САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
1  ноября  2019 г.    Очередной 17-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2019 стартовал.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

Всем удачи!
опубликовано 2019-11-02
другие работы автора  |  обсуждение  
БМ-13-16 на шасси Studebaker US6-U7
Моделист 1:35
Дмитрий Мельников
aka Ditrich
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Кратко о сборке...
   Урожденный ICM в паковке Моделиста достаточно неплохая модель, но со своими проблемами и косяками.
   Модель представляет собой так называемый "ранний" вариант установки на шасси Studebaker US6, с моховиками на правой стороне.
   Студер решил сделать не полноприводным - тип U7, к тому же одноглазым.
   
   Непонятны некоторые моменты:
   1. Почему ICM сделал открытую раму? Подтверждение такого решения, как и его опровержения в хронике мне найти не удалось, но учитывая, что расчет на небольшие расстояния передвигался на установке, как-то не логично получается с точки зрения техники безопасности. Опять же пыль и грязь, которая будет лететь на артиллерийскую часть даже при зачехленной установке. По идее рама должна быть зашита сверху стальным листом по аналогии с ЗИС-6 или машинами с подрамником.
   2. При проектировании фермы ICM явно руководствовался М-13 на шасси СТЗ-5. Но это по идее не нормализированная установка выпуска 1941 года (есть соответствующий шилдик). В моем случае это даже неплохо.
   Еще не совсем понятна хронологическая классификация БМ как таковая.
   Классификацию "раннее-позднее" ввел в оборот Владимир Шевченко в статье «Классика жанра» (БМ-13 на базе «Студебеккера»). Очень полезная и интересная статья. Вот только по хронологии типов установок есть вопросы. На Параде Победы 24 июня 1945 г. установок с правым расположением маховиков, запаской за кабиной, одним глазом и без бирки "Студер" было много и они в строю чередовались с "леворукими" БМ-13НМ (тип 3 по Шевченко). Причем судя по фото "праворукие" это модификация U7 с колесной формулой 6Х4 (без переднего привода).
   Так что, зависело ли расположение маховиков от периода выпуска или от завода изготовителя или типа шасси мне до конца не известно!
   
   "Вооружить" установку решил нестандартно - реактивными снарядами М-20.
   На вооружение РККА этот снаряд поступили в июне 1942 года и являлся единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Вес взрывчатого вещества в его боевой части был увеличен до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг у снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. К недостаткам снаряда относились недостаточная дальность стрельбы (до 5,05 км) и то, что из-за больших размеров снаряды М-20 можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало вес залпа. Поэтому после появления более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 снаряд М-20 был снят с производства. Тем не менее М-20 использовался в войсках вплоть до окончания Великой отечественной войны.
   
   И несколько фотографий использованных в работе.
БМ-13-16 с М-20 в бою

БМ-13-16 с М-20 в бою

М-20 на направляющих крупным планом

М-20 на направляющих крупным планом

Уничтоженная БМ-13 с реактивными снарядами М-20

Уничтоженная БМ-13 с реактивными снарядами М-20

Отсутствие защиты на задней стенки кабины

Отсутствие защиты на задней стенки кабины

   На базовом комплекте ICM проведены небольшие доработки из пластика и разных подручных материалов:
   - доработана фермы в части башмаков крепления пакета направляющих, добавление нескольких косынок, проводка;
   - доработаны направляющие (ручки замков фиксаторов и так, по мелочи);
   - переделана поворотная платформа под ранний вариант (ориентировался на М-13 на базе СТЗ-5);
   - перенес рукоятки механизмов наведения на правую сторону;
   - сделаны новые крылья, шкворневой брус;
   - легкий рестайлинг кабины (морда, капот, решетка), сделана новая бронировка крыши (без задней стенки);
   - рама "зашита" сверху, сделан кронштейн запаски, запаска перенесена за кабину, стйока под аккумуляторный ящик и т.п.;
   - новая балка передних колес для варианта U7, тормозные шланги и прочая "проводка" которой не особо видно;
   - реактивные снаряды М-20 из набора "М-20/6" от MSD-Макет;
   - на бампер накрутил трос, свитый из многожильного провода.
   Из дополнений фара Эльф (в качестве лампочки микро бисер)
   Подробности сборки и доработок на фото
М-20 взяты из набора MSD (Макет) и немного доработаны. Дешево и сердито

М-20 взяты из набора MSD (Макет) и немного доработаны. Дешево и сердито

ферма, добавлены недостающие косынки, заменены стремянки для крепления пакета направляющих,

ферма, добавлены недостающие косынки, заменены стремянки для крепления пакета направляющих,

подъемный механизм сохранил возможность изменения угла возвышения

подъемный механизм сохранил возможность изменения угла возвышения

пакет направляющих, из доработок только ручки замков

пакет направляющих, из доработок только ручки замков

короб подъемного механизма развернут на право, новый винт подъемного механизма из скрепки и самоклейки, фиксаторы фермы открыты

короб подъемного механизма развернут на право, новый винт подъемного механизма из скрепки и самоклейки, фиксаторы фермы открыты

доработанная поворотная платформа

доработанная поворотная платформа

передние колеса с соответствующими изменениями для U7

передние колеса с соответствующими изменениями для U7

проводка фермы

проводка фермы

доработка двигателя...

