САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2017-11-22
другие работы автора  |  обсуждение  
Как сделать решетки защиты фар БТР-152 в масштабе 1/35.

Владислав Тимонин
aka Владислав Тимонин
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Я, как и многие столкнувшиеся с многочисленными проблемами сборки БТР-152 от "Скифа" в масштабе 1/35...
   Поискав, без особого успеха, информацию, как сделать решетки на фары, в сети, я решил попробовать изготовить их сам. При этом постараться, чтобы они, по возможности, были хоть немного лучше идущих в комплекте (тем более, что другого варианта не было, мне достался уже собранная моделька бронетранспортера с отсутствующими решетками).
   Да. Действительно, в сети есть пара-тройка прекрасных работ с довольно убедительными решетками БТР-152.
   Но. Как их сделать? Мне было непонятно.
   И я стал путем проб и ошибок добиваться приемлемого результата.
   Клеил, лудил, паял, тянул литник, натягивал проволоку на частокол гвоздиков, дышал благоухающими испарениями соединений хлорида цинка, ароматными парами дихлорэтана, дивными эфирами цианакриловой кислоты.
   В общем, предавался всем прелестям, связанным с увлечением моделизмом.
   Результат на фото:


Плоды неудачных попыток.


В сознании, отравленном вредными испарениями, всплыл кадр из фильма...
Обитель зла, подумал я о модели.
    При обсуждении возникших проблем с изготовлением решеток, родилась мысль сделать некий шаблон для придания формы решеткам. А, принимая во внимание то, что решетки нужны две одинаковые и, вдобавок, зеркальные, без некоей болванки обойтись трудновато.
    Сперва, я сделал шаблон, из модельного пластика. Но, если работать с тянутым литником на нём ещё можно, то паять уже не вышло. Поплыл пластик.
    Но, опыт пошел на пользу. Был сделан двусторонний шаблон. Тем самым достигнут зеркальный результат. Что я и использовал в дальнейшем.


На шаблоне хорошо видны следы разогретой, при попытке паять, проволоки.
    Из платы старого пульта от ТV (предположительно текстолит?) сделал заготовки шаблона и склеил их супергелем (он дает небольшую фору по времени для правки).
    Прорезал при помощи треугольного надфиля бороздки на торцах шаблона. Там с большим удобством расположилась проволока. При этом не смещаясь.
    Была применена проволока медная, как мне показалось, подходящего по масштабу сечения.
   Тут есть один немаловажный момент. Я никогда с пайкой связан не был, поэтому не знал, что проволоку перед тем как паять лучше всего не отжигать над пламенем зажигалки. А мешающий лак изоляции (если он есть) удалять при помощи мелкой наждачной бумаги. При этом, обязательно!, снять остатки лака и абразива любым обезжиривателем.
    После чего проволоку необходимо облудить.
   Я намотал подготовленную проволоку на шаблон. Каждый виток фиксировал сзади на скрутку. (Важно не перетянуть. Порвется.)
   Сперва вертикальные проволочки в количестве пяти штук. (Из двух интересующих меня разновидностей решеток защиты фар, я выбрал с пятью вертикалями. Есть, так же, и из четырех. И так, и так будет верным.)
   Затем зафиксировал три горизонтальных.
   При позиционировании проволоки на шаблоне руководствовался доступными фото БТР-152. (Это я так термин "на глазок" закамуфлировал)
    На этом этапе можно попробовать при помощи твердого предмета придать проволоке изящную изогнутость как на прототипе. Для этого, собственно, и предусматривалась ступенька на шаблоне с одной и с другой стороны.


Изгибы решетки.


Снят изолирующий лак. Проволока обезжирена, зафиксирована и готова к пайке.


Каждый виток фиксируется на скрутку отдельно. Важно. Не перетянуть. Порвется.


То же. Вид сбоку. Видно, что шаблон двусторонний.
    Далее, собственно, пайка. Для этого очень интересного и захватывающего занятия был приобретен самый дешевый паяльник небольшого размера и мощностью 30 Вт.
    Сперва паял саму решетку, потом по торцу проложил ленту из остатков фототравления. И её постигла та же участь. припаялась крепко, с наплывами. Но это, как оказалось, не беда. Наплывы олова при некоторой сноровке удаляются соскабливанием (я применял малый скальпель) либо четырех(в моем случае трех)гранным надфилем.
    Тут есть один нюанс.
    На крыле модели для родной решетки предусмотрена не существующая на прототипе ступенька.
   Поэтому, если Вы будете (как я) её удалять, учтите, что нижнюю часть Вашей решетки необходимо будет делать с соответствующим наклоном. Поэтому, сделать окантовку решетки одной полоской не получится.


Мне пригодились маленькие тисочки.


Теперь надо удалить лишнюю проволоку с обратной стороны решетки. И отделить заготовку решетки от шаблона. Пришло время снимать лишнее олово.
   После удаления наплывов лишнего олова и отмывания от паяльной кислоты, получился результат, который меня вполне удовлетворил. Кстати, при макро фото увидел, что один из прутков отошел от рамки. Не беда. Ткнул паяльником и он встал на место. Таким же образом можно аккуратно поправить кривоватые прутки.


Слева нет участка рамки намеренно. Эта часть рамки будет сперва приклеена к боковине БТР-а. И только потом будет установлена сама решетка. Мне показалось, так будет ловчее установить решетку на модель. Виден отошедший пруток.


Для сравнения. Штатная решетка и самодельная. Штатная не верна от слова совсем. Ни в размерах, ни в объёме, ни по форме.
Самодельная мне показалась немножко лучше...


Вид сзади. Прутки обработаны надфилем.


Решетка БТР-152. Другой ракурс.


А вот и вторая решетка. Пока необработанная. Но. Она такая же как и первая, только зеркальна. А я как раз этого и добивался.
Осталось только обработать её.


Не выдержал. Приклеил. Ну самому любопытно стало!


Еще один вид установленной решетки.
    Не мне судить, как получилось, но я на большее просто не способен. На изготовление двух решеток ушло не менее двух рабочих недель. По пять восьмичасовых рабочих дней. Суммарно.
    Конечно, хотелось бы увидеть конечный результат после покраски.
    Но ведь это будет совсем другая история?
    Эта статья ни в коей мере претендует на новизну или гениальность, она просто обобщение накопленного опыта. Для тех, у кого нет столько времени и желания для ошибочных действий при попытке изготовить злополучные решетки защиты фар для модели БТР-152 безальтернативного (я надеюсь пока) производства СКИФ.
    Спасибо.
    Удачи в творчестве!
    Отдельное спасибо Андрею Праслову и Геннадию Ковалёву за идеи применению данной технологии.