САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Вниманию призеров и победителей конкурса DiSHow-2017. Заявки на отсылку наград по итогам конкурса приняты и обработаны. Заказ на изготовление медалей сделан, макеты согласованы. О готовности и отсылке будет сообщено дополнительно. Ориентировочные сроки изготовления и рассылки 2-3 недели.
опубликовано 2006-12-26
другие работы автора  |  обсуждение  
Т-34/76 башня-«гайка» (УЗТМ)
Miniarm 1:35
Всеслав Дьяконов
aka Всеслав
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Т-34/76 башня-«гайка» (УЗТМ)
   Производитель – Miniarm (Таллинн)
   Название – Т-34/76 башня-«гайка» (УЗТМ)
   Масштаб – 1:35
   Каталожный номер - кат.№B35025
   Кол-во деталей – 24 (1 металлическая)
   Цена (Москва) – 890 рублей (www.travlenka.com)
   Т-34 настолько разнообразен, что только из основных его вариаций можно составить приличную коллекцию моделей. Если же вы фанат этого танка – то материала для конверсий и подвариантов вам хватит на многие десятки образцов и годы работы… Производство Т-34/76 велось на семи заводах в течении пяти лет, в условиях войны наблюдались самые своеобразные изменения во внешнем облике – в общем, практически каждый танк обладает собственной индивидуальностью. Что приносит некоторые проблемы моделистам, строго подходящим к копийности – когда образец танка выбран по фото, но имеющийся пластик, мягко говоря, далеко не той модификации… Тогда на помощь должны приходить или умелые руки, или производители афтермаркета (второе вовсе не отменяет первое). Продукт одного из таких производителей мы сегодня и рассмотрим.
   Эстонская фирма Miniarm уже достаточно хорошо известна, как производитель афтермаркета на советские танки (башни, траки, катки), причем продукция отличается высоким качеством литья и повышенным вниманием к копийности. В серии, посвященной танку Т-34, фирма выпустила уже четыре типа башен, одна из которых была предоставлена нам на рецензию.
Немного о прототипе
   В развитии внешнего вида серийного Т-34 1942 год отметился двумя крупными явлениями – появлением шипованного соединения бронелистов корпуса и башни (Сталинградский тракторный завод) и внедрение в производство т.н. «улучшенной» башни-шестиграна, в просторечии именуемой «гайкой», которая была разработана в КБ завода №183 (УВЗ, Нижний Тагил) в ноябре – декабре 1941 года. Первые «гайки» пошли в производство весной 1942 года на УЗТМ (по постановлению ГКО №1459 от 17.03.1942), который начал массово подавать башни с мая месяца, а с июля был подключен и ЧКЗ (постановление ГКО №2120 от 28.07.1942), давший первую продукцию в конце августа месяца. УВЗ начал свое литье с мая 1942 года. Производство башен на заводе №174 (Омск) началось в августе 1942 года.
   Производство литых башен-«гаек» шло на всех заводах по документации, разработанной УВЗ, но тем не менее башни между собой внешне несколько различались.
   Первые «гайки», отливаемые на УЗТМ, лились в составные формы, выполненные методом ручной формовки («составные» формы), это существенно повышало трудозатраты и время на изготовление единицы продукции. В мае месяца УВЗ освоил новую методику, позволившую использовать автоматическую формовку, и с этого момента уверенно наращивал выпуск литых башен. Третьим способом изготовления литых башен стало литье в металлические формы (кокиль), разработанное и примененное на ЧКЗ и затем на УЗТМ. Следует обратить внимание, что производство путем литья в землю (автоматическая формовка) и в кокиль шло параллельно, так же как параллельно УЗТМ, например, выпускал штампованные (знаменитые «формочки») и литые башни.
   Классификация башен-«гаек» - вещь на настоящее время довольно надуманная. Ныне применяющуюся классификацию («с острыми кромками», «с тупыми кромками», «со сглаженными кромками» на нижней кромке башни) придумал Стивен Залога, но она, естественно, не отражает реальные наименования башен, хотя и может быть применена для описательных целей. На самом деле, названием башни следует считать номер сборочного чертежа, по которому она производилась. Классификация по сборочным чертежам пока не введена в научный оборот, но мы надеемся, что издание книги А.Сергеева по этому типу башен исправит данную ситуацию. Пока же следует понимать, что особенности литья зависели, в целом, от того, как именно собиралась литьевая форма и от метода литья, что и породило большое разнообразие литьевых стыков и следов форм в т.ч. и на кромках башен. В ряде случаев литые башни тщательно обрабатывались (в первую очередь это относится к самым первым выпускам и к 1944 году), при этом швы и выпоры формы, а также следы от литниковых прибылей могли удаляться и даже в ряде случаев зашлифовываться (под сборочные места). В период массового выпуска (1942-43гг.) на подобные мелочи не хватало времени.
