САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2019-09-30
другие работы автора  |  обсуждение  
Sd.Kfz 300 Borgward B1 Minenraumwagen mit Walzenanhanger (Германия, 1940г.)
Schatton Modellbau 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Бетонный бронеклоп-сапёр, чье название длиннее чем он сам ))
   Откровенно говоря, этой модели в моих планах не значилось. Однако всем моим долгостроям пришлось подвинуться когда фирма Schatton Modellbau анонсировала её выпуск. Заинтересовался и через некоторое время заказал её… в довесок к гигантскому смоляному тралу-якорю для Bergepanzer III от того же производителя. Пока коробочка ехала стараниями моего друга и коллеги Павла Черепанова, немного озадачился историей данного девайса. Оказалось, что эта любопытнейшая боевая машина была этаким прообразом всяких роботов-саперов и была предназначена для дистанционного разминирования минных полей и могла оборудоваться специальным катковым тралом. Примечательно, что верхняя часть корпуса изготавливалась, а точнее отливалась из… бетона. Видимо, чтобы не жалко было терять этих клопов пачками. Одним словом, получается такое бездушное роботизированное порождение скайнета третьего рейха. Что же, интригующе! )))
   
Серия из трех разных вариаций Borgward Goliath F400, над которой я работал несколько лет назад.
   Надо отметить, что с творениями Карла Боргварда и его фирмы Borgward, за свою модельную карьеру я сталкивался несколько раз и до этого. Во-первых, доводилось строить отличный почтовый фургончик Goliath F400 фирмы Leadwarrior, во-вторых два не менее интересных трехколесных грузовичка Goliath от той же фирмы. Ну а в-третьих, много лет, в моих запасниках лежала телетанкетка Borgward B IV от Dragon. Была мысль построить её под Берлин 1945 года с шестью Панцершреками, согласно фото. (Катался такой пепелац в районе Бранденбургских ворот). Но руки как-то не дошли. Тем интереснее было взяться за родоначальника семейства телетанкеток! (Кстати, в процессе написания это материала, фирма das Werk анонсировала такой редкий Боргвард)
   

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
   Заказ на постройку радиоуправляемого минного трала с индексом Sd.Kfz.300 фирма Borgward получила в 1939 году. Уже к маю 1940 было выпущено 50 единиц. Надо сказать, что это была радикальная смена производственной гаммы, ведь до этого, предприятие выпускало различные бюджетные грузовички и легковушки не имеющие никакого отношения к военной технике. Карл Боргвард поплатился за это после войны, несколько лет просидев в тюрьме за сотрудничество с нацистами. Но вернемся к бетонному клопу. Конструктивно машина имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Borgward 4М, позволявший тралу достигать скорости в 5 км/ч, запас хода составлял 18 км. Масса трала достигала 1,5 тонн. Управление танкетками осуществлялось оператором из командирской копейки Kleiner PanzerBefehlswagen I Ausf.B (Sd.Kfz.265).
   В литературе и интернет-источниках фигурирует информация, что верх корпуса сваривали из листов простой конструкционной стали. Однако я привык верить глазам и на нескольких фото разрушенных взрывом Боргвардов отчетливо видно, что верх корпуса отлит из бетона, причем из обломков еще и арматура торчит. Очень необычный, хотя и вполне логичный подход в изготовлении дешевых одноразовых «дронов». Впрочем, вполне вероятно, что часть машин получила и стальной корпус.
   Есть сведения, что машины приняли участие во французской компании и в операции Барбаросса. Хотя, вполне возможно что Borgward B-I никогда не применялись в боевых условиях, хотя и изрядно покатались на полигонах, о чем свидетельствуют немногие сохранившиеся фотографии. Можно сказать, что B-I стал переходной машиной, ведь уже в апреле 1940 был выдан заказ на постройку усовершенствованной версии Borgward B-II, но это уже совсем другая история.
   


Пожалуй, самая типичная картинка, которую можно встретить в интернете и литературе при поиске этой экзотичной штуковины. Боргвард В-I с минным тралом.
Borgward B-I с машиной управления на шасси PzBefWg I Ausf.B

Borgward B-I с машиной управления на шасси PzBefWg I Ausf.B

Как видно по фото, машинка была довольно неказистой.

Как видно по фото, машинка была довольно неказистой.

Вид сзади. Видна типичная маркировка на кормовом бронелисте.

Вид сзади. Видна типичная маркировка на кормовом бронелисте.

На этом фото хорошо виден размер Боргварда в сравнении с человеком, а также дерн, забившийся в гусеничные ленты и грунт между дкатками трала.

На этом фото хорошо виден размер Боргварда в сравнении с человеком, а также дерн, забившийся в гусеничные ленты и грунт между дкатками трала.

На этом фото разбитого Боргварда хорошо видно, что корпус был отлит из бетона. Из обломков даже виднеются куски арматуры.<br />В правом углу видно нечто, напоминающее пробоину, да и антураж на фото вполне похож на прифронтовой. Не исключено. что факт боевого примемения все же был.

