САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2018-12-26
другие работы автора  |  обсуждение  
Линейный корабль "Севастополь"
Звезда 1:350
Юрий Саламатин
aka ЮраВС
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Линейный корабль Российского Императорского Флота "Севастополь".
Великая война, 1915г
С огромной благодарностью Коллективу разработчиков лобнинской фабрики "Звезда", Конструкторам фирм Нортстар и Понтос, Алексею Лежневу, Андрею Тамееву, Владимиру Якунчикову, Вадиму Попову, Андрею Кузнецову и многим другим замечательным людям, которые помогали в поиске информации во время работы с моделью. А так же всем моделистам, которые выкладывали в интернет свои "Севастополь-стройки" с момента выпуска модели. И с пожеланиями Удачи всем, кто еще будет работать с этой прекрасной моделью.
    Первый тип отечественных дредноутов хорошо известен нашим судомоделистам и любителям флота. Оценки проекта неоднозначны - кто-то считает его провалом, кто-то считает проект удачным. Я думаю, что корабли все же были удачные - не зря же они прослужили до 50-х годов прошлого века.
    Модель Звезды в-основном все хвалят, причем вполне заслуженно. Набор отлично собирается, близок по общей геометрии к прототипу, не перегружен деталировкой и ненужным членением, проблема утяжин, крайне актуальная для предыдущей модели - "Дредноута" - в серии "Севастополей" почти решена. Начинающий может легко собрать и покрасить пластик, не заморачиваясь особо со шпаклевкой, а опытный моделист может строить с доработками, выбирая афтермаркет из достаточно широкого ассортимента дополнений.
   
    Модель была начата в далеком 2015-м году сразу после завершения очередного "немца", и во многом ради того, что бы поставить на полочку хоть один корабль с Андреевским флагом. Как обычно, планировалась быстрая стройка).
   Я отчетливо понимал, что наш линкор, по сути, печальная артбаржа с минимумом архитектурных излишеств, поэтому было принято решение постараться "вытянуть" из лаконичного пластика все, что возможно, для получения на выходе приличной модели. Для этого были приобретены наборы деталировки от Понтоса и Нортстара, которые отлично дополняют друг друга, вся возможная ЗИП-овская смола для замены штатных лодочек, 47-мм гочкиссы на "переднем штыре" от ЗИПа же. В процессе были докуплены смоляные якоря для РИФ от Нортстара, а так же использовались смоляные якоря Холла с веретеном от "Комплект ЗИП"

   По корпусу было решено сделать расшивку плит бронепояса. Ее очень хорошо видно на дореволюционных фотографиях. Для этого воспользовался металлической линейкой. Сдвигал ее вдоль выступов казематов, и вдоль торца отчерчивал стыки в соответствие с известным чертежом из МК и фотографиями. Сами вертикальные черточки нанес просто острым ножом, горизонтальный стык плит под балконом сделал скрайбером - он был ощутимо толще. Заранее в корпусе были заложены гайки для крепления к подставке. В необходимых местах сделал порты ТА. Нортстар предлагает делать их с помощью накладок снаружи корпуса, но судя по доковым фоткам, они были совсем не такие.

   Башни были собраны преимущественно с травлением Нортстар, поскольку Понтос на башни почти ничего не дает. Он Понтоса я взял только снарядные краны и большие лестницы с тыльной стороны башни.
   NB Для тех, кто будет собирать модель только с травлением Нортстар:
   Во-первых, лестницы НС не рассчитаны на деревянный стикер на палубе. Если используется деревянная наклейка и травление НС, то лесенки надо укорачивать. Так же есть проблема с установкой второй башни, которая немного перекрывает подпалубные люки - спроектированные без учета толщины стикера ограждения не дают башне встать на место.

   
   Было принято решение сделать чехлы на стволах. Слепил из двухкомпонентной тамиевской шпаклевки.
   1. Сначала приклеил на ствол колечко-ограничитель (иначе шпаклевка расползется по стволу, и четкой границы не найдется)
   2. Наматываю на ствол ленточку из шпаклевки
   3. Сзади, где штырек ствола, накалываю кусочек ФУМ-ленты, и
   4. Вставляю ствол в амбразуру и начинаю обжимать чехол под размер, потихонечку удаляя излишки.
   5. Через какое-то время шпаклевка потеряет липкость, сохранив некоторую пластичность, тогда фум ленту можно будет убрать, и продолжить подгонять чехол под амбразуру.
   6. Когда чехол более-менее начнет нравиться, надо вытащить ствол из амбразуры, и закрепить отдельно от башни до полного высыхания.
   После высыхания чехлы дополнительно подрабатывал буром бор-машинки, покрывал жидкой шпаклей, красил, немного смывал... в-общем, для первого раза неплохо, кмк, получилось.
   Если Вы повторите операцию 12 раз, то получите 12 индивидуально-уникальных чехлов)

