САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Наконец-то жюри подвело окончательные итоги, конкурс официально завершен. Замечания и пожелания прошу сюда.

Всем удачи, поздравления призерам и победителям и до новых встреч.



   Смотреть победителей здесь.
опубликовано 2006-12-04
другие работы автора  |  обсуждение  
История создания и боевого применения Jagdpanzer-38(t) Starr

Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
История создания и боевого применения Jagdpanzer-38(t) Starr
Jagdpanzer 38(t) Starr стал первой бронированной машиной с безоткатным орудием, которая приняла участие в бою, равно как и первой вышедшей за рамки чертежей и прототипов. С ее созданием воплотились в жизнь смелые технические идеи. С этим истребителем танков связывал свои надежды Адольф Гитлер. Но эти надежды не были оправданы и впервые Starr пошли в бой когда Фюрер был уже мертв.
   В необходимости написания этой статьи убедился, собирая модель Hetzer-Starr. К сожалению об этой машине очень мало информации, как в сети, так и в литературе. Зачастую она отрывочна, еще и на английском или немецком языке. Поэтому моей задачей было собрать всю информацию воедино. Отыскать редкие фотографии и, по Возможности изобразить карты боевых действий и боковые проекции.
   
   
   
   
   
   
   
Возникновение жесткого крепления пушки
   Первыми добились практического результата в создании безоткатного танкового орудия профессор Ванингер (Waninger) из компании Rheinmetall-Borsig и полковник Шаде (Schaede) из Министерства вооружений. Их аргументы в пользу безоткатной танковой пушки были такими:
   -экономия внутреннего пространства машины и соответственно увеличение боекомплекта
   -экономия человеко-часов при производстве
   -экономия времени на подготовку экипажа
   Но оставалась проблема погашения отдачи при выстреле. Первые практические опыты проходили на полигоне Unterluss в 1943г. Советский 120мм миномёт установили, практически горизонтально, так, что он уперался почти в центр наклонной бронеплиты. Затем, это устройство поставили на базу лёгкого танка PzKpfw II. Горизонтальная наводка отсутствовала, а вертикальная осуществлялась за счёт удлинения или укорачивания детали, которая поддерживала ствол у самого среза. Серия из 10-20 выстрелов показала, что в результате отдачи 11-тонная машина смещается на 8 дюймов с выключенными тормозами и на 6 дюймов с включенными. Отдача была на 15-20% меньше, чем у 7.5cm StuK 40 L/48. Неожиданное отсутствие поломок вызвало удивление. Стало ясно, что идея безоткатных танковых орудий вполне реальна.
   
Первая экспериментальная конструкция Alkett
   В начале 1944 фирма Alkett при консультации полковника Шаде выпустила две пробных установки 7.5cm StuK 40 L/48 жёстко закреплённых на Jagdpanzer IV. Пушка имела довольно ограниченные углы горизонтальной и вертикальной наводки, была смещена от центра вправо на 6 дюймов и крепилась в устройстве карданного типа, которое закрывалось колоколообразным кожухом. Внутренняя часть карданного крепления состояла из трубчатой люльки с расширением сзади слева. Ствол жёстко размещался в люльке. Колёса горизонтальной и вертикальной наводки имели обычную конструкцию и требовали прочного кронштейна на левой стороне пушки. Эта скоба и механизм наведения, при стрельбе имели большую асимметричную массу, которая, влияла на нежелательное движение пушки, расположенной не строго по центру. Колёса вертикальной и горизонтальной наводки имели крепкую, простую в изготовлении конструкцию, чтобы удерживать прямое воздействие ускорений лобовой плиты.
   Прицельное устройство оставалось таким же, как и на предыдущих САУ и перемещалось по горизонтали вместе со стволом. Прицелу требовался большой проём в крыше рубки, что было большим недостатком. Это пространство прикрывалось аркообразной сдвижной бронёй. Затвор открывался и закрывался вручную и снабжался электроспуском. Отражатель извлекаемых гильз, служил одновременно лотком заряжания и был сконструирован в виде подпружиненного щитка.
   Впервые данное устройство было испытанно на полигоне в Kummersdorf в сентябре 1944 и подтвердило свою эффективность. Тем не менее, выявились серьёзные проблемы. Угол горизонтальной наводки был очень мал. При стрельбе отдача передавалась через колесо горизонтальной наводки и была такой сильной, что после выстрела танкист почти два дня не мог действовать своей рукой. Кроме того, слетал с крепления прицел, ломались другие устройства. Стрельба на 500-1000 м не отличалась меткостью. Это вызывалось асимметричной массой механизмов наведения и размещением пушки не по центру.
   Выход прицела из строя попытались исправить за счёт устройств абсорбирующих отдачу. В итоге, Цейс (Zeiss) разработал новый прицел с улучшенными характеристиками. Вместе с тем были испытаны всевозможные отдаче-поглощающие устройства для колёс горизонтальной наводки и внесены прочие многочисленные усовершенствования. Wa Pruf 4 и Wa Pruf 8 выпустили детальные доклады, в которых говорилось, что были достигнуты огромные успехи в этом направлении.
   
