САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2020-01-30
другие работы автора  |  обсуждение  
Flakpanzer IV Ostwind
Звезда 1:35
Роман Конычев
aka Romaniak
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Ой налетели ветры злые.
Да с восточной стороны
И сорвали черну шапку
С моей буйной головы.©
    Ветер с востока нагоняемый советскими штурмовиками ИЛ-2 и ИЛ-10 активно доставлял головную боль немецким генералам ибо в условиях отсутствия превосходства в воздухе любой контрудар превращался в избиение наступающих войск. Тем более что немецкая доктрина возлагала ПВО наступающих войск на собственные зенитные средства, а советская сторона на истребители. Именно по этому всю войну ведущую роль в области самоходных зенитных установок оставляла за собой Германия.
   
    Материалов по этой машине довольно мало, часто меньше чем по всяческим вундервафлям и бумажным танкам третьего рейха. Существует с десяток фотографий прототипа и 4 фото трех серийных машин. Но тем не менее их анализ позволяет выявить интересные особенности.
   
   Начнем с мифов: так предполагается что, для серийных машин, в крышу Pz.IV специально для Ostwind был интегрирован погон от башни Тигр диаметром 1900 мм. и из-за башни больших размеров чем на Wirbelwind пришлось передвигать вперед люк стрелка радиста, вровень с люком мех.вода ибо башня мешала открываться люкам . Пошло это из предположений в журнале Nuts & Bolts № 13 о том, что это предположение прямо там и написано. Там же написано, что «была идея интегрировать погон от тигра, но это предложение было отметено почти сразу.
   
    Обратимся к логике, вся прелесть зенитных танков оствинд и вирбельвинд как раз и заключалась в использовании стандартных шасси с минимальным переоборудованием и стандартных зенитных орудий, соединенных через специальную башню. Что в условиях цейтнота промышленности позволяло хоть как то выпускать подобные танки. Вероятно когда создавались чертежи были допущены ошибки и башня была сильно переразмерена , что и привело к предположениям о смещении люка радиста и башни в целом. Так как фото серийных танков сверху нет, то я считаю все это домыслом.
   
   Судя по фото, башни серийных Оствиндов отличались от башни прототипа только в мелочах. Да и размеры башни не больше чем у Wirbelwind отличались только формой из-за иного расположения экипажа в башне. Забавный факт солдаты за характерную форму прозвали башню Wirbelwind «Keksdose» что означает формочка для кекса.
    Чертежи также есть в издании Wydawnictwo Militaria 140 – Flakpanzer но форма и размеры башни там сильно отличаются от приводимого в Nuts & Bolts . Так что эта тема еще не закрыта, по старой моделисткой поговорке -точные чертежи выходят после того как изготовлена модель.
    Так как Ostwind, как и Wirbelwind производился на тех же предприятиях то часть выводов, по крайней мере по шасси, можно перенести и на него. Башни устанавливались как на шасси проходивших кап. ремонт танков модификаций G-H так и на новые машины серии J. С машин демонтировался глушитель мотора поворота башни, устанавливалась башня и ящик для запасных стволов. Внутренние переделки были минимальны, выкидывались боеукладки под 75 мм выстрелы и устанавливались ящики под обоймы.
    На Wirbelwind под башней устанавливалась Н образная балка из двутавров на которую передавался вращающий момент от лафета пушки. Таким образом башня вращалась вручную и не сказать, что сильно медленно 28 градусов в секунду. Возможно на Ostwind вращение передавалось на такую же балку, а возможно посредством зубчатой передачи на погон корпуса. Как говорится « Была бы сила, а момент найдется» а в последнем случае плечо силы будет больше и башня должна вращаться легче.
    Цемеррит мог как быть, так и нет. Встречаются фото Wirbelwind и Pz.IV когда стоящие рядом машины одной серии и вероятно из одного подразделения, но на одном цеммерит есть на соседнем полностью отсутствует. Если на исходном шасси был цеммерит то он оставался, если нет то в Остбау Саган (Ostbau-Sagan) не восстанавливался.
   Тем более к концу 44 года его нанесение было отменено. Серийно Ostwind начали строить с ноября 44, хотя прототип был изготовлен в июне. Также судя по фото танки заново окрашивались и наносился единый камуфляж для корпуса и башни.
   Сколько было изготовлено сказать сложно, по воспоминаниям непосредственного руководителя работ лейтенанта графа Ганса Кристофа фон Шерр-Тосс было изготовлено 40 машин, из армейской статистики на март 45 можно почерпнуть сведения о 7 принятых машинах. (Михаил Барятинский в издании «Средний танк Pz. IV» склоняется к последнему). Боевые действия отследить проблематично так как в сводках о наличии техники в войсках часто просто писалось Flakpanzer IV не уточняя, какая именно машина, может Вирбельвинд, может Оствинд, а может и Мебельваген. Все они подпадают под определение флакпанцер 4.
   Малое количество фото этих танков можно объяснить тем, что большая часть флакпанцеров была задействована на восточном фронте, а у советских солдат фотоаппарат в 40е годы был роскошью.
   
