САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Очередной, в каком-то смысле юбилейный 15-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2017 открыт, с чем всех и поздравляем. Согласно нашему конкурсному информеру на начало конкурса поступило 109 заявок на участие, 94 работы уже опубликованы в галерее. Напоминаем, что все заявки на участие будут удовлетворены, ранее опубликованные работы будут вновь анонсированы в новостях. Смотрите, обсуждайте работы, участвуйте. Всем удачи.
опубликовано 2017-11-11
другие работы автора  |  обсуждение  
МиГ-17Ф (117 ИАП, 34 ВА)
HobbyBoss 1:48
Михаил Березов
aka illustrator
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Добрый день уважаемые коллеги. Хочу поделиться с Вами результатами своей последней работы - самолетом МиГ-17Ф от фирмы HobbyBoss в масштабе 1:48.

   КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
   
   МиГ-17Ф был самым массовым в семействе истребителей МиГ- 17. Он стал логическим продолжением модификации МиГ-17, поводом к чему стала необходимость повышения тяги силовой установки, что при модернизации двигателя было уже невозможным. Ввиду этого в ЦИАМ и ОКБ-155 1949 году начались исследования возможности повышения тяги ВК-1 путем установки форсажной камеры. Созданная форсажная камера состояла из диффузора, камеры и двухпозиционного реактивного сопла, максимальный диаметр которого составлял 540 мм, а в режиме "форсаж" - 624 мм, опытный двигатель с данной камерой получил обозначение ВК-1Ф.
   В конце 1952 г. начался массовый выпуск истребителя, получившего обозначение МиГ-17Ф. На серийных самолетах изредка вместо стандартных 400-литровых подвесных баков использовались ПТБ емкостью по 600 л. Вместо баков на МиГ-17Ф могли подвешиваться две бомбы калибром до 250 кг.
   По ходу серийного производства и эксплуатации в самолеты было внесено большое количество конструкционных изменений. Истребители МиГ-17Ф строились несколькими советскими авиационными заводами до 1959 г. На пике выпуска объем производства составлял 300 самолетов в месяц. Всего было построено порядка 8000 истребителей МиГ-17Ф.
МиГ-17Ф (117 ИАП, 34 ВА) Кучеряева Н.П.
   ПРОТОТИП
   
   С прототипом собираемого самолета мне было достаточно сложно определиться, во первых – мне хотелось сделать именно советский самолет в серебристом варианте, во вторых – так же хотелось чтобы он нес на себе какую либо интересную эмблему, маркировку и т.п., ну и в третьих – все таки гораздо интереснее собирать самолет, чей прототип имеет интересную историю, вот такую историю я и искал. И нашел…
   
   «Красный семнадцатый», МиГ-17Ф старшего лейтенанта Кучеряева Н.П. из состава 117-го истребительного авиационного полка 34-й Воздушной армии, аэродром Ленинакан, 1958 год.
ст.л-т. Н.Кучеряев
   Первое и второе - внешний вид:
   На вопрос о том, как выглядели самолёты его пары, Николай Павлович ответил: «Да никак. Обычные были «МиГари. Серебристые с красными звёздами. Только у меня на левой хвостовой звезде был нарисован белой краской контур комсомольского значка. Бортовые номера тоже были красные с чёрной окантовкой. У меня был № 17, а у моего ведомого, старшего лейтенанта Иванова — № 18. У нас вообще в полку было заведено, что самолёты ведущих имели нечётные номера, а ведомых — чётные.»
   
   («История Авиации», 02/2004)
   Третье - история:
   1 сентября 1958 года в 14:30, находившиеся на боевом дежурстве ст. лейтенант Н.Кучеряев и его ведомый ст. лейтенант В.Иванов получили условный сигнал: «Соколы! Пару в воздух!»
   «Ещё на рулёжке я (Кучеряев Н.П.), слушая переговоры по радио, понял, что неопознанная цель идёт близко к «забору» (границе) и что другим истребителям подаются команды на выход в район возможного нарушения границы самолётом вероятного противника или его сопровождения вдоль «ленточки», как это обычно бывало.
   Целеуказание «201-й, цель - слева от вас. Выше 1000.» позволило мне уточнить направление, в котором следовало искать самолёт-нарушитель. Я практически сразу же увидел его на курсовом угле примерно в 45°, идущий в широком правом развороте четырёхмоторный самолёт с широким фюзеляжем. Его силуэт не был похож ни на одно из известных мне изображений натовских машин. В то же время я вскоре прекрасно мог различать опознавательный знак ВВС США на его борту, а так как это автоматически снимало все сомнения, то я тут же доложил по радио: «Я - 201-й, цель вижу. Иду на сближение.»…
   
