САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
19  марта  2020 г.    А у нас есть окончательные результаты по авианоминациям конкурса. Мнение компетентного жюри по представленным работам смотрите здесь.

17  марта  2020 г.    Сроки последних двух финальных голосования в фигурно-диорамных номинациях, завершающие зрительские голосования конкурса DiShow-2019, продлены до 22-го марта.
Голосовалки здесь.

17  марта  2020 г.    Приносим извинения всем нашим пользователям за вынужденный двухнедельный простой в работе, связанный с проблемами нашего провайдера. Война собственников в Мастерхосте самым негативным образом сказалась на всех. Чтобы обезопасить себя в будущем мы начинаем думать о смене хостера.
опубликовано 2020-02-24
другие работы автора  |  обсуждение  
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Aero L-39C Albatros
1/48 Trumpeter
Анатолий Величко aka velan
   Питаю определенное пристрастие ко всяким юбилейным, "тайгермитовским" и прочим попугайно-броским раскраскам летательных аппаратов, модели которых с удовольствием собираю. В этом ряду особо можно выделить самолеты пилотажных групп, ибо участие в групповых полетах боевых и учебно-боевых машин призвано показать не их способность носить и применять различного вида вооружение, а способность просто красиво летать.
   
   "Элка" - Л-39 чешского производства это "летающая парта", верой и правдой служила и продолжает служить в нашей авиации. А еще "Элка" непременный участник множества пилотажных групп по всему миру. Одной из самых известных в России является пилотажная группа "Русь". Модель участника именно этой группы мне хотелось собрать давно, но как-то все не доходили руки. Пластик от чешской фирмы МРМ на тот момент был безальтернативнен и оптимизма особо не внушал. По многочисленным отзывам чтобы получить приемлемый результат к нему требовалось докупить дополнительные наборы из смолы. Что сводило весь оставшийся оптимизм к критической отметке. Оставалось одно: уповать на чудо и надеяться на китайцев. Приобрел по случаю очень хорошую декаль как раз на ПГ "Русь". Градус оптимизма подрос и я уже почти собрался заказать продукцию МРМ со всеми сопутствующими причиндалами, как... Говорят чудес не бывает - наверное. Но вот осенью 2017 года на рынке появился набор от китайского Трумпетера Aero L-39C Albatros. И кто бы мог подумать - титульной ливреей у китайской модели оказалась ливрея пилотажной группы "Breitling". После недолгих размышлений - все-таки цена у набора на мой взгляд немного завышена - набор был приобретен.
   Ну а далее начались проверки, промеры и сравнения с различными материалами, к этому времени накопленными в приличном количестве. Нужно сказать, что первое впечатление от китайского пластика было весьма положительным, все-таки это модель нового поколения, разработанная и выполненная на более высоком технологическом уровне. В результате всех проверок выявились и недостатки набора. Куда же без них. Такие недостатки как отсутствие или наличие лишних линий расшивки, лючков и тому подобных вещей я давно уже и за недостатки не считаю. Все они легко исправляются и присутствуют практически у любого производителя. Но вот более серьезные проблемы отметить необходимо.
   
   1. Крыло. Заявленному "насовскому" профилю и его модификациям профиль крыла не соответствует. Кстати, та же проблема и у МРМовского набора. В принципе вылечить можно. Но не нужно, слишком много работы без явного результата. Есть несколько различная информация о размахе крыла самого самолета. В РЛЭ самолета, например, указан размер в 9,12 метра, в сети я встречал размер 9,46 м. Размах крыла модели - 197 мм, что соответствует второй величине.
   2. На закрылках нет дефлектора. Но если не делать закрылки выпущенными, то дефлекторы и не нужны - их просто не видно.
   3. Показалось что фонарь кабины не так сильно "раздут". Да, есть немного, но не критично.
   4. Воздухозаборники. Узковаты по высоте и не такие объемные.
   5. Фюзеляж по миделю при виде сверху уже на 2 мм. Это заметно.
   6. Хвостовая часть и сопло. Здесь видно что эта часть заужена из-за чего все выглядит каким-то худосочным. Этим, кстати, страдают многие модели Трумпетера. Например, МиГ-15 имеет также "худосочный" зад.
   