   Сборочный чертеж, помимо основного номера, содержал также полную спецификацию использованных в нем деталей – поэтому внешне одинаковые литые башни могут быть по комплектации весьма разными, что отображает генезис конструкции «гайки». Основными пунктами данного генезиса стали следующие изменения:
   - первоначально на «гайках» с целью упрощения производства не делались бортовые пистолетные порты. Крыша башни выполнялась единой деталью. Крайний недостаток комплектующих вынудил изначально отказаться от установки прибора наблюдения у заряжающего (соответственно, в башенном листе не резалось под него отверстие). Первоначально использовались старые бронировки перископов (т.н. «стакан»). На самых ранних башнях встречались шестиоконные колпаки вентилятора. Не устанавливался упор лобового щита. Кроме того, самые первые гайки еще не имели обварки по периметру бортовых смотровых щелей – только прорези.
   - уже весной 1942-го года стандартной становится новая бронировка перископов – цельнолитой оголовок, встречающийся в двух немного отличающихся формой вариантах. Новый бронеколпак перископа был поворотным, в отличие от старого. Использовались приборы ПТ-3, ПТ-4-7, в случае нехватки порой ставили командирскую панораму ПТК (по внешнему виду определить тип прибора нельзя, оголовок был стандартным). Стандартом становится привычный четырехоконный колпак вентилятора. С начала лета 1942 года устанавливается упор лобового щита.
   - с августа 1942 года лист крыши башни стал состоять из двух деталей – появилась т.н. «проставка» между люками. Эта съемная деталь позволяла производить в полевых условиях демонтаж ряда крупных узлов (например, передних баков) без демонтажа башни. Сначала эта проставка появилась на штампованных башнях УЗТМ, а к началу зимы – и на литых башнях тоже.
   - с октября 1942 года на башнях появляются поручни для десанта. Причем по фотографиям известно, что на башнях производства ЧКЗ и з-да №174 эти поручни выполнены из цельного гнутого прутка, а на башнях пр-ва УЗТМ – они составные из трех частей (пруток, пропущенный через две проушины). Существовал и третий вид поручня, вероятно, производившийся на УВЗ – через проушины пропускалась дюймовая труба, гнутая из листа (цельнотянутая труба была дороже).
   - во втором квартале 1943 года на башнях появляются бортовые пистолетные порты. В то же время в производство внедряется командирская башенка, и в основном литые башни с пистолетными портами встречаются уже с комбашенкой.
   - летом 1943 года (чертеж утвержден в мае 1943 г.) осуществляется переход на новый вариант крыши башни – с вырезом под установку второго перископа (на командирских машинах) или ложного перископа (на линейных), причем крыша с отверстием под второй перископ характерна в первую очередь для УЗТМ. Ложный перископ обычно представлял из себя просто цилиндрический отрезок трубы. Установку второго перископа иногда осуществляли и в 42-м году, но это было нерегулярным явлением из-за острой нехватки оптики.
   - с середины 1943 года, после введения электроспуска для спаренного башенного пулемета иногда стали встречаться маски без отверстия под прицел пулемета.
   - с началом производства Т-34/85 на башнях Т-34/76 были упразднены рым-болты – вместо них появились унифицированные с Т-34/85 подъемные крюки на бортах башни.
Модель
   Теперь посмотрим, что же нам приготовил производитель.
   В полиэтиленовом пакете с «лепестком» размещаются: инструкция по сборке на небольшом листе бумаги, точеный ствол пушки Ф-34 и 23 детали, отлитые в твердой кремового цвета смоле. Чертежные материалы для мастер-модели предоставил Александр Сергеев, так что вопросов по копийности не возникает – это наиболее точные чертежи на сегодняшний день. Саму мастер-модель выполнил Урмас Плинкнер, достаточно хорошо известный в рунете мастер. Сочетание таких исходников позволяет надеяться на отличную башню.
Основные детали башни

