САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2018-11-30
другие работы автора  |  обсуждение  
СТЗ-5 НАТИ - Боевой головастик РККА
Vulcan 1:35
Дмитрий Мельников
aka Ditrich
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
В роли первых артиллерийских тягачей выступали обычные транспортные средства гражданского назначения — трактора и автомобили. То, что они не всегда подходят для выполнения «армейских» функций, стало понятно довольно быстро, и конструкторы разных стран начали создавать специализированные тягачи под нужды своих армий.

Обзор модели
   Давным-давно в апреле 2013 года, малоизвестная тогда фирма Vulcan выпустила на радость моделистам модель советского артиллерийского тягача СТЗ-5 НАТИ, в самом распространенном варианте, с низкой грузовой платформой. До настоящего времени модель остается безальтернативной, сколько не грозились китаесы из Riich, выпустить что-то свое (или перепаковать чужое), но так и не состоялось. А жаль, так как в ближайшем рассмотрении модель от Vulcan оказалась далека как от идеала, так и от современных технологий....
Что внутри?
   Внутри коробки затаилось 4 литника серого пластика с деталями тягача и 2 литника полунаборных гусеничных лент и 2 литника с элементами подвески (итого 210 деталей), 1 литник прозрачного пластика с деталями остекления (10 деталей), декаль неплохого качества, небольшая плата фототравления, 7 металлических никелированных пружинок 3 типоразмеров и нить, призванная имитировать трос. Подробная инструкция по сборке агрегата на 12 страницах А5 включает схему нанесения декалей без привязки к прототипу.
   Отливки хорошего качества, с четкими деталями, облой практически отсутствует. Есть незначительная утяжены на некоторых деталях и следы толкателей на видных поверхностях. Боковые детали кабины, крыша и крылья имеют немасштабную толщину, в то время как двери кабины и грузовая платформа отлиты очень качественно и тонко. Достоверно воспроизведена структура дерева на деталях грузовой платформы.
   Пластик довольно мягкий и легкий в обработке. Необходимо быть внимательным при отделении деталей от литников. Виной тому массивные питатели, которые частично «заползают» на детали.
   Приводить историческую справку по данной машине считаю бессмысленным, информации о ее создании, конструкции и службе в интернете достаточной. Отмечу только, что качественных чертежей (или хороших проекций) нет. В помощь при постройке модели пригодятся следующие издания:
   - Военные машины № 75 "Гусеничные тягачи Красной Армии" (часть 2),
   - Бронеколлекция № 3-2002 "Артиллерийские тягачи Красной Армии";
   - Техника-молодежи №2-1993 год, рубрика "Историческая серия";
   - Tankograd Publishing "Tyagatshi Soviet Full-Tracked Artillery Tractors of World War 2 in Red Army and Wehrmacht Service".
   Огромным подспорьем в постройке тягача будут хроника (многочисленные исторические фото тягачей как в РККА, так и в вермахте ) и конечно 2 «живые» машины:
   - БМ-13 на базе СТЗ-5 из Новомосковска;
   - классический тягач, восстановленный мастерской Евгения Шаманского.
   
   На этом вводную описательную часть можно закончить и перейти к конструктивной критике. Так уж сложилось, что я никогда не стремлюсь "вогнать" модель в чертежи, но стараюсь достоверно воспроизвести основные элементы конструкции, руководствуясь в первую очередь фотографиями сохранившихся машин и хроникой. Так сказать придать узнаваемый облик.
Что с этим делать?
   Если на первый взгляд все вроде бы и неплохо, то в процессе работы и сравнения с фотографиями реальных машин начали вылезать разные мелкие и не очень недостатки. Остановлюсь на них несколько подробнее.
   
