(голосов: 6 оценка: 10.0)

Вагон на фоне военного вокзала станции Вологда
Как только началась Великая Отечественная война, Вологодский паровозовагоноремонтный завод приступил к формированию военно-санитарных поездов. Первый поезд № 312 вышел в свой первый рейс 26 июня 1941 года. В его коллективе было 75 вологжан - медицинских работников и железнодорожников. За четыре военных года этот поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров - расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам, - и перевез более 25 тысяч раненых. Это был уникальный поезд. За время войны его коллектив внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Наряду с перевязками и уколами для раненых здесь были организованы физиотерапевтические процедуры и занятия лечебной физкультурой. Когда военно-санитарный поезд № 312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь - настолько он был красивым и ухоженным.
В качестве объекта выбран вагон-музей, который располагается в г. Вологда. Работа над моделью продолжалась с перерывами около 8 месяцев. Были использованы такие материалы как: Тамиевский пластик различной толщины (в т.ч. прозрачный), декоративный фетр, пластичная замша и искусственная кожа. Проволока и листовая медь, крепёж от MasterClub. Различные деревянные рейки от СВ модель и профили (прутки) от Тамии. Пластиковые трубки разного диаметра, эпоксидный пластилин. Рельсы от садовой железной дороги и самодельные шпалы. Различный декор и ленты. Тамиевская акриловая краска и лаки, пигменты и смывка. Самостоятельно макетировалась декаль (ультрафиолетовая печать). Цепочка, лаки "Сонет" и масляная краска. Нереальное количество клея для пластика от Тамии, а также "жидкие гвозди" и 7 тюбиков "супер-клея". Рулонная штора. Куча шкурки и сточенных пальцев. Полировочная паста, сломанные ножницы и несколько свёрл. Вагон получился в длину 1 метр и доставил много неудобств при его перемещении, поворотах и переворачивании. Несколько раз были снесены подножки, стоечки, крючочки.
На форуме, в разделе "красный крест" Вы найдёте тему по постройке этого вагона. Там размещено гораздо больше фотографий, чертежей и военных фотографий...
ДЕТАЛИ И СБОРКА
Как и у всех постройка началась с изучения фотографий и чертежей. Выезжал на место в Вологду, где находится этот вагон-музей. Сделал несколько десятков фотографий. Так же достаточно много материала и в интернете по Егорьевскому вагону. Склеил полоски пластика 1,2 мм и разметил элементы рамы вагона.
|
Начал я с пола.... Из Тамиевского пластика 1,2 вырезал полосы 14,4 см и склеил их стык-в-стык (получилось три стыка) без всякого усиления. При такой длине вагона пришлось сделать много полосок из пластика 1,2 мм и 0,5 мм. для изготовления швеллеров. Потом, по чертежу рамы (см. выше) разметил все продольные и поперечные элементы, спланировал подвагонное оборудование и тележки. и приклеил "П"-образный швеллер в необходимых местах. Высота швеллера - 13 мм. После высыхания клея у конструкции появилась достаточно хорошая жесткость.
|
|
Учитывая размер, невозможно сфотографировать целиком не захватив при этом интерьер... Поэтому местами будут обои, стол и творческий беспорядок. Фотографировал и на фотоаппарат и на телефон. И при дневном свете и когда уже совсем поздно, поэтому цвета иногда "пляшут". Фотографии редактировал минимально - обрезка, уменьшение размера до 1024 и небольшое добавление резкости (по 10-ти бальной шкале - 2-3 единицы).
|
К тележкам у меня был особый подход. Узел очень важный с точки зрения нагрузки от корпуса вагона. И сделать прочно, и соблюсти вид...
|
Старался, чтобы всё было точно и самое главное - склеено
|
Сымитировал все уголки и скобы... Собираем рычаги тормоза, направляющие букс и кронштейны крепления тормозных колодок. Зашпиливаем болтами 1,2 мм. Для усиления крепления и опоры тележки, в центральной части собирается конструкция из 4 швеллеров, повернутых друг к другу. Соединил при помощи полосок пластика. В центре подпятник для шкворня. Болты 1, 1,2 мм.