   Я передал команду ведомому перезарядить оружие, после этого сообщил своему напарнику примерный размах крыла самолёта цели. Находясь в это время справа и ниже от самолёта-нарушителя, я, продолжая набор высоты и двигаясь со стороны границы, дал длинную заградительную очередь.
   Цель, как мне показалось, прекратила разворот и пошла прямо на Ереван. Потом уже, много раз обдумывая свои действия в этом вылете и действия экипажа американского самолёта, я пришёл к выводу, что «янки», по всей видимости, попросту заблудились, а после моей заградительной очереди, изрядную часть которой составляли трассирующие снаряды, ещё и запаниковали, поскольку, направившись в сторону города с миллионным населением, они практически сразу же подписали всем, кто находился на борту их «Геркулеса», смертный приговор.
   
   Практически сразу с КП поступил приказ: «201-й, цель уничтожить.».
   Лаконично ответив: «Я - 201-й, понял. Цель уничтожить.», я вывел двигатель на форсаж и начал набирать высоту. Хотя американский самолёт был выше и шёл по прямой, а наша пара выполняла набор высоты, мы быстро сокращали дистанцию до цели, и потому, чтобы ненароком не проскочить, я начал постепенно прибирать обороты турбины. Набрав одинаковый с целью потолок, я вскоре зашёл в хвост четырёхмоторнику и, наложив маркер цели на его силуэт, открыл огонь на поражение. Хотя расстояние было ещё довольно большим, я заметил, как от цели в меня идёт трасса, затем ещё и ещё! «Отстреливается, сволочь», мелькнула мысль, и практически сразу тренированный мозг отметил, что трассы идут с недолётом и в меня попасть не должны. «Не успеет - словно кто-то спокойно сказал, сидя за спиной и тут же добавил, - не упусти».
   
   Позже, анализируя кадры, зафиксированные бортовым фотокинопулемётом ФКП-2, мы поняли, что это были мелкие обломки, отлетавшие от цели, в которую один за другим ложились мои снаряды. Но тогда я уже не сомневался, что передо мной какой-нибудь новый стратегический бомбардировщик, идущий курсом на Ереван! Противника надо было уничтожить во что бы то ни стало! Передав по радио ведомому предупреждение, «Цель ведёт ответный огонь», я тут же отдал приказ: «Прикрой, атакую!».
   Расстояние постепенно сокращалось, и я уже начал различать некоторые детали вражеской машины. Даю ещё очередь… Успеваю отметить, что мои трассы легли точно на крыло между правыми мотогондолами, вырвав несколько приличных обломков. Практически сразу же крайний правый двигатель хорошо задымил, выбросив плотный тёмный шлейф, который чётко отпечатался в прозрачном воздухе. Это было очень неплохо, так как после этого потерять цель уже было невозможно ни при каких манёврах, выполняемых её экипажем.
   