   Рама и подвеска
   1. Ведущая звездочка имеет 21 зуб, в то время как по фотографиям реальных машин их должно быть 23;
   2. Соответственно длина трака несколько увеличена (из расчета на 21 зуб), к тому же на мой предвзятый взгляд траки излишне тонкие с плохо выраженными грунтозацепами;
   3. Упрощенно сделана рама. Боковые детали сделаны монолитом, без каких либо швов, разделяющих элементы, отсутствуют головки болтов крепления поперечин, отсутствуют листы, прикручиваемые болтами в районе картеров ведущих колес, есть определенные сомнения по листу, закрывающему раму в районе двигателя, точнее по его длине;
   4. Нижнюю часть двигателя (поддон) предлагается установить точно во оси тягача, что не верно. Ее необходимо сместить влево по ходу машины. Так что бы центральная ось совпала с отверстием для кривого стартера в бампере, соответственно потребуется изменить крепление балки передних тележек опорных катков. На двигателе отсутствуют необходимые пробки, болты и заметные видимые элементы (масляный фильтр, стартер, генератор). Стоит отметить что бампер мог быть 2-х вариантов. Узкий, как дает производитель и широкий, прикрывающий гусеничные ленты.
   5. КПП сделана упрощенно и не соответствует тому, что можно увидеть на сохранившихся тягачах, особенно не радует верхняя часть - ни как не радует потому что она плоская, никаких лючков для доступа к ленточным тормозам, ни элементов регулировки... к тому же в наборе нет вторичного вала, тяги ленточного тормоза, тяг бортовых фрикционов, элементов их крепления. Честно говоря очень убого получилось. Конечно большинство из этих элементов не будет сильно заметна на собранной модели, но быть то они должны;
   6. Самое интересно и заметное - катки. Тут на первый взгляд вроде бы все и не плохо, но приглядевшись вылезают сложноустранимые косячкми
   - опорные катки (в кол-ве 16 штук)- верны по диаметру, но имеют отверстия облегчения неправильной формы, Вулкан дал все отверстия треугольной формы, а на фото видно, что 4 отверстия полукруглых и одно треугольное, центральная гайка вышла слишком плоской. Доработать 16 колес - задачка не для слабонервных )))) ;
   - о ведущей звездочке я немного уже написал - основной косяк 21 зуб вместо 23, но так же надо отметить что на ней имеются проблемы с формой отверстий облегчения;
   - ленивец - уже ставшая нехорошей традицией - неверная форма отверстий облегчения ;
   - на поддерживающих катках необходимо провести небольшое исправление крышки ступицы;
   - на бортовом редукторе с внутренней стороны отсутствуют горловины для заливки масла, а с внешней стороны - просто напоминает оригинал весьма отдаленно.
   Существует конверсионный набор от "гаражного" американского производителя Panzer Concepts, но найти его в России непросто, а заказывать штучно дороговато;
   7. Буксировочный крюк вышел достаточно странным, некая согнутая в кольцо труба. Его тоже желательно переделать в соответствии с реальными машинами и дополнить фиксатором;
   8. Передние буксировочные крюки даны плоские, а на самом деле должны иметь вид спирали (поросячий хвостик);
   9. Ну и всякие мелочи, которых или нет или желательно переделать типа технологических отверстий в раме, заливных горловин на элементах подвески, стремянок крепления грузовой платформы и т.п.;
   10. А вот к тележкам опорных катков претензий практически нет, за исключением огромных утяжин. Сделаны они достаточно упрошено, но на внешний вид собранной модели это практически не влияет. Дается металлическая пружина, безусловна добавляющая реализма. Только надо не забыть обрезать с внутренней стороны два выступа, иначе тележка не сядет на ось правильно;
   11. Гусеничная лента у модели полунаборная, как писал выше на мой взгляд траки получились слишком тонкие и грунтозацепы мало выражены, но как говорится на вкус и цвет.. При искоробочной сборку провис не предусматривается. Вопреки расхожему мнению траков на ленту хватает, правда впритык но с учетом сделанного провиса (у меня осталось по одному для каждой стороны, вполне можно забросить в кузов или под сиденье кабины в качестве запаски).
   
   В меру сил и возможностей попытался эти недостатки устранить
доработанные ленивцы

доработанные ленивцы

доработанная ведущая звездочка

доработанная ведущая звездочка

доработанные опорные катки

доработанные опорные катки

новый буксировочный крюк с фиксатором (фиксатор рабочий)

новый буксировочный крюк с фиксатором (фиксатор рабочий)