доработка двигателя...

... правда видно этого не будет

... правда видно этого не будет

передняя балка из запчастей от ТОКОвского ЗИСа

передняя балка из запчастей от ТОКОвского ЗИСа

задняя тележка

задняя тележка

задние крылья

задние крылья

сделал шкворень, сместил при этом его вперед по сравнению с тем, что предлагает производитель

сделал шкворень, сместил при этом его вперед по сравнению с тем, что предлагает производитель

рейка переделана на правую сторону, добавлен кронштейн запасного колеса, переделан аккумуляторный ящик и его крепление

рейка переделана на правую сторону, добавлен кронштейн запасного колеса, переделан аккумуляторный ящик и его крепление

пульт управления огнем, убран лишний речаг переднего привода

пульт управления огнем, убран лишний речаг переднего привода

передняя подвеска, тормозные шланги, рулевая тяга

передняя подвеска, тормозные шланги, рулевая тяга

ступица переднего колеса под U7

ступица переднего колеса под U7

кабина с доработками и новой бронировкой

кабина с доработками и новой бронировкой

разнообразил кабину инструментом (лом и лопата)

разнообразил кабину инструментом (лом и лопата)

Окраска и маркировка
   Не являясь поклонником хименовщины и прочей уайлдеровщины (как не любил в свое время и верлиндевщину), старался к покраске подходить разумно. С одной стороны «монохромный» окрас смотрится скучно и игрушечно, с другой буйство красок контрастного градиента, жесткий обгадинг и задиринг тоже не добавляет реалистичности. Приходится искать компромисс и идти своим путем, комбинирую разные техники)))
   Последовательность следующая:
   - грунт (предпочитаю жидкий Тамия, разведенный родным растворителем);
   - база 4БО (XXL5 Pacific88 осветленный XF-55) и кое-где поддута более светлым оттенком;
   - пыль сильно разведенным тамиевским buff (XF-57) по нижней части кабины, колесам, раме и крыльям, легкая тонировка XF-52 по внутренним углам;
   - глянец с последующим нанесением декалей;
   - пигменты, разведенные в фиксаторе на раму и нижнюю часть днища кабины, крыльев и т.п.
   - точечная смывка жидко разведенным маслом "по мокрому";
   - матовый лак;
   - масленые точки художественным маслом Сонет растушеваны растворителем №4 "пимен" (обычно хватает 4-х цветов - белила, сажа газовая, сиена, умбра жженая, в зависимости от базы может дополнительно использоваться охра или желтая, ультрамарин или изумрудная);
   - сухие пигменты в местах скопления грязи на горизонтальных поверхностях закреплены фиксатором (очень ограниченно):
   - металлики;
   - полуматовый лак;
   - сколы, подтеки и прочие фифекты ЛКП - тоже масло разной консистенции;
   - грифельный карандаш и кое-где растушеванный ватной палочкой.
   
   Снаряды, для разнообразия, решено было сделать в защитной серо-зеленой окраске. Маркировка напечатана на лазерном принтере, использована декупажная пленка FreeDecor.
Результат
   Установка представлена в боевом положении, прицел откинут, замки фиксации фермы в походном положении открыты, сама ферма имеет возможность изменения угла возвышения, одна створка защиты лобового стекла откинута.
Источники информации:
   - Краткое руководство службы "Боевая машина М-13", НКО СССР, 1945;
   - Руководство службы "Боевые машины БМ-13Н, БМ-13НМ, БМ-13НММ", МО СССР, 1974;
   - Краткое руководство "Боеприпасы гвардейских минометных частей", Воениздат, 1948;
   - Широкорад А. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия", Харвест, 2000;
   - Гуров С. "Из истории создания и развития полевой реактивной артиллерии в СССР в период Великой Отечественной войны", DishModels. 2015;
   - Шевченко В. «Классика жанра» (БМ-13 на базе «Студебеккера»), DishModels. 2008;
   - Поликарпов Н. "Катерина Студебекеровна", М-Хобби 10/2009;
   - Шедько Н. "Мечта шофера", М-Хобби 09/2007.
Ditrich@2019