На фото №1 сделанном в Берлине с трудом можно опознать Оствинд башня которого развернута вправо, какие либо еще выводы сделать невозможно, разве что о форме пятна камуфляжа, также видны какие то надписи на башне.

На фото №1 сделанном в Берлине с трудом можно опознать Оствинд башня которого развернута вправо, какие либо еще выводы сделать невозможно, разве что о форме пятна камуфляжа, также видны какие то надписи на башне.

тоже фото. чуть увеличенное

тоже фото. чуть увеличенное

Фото № 2 и 3 сделаны в Чехии в местечке Нове –Бенатки.<br />

Фото № 2 и 3 сделаны в Чехии в местечке Нове –Бенатки.

<br />


   Фото № 2 и 3 сделаны в Чехии в местечке Нове –Бенатки.
   Это наиболее интерсные фото так как один танк сфотографирован с разных ракурсов.
   Видно отличие серийных танков от прототипа. Так на башне установлены отражатели защищающие погон башни от малокалиберного оружия. Это сделано по результатм боевого преименения прототипа в Арденской наступательной операции. Действительно очередь из пулемета 25 мм броню врядли пробьет но среикошетив заклинит погон башни. На фотографии прототипа сверху отчетливо видно как близко передние скулы башни подходят к погону. Так что все логично.
   Также на башне можно рассмотреть П образные скобы для крепелния тента на башню защищающие экипаж от дождика, снега и цветочных горшков бросаемых рассержеными чешками))). Видны и скобы или крюки для подьема башни (как же на прототипе без них обходились?) форму их понять сложно.
   Еще одним отличием серийных машин был более низкий ящик для запасных сволов установленный по правому борту машины.На протипе он доходил почти до крыши боевой рубки на серийных машинах едва до половины.
   
   Шасси можно уверенно отнести к модификации G об этом можно судить по форме катков, ведущему колесу и заглушке установленной вместо антенны. У модификации G антенна находилась по правому борту около стрелка радиста, на последующей модификации H антенна была перенесена на корму танка по левому борту. Эту же переделку пришлось провести и на данной машине так как место под антенну было занято ящиком. Малый глушитель снят, отверстие выхлопной трубы заглушено.
   Машина несет следы ремонта два задних поддерживающих катка цельнометалические, запасные опорные катки закрепелны на корме танка на скобах подобно Мебельвагену. Видимо стандартный ящик для катков был уничтожен огнем, благодаря которому танк и попал на кап.ремонт. На машине просматривается цеммерит.
   
Фото № 4 сделано около Праги.

Фото № 4 сделано около Праги.

   Фото № 4 сделано около Праги.
   Танк не несет цеммерита, шасси модификации J об этом можно судить по отсутсвующему смотровому прибору стрелка радиста, изгибы гусеницы говорят о трех поддерживающих катках как на поздних машинах серии J. На рубке видны эрзац скобы на лобовой броне вместо стандартных крюков по бортам. Такие скобы встречаются на серийных танках.
   На борту виден низкий ящик для запасных стволов.
   На башне видны скобы для тента и подъема башни и защита погона. Что интересно у пушки снят пламегаситель. Башня повернута вправо, люк двигателя открыт.
   