Основные детали башни

Ствол и детали пушки Ф-34

Ствол и детали пушки Ф-34

Мелкие детали

Мелкие детали

Люк крупным планом

Люк крупным планом

   Нам предлагается башня, имеющая проставку между люками, пистолетные порты и трехчастевые поручни, а также «тупые» кромки. Кроме того, существует возможность установить второй перископ – в целом это характеризует башню производства УЗТМ, выпуска не ранее мая 1943 года, вероятнее всего, отлитую в кокильную форму.
   Литье очень аккуратное и чистое, пленочный облой присутствует в нескольких местах, но удаляется очень легко. Отлично передана фактура литой поверхности как башни, так и броневой маски пушки. Выполнены даже характерные следы от срезанных литьевых прибылей на замане башни. Тщательно и правдоподобно выполнены все сварные швы. Особенно следует отметить деталировку люков, на которых полностью воспроизведены упорные скобы, крюк-защелка, замок люка и его запор, расположенный с внутренней стороны. Мелкие детали вообще очень хорошо проработаны, чего стоят одни только поручни – обычно подобные детали приходится выполнять самостоятельно из тонкой проволоки, здесь это излишне. На люках также с внутренней стороны отлит (очень аккуратно) хвостовик торсиона, который помогал открывать люк. Сравнение с фотографиями прототипа показывают полное соответствие воспроизведенных в наборе деталей реальной конструкции люка. При некоторой сноровке крышки люков могут быть сделаны подвижными (правда торсионы придется срезать). Стоит отметить, что крюк-защелка крепится в своих петлях на миниатюрных шпеньках, что также позволяет сохранить его подвижным. Крюков в наборе четыре штуки, а нужны только два, что позволит деталировать еще одну модель. Крышки люков имеют на литниках маркировку – правая (R) и левая (L), отличающиеся направлением торсионов – не перепутайте их при сборке!
   Также в наборе дано пять отличных рым-болтов и два оголовка перископов – тщательно деталированных – от головки регулировочного болта на задней стенке до шести крепежных винтов на основании прибора.
Детали крепежа люков. Также видна проставка и крепеж бронировки перископа.

Детали крепежа люков. Также видна проставка и крепеж бронировки перископа.

Обратите внимание - кроме петель сделан зацеп для крюка-защелки и резиновый амортизатор для упора люка.

Обратите внимание - кроме петель сделан зацеп для крюка-защелки и резиновый амортизатор для упора люка.

Элементы крепления на собственно люке - виден фигурный упор и крюк-защелка

Элементы крепления на собственно люке - виден фигурный упор и крюк-защелка

Сравните с аналогичными элементами на реальном танке ("Снайпер")

Сравните с аналогичными элементами на реальном танке ("Снайпер")

Остальные детали на башне - поручни, колпак вентилятора, рым-болты

Остальные детали на башне - поручни, колпак вентилятора, рым-болты

Башня "Снайпера" другого типа, но элементы - колпак вентилятора, рым-болты, люки - идентичны. Здесь видны защелки люков и хвостовики торсионов в их нижней части.

Башня "Снайпера" другого типа, но элементы - колпак вентилятора, рым-болты, люки - идентичны. Здесь видны защелки люков и хвостовики торсионов в их нижней части.

Здесь хорошо видна лыска на бронировке откатников пушки

Здесь хорошо видна лыска на бронировке откатников пушки

А здесь хорошо видна структура поверхности на литых деталях

А здесь хорошо видна структура поверхности на литых деталях

   У пушки выполнен отдельной деталью казенник – довольно подробный, хотя и оставляющий поле для доработок (отсутствует ограждение казенника, можно и нужно выполнять самостоятельно спаренную шаровую, пулемет, прицел, крепеж пушки по походному и т.п.). Маска пушки и бронировка откатных устройств также выполнены на высоте – сварные швы, мало кем исполняемая лыска на бронировке откатников (служила для расширения зоны видимости прицела орудия) и даже имитация грубой резки кромки листов металла.
   В наборе отсутствует плоская крышка над маской пушки, которую предлагается изготовить самостоятельно из фольги или тонкого пластика (даны размеры детали).
Собранный узел - пушка и маска

Собранный узел - пушка и маска

Казенник со всех сторон

Казенник со всех сторон

   Сборка башни осуществляется на цианакрилате и особых трудностей не вызывает, нужно лишь быть аккуратным при срезке литников и их шкурении, чтобы не попортить структуру брони. При сборке верхней и нижней части башни все-таки остается небольшая щель, которую нужно шпаклевать, а затем зачищать. По месту стыка половин башни как раз проходит литьевой шов – можно попытаться его сохранить, а можно и частично сошкурить – выразительность данного шва на прототипе сильно зависела от качества литья и наличия послелитейной обработки.
   Данная башня может быть использована для конверсии набора Dragon №6205 или «Звезда» №3525, а также старого набора Tamyia.
   Башня в сборе с разных ракурсов
Выводы
   Что мы имеем в итоге? Башня, несмотря на свою довольно внушительную цену, может послужить отличным элементом для конверсии Т-34/76 в машину пр-ва УЗТМ второй половины 1943 года. Ни одна из выпускающихся на настоящий момент в пластике башен-«гаек» (Макет, Звезда, Tamyia) не отображает этого варианта, и все они без исключения уступают в деталировке, качестве проработки и копийности продукту Miniarm. Отличный продукт для фанатов лучшего танка всех времен и народов.
   

   Несколько фотографий башни на собранном корпусе (использован Т-34/76 от "Звезды", кат. № 3525, как характерная уральская машина).

   Автор сердечно благодарит Александра Сергеева и Валерия Стрелкова за консультации по матчасти.

   Модель для рецензии предоставлена фирмой Miniarm.