   
   
Прототип Hetzer-Starr
   Истребители танков Hetzer изначально планировалось выпускать с безоткатным орудием. Принятая в конце 1943 года программа производства, предусматривала вооружение машины новым 75мм орудием, лишенным механизма отката. Отдача от выстрела, жестко закрепленного в корпусе орудия, поглащалась массой самоходки. Вообще такие пушки не являются безоткатными, но для простоты их называют таковыми. Установка безоткатного орудия позволяла снизить массу самоходки, освободить место внутри боевого отделения для дополнительного боезапаса, упростить и удешевить производство. Эксперименты с различными типами безоткатных орудий проходили на протяжении всего 1943 года, выбор одной из таких систем представлялся вполне логичным. Тем не менее, к окончанию проектирования Jagdpanzer 38(t), пригодного к массовому производству безоткатного орудия не существовало, поэтому пришлось вооружить самоходку классической 75 мм пушкой Рак-39. Несмотря на запуск машины в производство, проектирование Jagdpanzer-38(t) Starr с перспективой запуска в массовое призводство продолжалось. В апреле 1944г, совместными усилиями фирм ВММ (Прага) и Alkett был построен прототип (шасси 322370). Он представлял собой кардинально модифицированный Hetzer, с безоткатным орудием Pak 39/1 L/48, новым прицелом WZF 2/2 и измененной крышей боевого и моторного отделения, с учетом установки двигателя Tatra 928. Причем свой двигатель он получил лишь в марте 1945г. Опорные катки и ленивцы, которые видны на фотографиях, прототип, скорее всего, получил тогда же. Катки, имеющие 16 заклепок, стали устанавливать на серийные Hetzer в сентябре 1944г, а ленивцы с шестью большими отверстиями и ребрами жесткости появились ближе к зиме. Двигатель Tatra-928 был восьмицилиндровым дизелем воздушного охлаждения мощностью 180 л.с., оборудовался электросистемой Bosch.
   
   
Фотографии прототипа Hetzer-Starr с двигателем Tatra. Сделаны, в марте-апреле 1945г после установки двигателя, поздней ходовой части и нанесения камуфляжной окраски.

Фотографии прототипа Hetzer-Starr с двигателем Tatra. Сделаны, в марте-апреле 1945г после установки двигателя, поздней ходовой части и нанесения камуфляжной окраски.