На этом фото разбитого Боргварда хорошо видно, что корпус был отлит из бетона. Из обломков даже виднеются куски арматуры.
В правом углу видно нечто, напоминающее пробоину, да и антураж на фото вполне похож на прифронтовой. Не исключено. что факт боевого примемения все же был.

Другой Боргвард с похожими повреждениями. Тоже вижна арматура и место, где бетонная часть корпуса смыкается с металлической.

Другой Боргвард с похожими повреждениями. Тоже вижна арматура и место, где бетонная часть корпуса смыкается с металлической.

Тот же уничтоженный боргвард В-I с другого ракурса. В кадр попал и машина управления PzBfWg I Ausf.B.

Тот же уничтоженный боргвард В-I с другого ракурса. В кадр попал и машина управления PzBfWg I Ausf.B.

Еще один поврежденный Боргвард. Здесь тоже хорошо видно, что верх у машинки бетонный, а не стальной. По углам даже видны многочисленные выщербины.

Еще один поврежденный Боргвард. Здесь тоже хорошо видно, что верх у машинки бетонный, а не стальной. По углам даже видны многочисленные выщербины.

Почти радиоуправляемый танчик в масштабе 1\9, можно покататься!

Почти радиоуправляемый танчик в масштабе 1\9, можно покататься!

Интересный ракурс. Обратите внимание на Кеттенкрад на заднем плане.

Интересный ракурс. Обратите внимание на Кеттенкрад на заднем плане.

Фото на память. В правом нижнем углу SdKfz 300 Боргвард В-I, по центру машина управления SdKfz 265 PzBfWg I.

Фото на память. В правом нижнем углу SdKfz 300 Боргвард В-I, по центру машина управления SdKfz 265 PzBfWg I.

И снова машина управления, а правее еще более экзотическая машинка Ente и потомок нашего героя Borgward B-II

И снова машина управления, а правее еще более экзотическая машинка Ente и потомок нашего героя Borgward B-II


СБОРКА
Вот так выглядит набор Боргварда фирмы Schatton Modellbau
   Данный этап работы не будет изобиловать интересными подробностями и едва ли сильно превысит полное название устройства с минным тралом )) Модель довольно простая, деталей не много. Собирается довольно быстро. Отдельно остановлюсь разве что на самой смоле из которой отлиты детали. По качеству она хороша и обрабатывается нормально, каверн и огрехов почти нет, но её лютейший аромат это что-то! Из маленькой коробочки со столь малюсенькой моделью шел такой духан, будто там транспортник Либерти, забитый смоляными наборчиками до отказа! Одним словом, моя аллергия сказала: «позвони другу» и в деле обработки немилосердной западно-германской смолы я обратился к своему коллеге Роману Воробьеву. Он же выполнил сборку. Ну а я доработал и исправил кое-какие мелочи. Была мысль сделать танкетку взорванной, как на фото, но недостаток информации и переизбыток лени (каюсь…) сделали свое дело.


Модель до нанесения грунтовки и окраски.

ОКРАСКА
Во время окраски и тонирочки был сделан всего один кадр, когда модель была припылена пигментами Модел.Лаб.
   Что касается окраски, то тут Америк открыто не было. Предстояло окрасить модель в панцерграу и немного ее оттонировать. Особого творческого разбега не предусматривалось, но все-таки, работа была довольно интересной. Алгортим окраски был таким: сначала модель была загрунтована тамиевским аэрозольным грунтом, далее задута в базу тамиевским акрилом XF-24,причем я попытался немного высветлить грани и выступающие части, чтобы «клопик» выглядел чуть интереснее и рельефнее. Грязнить сильно не стал, лишь немного припылил пигментами светлых тонов. К большому сожалению, фото с дерном, застрявшим в гусеницах и грунтом, скопившемся между катками минного трала мне попались когда модель уже была полностью готова и отправилась в частную коллекцию. Иначе, обязательно бы воплотил эти эффекты, чтобы клопик смотрелся поинтереснее. Впрочем, и без этого, банальным его не назовешь )))

   На этом все. Работа над бронеклопом шла очень неспешно в 2015-18 годах. То не было вдохновения, то некогда, то еще какие напасти. За несколько присестов удалось его-таки завершить. В настоящее время модель находится в частной коллекции.
   
   Хочу посвятить эту работу светлой памяти Всеслава Дьяконова - человека, который оставил глубокий след в отечественном моделизме. Он серьезно повлиял на меня, его мнение для меня всегда было важно и с его уходом во мне не стало какой-то частички. Неоднократно мы обсуждали бетонную сущность этого интересного аппарата и именно в процессе работы над этим Боргвардом Всеслава не стало…
   
   Комментарии, замечания и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
   
    Владимир Яшин
    МКС Восточный Фронт
    Новосибирск 2018
    www.genscher-shop.ru
    www.ost-front.ru