   Это, пожалуй, все. Наверняка кто-то захочет расширить этот список, но я решил остановиться именно на нем. Пластик был также проверен на практически идентичных проекциях из журналов "Крылья Родины" и "АиВ". Хорды крыла, стабилизатор, взаимное расположение всех основных аэродинамических элементов, положение стоек шасси, фонаря кабины и прочее полностью соответствует графике. Для контроля распечатал графику из какого-то чешского (или польского) журнала. И тут все очень хорошо. По самому пластику много говорить нечего, все как обычно для "трубачей": кое-где есть утяжинки, толстоваты кромки на элеронах и закрылках. Толстовато также стекло фонаря, по всему фонарю и козырьку шов от прессформы.
   
   Резюмируя, можно сказать что в целом набор совсем неплох, а как и в какой мере исправлять недостатки - решение за вами. Я же на примере двух своих моделей покажу как применяя разный подход это сделал я.
   

Aero L-39C Albatros с/н 232152 б/н RA-1039K
   Когда чешская фирма Eduard анонсировала выпуск ограниченным тиражом модель этого красавца с симпатичными дракончиками на бортах удержаться я конечно не смог и тут же его заказал. Хотя наверное стоило немного подождать. Чуть позже чехи стали комплектовать набор той самой уже хорошо известной смоляной фигуркой Путина верхом на медведе.
   
   Внутри оказался (кто бы сомневался) все тот же пластик от МРМ. И несмотря на то, что чехи по традиции укомплектовали свой набор дополнениями в виде смоляных и травленых деталей, я решил для постройки модели использовать набор китайского производителя. Наверное для того чтобы оценить нюансы сборки, понять особенности модели и методику ее корректировки. И чтобы впоследствии применить полученный опыт при постройке более важной как казалось для меня модели "элки" из состава ПГ "Русь".
   
   Сборка началась как обычно с кокпита. Использовались детали из чешского набора. Рассказывать здесь особо нечего, все было достаточно традиционно. А вот далее я решил пойти по более простому пути и исправить недостатки только пунктов 4 и 5 из моего списка. После того как фюзеляж был собран началась собственно корректировка.
   
Рис.1

Рис.1

Рис.2

Рис.2

Рис.3

Рис.3

Рис.4

Рис.4

   Вначале был сделан разрез по клеевому шву на "спине" фюзеляжа и сделана 2-х миллиметровая вставка как показано на рисунке 1. Вставка располагается как раз по миделю - самому широкому месту фюзеляжа. Обратите внимание на нижнюю часть рисунка 2. Там для сравнения показаны воздухозаборники из наборов Трумпетера (слева) и МРМ (справа). Далее были сделаны небольшие надрезы в пластике для того чтобы соединить правую и левую части форкиля и довольно приличные надрезы чтобы соединить обе части грота. Это рисунок 3. Оставшиеся щели аккуратно заполняются обрезками тянутого литника, шпаклюются и шлифуются. Ничего особенного - вопрос техники. На рисунке 4 показано как модифицировались воздухозаборники для придания им объема и небольшого увеличения высоты. Вдоль основания воздухозаборника с обеих сторон были сделаны надрезы практически до конца воздухозаборников. В переднюю часть воздухозаборника с обеих сторон вклеивается полуторамиллиметровая вставка, щели затем заполняются тянутым литником, шпаклюются и шлифуются. Результат на рисунке, справа доработанный вариант.
   
   Дальнейшая сборка, окраска и отделка прошла в штатном режиме, описывать тут также особо нечего. Сделаны выхлоп ВСУ в нижней части фюзеляжа, размечены жаропрочные панели за ВСУ, сделана проводка на стойках шасси. Еще отмечу великолепную декаль, которая не доставила никаких неприятностей. Ну и в результате имеем слегка доработанную модель, получившую определенный объем в центральной части фюзеляжа и уже более похожую на оригинал.
   