Вид на двигатель Tatra 928

Вид на двигатель Tatra 928

Hetzer-starr  в процессе производства на заводе ВММ. Номер шасси 321683

Hetzer-starr в процессе производства на заводе ВММ. Номер шасси 321683

Испытания
   12 мая на артиллерийском полигоне Jince под Прагой проводились стрельбы из безоткатного орудия, жестко зак-репленного на самоходке. Дальнейшие испытания и стрельбы проводились на полигоне в Hillersleben. Обнаружили следующее: отдача от жестко закрепленной на корпусе машины пушки оказалась чрезмерно велика, что порождало массу проб-лем. Держаться за колёса наведения было не-возможно, а обзор вообще оказался ниже всякой критики. При стрельбе на 500м рассеивание составляло 80см по вертикали, 120см по горизонтали. Сокращался ресурс многих узлов и агрегатов, сбивалась оптика, стирались нарезы в канале ствола. Но стрельбы продемонстри-ровали надежную работу артиллерийской части самоходки, а учитывая малый срок жизни бронетехники вермахта на заключительном этапе войны, снижение ресурса истребителя танков особой роли не играло.
   Кроме того, за счет, освободившегося в рубке места, стало возможным возить не 38, а 79 снарядов и это при уменьшении веса машины на 750-1000 кг. Также, очень важным было и то, что стоимость, сложность и время производства снизились. Недостатки удалось минимизировать благодаря комбинированному шпиндельному наведению орудия по горизонтали и новому механизму вертикального наведения, которые в декабре 1944г. установили на второй Hetzer-Starr (шасси 321679). Благодаря этому характеристики улучшились. Ускорения, возникающие при отдаче в колёсах наведения, не были больше, чем у обычных полевых орудий, а рассеивание при стрельбе на 500м уже составило лишь 70см. Колесо наводки теперь находилось между кронштейном на полу (где низкая вибрация), низом затворного кольца и серединой машины – таким образом, ускорение отдачи снизилось на 50%. Шпиндель траверса и вал регулировки элевации устанавливались спаренно на кронштейне, прикреплённом к полу. Траверс составлял 8о в обе стороны, а вертикальная наводка -8о +15о.
   
Производство и поставка в войска
Гитлер осматривает Hetzer - Starr. Октябрь 1944г. Скорее всего, это машина с номером шасси 321679 или 321682. Маска пушки ещё не установлена, а ствол не покрашен. Похоже самоходку спешно доставили с завода Alkett, сразу после установки орудия, чтобы успеть показать Фюреру
   В сентябре 1944 года ВММ изготовила еще 3 опытные машины Hetzer-Starr (шасси 321679, 321682, 321683). Установка вооружения производилась на пред-приятии фирмы Аlkеtt. Эти машины являлись обычными Hetzer, немного модифици-рованными под новое орудие. Одна из них имела лобовую броню – 80мм, а две других – обычную 60мм. После этого на заводе ВММ в Праге началась подготовка к серийному призводству 100 установок. Однако конст-рукция самоходки еще не была доведена до такого уровня, чтобы начать серийное производство, поэтому партию истребителей танков с безоткатными орудиями уменьшили со ста до десяти. Все 10 машин поставил пражский завод ВММ, вооружение устанавливалось на фирме Alkett. Из-за того, что дизельные двигатели Tatra вcе еще не были готовы, самоходки, как и предыдущие три выпустили с обычными Praga A-E. Первые пять машин нулевой серии ВММ отгрузила в декабре 1944, еще пять в январе 1945г.
   В это же время велись работы по установке других безоткатных орудий. При участии фирмы Rheinmetall было начато строительство прототипа с безоткатной установкой 105мм гаубицы StuH42, но он так и не был закончен. Предпологалось, что доля этих машин будет составлять 10% от общего выпуска Starr.
   Полномасштабное производство Hetzer-Starr планировалось развернуть на заводе Skoda в Plsen. Несмотря на то, что машина была явно “сырой” и недоведенной, подготовка началась в феврале 1945 года. Это было связано с личным распоряжением Гитлера как можно быстрее наладить серийный выпуск. Первая партия должна была состоять из 100 машин, оснащенных дизелями Tatra. Поставки ожидались с завода Tatra в Nesseldorf (сейчас Koprivnice) не ранее апреля 1945г, поэтому к подготовке производства следующей партии из 3000 самоходок даже не приступали.
   Таким образом, в 1944-45 было выпущено 14 Hetzer-Starr:
   Апрель 1944 -1 прототип
   Сентябрь 1944 -3 опытные машины
   Декабрь 1944 -5 машин 0-серии
   Январь 1945 -5 машин 0-серии
   Всего -14 штук
   Одна из САУ была отправлена на фирму Krupp для установки орудия длиной 60 калибров.
   7 Hetzer Starr, были переданы в школу истребителей танков Milowitz в начале 1945 года.
    Прототип получил, наконец свой двигатель Tatra-928 только в марте 1945, тогда же, видимо и получил катки и ленивцы позднего типа и также был отправлен в Milowitz. Планировалось показать эту машину и другие новинки Гитлеру в день его рождения 20 апреля, но ситуация на фронтах была такой, что Гитлеру было уже не до осмотров техники.
   Еще один Starr находился в Berka и 31 марта 1945 года был включен в состав спешно сформированной Panzer Kompanie Berka. Но в тот же день поступил личный приказ Гитлера о немедленном уничтожении машины, чтобы она не попала в руки наступающего противника.
   О судьбе четырех машин достоверной информации нет. Но по данным некоторых источников самоходки были отправлены на перевооружение длинноствольными орудиями KwK42/StuK42, оснащенными дульным тормозом. Возможно, эти машины встретили конец войны на заводе, где велись работы по перевооружению.
   