   Я сократил дистанцию и снова открыл огонь. Видимо на этот раз мои снаряды повредили систему управления, заклинив рули высоты, так как четырёхмоторник, резко, словно истребитель, переломив траекторию нисходящей правой спирали, пошёл на правый боевой разворот с набором высоты! Причём угол траектории быстро увеличивался! Это было настолько неожиданно, что я буквально опешил. Всё-таки тогда не часто можно было видеть четырёхмоторные самолёты, выполняющие фигуры высшего пилотажа так, как это делается сейчас на аэрошоу!
   Центральная марка прицела, раскачиваясь из стороны сторону, снова проходит по правой консоли вражеской машины. Движением ручки управления и педалей замедляю её перемещение и нажимаю боевую кнопку. Чувствую, как от стрельбы дрожит носовая часть истребителя. Видно, как дымные шнуры и трассеры попадают в толщу крыла в районе правой внутренней мотогондолы, затем очередь ложится на центроплан и хвостовую часть фюзеляжа. Вижу, как от силуэта четырёхмоторника отлетает масса обломков, некоторые из которых довольно крупные. Два или три из них проносятся в опасной близости от кабины. Мелькает тревожная мысль: «Не дай бог зацепить такой!..»
   Внезапно навстречу вдруг выбросило широкий шлейф дыма, на мгновение закрывший от меня цель, проскочив который я видел, как у вставшего буквально на дыбы самолёта отваливается хвост. Горящий самолёт переворачивается, сваливаясь в штопор. Выходя из атаки правым боевым разворотом, наблюдаю за падением цели. Вижу очень небольшую вспышку на земле, чем-то похожую на сигаретную затяжку.
   
   Вскоре в газете «Советская авиация» были помещены наши фотографии и описан учебный воздушный бой, проведённый нашей парой и парой соседнего ереванского полка, а спустя неделю заместитель командующего нашей 34-й Воздушной Армией прибыв к нам в полк зачитал перед строем всего личного состава приказ Министра обороны Советского Союза маршала Р.Я.Малиновского с объявлением нам благодарностей и награждением ценными подарками - фотоаппаратами ФЭД-2.
   Позже я узнал, почему нас отметили так скромно. Оказывается, в то время в США находилась наша правительственная делегация, в составе которой был и А.И.Микоян. Американцы тут же «наехали» с вопросами об инциденте. Не имея возможности тянуть с ответом А.И.Микоян, сказал, что С-130 был сбит из-за случайного и непреднамеренного стечения обстоятельств. Ну, а поскольку Хрущёв тогда стремился установить более близкие отношения с Америкой, то награждать нас стало уже как бы и неудобно, а позже, когда «американский империализм ещё не раз показывал прогрессивному человечеству свой звериный оскал» об этом эпизоде попросту позабыли. Так мы и остались, как потом шутили, «навсегда неизвестными героями»…
   (Полковник авиации Николай Петрович Кучеряев,
   «История Авиации», 02/2004)
   СБОРКА
   
   Производитель дает в своем наборе пять больших литников серого пластика основных деталей самолета выполненных по технологии ЛВД, два маленьких литника с деталями подвесного вооружения и два литника с прозрачными деталями (фонарь, стекла фары, АРК-5 и МРП-48, ФКП и прицел).
   Брошюра черно-белой инструкции, декаль и цветной лист на три варианта окраски самолета: советский с б/н 0478, восточно-германский с б/н 905 и северо вьетнамский с б/н 2011.
   Детали отлиты качественно с минимальным облоем, утяжин я не заметил. Прозрачные детали очень хорошего качества.
   Расшивка ровная и равномерная, клепка присутствует только на лючках и зализах крыла и стабилизатора.
   Детально остановлюсь на некоторых моментах ниже.
   В дополнение к набору были приобретены кокпит, колеса и ниши шасси от Aires, «плавник» от Quickboost, стволы пушек и ПВД от Master.
   
   Как это часто бывает, модель задумывалась мной в качестве «испытательного полигона» в искоробочном варианте сборки. На начало постройки я планировал во первых: испытать новые для меня краски Alclad II, во вторых: попрактиковаться в методах состаривания «голого» алюминия и в третьих поучиться в нанесении клепки риветером, благо МиГ-17 имел таковую и на модели в первозданном виде она отсутствует.
   Ну и опять же, как водиться, планам сбыться было не суждено. Сперва не понравилась детализация кабины, потом не порадовали ниши шасси, дальше больше - колеса, «плавник», вооружение, а где афтермаркет, там и ручные доработки. В результате работа, хоть и без 100% вкладывания в чертежи и дотошного вникания в матчасть, затянулась на год.
   
   Сделав лиричное отступление, перехожу к описанию процесса постройки модели.
   
