САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Очень оперативно вынесло свое решение жюри по авиационным номинациям, за что им большая благодарность от устроителей конкурса. Решением Большого жюри специальными дипломами были поощрены лучшие работы в самых малочисленных номинациях, которые по Правилам проведения конкурсов считаются несостоявшимися. Это номинации "Авиация. Новички" и "Авиация. Гражданские". Поздравляем победителей и призеров.

Мы вышли на финишную прямую. Сегодня начинаются пять финалов, которые закрывают зрительскую часть голосований. Итоги голосований на призы зрительских симпатий окончательно подводим 2 марта, далее ждем решения жюри.



   Смотреть победителей здесь.

   На голосования идти сюда.

опубликовано 2018-02-03
другие работы автора  |  обсуждение  
Ansaldo S.V.A. 5 Early
1:72
Александр Серебров
aka Alex++
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Не знаю что меня повергло начать делать эту модель, конечно прототип красив, умеют всё-же итальяхи делать красивые вещи от обуви до самолётов. Очень элегантный самолёт с необычным дизайном фюзеляжа. Уникален он ещё и тем что это был самый быстрый самолёт ПМВ, в конечном итоге ето предопередлило судьбу этого самолёта, его карьера истребителя закончилась он лишился вооружения и стал скоростным разведчиком. Фирма Fly производит оба варианта, ранний - истребитель и поздний - разведчик. Я выбрал вооруженный вариант. Модель выполнена по технологии литья под низким давлением с соотвествующими выводами. Это конечно не ужас-ужас, но и не тамигава, крупные детали вполне себе, мелочь однозначно в ведро. В плане геометрии модель воплне себе соотвествует (я опирался на графику из Windsock), миллиметры не ловил, но в целом модель как я уже сказал достаточно точно отображает прототип. Вобщем постройка модели вылилась в своеобразный longbuild и стала полигоном отработки новых (по крайней мере для меня) технологий.
   
   Постройка нчалась с благоустройства кабины пилота. В модели она дана в смоле и представляет собой отлитые одной деталью пол, кресло пилота с ремнями, заднюю и переднюю стенки, при этом ширина её явно больше необходимой и чтоб сомкнуть половинки фюзеляжа пришлось их изрядно сточить. Также была сточена и приборная доска, ... попытался безуспешно изобразить приборы. При помощи набора травления ... были сделаны заново будильники приборов, сделаны с нуля магнетто, штурвал, педали, бензонасос, тяги и прочие мелочи.
   