рама с подвеской после доработки
поддон двигателя

поддон двигателя

недостающие поперечены и тяги

недостающие поперечены и тяги

доработана коробка

доработана коробка

вид сверху на внутренне пространство рамы

вид сверху на внутренне пространство рамы

   Кабина
   1. Стенки кабины, крыша и крылья имеют не масштабную мега-толщину, и это в то время когда двери отлиты очень изящно. Стыки-швы боковин, задней и передней стенок на лицевой стороне кабины выполнены очень невнятно и лучше их заменить на тонкий тянутый литник;
   2. Имеются утяжины на лицевой стороне кабины в районе дверных петель, надо шпаклевать и очень осторожно зачищать. Следы толкателей на внутренней стороне крыши и на лицевой стороне окошек радиаторной решетки;
   3. На задней стороне крыши должны быть две вентиляционные решетки с двумя жалюзими-жабрами на каждой, вместо этого отлиты площадки с непонятными выпуклостями;
   4. Неверно и грубо даны кронштейны сидений. Самим сиденьям желательно придать слегка "помятый/просиженный" вид;
   5. Фары рекомендую поменять, во первых они без отражателя, во вторых корпус фары должен быть отображен внутри кабины. Соответственно потребуется изготовить внутри кабины проводку к приборной панели и фарам. Исходя из этих соображений остекление фар на достоверность не рассматривал. "Реснички" надо сточить, уменьшив видимую толщину или вообще заменить на жесть;
   6. Неверно выполнена облицовка радиатора, отсутствуют окошки для крепления по бокам облицовки, неверно выполнена верхняя часть, пробка заливной горловины очень мелкая, нет пробки сливной горловины, худосочна верхняя часть. Средние планки облицовки имели треугольную форму (даже скорее закругленный уголок) и прилегали к решетке не вплотную, и тут два пути исправления - заменить, поставив сплошную решетку и новые планки или сточить имеющиеся под угол и использовать предлагаемое травление (оно кстати представляет не сетку а тонкие полоски, неплохо напоминающие ячеистую структуру радиатора) . При доработке помогут только фотографии реальных машин;
   7. Отсутствует рад органов (рычажков) управления;
   8. Отсутствует обрешетка крыши и ящик/бардачек на потолке;
   9. Было бы неплохо добавить аптечку на заднюю стенку кабины, и огнетушитель на переднюю стенку со стороны командира;
Общий вид немного переделанной "морды" (без доработки крыльев) в сравнении архивными фото
   10. При установке стеклоочистителей надо учитывать, что на фронтовых фото он есть только на стекле водителя (не забыть сделать привод на внутренней стороне рамы) и то не всегда;
   11. Отсутствуют кронштейны, удерживающие в открытом положении передние стекла (обидно)
   12. Передние вентиляционные жалюзи-жабры слишком короткие, на фото видно, что они должны заходить на закругление угла кабины. Так же надо помнить, что отверстия выходили внутрь кабины. У модели же на внутренней стороне пусто;
   13. Неверная расшивка переда кабины в нижней части, полноценно исправить можно после установки на раму.
   14. Неверная конфигурация передней части крыльев. Крылья состояли из 2-х частей. Передняя сложной формы и задняя. Части имели различную по размеру выштамповку. Передняя часть имела более «обтекаемую» форму с закругленным передним скосом.
   15. Совершенно лишний на мой взгляд и убого выполненный элемент это верхняя часть двигателя, его установку даже не рассматривал.
   16. Двери как писал раньше сделаны очень неплохо, собираются из 2-х половиной внешней и внутренней, что позволяет "опустить" стекло, но опять не забываем смотреть на фото реальных машин. Подводные камни в том, что стекло сверху и снизу имело деревянные планки и перемещалось вместе с ними. Производитель про это не забыл, правда выполнил немного замылено - не забываем красить соответственно.
добавлены ручки боковин капота, новое кронштейны сидений, добавлены органы управления

добавлены ручки боковин капота, новое кронштейны сидений, добавлены органы управления

сделана обрешетка крыши кабины, рабочие петли на двери

сделана обрешетка крыши кабины, рабочие петли на двери

переработан радиатор, добавлены недостающие элементы и крепеж, врезаны фары Эльф

переработан радиатор, добавлены недостающие элементы и крепеж, врезаны фары Эльф

сделаны задние вентиляционные лючки

сделаны задние вентиляционные лючки

общий вид кабины после сборки

общий вид кабины после сборки

рабочие петли позволяют открыть двери

рабочие петли позволяют открыть двери

доработано крепление баков

доработано крепление баков

   Кузов (грузовая платформа)
   А вот к грузовой платформе претензий нет. Желательно провести несколько доработок - добавить петли для ремней крепления брезента и заменить фиксаторы/замки кузова (в пластике они отлиты вместе с бортами и не смотрятся). Немного утрированно сделаны петли крепления бортов, во-первых на мой взгляд они мелковаты, во-вторых средняя часть уже посадочного места и при установке образуется заметный зазор. В наборе отсутствуют дуги для тента, а места их крепления к кузову выполнены упрощенно. Одно и другое можно изготовить самостоятельно без особых проблем.
   
одно сиденье опущено, другое поднято, для последующего захламления кузова

одно сиденье опущено, другое поднято, для последующего захламления кузова

сделаны новые замки кузова

сделаны новые замки кузова

фактура дерева вполне убедительно сделана производителем

фактура дерева вполне убедительно сделана производителем

   Модель желательно дополнить ручным стартером, в реале он был очень интересной формы, тут опять помогут фото реальных машин.
   И пара слов о травлении. Оно очень неплохое и безусловно полезно, в меру толстое, отлично гнется, не ломается по линии сгиба. Очень понравилось решение по исполнению решетки радиатора (не сетка с тонкие полоски). Проблемным пожалуй являются только стеклоочистители, очень сложно согнуть в соответствии с инструкцией из-за миниатюрных размеров.
   На мой предвзятый взгляд можно было бы добавить кронштейны передних окон и реснички. Эти элементы не потребовали бы даже увеличения линейных размеров платы, места для размещения вполне бы хватило.


"сухая" сборка основных частей модели перед покраской (гусеничная лента, рама с подвеской, кабина с полом и крыльями, грузовая платформа)
исправлена форма крыльев, "приоткрыто" окошко со стороны водителя

исправлена форма крыльев, "приоткрыто" окошко со стороны водителя

   
Окончательная сборка и покраска
   Этот этап прошел достаточно стандартно. Не большой любитель цветомодуляции, все как-то по старинке. Модель окрашивалась по частям, тамиевским акрилом (кабина, кузов, рама с подвеской). Загадинг, обсеринг и задиринг - масло "Сонет", пигменты Mig. Маркировка - собственная фантазия, но могла иметь место в реальной жизни. Получилась слегка ушатанная машина.
Ditrich@2018