Боевое применение
   Hetzer-Starr впервые приняли участие в бою в Праге, в мае 1945 года, во время подавления чешского восстания. Они использовались пражским гарнизоном Вермахта и KG Milowitz.
   Гарнизон Вермахта в Праге имел в своем составе 4 Jagdpanzer 38(t) Starr, включая прототип с двигателем Tatra, 10 французских устаревших танков Renault AMR 1935, кроме того, войска СС, расквартированные в Праге, имели несколько StuG III.
   Впервые Starr приняли участие в боях с повстанцами после полудня 5 мая. Это произошло в Podbaba, севернее площади Vitezne в городском районе Dejvice. В дальнейшем, во время подавления восстания силы гарнизона действовали в городском районе Hradchany, возможно, что столкновения происходили и в других районах, в пределах зоны, контролируемой немцами на левом берегу реки Vltava. Возможно, силы гарнизона пересекали реку и вели бои в Stare Mesto (Старый город) совместно с KG Milowitz. 8 мая стало известно, что советские войска подходят к Праге с востока, поэтому было принято решение сдаться американцам, приближавшимся к Rokochany в Западной Богемии. Вечером начался вывод немецких войск из Праги. Ночью САУ использовались как транспортные средства личным составом гарнизона (большое количество солдат сидело на броне). Во время бегства прототип Starr с двигателем Tatra был брошен в исправном состоянии в пригородном районе Brevnov, возможно из-за отсутствия дизельного топлива.
   Вполне вероятно, что в ночь с 11 на 12 мая Starr пражского гарнизона принимали участие в поледнем крупном танковом бое в Milin, возле городка Pribram, к югу от Праги. Точно известно, что 9 мая до Rokochany добрались и капитулировали перед американскими войсками, как минимум 2 Starr. Один, с ранними ленивцами с восемью отверстиями, другой с более поздними, с шестью отверстиями. О судьбе четвертой машины ничего не известно.
   
Hetzer-Starr во время переговоров немецкого гарнизона с повстанцами из Podbaba. Снимок сделан 5 мая в районе Dejvice, возле площади Vitezne. Белые кресты нанесены на канистрах с водой.

Hetzer-Starr во время переговоров немецкого гарнизона с повстанцами из Podbaba. Снимок сделан 5 мая в районе Dejvice, возле площади Vitezne. Белые кресты нанесены на канистрах с водой.

Вечер 8 мая. Немцы покидают Прагу, чтобы сдаться американским войскам. Как видно бежали от Красной Армии не только войска, но и мирное население.

Вечер 8 мая. Немцы покидают Прагу, чтобы сдаться американским войскам. Как видно бежали от Красной Армии не только войска, но и мирное население.

Эта фотография также была сделана во время отступления из Праги, в городском районе Brevnov.  Иллюстрирует ту же ситуацию массового бегства Вермахта.

Эта фотография также была сделана во время отступления из Праги, в городском районе Brevnov. Иллюстрирует ту же ситуацию массового бегства Вермахта.

Прототип Hetzer-Starr, оснащенный дизелем Tatra928. Машину бросили в городском районе Brevnov из-за отсутствия топлива. Механических повреждений не было

Прототип Hetzer-Starr, оснащенный дизелем Tatra928. Машину бросили в городском районе Brevnov из-за отсутствия топлива. Механических повреждений не было

Hetzer-Starr  на  площадке для сбора трофейной немецкой техники. Тюрингия, недалеко от границы с Чехословакией. 1945 год.

