САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2006-12-30
другие работы автора  |  обсуждение  
И снова про "Катюшу"...

Владимир Шевченко
aka VVS
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
И снова про "Катюшу"...
   Говоря о боевых машинах, ставших символом Победы, думается, каждый упомянет легендарную «катюшу» БМ-13. Казалось бы, про нее уже все сказано. Лучше изучен только Т-34. Однако изучение литературы и общение с коллегами-моделистами показало, что не все так гладко. Имеющаяся литература отражает скорее боевое применение машин и их создание. Их же развитие и изменения в конструкции в годы Великой Отечественной и после нее рассматриваются весьма фрагментарно.
   Первые сомнения в идентичности всех установок БМ-13 зародились у меня после покупки «звездовской» модели. Поскольку прототип был доступен мне живьем, я обратил внимание на заметные отличия пусковых «из коробки» и на живой машине. Так я стал собирать материал по этой легендарной машине. Результат (надеюсь, промежуточный) я представляю перед Вами в данной работе. Безусловно, я не претендую на то, что она является полноценным историческим исследованием. Целью моей было скорее систематизировать имеющийся в открытых источниках материал.
   В первую очередь, в данной работе рассматривается эволюция самой пусковой, но, поскольку не все шасси, упоминаемые в литературе, подтверждены иллюстративным материалом и наоборот, я решил, что и без обзора шасси, на которых устанавливалась «катюша», нам тоже не обойтись.
   
МУ - 1.


Фото 1. Установка МУ-1.

   Требования хронологии отправляют нас к так называемой МУ-1. Пожалуй, что информации по данной машине меньше всего. Первый вариант имел не продольное, а поперечное расположение направляющих. Мне удалось найти всего одну фотографию подобной машины на базе ЗиС-6. В литературе (например, у Широкорада) упоминается, что данная установка поддомкрачивалась, однако на фото не видно ни домкратов, ни их крепления, хотя, конечно качество фотографии оставляет желать много лучшего. В литературе также указывается, что существовал и вариант данной установки на шасси ЗиС-5.
БМ-13 (МУ-2)
   Самая известная и распространенная установка. Многие считают, что существовал только один ее вид. Широкорад указывает два. Я же насчитал как минимум три, да еще и с подтипами.
   
   Вид 1. Ранняя установка, монтировавшаяся на шасси ЗиС-6.
   Ее главной отличительной особенностью является большой угол наклона в транспортном положении и форма рамы, полностью отличающаяся от той, что дают в своих моделях Алан и ПСТ. Особенно хорошо это заметно при сравнении рисунка из руководства службы с рисунком, выполненным по чертежам из МК (на которые и ориентировались производители моделей):
   
   Угол наклона данной установки составлял в транспортном положении 15 градусов. Кроме того, отсутствовал подрамник, и основание установки крепилось непосредственно к раме автомобиля. Ферма имела довольно-таки сложную конструкцию, в которую входило более двух десятков труб, соединенных сваркой на косынках.
   Кроме того, ранние установки отличались направляющими, которых существовало 2 вида. Первый, ранний, тип установки (обозначим его Вид 1А), отличался рельсами без перфорации. Мне удалось найти 2 фотографии подобной машины.
   
  Фото 3.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 4.

 
   Обратите внимание на отсутствие домкратов на данной машине, что идет в разрез с утверждениями в литературе о ее поддамкрачивании. Второй, более поздний, тип (Вид 1Б) установки имел перфорированные рельсы (это было сделано для облегчения конструкции) и домкраты. Именно такие машины и участвовали в Великой Отечественной на ее первом этапе. Существует достаточно большое количество фотографий данной машины, а валкэраунд по ней Вы можете найти по адресу:
   http://www.walkarounds.airforce.ru/auto/index.htm
   Я же остановлюсь на ящиках ЗИП сзади под рамой, которые различались между собой ребрами жесткости. Самым распространенным был ящик с тремя продольными параллельными ребрами, однако существовал вариант с овальной выштамповкой (на фото).
   
   Видимо, отличия ящиков ЗИП вызваны производством машин на разных заводах. Скорее всего, этим объясняются и различия в форме и размерах косынок, скрепляющих трубы рамы. Особенно отчетливо это прослеживается на примере косынки, скрепляющей нижнюю трубу с передним подкосом. Можно выделить также два основных ее вида:
   Полукруглый:
   


Фото 6.
   И трапециевидный:


Фото 7.
   Можно проследить и корреляцию между формой ребер жесткости ящика ЗИП с формой косынки. На машинах с овальной выштамповкой – полукруглые косынки (См. фото 5).
   