   Кабина пилота Aires собирается легко (увы не могу ничего сказать про кабину данную в наборе – я ее не собирал, по причине скудной детализации) очень хорошо подходит в фюзеляж, чего нельзя сказать о носовой нише, которая отлита воедино с «клином»-рассекателем воздухозборника. Она хоть и становиться в фюзеляж без проблем (если не считать проблемой то, что ниша на 2-3 мм. короче отверстия в фюзеляже под нее), но образует ступеньку с обечайкой, которая в наборе дана отдельной цельной деталью, хотя с рассекателем из набора ступенька наверняка так же появилась бы. Кроме того, Aires-овский «клин» немного туповат, и если с этим ничего сделать было нельзя (обточить не получиться, иначе рискуете «пробуриться» до ниши :)), то ступеньку пришлось выравнивать тамиевской двухкомпонентной шпаклевкой.
   Собственно здесь же следует отметить странно-причудливое членение деталей фюзеляжа в районе носовой ниши и обтекателей вооружения, хотя на МиГ-17ПФ членение более удобное для сборки. Производитель так же дает в наборе два варианта капота - с радиодальномером СРД-1М и без него. По имеющимся фото прототипа невозможно установить была ли антенна СРД-1М на самолете или нет, однако учитывая период, по состоянию на который делалась модель, я решил ее сделать.
   
   Половинки крыльев стыкуются хорошо, и без смещений. Однако здесь дело с Aires-овскими нишами обстоит куда интереснее и требует их более точной и внимательной подгонки. Во первых, для размещения последних между половинок крыла, посадочные места под ниши нужно сточить до толщины пластика 0,15-0,2 мм., во вторых - посадочные места под смоляные ниши в фюзеляже необходимо расширить под их размер, сточив внутреннюю сторону зализа до 0,1-0,15 мм. В итоге, данные манипуляции приводят к тому, что площадь стыковки крыла с фюзеляжем уменьшается настолько, что приводит к опасениям за надежность всей конструкции, вдобавок страдает стыкуемость - появляется щель. Единственным выходом для меня стала приклейка крыльев на цианоакрилат и заливка образовавшейся щели расплавленным в клее полистиролом (для лучшего сцепления) с последующим восстановлением расшивки.
   Так же HobbyBoss дает возможность сделать модель с отстыкованным хвостом, чтобы показать красоту двигателя, который дан в наборе в неплохой детализации, однако в моем случае части фюзеляжа сделаны состыкованными, что позволило отказаться от сборки двигателя в угоду облегчения хвостовой части для балансировки модели. Здесь же отмечу, что для балансировки мне потребовалось разместить в носовой части груз, весом порядка 10 грамм.
   
   Тем не менее часть двигателя, при открытых тормозных щитках, все таки пришлось собрать, ибо через них видна камера, которую пришлось доработать магистралями из припоя 0,3 мм. Сами тормозные щитки, как и щитки шасси очень хорошо детализированы.
   Закрылки и сопло так же отличаются неплохой детализацией, однако для большей достоверности толщину лопаток сопла лучше уменьшить, что я и сделал. Так же не мешало бы уменьшить толщину щитков шасси и крыльевых гребней, но в своей работе я этого делать не стал. «Плавник» по большому счету совсем не обязательно заменять на смоляной (но коли уж я его приобрел, то поставил смолу), его достаточно легко поправить, опять же сточив толщину и нарезав нужную расшивку.
   