   
   О моделях:
   Насколько я знаю широко распространены модели Ostwind трех фирм Звезда(Italeri) , Trumpeter и Dragon на основе первой я и создавал свою модель, о двух других могу судить по сообщениям из форумов и интернета.
    Модель Звезда(Italeri) представляет собой модель прототипа Ostwind, надо только покрыть ее цеммеритом. Геометрически шасси хорошо ложится в чертежи, хотя и имеет ряд технологических упрощений так и откровенных ошибок.
   Модель Trumpeter тоже копирует прототип но уже на гораздо более подробном уровне.
   Так в модели полностью воспроизведен интерьер Pz.IV, все люки открываются, траки имеют полый П образный гребень, башня предлагается из пластика и фототравления. Но модель имеет и комплект недостатков. Так верх корпуса имеет неверные размеры смещение порядка 1.5 мм, вроде не сильно заметно, но с установленной башней люки двигателя не открываются, вероятно башня переразмерена. В модели Звезды при повороте башни вправо люки можно открыть. В ходовой части есть детали позволяющие собрать поздние модификации шасси, да и траки имеют шевронный рисунок опорной поверхности, который характерен для поздних H и J. На прототипе рисунок другой. Корма корпуса характерна для поздних машин серии Н, а бронировка бортовых передач для модификации G .
   На машинах серии Н и позже ставились коробки передач от Pz. III и имели другую форму. В общем тот еще винегрет.
   Шасси прототипа "Ostwind" №83898 выпущено было фирмой Kroupp-Grusonwerk в мае 1943г. что соответствует модификации G.
    В установке зенитки Flak 43 в башне тоже ошибка она ставится с частью штатного щита слева от наводчика, чего в жизни не было, иначе на фото он бы выступал за броню.
   
    Модель фирмы Dragon пожалуй самая точная из всех, воспроизводит машину на фото №4 . Шасси J , башня с защитой погона и скобами. Низкий ящик для стволов. Правда желая угодить всем они установили запасные катки на корме танка как на фото №2, 3 это пожалуй не верно, штатный ящик будет предпочтительней. Башня ставится на стандартный четверочный погон и люк радиста тоже не передвинут, что подтверждает мои измышления выше.
   
Хорошее фото прототипа.

Хорошее фото прототипа.

Как видно по этому фото . упрощенные скобы для подъема корпуса вполне себе были не редкостью.

Как видно по этому фото . упрощенные скобы для подъема корпуса вполне себе были не редкостью.

   «Ветер, ветер , что ж ты повеваешь
   Стрелы половецкие вздымаешь
   Мечешь их на русские полки» © Слово о полку Игореве.

   
    Теплым майским вечером друг принес мне в подарок модель «Звезды» «зенитный танк Оствинд», я тогда еще пошутил вы с Максом авиацией увлекаетесь, а мне «танкисту» дарите антиавиционное. До этого я собирал подаренный тамиевскийSdkfz7/1 счетверенную зенитку на базе полугусеничника. Модель ждала своего часа пока я реализовывал другие проекты. Но вот настал и ее черёд. Началось как водится со сбора информации. Но несмотря на появившийся к этому времени, в моей жизни, интернет информации было мало и она крайне противоречива. Модели в которой были бы учтены все нюансы и на которую можно было бы равняться тоже не находилось. Тогда я стал изучать все доступные материалы по Pz 4 и флакпанцерам вообще.
    Если честно, то я хотел просто собрать модель из коробки. Это было бы быстрое и гарантированное удовольствие. Но в модельном магазине случайно оказался точеный ствол и мне показалось, что самый заметный «косяк» модели можно исправить, так почему бы не исправить и остальные и понеслася… Получился двухгодичный запил, в процессе, когда руки опускались, успел собрать три танка в 1/72 и один в 1/35.
   
    И простёр Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навёл на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанёс саранчу. ©Библия.
   Панцерфир.
   Недостатки в модели многочисленны как саранча, что для модели разработанной еще в прошлом веке, простительно. Для примера упрощений- в модели Оствид от «Dragon» Kit №6550 домкрат собирается из 7деталей, а домкрат «Звезды» дается одной. Основные переделки и доработки я показал на фотографиях ибо «лучше один раз увидеть…». Но некоторые пояснения придется дать. Танки попадали на изготовление Оствиндовчаще всего после ремонта, почему тогда катки закреплены на кронштейнах на корме? Видимо штатный ящик для катков был уничтожен, раз так в примерно этом месте я изобразил броневую заплату. Ящик для стволов ставится на правый борт и не оставляет места для лопаты, ложемента антенны и домкрата. Так как антенна ставится теперь в корме и не складывается, то ложемент я не делал, а вот крепёж лопаты и домкрата перенес на левый борт. А катки куда? Резина синтетическая и бандаж часто отваливается, так что без них ни как. О позаимствуем у Мебелвагена и поставим на корме! В левой кормовой части борта я «оставил» крепеж для банника 75 мм пушки, ну лень было его ремонтникам срезать.
   