Hetzer-Starr на площадке для сбора трофейной немецкой техники. Тюрингия, недалеко от границы с Чехословакией. 1945 год.

Действия KG Milowitz и Пражского гарнизона на территории Чехословакии с 5 по 12 мая 1945 года

Действия KG Milowitz и Пражского гарнизона на территории Чехословакии с 5 по 12 мая 1945 года

Действия KG Milowitz и Пражского гарнизона в Праге в период с 5 по 9 мая

Действия KG Milowitz и Пражского гарнизона в Праге в период с 5 по 9 мая

   Kampfgruppe Milowitz была сформирована 5 мая из личного состава школы истребителей танков в Milowitz, включая и инструкторов, и их учеников. Кроме того, в состав боевой группы включили персонал 507 танкового батальона (бывший 507 Schw.Pz.Abt.), который был выведен с западного фронта после потери всех Tiger II и Jagdpanther. В группу собрали всю способную передвигаться технику: 4 Hetzer-Starr, 2 прототипа зениток на базе Grille ausf.M, вооруженных 30 мм авиационными пушками, Bergepanzer 38(t) с установленной в боевом отделении 20мм зениткой, несколько обычных Grille ausf.M и Hetzer разных серий, один из них имел траки Ostketten.
   KG Milowitz в течение 6-7 мая вела бои в городском районе Vinohrady и в Старом Городе. Jagdpanzer 38(t) Starr действовали возле железно-дорожной станции Florenc и на перекрестках улицы Hubernska. Однако немцы столкнулись с серьезным сопротивлением 4 полка 1ой дивизии РОА, который в это время также достиг Старого Города. Во время боев Старый Город сильно пострадал. В часности, целенаправленным огнем двух Hetzer была серьезно повреждена городская ратуша. Это вполне могли быть Hetzer-Starr. Дальнейшая судьба машин доподлинно не известна. Возможно они участвовали в бою возле Milin ночью 11-12 мая. Другие машины могли сдаться американцам в Cimelice или Pisek.
   
Hetzer-Starr, сфотографированный  6 или 7 мая на одном из перекрестков улицы Hubernska в Праге. Хорошо видны петли на маске пушки. Они наваривались на все самоходки, кроме прототипа.

Hetzer-Starr, сфотографированный 6 или 7 мая на одном из перекрестков улицы Hubernska в Праге. Хорошо видны петли на маске пушки. Они наваривались на все самоходки, кроме прототипа.

Кадр кинохроники, снятой в   начале восстания в Праге, 5-6 мая, видны сразу два   Hetzer-Starr и Grille ausf. M, принадлежавших Kampfgruppe Milowitz.

Кадр кинохроники, снятой в начале восстания в Праге, 5-6 мая, видны сразу два Hetzer-Starr и Grille ausf. M, принадлежавших Kampfgruppe Milowitz.

SdKfz 238/1, принадлежавший KG Milowitz Площадь Miru, пражский городской район Hradchany.

SdKfz 238/1, принадлежавший KG Milowitz Площадь Miru, пражский городской район Hradchany.

Hetzer кампфгруппы Milowitz. Хорошо заметны гусеницы Ostketten. Снимок сделан на площади Staromyastske Namesti. Прага.

Hetzer кампфгруппы Milowitz. Хорошо заметны гусеницы Ostketten. Снимок сделан на площади Staromyastske Namesti. Прага.

ФSdKfz 138/1 Ausf M.,  Вацлавская площадь, Прага, май 1945 года. Вместо штатной 150 мм пушки, на машине установлена 30мм автоматическая пушка МК-103.

ФSdKfz 138/1 Ausf M., Вацлавская площадь, Прага, май 1945 года. Вместо штатной 150 мм пушки, на машине установлена 30мм автоматическая пушка МК-103.

Скорее всего та же машина, что и на предыдущем фото.

Скорее всего та же машина, что и на предыдущем фото.