   По информации из Интернета самолет несколько лет назад был продан. В настоящее время его владельцем является основатель и генеральный директор крупной французской компании Sparflex Мишель Сутиран - большой энтузиаст и любитель авиации. В 2013 году самолет получил новую регистрацию LX-STN. Сейчас этот борт летает в составе пилотажной группы Patrouille Sparflex, которую Мишель создал в 2014 году. К сожалению (нашему) самолет был перекрашен, дракончики на бортах утрачены. А ведь ходили слухи что на этом самолете катали самого ВВП.
Прототип

Aero L-39C Albatros с/н 433028 б/н RF-49806
   К тому времени, как заканчивалась работа с корректировкой фюзеляжа на первой модели, я решил начать вторую. Тщательно изучив и обмеряв пластик обоих производителей понял, что собирать набор МРМ мне не хочется категорически, а вот использовать его в качестве донора - пожалуйста. Пресловутая жаба была задушена на корню, был приобретен еще один набор от Трумпетера. А идея заключалась в следующем: взять заднюю часть фюзеляжа от МРМ и состыковать его с передней частью китайского набора, тем самым вкупе с воздухозаборниками от МРМ одним махом решить задачу - исправить недостатки пунктов 4, 5 и 6 списка. Результаты промеров обнадеживали - расхождения в размерах моделей лежат в допустимых пределах. К тому же опыт подобной вивисекции - резки по живому - уже имелся, когда я скрещивал при постройке МиГ-15 переднюю часть самолета от Трумпетера и заднюю от Тамии.
   
   Вооружившись резаком я аккуратно отделил по линиям расшивки заднюю часть сначала у китайской модели (рис.1 и 2), а затем точно такую же часть у чешской. Киль и стабилизаторы решил использовать от Трумпетера, поэтому отделил еще и обе половинки киля. Далее были стыковка, выравнивание, шпаклевка и шлифовка. Все тот же вопрос техники. Киль пристыковался без проблем, вот со стабилизаторами пришлось повозиться. Мало того что у китайцев крепление стабилизаторов оказалось не таким как у чехов, но и весьма оригинальным (кстати, неплохим). Правда шов на нижней части заходил прямиком на краешек руля высоты (рис.3 и 4). Но это нас уже как бы не касалось - подгонка шла под посадочное место чешской модели. Добавили еще работы и воздухозаборники. У чешской модели они расчитаны на совершенно плоское посадочное место, а вот у китайцев посадочное место для ВЗ оказалось хитроизогнутым. Пришлось и тут повозиться с подгонкой.
   
   
Рис.1

Рис.1

Рис.2

Рис.2

Рис.3

Рис.3

Рис.4

Рис.4

   Дальнейшая сборка, окраска и отделка прошла в штатном режиме, примерно также как и в первой модели. Сделаны выхлоп ВСУ в нижней части фюзеляжа, размечены жаропрочные панели за ВСУ, сделана проводка на стойках шасси. Единственное различие - планер был полностью проклепан. Декаль неплоха, но на нижней части модели она не использовалась, уж слишком большое полотнище получалось. Все было накрашено по трафаретам. Определенную трудность доставило воспроизведение надписи "РУСЬ" на бортах. Но в конце-концов справился и с этим.
   
   Смотрим что получилось.
  Вот сравнение задней части обеих моделей.

Вот сравнение задней части обеих моделей.

И, согласитесь, верхняя модель на предыдущем фото более похожа на оригинал.

И, согласитесь, верхняя модель на предыдущем фото более похожа на оригинал.

 
   Пилотажная группа "Русь" была основана в 1987 году на базе Вяземского УАЦ. В этом же году было и первое публичное выступление группы. Современную черно-желтую окраску группа получила в 2012 году, к своему 25-летию. А до этого в течении 15 лет группа выступала в ливрее с преобладанием белого, синего и голубого цветов. Это оформление было разработано и выполнено специалистами чешского предприятия Aero Vodochody - создателя самолетов. Эта раскраска также представлена ниже.
   
Прототип

С уважением, Анатолий Величко,
июль 2019