    Вообще при создании облика танка я старался изобразить видимые особенности различимые на фотографиях, что не видно заимствовал с фотографий прототипа.
   При работе очень помогли книги «Военно-техническая серия 121 - Panzer IV и машины на его базе» четыре части и фотографии из других изданий.
   Ходовая часть похожа на себя, я её оставил подвижной. В начале были приобретены наборные гусеничные траки «Academy», но оказалось по качеству они мало отличаются от виниловых к тому же имеют шевронный рисунок на опорной поверхности, что не подходит к выбранному прототипу. Я уже собрался использовать родные, как бонус можно было бы покатать модель по столу. Внезапно я обнаружил, в своем городе, третий по величине модельный магазин в России Моделька63. Где приобрел великолепный смоляные траки от «MasterClub». Они в точности копируют оригинал, остаются подвижными но требуют для сборки большого терпения. Так каждом траке надо досверлить сверлом 0.6 мм отверстия для полупальцев. В гусенице 104 трака и еще около 20 запасных итого 456 отверстий в ручную. Весьма э… медитативное занятие.
   
"Пилите Шура, пилите!"

"Пилите Шура, пилите!"

Смоляные от Мастерклуб  копийнее и после сборки остаются подвижными.

Смоляные от Мастерклуб копийнее и после сборки остаются подвижными.

Я не задрот, я альтернативно увлеченный.)))

Я не задрот, я альтернативно увлеченный.)))

Дорабатывать довольно просто надо входное отверстие расточить примерно в два раза, а выходное оставить исходным (см. эскиз). Тогда ось пулемета будет проходить не соосно яблоку и останется только просверлить отв. прицела.

Дорабатывать довольно просто надо входное отверстие расточить примерно в два раза, а выходное оставить исходным (см. эскиз). Тогда ось пулемета будет проходить не соосно яблоку и останется только просверлить отв. прицела.

   Крепеж шанцевого инструмента -частично фототравление от Pz.IIфирмы «Eduard» (Czechrepublic)), частично самодельный из пивной жести, для большей аутентичности использовалась банка из под чешского пива))). Из жести изготовлены подвижный щит пушки, экраны воздуховодов крепеж шанцевого инструмента и другие детали требующие меньшей толщины чем дает доширакопласт.
   Фара должна быть одна или Bosh или Notek, как я заметил на технике производимой в Чехословакии (мардеры, хетцеры) до конца войны ставились фары Нотек. Если предположить что прототип моей модели был изготовлен после эвакуации предприятия в Теплице то Нотек поставить логично.
   Циммерит имитирован по методу Ильи Переяславцеваописанном в Танкомастере 2/2001, то есть выжигался паяльником прямо по пластику. Не совсем паяльником конечно, использовались обломанные под размер и затупленные лезвия канцелярского ножа прижатые к паяльнику. Получилась довольно мелкая насечка. Были и более грубые варианты нанесения цеммерита, по разным источникам толщина слоя колебалась от 5 до 30 мм. У меня скорее первый вариант, что подтверждается фотографиями.
   Курсовой пулемёт выполнен не верно. Он располагается точно по оси яблока в котором к тому же отсутствует прицел. Дорабатывать довольно просто надо входное отверстие расточить примерно в два раза, а выходное оставить исходным (см. эскиз). Тогда ось пулемета будет проходить не соосно яблоку и останется только просверлить отв. прицела.
   Интерьер в модели представлен крайне скупо, тут я решил немного пошалить и разбавить его деталями от звездовского «Фердинанда» и за одно посадить туда мех.вода из того же набора.На аналогию конечно и не тянет. Но есть и моделисты которые полностью воспроизвели интерьер на италеревской модели, как пример румынский мастер (http://www.cartula.ro/forum/topic/5396-flakpanzer-ostwind).
   