   С самого начала постройки мне недавали покоя лувры-щели охлаждения двигателя, скорее размечанные чем пролитые на модели. Единственным выходом как можно было решить эту проблему было применение фольги, нового для меня материала, ну рано или поздно это должно было случится. Начал я с того что из отработанного лезвия от .... ножа выточил подходящий скребок-экстрактор и им сформировал и углубил будущие места лувров. После етого изнутри был сточен пластик до минимальной толщины и всё тем же скребком-экстрактором были соформированы прямоугольные окна на месте будущих лувров, после етого кабина была покрашена, собрана и склеены половинки фюзеляжа.
   Расшивка была зашпаклёвана и началось нанесение фольги при помощи микроскейловского клея. После обклейки капота острым ножом были прорезаны П-образные разрезы на фольге вокруг каждого лувра. Предварительно из зубочистки была выстругана давилка кторая при установке в отверстие лувра отгибала фольгу во внутрь под определённым углом по отношению к поверхности обеспечивая тем самым одинаковость всех лувров. Вот собственно ей и были сформированны лувры, результат меня удовлетворил, по крайней мере ето было много лучше чем в оригинале
   С жабрами на нижнем листе капота я поступил иначе - скрайбером я выбрал пластик у каждого выступа сформировав щель и только после этого наклеил сверху фольгу прорезав затем её на месте щели и сформировав тем самым жабры охлаждения. Так же из фольги были сделанны овальные лючки и окантовка круглых лючков так же подножки на левом борту. Пришлось повозится с воздухозаборником на левой стороне фюзеляжа. Торчащий замыленный бугорок был сточен, из зубочистки выточен полукруглый пуансон необходимого размера и диаметра, над огнём свечи листовой пластик размягчён и пуансоном выдавлен конус. Верхушка конуса срезана, тем самым оброзовав полусферу, которую в свою очередь я снова разрезал пополам, получив тем самым четверть сферы - искомый совок воздухозаборника который был приклеен сначала на место а затем обклеен сверху фольгой.
   Хвостовой костыль был сделан заново - собран из пакета полосок тонкого листового пластика по типу рессора, при этом внешняя пластина была сделана не из пластика а из обрезка фототравления, получилась довольно прочная конструкция. Из более толстой фольги я сделал хомут крепления костыля к фюзеляжу
   Теперь можно было переходить к обфанериванию фюзеляжа. У меня уже был успешный опыт покраски под дерево небольших деталей типа пропеллеров и стоек, но тут это было явно не то. Напршивался один выход - имитация при помощи декали. Необходимой готовой декали в 1/72 я не нашёл, в 1/32 и 1/48 есть а вот в моём масштабе - полный ноль (ну или я плохо искал), пришлось занятся изготовлением декали самостоятельно. Для начала я заказал декальную бумагу для струйника от Testor, пока шёл заказ я нагуглил и скачал несколько фоток фанеры с разной текстурой, приведя их к масштабной величине я был озадачен тем что вся фактура терялась, а сохранение фактуры грозило немасштабностью. Озадаченный а порылся по туториалам фотошопа и нарыл таки решение! Увеличив картинку я в ручную выбрав чёрный карандаш обвёл уже существующие волокна на фотографии, это конечно было муторно, но результат оправдал ожидания, при уменжшении до масштабного размера, текстура слегка проглядывалась, как раз ровно столько сколько необходимо для визуального восприятия поерхности как дерево. Следующим этапом стали эксперементы по нанесению декали на разные основные тона, я пробовал глянцевый белый и дерево от Testor Лучший результат дало нанесение на глянцевый дерево.
   Параллельно выяснились пару неприятных сюрпризов которые мне преподнесла тесторовская бумага - во первых она с трудом отделялась от подложки даже после 10-минутного замачивания в тёплой воде, во вторых краска нанесённая на декаль смывалась на глубину 2-3мм от линии обреза, соответсвенно, наносить декаль надо было с запасом с последующим подрезанем декали уже на модели, ну и в третьих локальное отслоение и как результат серебрение небольших участков декали уже после нанесения и высыхания декали. Знающие люди говорят что это мне попалась испорченная бумага, но лично я в будущем планирую использовать другие брэнды.
    Вобщем используя богатейшие запасы ненормативной лексики я таки обдекалил фюзеляж, предварительно проскрайбав необходимые для моей модификации лючки на брюхе фюзеляжа. Результат несмотря на все трудности меня устроил, сказалось и то что огромная родная декаль герба, как нельзя удачно закрыла собой пару огрех моей декали.
   Следующей проблемой стал ветровой козырёк, тот что был в виде вакуумного дан в модели был не похож на себя и безбожно крив, пришлось и эту деталь делать с нуля. Дело усложнялось тем что поверхность где крепится козырёк имеет сложную двойную кривизну, пришлось традиционно помучатся пока не получил приемлимую выкройку. Изначально я хотел использовать пропитанную цианакрилом бумагу, но эта идея провалилась в виду недостаточной эластичности получившегося козырька, он элементарно треснул при попытки установки. Пришлось пойти по более трудоёмкому пути - вырезать козырёк из фольги, причём фольга должна была быть толстой дабы обеспечить прочность конструкции. При помощи полупрозрачного скотча я перенёс выкройку на фольгу и занялся художественной резкой по фольге. Эмпирическим путём было выяснено что сначала лучше вырезать ’’окна’’ козырька а уже потом контур (на это ушло 3 запоротых на разной степени готовности козырька).
   Поскольку я делал истребительную модификацию, надо было делать пулемёты, родные были отправлены в ведро, вместо них я использовал комбинацию казенной части от Роден и кожуха ствола из травления Асе, получилось весьма неплохо, но тут я обнаружил что на моём протипе стояли хитрые пламегасители в виде трубы длинною почти в ствол и с 3 овальными окнами, как соорудить такое я решительно не имел никаких идей! Но хорошо когда есть друзья, особено друзья с золотыми руками! Поделился я своей бедой с Олегом Кавацюком и не прошло и месяца как я получил не только пламегасители но и выхлопные патрубки, которые конечно же так же трбовали замены.