   Таким образом, как мы видим, пусковые первого вида отличались собой не только направляющими, но и, в зависимости от завода-производителя различными мелкими деталями.
   
   Удалось найти ряд сведений о монтаже установок данного вида на шасси ЗиС-5. Широкорад утверждает, что подобных машин было сделано около 15 штук. Фотоматериала, подтверждающего существование подобных машин в годы войны, обнаружить не удалось.
   
   
   ВИД 2. Модернизированная ПУ.
   Ряд недостатков ранней конструкции и отсутствие шасси привело к появлению в конце 1941 – начале 1942 нового вида пусковой. В первую очередь изменения коснулись рамы установки, что было связано с установкой ее на трактор СТЗ-5.
   
   


Фото 8.
Фото 9.
   Изменилась сама форма рамы. Так направляющие шли теперь параллельно нижней трубе рамы. Кроме того, был увеличен угол наклона переднего подкоса, что вызвано меньшими, чем у ЗиСа габаритами трактора. Для того, чтобы установка сохраняла продольную жесткость, были добавлены сварные уголки из труб между точкой крепления подкосов к верхней продольной трубе и верхней передней поперечной трубой. Угол минимального возвышения установки стал значительно меньше и, при установке на СТЗ-5, составил 1-2 градуса. Кроме того, было уменьшено и количество труб внутри фермы, что привело к снижению ее массы, вследствие чего стало возможным устанавливать ее на ленд-лизовские грузовики грузоподъемностью 1,5 – 2 тонны. В литературе указывается, что в конструкцию был введен подрамник, однако при монтаже установки на ряд шасси (например, FORD WOT8, он же форд-канадский) подрамник, видимо в целях снижения массы, не использовался.
   Например, на фото 9 Форд, на котором подрамник не наблюдается.
   
   Именно данный вид установки и стал базовым при создании в 1943 году «нормализованной» машины на базе «студера». Впрочем, и на нормализованных машинах сохранялась определенная «вольность» заводов в виде различий в косынках, упомянутая ранее. В данном случае различные виды косынок удобнее привязать к шасси.
   Итак, данный вид устанавливался на:
   
СТЗ – 5 (косынки обоих типов).

СТЗ – 5 (косынки обоих типов).

Студебеккер US-6 (косынки обоих типов).

Студебеккер US-6 (косынки обоих типов).

International m -5 -6 (?)

International m -5 -6 (?)

GMC CCKW 352 (косынки трапециевидные)

GMC CCKW 352 (косынки трапециевидные)

Austin k-6 и k-3 (косынки полукруглые).

Austin k-6 и k-3 (косынки полукруглые).

Шевроле 7107 (7117) (косынки обоих типов)

Шевроле 7107 (7117) (косынки обоих типов)

Ford WOT 8(форд канадский) (полукруглые косынки)

Ford WOT 8(форд канадский) (полукруглые косынки)

Форд-мармон НН6 (косынки трапециевидные)

Форд-мармон НН6 (косынки трапециевидные)

   Наконец, после войны данная ПУ монтировалась на шасси ЗиС-151, ЗиЛ-157 и ЗиЛ131.
  Зил-157.

Зил-157.

ЗиЛ-131.

ЗиЛ-131.

 
   Стоит отметить, что для монтажа «катюш» использовались зачастую не полноприводные варианты шасси. Это касается в первую очередь интера (на всех трех фотографиях в моем архиве машина с балкой). Встречаются и Студеры с GMC с не ведущим передним мостом.
   Кроме того, существует ряд шасси, фотографий «катюш» на которых мне найти не удалось:
   Додж Т-203Б. Рисунок этой машины есть на O5M6.de и в книге «Реактивная артиллерия РККА». Кроме того, данные о том, что были ПУ на шасси Доджа есть и в других источниках. Например, Широкорад ссылается на документ, говоря о том, что данное шасси оказалось ненадежным. Правда это мог быть и не Т-203, а, например, WF 32, поскольку конкретная модификация не упоминается.
   Бедфорд. У того же Широкорада через запятую.
   International K-7. Рисунок на O5M6.de и в книге «Реактивная артиллерия РККА».
   В сводной таблице на rkkaww2.armchairgeneral.com упоминается некий «удлиненный International», правда, возможно, за него был принят ЗиС-151.
   Т-40. Опытная машина.
   Кроме того, в конце 1942 года разрабатывался проект монтажа БМ-13 на шасси ЗиС-42.
   Если у Вас есть фотографии какой-либо из этих машин или еще какая экзотика – пишите на V-Shevchenko@yandex.ru.
   