   Башня экстерьер.
   «Кекс доза» доработана отражателями на передних скулах башни их размеры диктовались фотографиями и логикой. Скобы для крепления тента сделаны не из круглого прутка, а из полосок металла аналогично скобам с сохранившегося Вирбельвинда. Также и полосы металла сделаны крюки для демонтажа башни, возможно они были другой конструкции. Точно этот узел не рассмотреть.
   
   Башня интерьер.
   Внутри башни кроме пушки есть еще пара сидений для заряжающих, что довольно богато, у Трумпетера в аналогичной модели вообще хоть шаром покати, только орудие. Я также добавил несколько мелочей: ящик ЗИП, MP-40 и танкофон у наводчика. При сборке между пушкой и передними пластинами образуется заметный зазор я решил не идти по пути господина Вальтера (http://scalemodels.ru/articles/3057-zvezda-1-35-Flakpanzer-IV-Ostwind---vostochnyjj-veter.html ). Пушку я оставил на месте, но удлинил передние пластины изготовив их из доширакопласта они и гораздо тоньше получились. А вот сиденье переднего заряжающего я передвинул на 5 мм вперед. Судя по фото прототипа сверху, голова заряжающего располагалась примерно на том же уровне что и прицел у пушки, сиденье соответственно должно быть на той же оси ))). Заряжающим же называть его не совсем верно из за особенностей Flak43, за обоймой приходилось далеко тянуться через снарядо приемник и до крайних обойм первый заряжающий просто не доставал. Для этого и предназначался третий номер расчета, я бы назвал его подающим. Эх если бы у пушки было ленточное питание то башню можно было бы уменьшить раза в полтора.
   
   Flak 43 была местами доработана по фотографиям, подвижный щит первоначально был изготовлен в точном соответствии с пластиковым аналогом, но потом выяснилось, что верху он должен быть немного короче и при нулевом угле возвышения пушки не торчать над башней, пришлось укорачивать.
   Звезда дает два варианта прицелов Schwebekreisvisier 30/38 (такой установлен на прототипе две трубки с блендой) и Flakvisier 40/40A (эдакая коробка). Первый предназначался в основном для стрельбы по наземным целям и представлял собой простую оптику.
   Второй же позволял вносить поправки на скорость и высоту цели и автоматически выставлять упреждающую марку. Для внесения всех этих данных требовался специальный человек и справа от наводчика на обычных Флаках даже было специальное сиденье. Я решил поставить второй вариант, согласно основному предназначению зенитного танка, но он был сильно упрощен и доработан по фото.
   
   При сборке корзины для гильз не стоит пользоваться прилагаемыми в инструкции шаблонами, они меньше чем надо. Верхняя часть оставлена без сетки, мне кажется, так будет проще вытаскивать отстрелянные гильзы. Сами гильзы могли изготавливаться из латуни или из стали, поэтому не удивляйтесь разному их цвету. Сами снаряды были либо осколочными, либо бронебойными. Но у бронебойных совсем другая более затупленная форма, если захотите добавить их в боекомплект то можно воспользоваться снарядами от противотанковой пушки. Осколочные снаряды имели желтый корпус и стальной взрыватель. На них было по два медных пояска, нижний запрессовывался в гильзу, а вот второй пришлось дорисовывать.
   
как видно по фото прототипа , голова подающего ровно на против прицела. <br />(прицел кстати  Schwebekreisvisier 30/38  т.е. годится по стрельбе по наземным объектам.)

как видно по фото прототипа , голова подающего ровно на против прицела.
(прицел кстати Schwebekreisvisier 30/38 т.е. годится по стрельбе по наземным объектам.)

вот по этому я и подумал что мех.вод. сидит под люком.

вот по этому я и подумал что мех.вод. сидит под люком.

три флакпанцер 4. выбери любой по вкусу)))

три флакпанцер 4. выбери любой по вкусу)))

Оствинд как видно один.

Оствинд как видно один.

   Окраска мне не очень удалась, тем более что подобный камуфляж я делаю впервые. Форму пятен старался изобразить согласно фотографиям. Использовались акрилы Звезды, тамия, Ревел и акан.
   