   Финальные доработки фюзеляжа - установка трубочек (обрезки игл шприца) в отверстия в хвостовой части, при помощи болтов от мастерклуба имитация замков капота, пробка радиатора, телескопический прицел.
   Теперь можно было занятся крыльями, доработка нижних ограничилась установкой штифтов, с верхними было всё сложнее. Сначала их пришлось отделить друг от друга, на месте переднего и заднего лонжеронов просверлены отверстия, так же как и в центральной балке сделанной из подходящего по диамтеру круглого евегриновского пластика, через отверстия пропущена соотевствующего диаметра проволка и крылья собраны снова. Строго перпендикулярно оси центральной балки и лонжеронов тонким сверлом просверлены отверстия (буквально на 0.5мм так как сверло упиралось в проволку - лонжерон) куда вставлены короткие штифты из струны.
   Приклеены анкера для растяжек от GonZZa и произведён прешейдинг.
   Теперь можно переходить к покраске, что тоже был челлендж, путём длительных дебатов на форуме и штудирования известных источников с некоторой долей увернности можно сказать что конкретно мой самолёт - белая 3 имел синее хвостовое оперение (а не зелёное как рекомендует прозводитель). Но если трудности покраски хвостового оперения носили скорее схоластический характер то покраска верхней поверхности верхних крыльев вполне себе прикладной. Дело в том что на единственной фотграфии сабжа в полёте строго с верху, хоть и не очень чётко, но просматривается весьма замысловатый камуфляж, который лично мне напоминал опавшие листья.
   К сожалению это единственное фото, есть ещё упоминание какого то мифического выпуска Виндстока за какой-то не то 60, не то 70-мохнатый год, где есть более детальное описание этого камуфляжа, но мне так и не удалось найти етот журнал. Длительный мозговой штурм подвигнул меня к следующей идеи - я взял несколько кусков полупрозрачного скотча и в нахлёст приклеил их на кусок стекла на котором я обычно режу фототравление. Затем я взял паяльник и начал выжигать отверстия на скотче, причём постоянно дёргая паяльник чтоб отверстия прожигались неправильной, рваной формы. Полученная маска была испытана на кошке, результат меня несколько разочаровал, пятна получились как надо, но их плотность была недостаточна... Чедолго подумав я поменял ориентацию маски и снова прошёлся аерогрофом - ситуация значительно улучшилась! Операция была повторена ещё раз и вуаля! То что доктор прописал!
   Предварительно замаскировав места под кокарды, по отработанной технологии были покрашены верхние крылья. Затем после нанесения слоя футуры наесены декали с последующим слоем футуры и сатинового лака. Кстати о декалях, производитель даёт лишь два бортовых номера 3 на киль, в то время как необходимо ещё два на стабилизатор, я применил военную хитрость - связавшись с производителем на фейсбуке и попросив ещё один набор декалей, к чести производителя он мне выслал недостающие декали абсолютно бесплатно и достаточно быстро.
   После этого я приступил к сборке бипланной коробки, подгонке и штифтованию подверглись лишь кабаны и фюзеляжная сторона подкосов. Я в первые собирал биплан при помощи стапеля и должен признаться, стапель это маст хэв для всех любителей бипланов! Сборка не вызвала никаких проблем, штифты центральной балки встали в отверстия кабанов и подкосы закрепили конструкцию, межкрыльевые стойки практически на щелчок встали на свои места, капля цианакрила скорее символически закрепила их на своих местах
   Установка хвостового оперения проблем не вызвала. Неприятный сюрприз ожидал при установке стоек шасси. Стойки были обточены заштифтованы и из фольги сделаны кронштейны крепления к фюзеляжу, но в момент сборки, оказалось что они разные по длине... Пришлось искать среднее арифметическое и решать сложную пространственно-геометрическую проблему, не знаю как, но мне удалось решить эту проблему, проволка симитировала резиновый амортизатор.
   Медная проволка имитировала бензопровод от верхнего левого крыла. Для растяжек я использовал нить от Mig рекомендованную для 1/72, но как оказалось он слишком тонкая на мой вкус и практически не видна на модели. Казалось можно было бы подгадить маленько модель и на полку, но сидевший во мне перфекционист, настоятельно тыкал меня мордой в фотки сабжа а они красноречиво свидетельствовали что Ансальдо не был чистым истребителем, а скорее истребителем-бомбардировщиком (вполне возможно что самым первым) доказательством тому были оригинальные бомбодержатели на фюзеляже чуть ниже пилотской кабины. Собрать их из пластика не представлялось возможным, поэтому пришлось осваивать ещё и микропайку, предварителжно изготовив пуансон для выгибания основных елементов (в качестве материала были использованы обрезки фототравления и проволка)
   Пигменты и жидкости от Mig были использованы для имитации подтёков масла, ржавчины, копоти, брызг грязи и общего погодинга. Установка пропеллера завершила постройку модели. В завершении скажу что хотя результат меня порадовал, эта модель не для начинающих моделистов, надеюсь моя статья поможет всем кого не отпугнули трудности и кто захочет себе в коллекцию этот, не сомененно, весьма элегантный и необычный самолёт великой войны. Ну и в самом конце хочу осамотабуретиться, 2 косяка таки были упущены мной из виду - первое, это форма обтекателей крепления подкосов и второе это расположение выхлопных патрубков, они должны быть сдвинуты назад, тоесть первый патрубок должен распологаться на месте второго и так далее, а отверстие под первый патрубок зашпаклёвано.
   
   Также хочу поблагодарить всех кто оказал мне помощь и поддержку при постройке этой модели.