   Таким образом, данный вид установки стал наиболее массовым и просуществовал до наших дней.
   
   
   ВИД 3. Поздний.
   Примерно с конца 1944 – начала 1945 года на фронтовых фото появляется еще один вид рамы пусковой установки. Условно назовем его поздним. Именно такой вид ПУ дает «Звезда», а вслед за ней «Алан» и ПСТ. Однако подобная ПУ монтировалась в годы войны ТОЛЬКО на шасси «студебеккера».
   
   В целом рама установки практически идентична предыдущему виду, однако существенно отличается ее передняя часть. Во-первых, уменьшен угол наклона переднего подкоса, во-вторых убран уголок сверху, а вместо него добавлен снизу еще один подкос. Кроме того, мне не встречалось установок данного вида, смонтированных на шасси автомобиля без подрамника.
   После войны подобный вид ПУ довольно часто монтировался на шасси ЗиС-151 и ЗиЛ-157. Судя по всему, именно он производился по лицензии, в частности в Польше.
   
   Кроме вышеперечисленных видов существовала БМ-13СН со спиральными направляющими на шасси Студебеккера, зенитная ПУ БМ -13-12 (впрочем, в единичных экземплярах, не подтвержденных фото) и опытная, так называемая «короткая артиллерийская ракетная система (КАРС)», устанавливавшаяся на КВ-1 и Газ-аа.
   Санные, морские и железнодорожные установки я не рассматривал.
   
   
   Необходимо сказать пару слов о послевоенных музейно-памятниково-киношных «мутантах». Поскольку «Катюш» на базе Зис-6 осталось мало, а ставить в качестве памятника иностранный «студер» было не с руки, изгалялись как могли. Самой распространенной «вариацией на тему» стала катюша на шасси ЗиС-5В, например как в Горьком (нижнем Новгороде).
   
   Их было наштамповано чуть ли не больше чем «катюш» на базе ЗиС-5 до войны. Второе место занимают вариации на шасси ЗиС-151, когда на эту машину просто ставилась другая кабина – от ЗиС-5 или Студера.
   Кроме того, существует вариант, когда на чудом сохранившееся шасси ЗиС-6 ставят более позднюю пусковую (правда, мне известно всего две такие машины). Есть и более экзотичные варианты, например, шасси ГаЗ-ААА. В-общем, этот список можно продолжать и продолжать.
Китография.
   Ну куда ж без нее в статье для моделистов. Модели катюш на данный момент выпускаются следующие:
   ЗиС-151 1/35 Звезда, Italeri
   ЗиС-6 1/35 Alan - сплошной косяк, ну, или модель музейной машины
   ЗиС-6 1/72 PST - См. выше
   GMC CCKW 352 PST- См выше, только музейной машины из нее не выйдет.
   Studebaker US-6 PST Ну, если не обращать внимание на качество – наиболее верная модель «катюши» времен ВОВ
   ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131 от ICM – особых нареканий нет, рама поздняя, но и автомобиль послевоенный.
   
   Если же есть желание, то имеются достаточно широкие возможности для конверсий. ЗиС-151 можно без особых проблем перепилить в интер, а угол наклона переднего подкоса изменить, GMC опять таки имеются, из которых легко (относительно) можно сделать и шевроле. В 1/72 имеется Остин, в наборе Аирфикса. Про музейно-киношные чудеса вообще молчу. В-общем, широчайший простор для коллекционирования.
   
   И в заключении хотелось бы выразить огромную благодарность всем коллегам - моделистам, кто помогал мне собирать материал для данной статьи.
   
   
   Использованная литература:
   
   Гук П.П. Комсомольская «Катюша». М., 1972
   Дегтярев П.А. «Катюши» на поле боя. М., 1991.
   Макаров М. Реактивная артиллерия Красной Армии. 1941-1945. М., 2005.
   Прочко Е. Гвардейская «Катюша»//МК 1985, № 4.
   Широкорад А.Б. От «катюши» до «Смерча». Из истории реактивной артиллерии. М., 2005
   Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. Краткий исторический очерк. Минск, 2000.
   
   Интернет ресурсы:
   www.O5M6.de
   www.walkarounds.airforce.ru/auto/index.htm
   www.rkkaww2.armchairgeneral.com
   и т.д.