|
Практически готовые тележки. Для букс склеил прямоугольник 11х16 мм и нарезал на болванки 20 мм. после чего придал форму корпуса буксы со скошенным углом для крышки. Крышка буксы из пластика 1 мм. Петли 0,5 мм. Клепка 0,9 мм. Сначала все собрал и просверлил. Потом обработал мелкой наждачкой и заклепал. Так же использовал круглый профиль от Тамии 1 мм. Рессорные пружины из медной проволоки. Стержень 6 мм., на него намотал, развел витки, а потом отпиливал необходимой длины.
|
Рессорный узел достаточно сложный для воспроизводства...
|
Подвеска тоже берет на себя часть веса вагона, поэтому всё должно быть надёжно. Местами усилил пластинами, которых нет на прототипе.
|
Изготовил 40 рессорных полос, соединил из по 5 штук в блоки и приклеил на уголки "овалом". каждую рессору приклепал двумя заклёпками.Технология, по которой я делаю рессоры для любой стройки: 1. замерить лист рессоры; 2. перевести в масштаб; 3. нарезать заготовки, соответствующие масштабной толщины; 4. подобрать предмет (лучше всего стеклянный, или любой другой, который не клеит пластиковый клей) по диаметру (диаметр можно рассчитать при помощи формул хорды); 5. заготовить кусок малярной ленты; 6. клеить полоски пластика быстро и точно; 7. лепим склеенные полоски на ленту и прикручиваем к банке или бутылке; 8. сильно разглаживаем, закругляя вокруг болванки;
9. ждем, пока высохнет...
|
|
Колеса сделал на 3д принтере. Модель у меня получилась ужасная. Принтер напечатал - без слёз не взглянешь. Само колесо было полупрозрачное как "жабо". Применял черный эпоксидный пластилин. Разравнивал сразу с водой. Потом обработал минимально. Получилось лучше, чем печать... Был доволен, как слон...
|
Сборка тормозной рычажной передачи...
|
Собрал подвагонные ящики. Из-за размера не все фото удачные получаются в плане смотрибельности. Что бы влез в кадр приходится фотографировать только вдоль... Посередине вагона, с двух сторон, располагались аккумуляторные ящики. Длина их в масштабе 19 см. Скорее всего внутреннее пространство переделывали для хранения там носилок поскольку везде есть надпись - "для носилок". Для работы - пластик 1 мм, проволока 1 мм. заклепки и болты - мастер клуб.
|
|
Воздухораспределитель Казанцева
|
Из пластика склеил метровые полоски. Разметил и вырезал проемы под окна. Ориентируясь на окна разместил купе, операционную, кабинет и штаб.
|
Из пластичной замши вырезал напольное покрытие.
|
После приклеивания покрасил его красно-коричневым акрилом.
|
В ходе работы с вагоном изготовил в 10 раз больше, чем на фото, реек пропитанных морилкой и покрытых сверху лаком.
|
Двери в купе высотой 10,5 см. Рейка 5х1 мм. Нарезал рейки и приклеил на ПВА поперечины. Клеил на пластике. После несильного высыхания, металлической линейкой, аккуратно сдвинул каждую заготовку. Для изготовления 5 дверей потребуется 10 половинок...
|
Всё та же морилка и лак... В вагоне два вида дверей - открываются в бок (купейные) и обычные. Купейных 5 штук. Полозы крепления закрыты козырьком. Между купе толстый деревянный брус. Использовал квадрат 4х4 мм.
|
После чего отрезал полоску прозрачного пластика от Тамии 0,4 мм. Аккуратно вырезал и вставлял как стекла в нишу без клея. Сверху приклеил заготовленные рамки, но только уже из рейки 4 мм. Получился небольшой выступ 1 мм. Когда будем вставлять окна с внутренней стороны, этот выступ не даст вывалиться окну наружу. А то, что мы сделали каждое окно по трафарету избавит от какой либо подгонки... Для имитации стекол использовал прозрачный пластик от Тамии 0,4 мм. В работе очень понравился. Так же, хорошо полируется полировочной пастой.
|
Все окна пронумеровал и в пакет. Сделал тоже самое и для второй стороны...
|
Книги и журналы... Сначала скачал обложки медицинских изданий той поры. Распечатал в нужном масштабе (11-12 мм) и приклеил на ПВА на деревянную основу. После чего пропилил надфилем торцы для придания формы книги.