   Пдбираюсь к самому интересному - к сетевому ограждению. Есть один веселый момент - и Звезда, и Понтос, и Нортстар дают в наборах полки для противоторпедных сетей. В интернетах даже некоторое время была дискуссия, кто сделал эти элементы правильнее.
   Но фактически, сети с полками никогда на Севастополях не встречались!
   Полки были на некоторых кораблях, но без сетей и без полного такелажа ограждения, когда их уводили в Кронштадт на достройку. Когда же корабли, оснащенные сетями, принял Флот, полок на них уже не было.
   Кроме этого, на броневом поясе при каждом шесте ясно виден некий блок, который очевидно не имел отношения к топенантам. Но раз был блок, значит, что-то через него продергивали, и это поднимало сеть. Блоки эти - атрибуты автоматической системы сетевого ограждения, чертежей которой для Севастополя в свободном доступе нет. Есть графическая схема аналога на черноморские линкоры, принципиально похожая, но отличающаяся во многих деталях.
   Картинка к этому текстовому фрагменту - просто поток сознания на тему, но, извините, я так и не смог полностью расшифровать эту систему. Может, когда-нибудь чертеж этого "сетевого заграждения ген.Пастухова" где-то и всплывет, но пока - так
   
   В сети бродит "схема сетевого ограждения линейного корабля 25000т", в котором угадывается балтийский линкор с сетями и полками. Это самый ранний проект. Аналог сетевой системы для Бородинцев. Никогда на Севастополях не реализован.

   1. Корма модели имеет весьма неприятный горизонтальный шов в продолжение палубы балкона - его надо убирать, т.к. у настоящего корабля никаких ступенек на корме не было. Был некий буртик, который я показал наклеенной проволокой. Прочая деталировка - из набора Нортстар. Сам сделал "якорную машинку" и тентовый рейлинг над балконом.
   Особо хочется отметить орла и надпись с названием корабля от Понтоса - корейцы с ними крупно налажали. Буквально - эти элементы сильно переразмеренны. Поэтому я без всяких сомнений использовал детали Нортстара.
   2. На носу был какой-то непонятный клюз без якоря. Звезда дает его идеально ровной площадкой, чуть выступающей из борта, но на фото мы видим , что клюз закрывался крышечкой. Так же рядом патрубок вентилляции - характерный признак Севастополя.
   3. Рейлинги ограждения главной палубы и балконов я взял от Понтоса. Нортстаровские изделия конечно лучше, но у Понтоса есть один большой плюс - широкая полоса по низу рейлинга, как и на реальном корабле. Такая же полоса отлита на корпусе у Звезды. Она толстая... Но вот если клеить на нее, то нортстаровские рейлинги будут хорошо. А если срезать, то лучше использовать ограждение Понтоса.
   4. Люки под палубу Понтос дает очень простенько - голые крышки. А вот Нортстар дает шикарные люки с многовариантной сборкой. Но вот что бы сделать их открытыми, надо сделать некоторую подготовку - прорезать палубу, сделать тамбуры установить трапики вниз(которых в наборах нет).
   5. На борту корабля была куча цепочек и петель, с помощью которых в походе крепилась сеть к борту. Естественно, никто эти рымчики-цепочки не делает, пришлось делать самому.
   6. Блок для бегучего такелажа сетей слеплен из маломальски похожей детали. Реально он был поменьше и немного другой, но лучше так, чем без него.
   7. Якорь на корму я взял из набора якорей Холла РИФ "КомплектЗИП"-он определенно выразительнее изкоробочного. Дополнительно была сделана цепочка для крепления якоря к машинке.
   8, 9 - вся эта фурнитура в сборе и покраске. Она здорово оживила борт.