   Еще одним непонятным моментом в данной модели для меня стало отсутствие вразумительного механизма сдвижной части фонаря. Намек на него есть, но по факту нужно переделывать полностью, так как его очень хорошо видно через фонарь, а то что отлито производителем просто сплошное недоразумение. И сей факт тем более удивителен, что HobbyBoss на своем МиГ-15бис в 72-м масштабе изобразил этот механизм достаточно неплохо.
   Вообщем сделал углубление под площадку с направляющими, которую я изготовил из толстой фольги (или тонкого алюминия :)), чтобы она была заподлицо с фюзеляжем. В сдвижную часть фонаря, из той же фольги, сделал площадку под силикагелевые патроны, и перегородку. На козырьке из припоя 0.3 мм. сделал магистрали антиобледенителя, в идеале конечно нужно максимум 0,2 мм., но что получилось, то получилось.
   Производитель дал на модели некоторый намек на строевые огни, но не более того, пришлось их делать из прозрачного литника. Такая же ситуация с аэронавигационными огнями, их я сделал из стеклянного ювелирного бисера, соответственно красного и зеленого цветов.
   Доработал стойки шасси тормозными шлангами, на крыльях и перед козырьком фонаря сделал «солдатики»-индикаторы уборки шасси. Сделал «воробья» - патрубок наддува топливной системы от набегающего потока. Установил стволы пушек, ПВД, антенны РВ-2 и подвески ПТБ. Так как на прототипе собираемой модели не было подвесных бомб, пришлось заделывать отверстия в крыльях для пилонов под них.
   На подвесных топливных баках присутствует непонятная расшивка, которой на фотографиях я не увидел, почему ее и убрал. Стабилизаторы на ПТБ так же не мешало бы сделать потоньше.
   Ну а далее первый опыт применения риветера - нанесение клепки, который затянулся на две недели. Не знаю, будет ли это интересно: я расчерчивал/намечал линии клепки графитовым карандашом и уже по этим линиям от руки накатывал клепку. На фюзеляже из за кривизны поверхности, что бы не ошибиться, в качестве направляющих использовал полоски изоленты, есть у меня и лента DYMO, но как то отношения с ней у меня не сложились - ей невозможно выложить кривую, да вдобавок она оставляет клеевой след на модели.
   ОКРАСКА/ДЕКАЛИ (ДЕКОЛИ)
   
   Сборка модели начиналась классически, с кабины пилота. Окрашивалась она краской Акан 83042 А II Г «Аэролак» с добавлением серого, чтобы воспроизвести светло серо-голубую эмаль ПФ-36М, по ней сделана смывка, сухая кисть. Кое где наклеены декали.
   Ниши и стойки шасси Акан 83040 А-14, а вот диски колес как это ни странно, я покрасил Акановским жженым металлом 86019 :)Несмотря на абсурдность, после смывок они смотрятся эффектно.
   Камера двигателя (видимая через ниши тормозных щитков) окрашена в Burnt Iron Alclad II ALC-121, а для придания некоего подобия побежалости чуть припылил Акановским жженым металлом 86019 и рыжей ржавчиной 66006.
   Сопло окрашено в Burnt Iron Alclad II ALC-121, лопатки ярким алюминием «зеркаликом» Акан 66204, а вот основания лопаток подкрашены синим карандашом-металликом для век :)Респект косметической промышленности :D Дело в том, что я пытался накрасить побежалость металликами, но какое бы тонкое сопло на аэрографе ни было (у меня 0,15) площадь настолько мала, что правдоподобный эффект не получался.
   С внутренними поверхностями закрылок и тормозных щитков я немного ошибся, подзабыл за время вынужденного перерыва в работе, и покрасил их так же в серый Акан 83040 А-14. Однако цвет должен был быть под анодированный алюминий, то есть желтоватый металлик (цвет светлой жести), но лень как известно двигатель прогресса :D я не стал их перекрашивать, а просто нанес на серый цвет пасту Goldfinger Green Gold, но он получился слишком золотой, поэтому поверх натер титановым пигментом из тамиевской пудреницы.
   
   После закрытия масками ниш и кабины. Модель загрунтована серым грунтом Mr.Hobby. Так как это был мой первый опыт в использовании красок Alclad II, я решил потренироваться на листе полистирола, который загрунтовал серым грунтом Mr.Hobby и сделал четыре базы: чистый серый грунт Mr.Hobby, черная глянцевая база Alclad II, черный глянцевый акрил Tamiya и коричневый глянцевый акрил Mr.Hobby. По итогам теста, мое субъективное мнение таково, при нанесении тонкого слоя краски, можно играть оттенком металлика за счет цвета подложки, в том числе изобразить так называемый «панельный эффект». На глянцевой основе Alclad II имеет более выраженный металлический блеск. Однако несмотря на вышесказанное, я остановил свой выбор на чистом сером грунте Mr.Hobby, поскольку такая основа под металлик оказалась самой надежной и прочной.
   
