САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2006-12-03
другие работы автора  |  обсуждение  
СУ-152. "Зверобой". Часть 4. "Крыша БО"
Восточный Экспресс 1:35
Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
СУ-152. "Зверобой". Часть 4. "Крыша БО"
АНАЛИЗ ЧЕРТЕЖЕЙ.
    Ошибки:
    - кормовой люк д.б. смещён влево на 2,5 мм,
   - излишняя длина торсиона кормового люка: он д.б равен длине торсиона круглых люков. И как следствие, неверное положение кронштейна крепления торсиона,
   - кормовой ряд болтов должен иметь 5 болтов,
   - оба листа крыши должен иметь по 4 рым-болта. Один из них на переднем листе забыли вычертить,
   - не обозначены 6 головок болтов крепления стакана перископа ПТК-4 (под шлиц),
   - неверно размещён упор (кронштейн) крепления торсиона правого люка. Он устанавливался напротив 4 болта (счёт справа по движению),
   - головки осей замков круглых люков должны отстоять от отбортовки на бОльшее расстояние. При этом отбортовка люка не должна перекрывать данную головку.
   - 5 болтов крепления маски гаубицы должны иметь больший размер. Предполагаю, что типоразмеры метизов с СУ-152 перекочевали на ИСУ-152. Благодаря Борису Харламову стали известны размеры на ИСУ-152: - размер головок болтов, крепящих маску к крыше – 36 мм; крепящих крышу рубки – 28 мм. Пересчёт по фотографиям СУ-152 подтвердил соотношение 36/28.
   - на СУ-152 устанавливалось только 3 контрящие пластины болтов крепления маски гаубицы,
   - на люке доступа к заправочной горловине топливного бака для удобства устанавливалась ручка.
   - расположение "языка" над маской гаубицы, да и самой маски, неверно. Данные детали д.б. смещены вправо.
   

Бронировка кормового прибора наблюдения.

Положение кронштейна торсиона правого люка.

 
 
Работа над крышей БО.
    Т.к. пластика по габаритам рубки я не нашёл, пришлось изготовить крышу из 2-х листов (как на оригинале). Фактическую толщину крыши можно заметить только в лобовой её части, на характерном "языке". Чтобы не мучиться со стачиванием толстого пластика я изготовил "язык" из пластинки необходимой толщины и приклеил её. Крыша несколько раз дорабатывалась, в итоге её окончательный вариант представлен на рисунке.
   Первым делом на крыше были выполнены отверстия для люков и призменных зеркальных смотровых приборов. Толщина крыши на СУ-152 была равна 20 мм. Так как люки предполагается выполнить открытыми, пришлось с внутренней стороны крыши сточить пластик до масштабной толщины. Кромка люка на КВ-1С/СУ-152 была не перпендикулярна плоскости крыши. Я этого не стал делать, т.к. уклон на толщине в 0,6 мм очень слабо заметен. С толщиной крышек люков ясности до сих пор нет, поэтому стачивать их излишнюю толщину пока не стал.
   В наборе СУ-152 от ВЭ мы не найдём пятой бронировки смотровых приборов, спасением является фотоэтч от Эдуарда. На удивление, в инструкции Эдик предлагал согнуть их под прямыми углами по сформированным углублениям, что не есть верно. Для плавного изгиба пришлось пролудить эти пазы, заполнив их твёрдым припоем, и только затем аккуратно согнуть выкройки. Сварной шов имитировал полоской сыростирола. При тонировке модели сыростирол имеет свойство отклеиваться и оплывать, поэтому места его стыка с металлом пролил суперглюкой.
   
   Шарниры люков использовал родные, правда пришлось их высверлить под торсионы и немного доработать, добавив мелких деталей (узлы крепления, ограничители хода, фиксаторы).
   Заново были изготовлены кронштейны крепления торсионов. Сами торсионы изготовил из канцелярских скрепок. На всех крышках люков съиммитировал профиль противодождевого козырька.
   
    После сборки крыши БО настала пора определяться с прототипом. Заметных отличий, по которым можно разделить СУ-152 было всего четыре:
   1 - различные литьевые номера на маске гаубицы (об этом позже);
   2 – наличие/отсутствие дополнительной бронировки на подвижной части маски гаубицы;
   3 - наличие/отсутствие двух противопульных головок болтов на подвижной части маски гаубицы;
   4 – наличие вентиляторов на крыше БО.
   
    Изначальной целью была постройка СУ-152 с вентиляторами. Мой выбор пал на машину 1539 тяжёлого самоходно-артиллерийского полка с бортовым номером "200" (командир самоходки - С.Ф. Березин, ФИ "САУ КА"), благо нашлось фото этой машины с кормы. Данная САУ имеет вентиляторы, и надо было определяться с их положением на крыше рубки. К сожалению, на настоящий момент удалось найти только 3 фото, позволяющих достаточно точно определить их место установки. При расстановке грибков вентиляторов на чертежи С. Орешина выяснилось, что характерный "язык" ни как не вписывается в очертания реальных фото. Сопоставление чертежа с фотографией самохода в "анфас" подтвердило данные предположения – маска гаубицы с языком должна быть смещена приблизительно на 1,0 мм вправо (по ходу движения).
   

Ошибка в месторасположении
"языка" на чертеже С. Орешина.

По этим 3 фото я и расставлял грибки вентиляторов.

Рисунок крыши БО.

     
    Были проведены замеры, позволяющие точно установить положение неподвижной бронемаски гаубицы.
   "Замер" / "Расчёт по фото":
   Правый вертикальный край ванны бронекорпуса - правый торец маски: 165/153 мм;
   Ширина неподвижной бронемаски: 1130/1133;
   Левый торец маски - левый вертикальный край ванны бронекорпуса: 555/564.
   
   Результаты меня обрадовали, т.к. я убедился, что вычисление размеров по фото достаточно точно. Да и расстановка бронировок вентиляторов на откорректированном чертеже показала его сходство с фотографиями. В настоящий момент я не стал устанавливать грибки, может ещё какая-либо информация о них появится.
   Итак, положение языка было исправлено, необходимо было отобразить контрящие пластины, установленные на нём. С аккуратным приклеиванием очень тонких пластин ничего не выходило, пришлось наклеивать толстые и затем их стачивать до необходимой толщины. По окончании сошкуривания наклеил 5 гаек размером в 1,0 мм "под ключ".
   
Что получилось.
 

"Изнанка" крыши БО.

 
    PS
   
   В предыдущих, настоящей и последующих частях блога по СУ-152 использована информация и фотографии из:
   - ФИ 4/2002 «Самоходная артиллерия Красной Армии»;
   - Экспринт «Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки. 1941-1945»;
   - Экспринт «Отечественные бронированные машины. Том 2. 1941-1945»;
   - МХобби 2/2000;
   - МХобби 1/2001;
   - Concord 7012 «Stalin’s heavy tanks. 1941-1945»;
   - Osprey Military 17 «KV-1&2 heavy tanks. 1939-1945»;
   - Tim Bean and Will Fowler «Russian tanks of world war II».
    PPS
   
   Численность помощников в поисках информации по СУ-152 растёт. Благодарю Андрея Карпова (АндрейКа) и Алексея Ефимова (Fima) за разгадывание очередного ребуса по самоходке.