   Немного о хлебе насущном.
   Нельзя сказать, что вопрос финансов в деле моделизма играет последнюю роль. Сделать самостоятельно можно что угодно, но времени на это уйдет гораздо больше чем накопить на готовое изделие. Приведу смету: модель Оствинд от звезды -700р, ствол -250р, траки -800, фототравление 450. Итого-2200 . Модель Оствинд от Dragon в моем городе стоит 2600. Она и точнее и включает фототравление. Так что придется признать, что за модели просят соразмерные деньги.
   
   Рюшечки.
   Когда долго работаешь над моделью, хочется её украсить, нарядить, добавить какую ни будь фишку для индивидуального восприятия. Как ребенка на выход собирать.
    На люк радиста я бросил книжку с закладкой. Хотелось напечатать название «Похождения бравого солдата Швейка», но в таком масштабе надпись получалась не читаемой. Дополнил внешнюю обвеску канистрой для воды с прилепленной, неким шутником, табличкой «Shnaps».
   
    Так как шел 1945 год, авиация разгромлена, все устойчивей формируется «немецкий взгляд» на происходящее. То логично на укомплектование экипажа направить зенитчиков люфтваффе с тыловых аэродромов. Так наводчик получил каску с соответствующими декалями.
    Для морально-политической устойчивости в экипаж ввели эсесовца подающего. Сперва я думал сделать его заряжающим, но у него ответственная должность. Надо знать устройство пушки и устранять возможные задержки при стрельбе. А вот подающему особых знаний не требуется, только фанатизм. Само наличие декалей на касках говорит о том, что владельцы их получили до 1940 года. Так сказать ветераны тыла))).
   
   Зонтик сделан из проволоки и фольги, расцветка веселенькая, гражданская. Брошенный зонтик символизирует собой судьбу этого танка. Призванный быть зонтиком ПВО он оказался брошен, из-за отсутствия горючего, на окраине Чешского городка.
   
   Легенда.
   Мне стало интересно почему танк назвали именно «Восточный ветер».
   Не назвали например как серверный ветер «Борей» и не «DonnerWetter» (доннер ветер-плохая погода, иногда выражение используется как ругательство) ))). Может здесь лежит какая ни будь немецкая легенда, но увы точного ответа я не обнаружил, если кто узнает скажите мне. Зато в библии восточный ветер упоминается раз 10 и в крайне негативном смысле.
    О влиянии погоды на человека писал Монтескьё.Прямо утверждая: восточный ветер провоцирует рост самоубийств и способствует революциям.
    Вольтер – говорил, что «не был бы обезглавлен Карл I и свергнут Яков II Стюарт, если бы не «дурное влияние» восточного ветра…».
   Есть над чем призадуматься.
   
   "… Да, скоро поднимется такой восточный ветер, какой никогда еще не дул на Англию. Холодный, колючий ветер, Уотсон, и, может, многие из нас погибнут от его ледяного дыхания. Но все же он будет ниспослан Богом, и когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет."
   
Мех вод должен сидеть сильно ближе к центру. Но с внутренней частью корпуса я не заморачивался.

Мех вод должен сидеть сильно ближе к центру. Но с внутренней частью корпуса я не заморачивался.

Томик Гёте)))

Томик Гёте)))

Канистра шнапса и зонт)))

Канистра шнапса и зонт)))



Увы , увы.... только после изготовления модели я подсчитал что на модели башня должна быть на 5мм ниже при той же ширине.
Но изменять что то было поздно.
   «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.» Уильям Блейк
   
   Литература:
   [armour] - [Panzer Tracts n°12] - Flakpanzer & Flak Selbstfahrlafetten
   6550InstructionOstwin - инструкция к модели Дракона.
   Squadron Signal 6081 - Panzer IV - The Panzerkampfwagen IV Medium Tank 1939-1945
   SSP Armor 2012 - PzKpfw IV
   Walter J. Spielberger - Panzer IV & Its Variants (Spielberger German Armor Series, Vol IV) - 1993
   Wydawnictwo Militaria 140 - Flakpanzer
   Wydawnictwo_Militaria_018_-_Flakpanzer
   Барятинский - Средний танк PzIV - рабочая лошадка Панцерваффе - 2007
   Восточный фронт - Panzer History 18 - Flakpanzer зенитные танки вермахта
   Торнадо - Военно--тех. серия - Panzer IV и машины на его базе номера 118,119,120,121