|
Книжный шкаф. Пластик, шпон, рейки.
|
Двухтумбовый стол. Стоит в купе-кабинете. Пластик, шпон, рейки. Высота 3,5 см.
|
Изготовил сейф и металлический ящик для вещей и документов. Использовал кусочки старой травленки.
|
В операционной белые трех-этажные лежаки. Длина в масштабе 10,5 см. Делал по фотографиям. Кровати для раненых были съемные по типу носилок. Сделаны из дерева и закреплены на пружины. Позже будут покрашены в белый цвет.
|
Из прозрачного пластика и уголков собрал медицинский шкаф. Уголок от Тамии 3х3 мм. Прозрачный пластик 0,4 мм.Главное ровно разметить и не запачкать стекла клеем... Высота 9,5 см.
|
Операционный стол. Размер 9 см. длина и 4 см. высота. Пластик и круглый профиль для ножек. Проволока 1 мм. для поручня...
|
В Леруа-Мерлен была куплена рулонная штора, которая послужит настенным покрытием. Размечал, резал ножницами и клеил на стены на "жидкие гвозди".
|
Изготовил одеяла - сложил байку вдвое и промазал ПВА. После чего немного разгладил утюгом (без пара)...
|
Внешний вид вместе с подушкой. Матрас и простынь - белый фетр.
|
Изготовил декаль посредством ультрафиолетовой печати на специальной лаковой бумаге.
|
Шпалы пилил электро лобзиком из реек. Длина - 136 мм., ширина 12 мм.
|
Разметил ж.д. путь исходя из эпюры 1800 шпал на один километр...
|
Рельсы хорошо подошли от садовой железной дороги 1/32. Покупал фирму "PIKO" 1,2 метра. Отсоединил пластиковые шпалы и отпилил 1, 11 метра. Подкладки напечатал на 3-D принтере. Костыли - гвозди. Шляпки пришлось сплюснуть с двух сторон. Получилось очень похоже... Между шпалами, для снижения расхода щебня приклеил полоски самой дешевой потолочной плитки.
|
|
Крышу собирал буквально по кусочкам. Тонкими полосками, полосками, загнутыми в кипятке. Просто пластиком. Применялся квадратный профиль 2 мм. и эпоксидный пластилин.
|
Один из этапов сборки. Всё нужно было продумать и спланировать.
|
Получилась заготовка крыши...
|
После всего долгий процесс спиливания и стачивания, шпаклевания и снова шкурка и вода...
|
|
Тамбур. Вы уже поняли, что вагон не совсем стандартный. У него тамбур только с одной стороны, а с другой - торцевые двери, которые ведут сразу в операционную.
|
Собрал воедино трубы и тормозное оборудование.
|
Установил решетки на окна. Таких окон было всего два - это бойлер и туалет.
|
Сделал тормозные рукава. Очень хорошо вписался шнур от компьютерной мышки.
|
Изготовил батарею стульев.
|
Приклеил полки и спальные принадлежности.
|
Из полоски пластика 1,2 мм, по всей длине вагона приклеил прилив крыши.
|
Почти полностью собрал торец вагона со стороны операционной.
|
Немного с другого ракурса...
|
|
Боковая лестница для залезания на крышу вагона. Уголок от Тамии и проволока в оплётке.
|
СБОРКА И ПОКРАСКА
Покраска из аэрографа. Краски Тамия. Смывка и пигменты от MIG. Лак из баллона тоже Тамия.
|
Главное - хороший свет... Очень много "закоулков". Легко можно оставить белые пятна...
|
Снова книжный шкаф, но теперь уже покрашенный.
|
|
Ступеньки и поручни - проволока, крепёж и деревянные рейки.
|
Маски... Вообще и модельного скотча и малярной ленты ушло много...
|
|
Снял маски и покрасил поручни.
|
|
Вывод от титана (печки). Трубы - медь, затирка - эпоксидный пластилин.
|
Приклеил будущую панорамную крышу (её элементы) из прозрачного пластика толщиной 0,4 мм.
|
Сделал дефлекторы. Они оказались достаточно сложной формы...
|
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Приглашаю к обсуждению и комментариям...