   1; 2 Трубы модели-если подходить серьезно, тоже требуют небольшой доработки поимо поклейки афтермаркета. Во первых, на них отлиты тоненькие силовые кольца, которые после сборки и зачистки продольного шва частично повреждаются. Я бы советовал восстановить их с помощью проволоки подходящего диаметра. При этом обратите внимание на верхушку трубы - расположение колец у Звезды на первой и второй трубе различается, хотя на прототипе кольца по высоте на обоих трубах располагаются одинаково.
    NB! На первой трубе расположение колец правильное, на второй нет.
   Из-за этого косяка производителя пластика оба производителя афтермаркета дают два вида грузовых стрел с разным расстоянием от стрелы до верхней точки крепления подвеса. Получается четыре стрелы правильные - четыре - нет. Но это, на самом деле не важно, потому что даже шесть стрел сразу (не говоря уж о восьми, как у Понтоса) ни на одном фото не засветились.
   Вообще эти стрелы представляют собой тот еще гемор - крепление их к трубе крайне условное, при любом неосторожном касании стрела норовит отломиться или помять строп. Поэтому я поставил стрелы от Понтоса - они попрочнее будут.
   
   Самый серьезный косяк модели, который я обнаружил - это база трубы(кожух колосниковых решеток?). Дело в том, что там не должно быть люков. должны быть просто отверстия в "зонте". Пришлось пилить.
   
   3. Волнолом у Севастополя был довольно сложной конструкцией, совмещая в себе ходовые огни, венткороба и ящики для хранения коек. Звезда его дает очень простенько, и без дополнительного "язычка" выступающего вверх в центре. Я его чуть-чуть доделал.
   
   4. Всякая разная мелочь. Некоторые украшают модель добавляя грязи, а на мой взгляд, модель тем красивее, чем больше на ней цветов. При этом надо как-то себя удерживать от художеств в стиле "мой маленький пони": в данном случае я пытался удерживаться в рамках оттенков известных ЧБ фото прототипа и возможных оттенков цветов из ведомости лакокрасочных материалов 1899 года. Везде, где мог, добавил "сапожок" из красно-коричневой краски. Этим же цветом покрасил ватервайсы по периметру деревянной палубы-стикера. Все палубные элементы, подверженные многократному истиранию, покрашены в черный.

   "....Надстройка у грот-мачты не была бы так хороша, если бы не точеные элементы "Понтоса"
   Без точенки было бы очень трудно сделать такелаж в полном объеме. А с точенкой можно. У Понтоса вызывают большие вопросы узлы соединения мачты со стеньгой и сопряжение рея с стеньгой. Решения Понтоса по этим вопросам - ни в дугу... Еще стоит добавить перты на реях старфиша.
   Вертикальные скобтрапы на мачте - это отдельные травленые детали от Нортстара. Штатное травление, которое есть в наборе, сделано для пластиковой мачты, и на точенку не очень подходит. Еще есть нюанс с ограждением площадки на верху боевой рубки - и Понтос и Нортстар дают трехниточное ограждение, а должно быть двухниточное. Пришлось брать из запасов. Еще надо сделать флажные ящики для сигнальных флагов. Они были на корабле и на переходе в Кронштадт, и после вступления в строй. Единственно, размеры их были увеличены. У меня как раз сделаны увеличенные ящики, по состоянию на 1915 год.

   сооружение вокруг фок-мачты посложнее грота во первых из-за более развитой надстройки, соединенной с трубой, во вторых из-за более сложного такелажа.
   Эксклюзивные детали Нортстара - разборная ходовая рубка. Возможно, я немного погрешил против истины, установив эту рубку на "боевой" корабль, потому что установленная рубка встречается только на фото в достройке. Но пусть будет так - с ней красивее. Ограждение площадок носовой надстройки взято целиком у НС - оно гораздо лучше.
   Характерная "антенная сеть" , напоминающая "солнышко на кулаке", просматривается на многих фотографиях. Видимо, антенны выходят из вороньего гнезда, идут на рей фок-мачты, потом идут на грот-мачту, и оттуда уже на "золотое колечко" за третьей башней. Что бы не делать лишних узелков, из вороньего гнезда сделаны уже длинные нити. Что бы в процессе сборки модели случайно не потянуть за хвостик и не оборвать пол-мачты, антенны были собраны в "бигуди". В свое времяя их расправлю и они сформируют антенное поле с фока на грот.
   Что интересного было с фок-мачтой: на прототипе на нее крепились пара "дудок", а под ними были мостки для обслуживания. Никто эти детали не дает, пришлось делать самому. Так же немного доработал воронье гнездо: добавил пару дверей для выхода на реи, люк на крышу.
   Как и на грот-мачте, добавил перты на реи, сделал маленькие подвесные реечки для подъема "шаров" - сигнализации хода.
   Так же добавил кой-каких будок и ящиков на верхнюю площадку надстройки. Звезда там дает пустое место, а на фото и чертежах кое-что там просматривается.
   
   Еще один нюанс, касающийся площадок для дальномеров на надстройках. И Понтос и Звезда дает их одинаковыми по высоте. А правильнее будет поставить на переднюю надстройку площадку от Понтоса, а на заднюю надстройку - доработанную травлением деталь на основе пластиковой площадки "Звезды".

