-мя "контрфорсами". В этой перегородке сделал отверстие под установку носовой стойки шасси. Одной точки опоры для стойки в виде отверстия в нижней части фюзеляжа мне показалось недостаточно. Циакрин после застывания становится достаточно хрупким, прозрачные половинки могут разойтись от неосторожного силового воздействия.
   
Интерьер в сборе...

Интерьер в сборе...

...и ещё

...и ещё

Вид на панель приборов

Вид на панель приборов

Моторама
   Поморочился я с моторной группой. Сложности возникли с установкой двигателя. Для размещения в фюзеляже ему не хватило около 1 мм ширины, цилиндры упирались в "трубный каркас", части которого пришлось вырезать. В длине же "картера" М-11 убрано всё лишнее в хвостовой части, до плоскости, идущей по касательной к задней части блока цилиндров. К самим цилиндрам добавлены толкатели клапанов из тонкой проволоки.
   
Двигатель. Добавлены тяги из проволоки.

Двигатель. Добавлены тяги из проволоки.

Двигатель в сборе...

Двигатель в сборе...

...установлен в фюзеляж.

...установлен в фюзеляж.

   С кольца дет. 24 убрал около 1,5 мм ширины, иначе оно упиралось в бензобак, не давая продвинуть на место хвостовую балку со смонтированным на ней движком. Редуктор, который в жизни опирается на мотораму из труб, на модели "стоит" на площадке, прилитой к топливному баку.
   Исправляется это изготовлением моторамы из тянутых литников или проволоки (не важно – всё равно клеить циакрином). Отсутствует также система рычагов управления автоматом перекоса. По-хорошему, их тоже не помешает изобразить. Всё сказанное выше, разумеется, имеет смысл, если вы соберётесь не до конца закрывать мотор-редукторную группу (например, не устанавливая боковые панели капота). Для закрытого варианта доработки неактуальны, из всех деталей можно оставить лишь бак дет. 21 и главный редуктор дет. 22.
  Редуктор и бак с 'опорой' перед установкой.

Редуктор и бак с 'опорой' перед установкой.

'Нутро' в сборе

'Нутро' в сборе

 
Фюзеляж
   При вычленении вакуум-формованных половин фюзеляжа надо быть очень аккуратным. Рекомендую сначала острым макетным ножом вырезать детали ровно по линии стыка с основанием, затем уже подогнать половинки друг к другу, сошлифовывая лишнее на наждаке, уложенном на максимально ровную поверхность. В процессе подгонки я постоянно контролировал расстояние между "бортами" по ширине переборки между кабиной и мотоотсеком.
   В награду за усердие была получена практически идеальная стыковка половин носовой части как между собой, так и с хвостовой частью фюзеляжа. Замечательно, что прозрачных деталей в наборе 2 комплекта, - первый я всё же «запорол», сточив лишку на шлифшкурке. Чтобы избежать тумана от «супер-клея» на прозрачных деталях, их предварительно нужно окунуть в Future или аналог этой жидкости. На худой конец, подойдёт глянцевый акриловый лак.
   
Фюзеляж поэлементно.

Фюзеляж поэлементно.

Контрольная сборка. Крупно

Контрольная сборка. Крупно

Чуть поодаль. Неплохо очень...

Чуть поодаль. Неплохо очень...

...с другой стороны (с)

...с другой стороны (с)

   В нижней прозрачной части фюзеляжа намечен контур люка. Во-первых, на компоновочной схеме этот люк расположен значительно ближе к хвосту, прямо под квадратным проёмом в полу. Во-вторых, непонятно, прозрачный он или нет. На фото прототипа в полёте снизу всё тёмное, разглядеть что-либо невозможно. Я решил всё-таки не делать этот люк прозрачным, наклеив пластинку из фольги по намеченному контуру.
   сли всё же решиться «ваять» иллюминатор, то лучше вырезать его отдельно из какого-либо прозрачного материала и вклеить в фюзеляж, поскольку стык половин приходится как раз на середину этой детали.
   Конструкция шасси на модели немного не продумана. Если стойки армированы проволокой (прекрасное решение!), то рычаги основных стоек, дет.26-28, никак не усилены, хотя они очень хрупкие. Рекомендую заменить их проволокой, используя детали из набора лишь в качестве шаблона для контроля длины.
   Пару V-образных рычагов (что подлиннее) я всё же использовал, перевернув их на 90 градусов. Роль им отведена чисто декоративная.
Вид снизу. Спорное исполнение.

Вид снизу. Спорное исполнение.

Стоим на ногах...

Стоим на ногах...

...держимся твёрдо...

...держимся твёрдо...

...и даже сверху это заметно.

...и даже сверху это заметно.

Несущий винт
   Автомат перекоса требует значительно больше доработок, чем показано в инструкции.
   К сожалению, подробных фото колонки НВ не нашлось, но и по доступным в Интернете изображениям видно, как богато деталирован автомат перекоса на реальной машине. Я попытался хотя бы приблизительно сымитировать увиденное на фото.
   По приведенной ниже ссылке найдётся «рентген», схема управления автоматом перекоса. Вся эта информация здорово пригодится при изготовлении колонки НВ. Производитель рекомендует использовать для отверстий в «валах» сверло D =1,5 мм. В этом случае будет большой люфт, поэтому я рекомендую ограничиться D = 1,2 мм. В основание вала втулки верхнего винта я вклеил кусок булавки, чтобы обеспечить его подвижность. На вал нижнего винта в основание надо добавить ещё одну втулку высотой 1 мм, иначе винт «сидит» слишком низко.
   После окраски на фюзеляж навешены дверные ручки из проволоки и ПВД из инъекционной иглы.
  Верхний НВ и деталировка в процессе изготовления

Верхний НВ и деталировка в процессе изготовления

Колонка НВ в сборе.

Колонка НВ в сборе.

 
   Набор предназначен для моделистов, уже имеющих определённый опыт. Модель наверняка заинтересует увлекающихся историей советского и мирового вертолётостроения.
   Благодарю Мусу Зекореева, Максима Гуменюка за оказанную помощь.
   Модель для обзора предоставлена фирмой Prop&Jet.
© Геннадий Касяненко 2006 г.
   1. Самолеты мира. Константин Удалов. "Шутка" ОКБ А.С.Яковлева
   
   2. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
   
   3. http://www.airwar.ru/enc/heli/eg.html

Правый борт.

Правый борт.

Крупным планом.

Крупным планом.

А сверху на стрекозу похож.

А сверху на стрекозу похож.

С хвоста - тоже :-)

С хвоста - тоже :-)