САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Коллеги, в последнее время в галерею поступает значительное количество работ явно конкурсного исполнения и наполнения. Однако признака участия в конкурсе в них не стоит. Проверьте, пожалуйста, наличие если необходимо признака участия. Это можно сделать вызвав работу для корректировки из своего личного кабинета. Спасибо.

опубликовано 2017-11-29
другие работы автора  |  обсуждение  
Бронеавтомобиль Шнейдер-Брильи обр. 1909
самоделка 1:35
Александр Шуваев
aka Кормчий
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Приобретение в 1908 году колониальных владений в Марокко и Западной Сахаре принесло больше проблем Испании, чем приобретений. Создать там надежный военный плацдарм не удавалось в течении долгих лет, зато местные воинственные племена (прежде всего риффские) чувствовали себя вполне вольготно и не желали мириться с присутствием испанцев. Для усмирения непокорных "мавров" в Марокко были переброщены значительные силы, причем Артиллерийская комиссия (Comision de Experiencias de Artilleria) запросила не только живую силу и снаряжение, но и бронемашины(!)
   Такое требование было выдвинуто под воздействием первых встреч с арабскими племенами, отличавшихся высокой мобильностью. В документах того времени бронированная машина носила название “modelos blindados para la campana de Melilla”. Заказ на её приобретение был оформлен уже 9 ноября 1909 года. Поскольку тогда Испания не отличалась высоким уровнем автомобилизации, высочайшее разрешение на приобретение бронеавтомобиля во Франции было получено непосредственно от короля Альфонса XIII.
   Контракт, подписанный 11 декабря 1909 года, предусматривал изготовление бронемашины силами фирмы Schneider, а ведущим инженером был Южен Брильи (Eugene Brillie), ставший впоследствии известным благодаря разработке среднего танка Schneider СА1. Первая поставляла шасси, а вторая - оборудование. Общая сумма составила 33.000 франков золотом, которые предстояло выплатить тремя частями. Получить готовый образец планировалось через два с половиной месяца после первого платежа, однако фирма Schneider не уложилась в срок, задержав сборку ещё на три недели. В свое оправдание французская сторона заявила, что это первая машина подобного рода и ничего аналогичного ранее не изготовлялось. Это было несколько странно, поскольку технологически бронемашина Schneider-Brillie не несла в себе никаких новаторских идей, тем более, что испанская армия поставила более чем реальные задачи - защита от огня легкого стрелкового оружия и возможность транспортировки солдат или полезного груза внутри корпуса.
   
   
   Корпус бронемашины, собиравшийся из 5-мм листов катаной брони на деревянном каркасе при помощи болтов и заклёпок, был поделен на две части. Спереди располагалось место водителя и органы управления. Средняя часть была отдана под транспортно-боевое отделение, где можно было разместить два пулеметных расчета и 10 солдат с амуницией. По этой причине корпус был выполнен необычно высоким и приобрел ярко выраженную коробчатую форму. Вооружение, соответственно, состояло из двух 7-мм пулеметов Hotchkiss, которые устанавливались по бортам боевого отделения. Впрочем, наличие бортовых амбразур не исключало ведение огня из личного оружия (винтовок и пистолетов). Задняя часть корпуса предназначалась для перевозки полезного груза массой до 1500 кг. По заверению фирмы Schneider установленное бронирование было способно выдерживать попадания пуль винтовочного калибра на дистанции до 100 метров.
   На единственном изготовленном образце бронеавтомобиля устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с. при 1000 об\мин. Трансмиссия была механического типа с ручной 3-ступенчатой коробкой переключения передач, обеспечивавшей три скорости движения вперед и 1 назад. В качестве базы было использовано шасси коммерческого грузовика Schneider с колёсной формулой 4х2. Передние колёса были управляемыми, односкатными. Задние двухскатные колёса были ведущими. Бескамерные шины изготовлялись фирмой Continental. Поскольку колёса были спицованными фирма Schneider изготовила для них бронированные диски.
   Запас топлива бронемашины составлял 100 литров, что хватало на 100 км пути при оптимальной среднетехнической скорости. Максимальная скорость при движении по хорошей дороге с твердым покрытием составляла 18 км\ч. В полностью оснащенном виде, с экипажем и вооружением, боевая масса бронемашины Schneider-Brillie образца 1909 года составила 5500 кг.
   
   
   Бронеавтомобиль, пока что не имевший официального названия, прибыл в Испанию 20 июня 1910 г. и спустя пять дней он был доставлен в Артиллерийскую автомобильную школу (Escuela de Automovilismo de Artilleria) расположенную в Карабанчеле. Здесь ей присвоили армейский номер "15", а на бортах появилась надпись “ARTILLERIA”. В течении первого года эксплуатации бронеавтомобиль использовался для обучения механиков и водителей, а также для "забегов" по маршруту Мадрид-Сеговия-Мадрид через порты Леон и Навасеррада.
   Спустя более чем 19 месяцев (17 января 1912 г.) бронированный "шнейдер" отправили на фронт. Через три дня машина прибыла в Надор, где была передана в подчинение командующего артиллерией Рафаэля Карранса Гарридо (D.Rafael de Carranza Garrido). Формально полученная армией машина относилась к классу бронированных грузовиков (Camion Blindado), поэтому поставленные перед ней задачи были вполне соответствующие: боевое охранение и сопровождение конвоев, эвакуация раненых и перевозка пехоты. После завершения первой кампании против арабских племен в 1913 году бронеавтомобиль был разбронирован. Информация с сайта www.aviarmor.net
   
   Данная модель долгое время находилась у меня в разряде долгостроя, но все таки удалось ее завершить. Модель как обычно изготовлена из листового пластика и различных подручных материалов. Фотографию прототипа прилагаю.