   Итак, после нанесения грунта, модель сверху припылена чистым растворителем Mr.Hobby, чтобы лучше выровнять основу слив с ней пылинки осевшего грунта. Далее полировка флисом и «купание» с Fairy.
   В качестве основного цвета была использована краска Alclad II ALC-101 в переливке MIG - 0801 Aluminium. Далее, для имитации того же пресловутого «панельного эффекта», панели которые должны были остаться светлыми, были закрыты масками, кроме лючков на них (для их контраста на светлых панелях), а на панелях которые должны были окрашиваться в темный, масками были закрыты только лючки. В качестве темного цвета я использовал A.MIG-8203 Dark Aluminium (он же Alclad II ALC-103). Закрылки, элероны и рулевые поверхности красились от основания к законцовкам - от темного к светлому алюминию. Чтобы приглушить слишком четкие и контрастные границы темных и светлых панелей, выровнял их, припылив сверху светлым алюминием.
   Стальные листы обшивки у срезов стволов и тормозные щитки окрашены в Alclad II ALC-115 Stainless steel. Обечайка воздухозаборника - Акан 66204 Алюминий яркий «зеркалик».
   
   Выбранный для окраски прототип модели вопросов не вызывал, сам Николай Кучеряев описал его достаточно точно:
   «Обычные были «МиГари. Серебристые с красными звёздами. Только у меня на левой хвостовой звезде был нарисован белой краской контур комсомольского значка. Бортовые номера тоже были красные с чёрной окантовкой. У меня был № 17…»
   Но комсомольские значки меняли свой облик в разные периоды, что же именно было изображено на хвостовой звезде?
   Большинству конечно более привычно видеть на значке ВЛКСМ вождя пролетариата, но полопатив тему я выяснил, что последний был утвержден лишь 28 июля 1958 года. Пока приняли, пока серийно выпустили, пока дошло до конечного "потребителя", короче, вряд ли раньше конца года они попали в руки счастливых обладателей. Ну а поскольку машина у нас по состоянию на сентябрь 1958 года, то значок на нем наверняка был старого образца.
   Итак, если звезды и бортовой номер в принципе не вызывают особых затруднений и их вполне реально было накрасить через маски, то этот комсомольский значок нарисовать если и можно, то сделать это качественно уже затруднительно, что стало первым, но не единственным поводом к заказу декали.
   Основной же проблемой стал вопрос с техническими надписями. Подобных декалей на МиГ-17 в 48-м масштабе увы никто не выпускает. И дело в том, что разобраться где и какая надпись была нанесена очень сложно. Вообщем три недели у меня ушло на создание схемы нанесения технических надписей. Основой стали фотографии Ивана (Aviament) из фотообзора МиГ-17 с Ходынского поля, в остальном пришлось восстанавливать из разных источников, в том числе зарубежных. В связи с этим некоторые надписи восстановлены не дословно, увы, все что смог.
   
   После окраски модель была покрыта футурой, переведены декали на тамиевскую жидкость и закрыты тамиевским глянцевым акриловым лаком.
   Следующий пункт поставленной мной задачи выполнить мне не удалось, я не стал состаривать/пачкать модель, просто стало ее жалко :)я удовольствовался лишь темно коричневой смывкой по расшивке и небольшим количеством потеков, которые в реальности вряд ли были, но без которых модель выглядит плоско и незавершенно.
   

   
   ЭПИЛОГ
   
   В целом набор МиГ-17Ф от HobbyBoss оставил о себе в основном положительные эмоции, а недостатки в деталировке вполне реально исправить собственноручными доработками.
   P.S. Если я допустил где либо ошибки, не считайте это злым умыслом ;) Спасибо за внимание!
   
   P.P.S. Хочу сказать спасибо Андрею (SilverGhost) и Ивану (Aviament) за хорошие фотообзоры самолетов МиГ-17, Александру (Борода) за очень ценную информацию и подсказки по ходу сборки, Дмитрию (UpRise) за отличные декали и всем коллегам за поддержку.
С уважением Михаил Березов aka illusdtrator.