   1. Лодки в наборе неплохи, но над темой малого флота РИФ очень хорошо поработал "Комплек тЗиП". Поэтому ялик и вельбот были взяты из смоляного набора. А вот с барказом засада - 20весельный появился совсем недавно, вдобавок он у ЗИП-а тентованный. Пришлось доработать штатную лодку. В скорлупку добавил киль, шпангоуты, рустерные решетки (из травленых сеточек), склеил из листового пластика рыбины. Банки взяты из набора Нортстар. В итоге барказ получился, кмк, не хуже смолы.
   2. Дальномеры (2 шт)
   на фото под цифрой "2" - серая деталь из набора, Понтос я даже не стал собирать, потому что он дает какой-то бред. В итоге дальномеры были сделаны из подручных материалов по фото и по размеру звездинской детали.
   3. Катера. У Звезды есть косяк с моторным катером - позади рубки там просто гладкая площадка. А на самом деле, там должен быть спуск в каюту и открытые сиденья. Сделал из белого пластика и травленой сетки. Паровой катер вполне хорош.
   Вообще, нортстар дает очень хороший уровень дополнительной деталировки для катеров - я даже использовал не все детали. Единственно, чего не хватает - это катерных кнехтов и киповых планок. Я их сделал из проволоки и подходящих обрезков травленки.
   Собранные катера неслабо украшают модель, поэтому рекомендую упереться, но сделать их максимально хорошо.
   А вот Понтос на лодках и катерах схалтурил. Дал необходимый минимумтравленки и точеные трубы для паровых катеров, на на шлюпки вообще забил болт.
   4. Прожектора. Уже не на первом корабле использую в качестве отражателей зеркальные элементы фар от Эльфа в 72-м масштабе. Очень нравится.
   5. Можно сказать, предмет мое особой гордости - "уздечки" для якорной цепи, и вообще якорное хозяйство. Штатный якорь неплох, но набор от Нортстара лучше. отдельный шток позволяет реалистично "вывалить" лапы из клюза, серьгу можно срезать со штока, и одеть в нее цепь. Рекомедую. У Комплект ЗИП есть набор якорей для РИФ - тут он будет бесполезен из-за маленького размера самых больших ЗИП-овских якорей.
   На самом деле, после того, как якорь затягивался в клюз, цепь якоря закреплялась на палубе в нескольких местах дополнительными цепными "оттяжками", что бы не напрягать привод кабестана и основную цепь. Обычно моделисты эти элементы пропускают, но если есть фото и мысли, как это реализовать, то почему бы не сделать.
   Вот контрофорсы на цепях я пока никак не победю, это да. Но зато есть куда расти;)
   6. Ходовые огни сделаны из латунных трубочек и тянутого литника. Оттенок для фонарей на крыльях мостика получен покрытием прозрачного пластика тамиевским цветным лаком. Мачтовые огни оставил прозрачные.
   7. Шлюпбалки в наборе толстые, в травлении плоские. Сделал их сам из подходящего прута и трубочек. На шлюпбалках должен быть еще специальный шарнир, с помощью которого они могли заваливаться на палубу, но как сделать его копийно я так и не придумал. Поэтому шлюпбалки не совсем правильные. Но все равно лучше, чем покупные.

    Для окраски модели использовались водорастворимые краски АКАН:
   Для окраски корпуса выше палубы использовалась краска "Защитная РИФ обр.1908г"
   Для окраски ниже палубы - смесь красок "Защитная РИФ 1908г"/"Шаровый №30 СССР"=3/1
   Не совсем уверен в оттенках, поскольку прототип в реале окрашивался красками обр.1912 года, но на мой взгляд, цвета должны быть примерно такими, потому что
   во всех цветах краски РИФ начиная с 1904 г. присутствовал зеленоватый оттенок. Та окраска, которую дает Звезда , не совсем правильная: серый оттенок, который предлагает производитель, ближе к немецкой схеме 50/51.
   Гюйс и флаг Звезда дает в бумаге - это, конечно, жирный минус. Пришлось искать декальные флаги на стороне.
   Декали марок погружения и ватерлинии приваривал обычным тамийным маркфитом. Почему-то сет и сол с декалями Звезды плохо сработали.
   Смывочка есть, но совсем немного.
   
   Построечный блог можно посмотреть на смежном ресурсе:
   Севастополь "Звезда Нортсар Понтос

   
   Предлагаю посмотреть Итоговые фото модели.