САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
1  ноября  2019 г.    Очередной 17-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2019 стартовал.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

Всем удачи!
опубликовано 2019-11-29
другие работы автора  |  обсуждение  
ЯК-40 «ЛИРОС» СССР-87536 – ЛЕТАЮЩАЯ МЕТЕОЛАБОРАТОРИЯ
MARS Models 1:72
Антон Довбуш
aka АН
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Лет десять назад, а то и еще пораньше, я задумал создать целую линейку самолетов-метеолабораторий. Уже построены Ан-12 «Циклон», Ту-16 «Циклон», а также Lockheed C-130K Hercules W.MK2 «Snoopy». Теперь же к ним присоединился и Як-40 «Лирос» – один из четырех метеорологических Як-40, созданных для научных программ НИИ Госгидрометцентра УССР.
   «ЛИРОС»
   Не многие знают, что еще в 1958 году в степной зоне Днепропетровской области был создан экспериментальный метеорологический полигон Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института (УкрНИГМИ). Одновременно с ним при институте был сформирован также собственный «погодный» авиационный отряд, в состав которого в разные годы входили самолеты-лаборатории на базе Ил-14, Ан-26 и Ан-30. Базируясь в аэропорту Днепропетровска, эти особенные машины в течение нескольких десятилетий регулярно выполняли свои научные полеты в небе над полигоном ради исследования атмосферы, активного воздействия на облачность, мониторинга загрязненности воздуха и других задач.
   В 1980-х годах для нужд НИИ Госгидромета УССР на базе самолета Як-40 был создан ряд новых летающих метеолабораторий, получивших собственные обозначения: «Аква», «Метео», «Шторм» и «Лирос». Они поспели как раз вовремя: в этот период ученых встревожили заметно проявившиеся изменения в климате горной зоны Крымского полуострова. Здесь с начала десятилетия ежегодного фиксировалось уменьшение количества осадков и нарастание засушливых тенденций. Постоянно испытывая дефицит пресной воды, этот регион предстал перед угрозой обмеления или пересыхания целого ряда горных и низинных рек, которые питали его главные водохранилища. Уже к 1985 году степень заполняемости некоторых из них упала до так называемого мертвого объема – минимального уровня воды, при котором эффективность работы водохранилища практически сводилась к нулю.
   В попытке исправить критическую ситуацию УкрНИГМИ организовал и провел долгосрочную летную экспедицию, которая работала в Крыму с 1985 по 1991 годы. В ходе этой научной миссии специализированные самолеты Ил-14, Ан-30 и Як-40 в непростых условиях высокогорного рельефа регулярно бороздили воздушное пространство с целью отработки методов искусственного вызывания осадков, чтобы вернуть прежний уровень полноводности гидросистеме полуострова и предотвратить наступление засухи.
   В результате всех предпринятых усилий к 1997-1998 годам динамика выпадения осадков и наполнения ряда крымских водохранилищ заметно улучшилась. Однако со временем ситуация вновь стала стремительно ухудшаться, а к 2010-2012 году, когда в собственности УкрНИГМИ не осталось уже ни одного «погодного» самолета, вернулась к прежнему критическому уровню, что сегодня ощущается особенно остро.
   С 1987 года и до конца программы в ней принимал активное участие и мой герой – Як-40 «Лирос», борт СССР-87536. Упомянутый выше эпизод является, конечно, всего лишь одним из целого ряда других научных или практических задач, решавшихся при помощи этой интересной машины.
   
   МОДЕЛЬ
   Не могу сказать, что работа оставила чересчур радужные впечатления. По своим достоинствам продукция MARS Models схожа с поздними произведениям Амодела – неплохая геометрия, но довольно спорное качество литья и материала. Больше всего неприятностей доставил чрезмерно мягкий, мыльноватый пластик. Приходилось бороться и с невнятной стыкуемостью, и с недостаточной жесткостью деталей (например, стойки шасси то и дело норовили встать на «полусогнутых»), и с не всегда понятным мне технологическим членением.
   Как обычно, модель окрашена полностью вручную. Исключение составили лишь надпись «Аэрофлот» с фирменной птичкой, да еще бортовые номера, которые выполнены самодельной декой. Прочие технические надписи использовались из набора.
   В зависимости от текущей научной миссии, прототип оснащался различными вариантами оборудования, а соответственно и набор наружных «украшений» раз от раза мог меняться. Это несложно обнаружить на сделанных в различное время фотоснимках реального самолета. Впрочем, моя модель выполнена в варианте «полной экипировки». Здесь технология несложная – всевозможные датчики и антенны изготовлены из металлических трубочек различных диаметров и листового полистирола. Если б не они, работу можно было бы отнести к классической «изкоробке».
   В целом, работа над моделью вызовом не стала – никакого изобретательства не понадобилось, и потому особо удивить зрителя нечем.
   
   ***
   Сменив за свою жизнь десять владельцев, Як-40 «Лирос», в итоге, замер на приколе в аэропорту острова Боракай (Филиппины). Стараниями дайверской организации Boracay Association of Scuba-diving Schools (BASS) 1 марта 2012 года машина была затоплена у островных берегов на глубине 29 метров и стала аттракционом для многочисленных туристов-ныряльщиков. К месту затопления самолет буксировался в полузатопленном состоянии на бочковых понтонах. В ходе погружения лайнер ушел под воду боком, а затем перевернулся на спину. С тех пор впечатляющие останки советского самолета доживают свой век в живописных глубинах межостровного моря Сибуян – бывшая летающая метеолаборатория «Лирос» лежит на дне вверх колесами и, к восторгу аквалангистов, обрастает полипами.
   В небе «Лирос» служил ученым, а в воде – отдыхающим. Но вряд ли они знают, какой необычный самолет был затоплен ради их удовольствия.