Импровизированная ЗСУ на базе Bergepanzer 38(t), вооруженная орудием Flak 38. Была брошена немцами в Праге. Май 1945г

Импровизированная ЗСУ на базе Bergepanzer 38(t), вооруженная орудием Flak 38. Была брошена немцами в Праге. Май 1945г

После войны
   Чехам достались 9 машин. Шасси 321679, 321681, 321682, 321683, 322370, 322372, 322373, 322374, 322971. Из-за недолговечности конструкции, орудия были заменены на обычные, с механизмами отката и САУ были приняты на вооружение.
   Прототип c двигателем Tatra использовался как учебный несколько лет, а потом был сдан на металлолом.
   В отличие от чехов, советские военачальники проявили интерес к этой машине. Красной Армии, в качестве трофеев досталось большое количество документации по перспективным разработкам Рейха, в том числе и по Jagdpanzer-38(t) Starr. Кроме того, многие специалисты были взяты в плен. Поэтому в ноябре 1945 года было принято решение о создании специальной конструкторской группы из немецких специалистов для изучения и доводки проекта Hetzer-Starr с возможностью его использования Советской армией. Проект САУ был закончен летом 1946 года и по некоторым данным даже началось изготовление опытного образца.
   Но работы над САУ были прекращены из-за того, что мощности 75мм пушки было уже недостаточно для борьбы с танками противника. Применение же более мощных артсистем было затруднительно, так как они имели очень большую реакцию отдачи на ходовую часть и корпус САУ.
   
  Starr, захваченный чехами. Орудие от обычных Hetzer еще не установили, камуфляж еще немецкий, но номер чехи уже нанесли. Черный 143.

Starr, захваченный чехами. Орудие от обычных Hetzer еще не установили, камуфляж еще немецкий, но номер чехи уже нанесли. Черный 143.

Jagdpanzer 38(t) Starr и танкетка Renault UE чехословацкой армии проезжают по одной из улиц освобожденной Праги вскоре после окончания войны.

Jagdpanzer 38(t) Starr и танкетка Renault UE чехословацкой армии проезжают по одной из улиц освобожденной Праги вскоре после окончания войны.

 
Камуфляж и маркировка
   Прототип (шасси 322370) покинул завод ВММ, окрашенным в темно-желтый цвет (RAL-7028) и не имеющим никакой маркировки. Видимо весь 1944г он провел в таком виде. В марте 1945г. прототип получил свой двигатель. Видимо тогда же он получил и камуфляжную окраску. Она представляла собой амёбообразные полосы оливково-зеленого (RAL-6003) и красно-коричневого (RAL-8017) с резкими гранями. Темно-желтый (RAL-7028) остался в виде тонких полос. Остальные Hetzer-Starr были окрашены по той же схеме. Многие машины в Праге несли лиственный камуфляж. Судя по фотографиям, Hetzer-Starr использовавшиеся немцами никакой маркировки не несли.
   
   
  Прототип Hetzer-Starr в окраске, соответствующей периоду боёв в Праге

Прототип Hetzer-Starr в окраске, соответствующей периоду боёв в Праге

Один из предсерийных Hetzer-Starr, принадлежавший Пражскому Гарнизону

Один из предсерийных Hetzer-Starr, принадлежавший Пражскому Гарнизону

 
Литература и источники
   1. Свирин М. Легкий истребитель танков Hetzer. ЭКСПРИНТ. 2004г.
   2. Чемберлен П. Дойл Х. Энциклопедия немецких танков второй мировой войны. 2003г.
   3. Panzer 38(t) и машины на его базе. Часть 3. Военно-техническая серия. Киров. 2003г.
   4. Panzer 38(t) и машины на его базе. Часть 4. Военно-техническая серия. Киров. 2003г.
   5. Panzer 38(t) и машины на его базе. Часть 5. Военно-техническая серия. Киров. 2003г.
   6. Francev V. Hetzer. MBI. Praha. 2001
   7. Spielberger W. Leichte jagdpanzer. Entwicklung-fertigung-einsatz. Motorbuch Verlag. Stuttgart.
   8. Jakl T. Armor of the 1st division of ROA. Статья с www.battlefield.ru
   
   Кроме того, за помощь в подборе информации по объекту и за редкие фотографии хочу поблагодарить коллег моделистов с бронефорума сайта missing-lynx.com Яна Симко и Джона Бойтона. А также ребят с ostpanzer.ru