САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Вниманию призеров и победителей конкурса DiSHow-2017. Заявки на отсылку наград по итогам конкурса приняты и обработаны. Заказ на изготовление медалей сделан, макеты согласованы. О готовности и отсылке будет сообщено дополнительно. Ориентировочные сроки изготовления и рассылки 2-3 недели.
опубликовано 2007-01-21
другие работы автора  |  обсуждение  
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Blackburn & Hawker Siddeley Buccaneer
Последний британский бомбардировщик.
1/48 Airfix
Анатолий Величко aka VelAn

Немного истории

   В 1952 году командование ВМС Великобритании определило требования к новому ударному реактивному самолету морского базирования. Требования эти были весьма жесткими и зачастую противоречивыми. Тем не менее английские фирмы представили на конкурс 12 проектов, в том числе и фирма Blackburn с проектом B.103. В конечном итоге именно проект Blackburn и был реализован.
   
   Успех проекта обеспечили самые новейшие разработки в области аэродинамики. Конструкторы применили систему управления пограничным слоем (СПС), что позволило резко улучшить поведение самолета на малых скоростях. Для реализации требований по необходимости околозвуковых скоростей полета на малых высотах за счет специально разработанных технологий удалось сделать черезвычайно жесткое крыло. Фюзеляж был разработан с учетом "правила площадей", что в свою очередь улучшило аэродинамические качества самолета. Своеобразной платой за это стал довольно уродливый внешний вид машины, однако это имело и свои преимущества. Самолет был оснащен самой современной на тот момент авионикой, и за счет больших внутренних пространств не было никаких проблем с ее размещением как в начале, так и при различных модификациях в дальнейшем.
   
   Самой характерной особенностью стал бомбоотсек весьма оригинальной конструкции. Боезапас, в качестве которого могла использоваться и ядерная бомба, крепился к внутренней стенке створки отсека. Для сброса створка поворачивалась на 180 градусов и боезапас оказывались уже снаружи самолета. Попутно решалась и проблема снижения радиолокационной заметности. Кроме того вооружение могло располагаться на четырех точках подвески. Пушечного вооружения самолет не имел.
   
   Первый полет был совершен в 1958 году, после чего на протяжении ряда лет проводились испытания, устранялись недостатки. В 1960 году самолет получил имя собственное - теперь он официально назывался Buccaneer S.Mk.1 Первые серийные машины стали поступать на флот в 1961-1962 годах. Вскоре самолет получил новые более мощные двигатели, и уже под маркировкой S.Mk.2 продолжил свое совершенствование. Улучшалась авионика, устанавливалось новое, управляемое оружие.
   
   В конце 70-х годов авианесущие соединения королевских ВМС были расформированы, надобность во флотских "Буканирах" исчезла. Их в массовом порядке переводили в подразделения ВВС. Довольно быстро машины прижились и там, с блеском показав свои незаурядные качества. К 90-м годам 20-го века "Буканиры" пришли оснащенные самым современным оружием и авионикой, с очень широкими возможностями боевого применения.
   
   Однако и их дни были сочтены. Постепенно они вытеснялись пришедшими на смену "Tornado". В 1994 году состоялся последний полет строевого "Буканира". Так закончилась более чем тридцатилетняя история очень интересного самолета.
   

Buccaneer S.Mk.2B - XV863

   В качестве прототипа для постройки модели был выбран самолет версии S.Mk.2B с регистрационным номером XV863. Жизнь этого самолета была весьма насыщена всяческими событиями. С момента первого полета в далеком уже 1968 году он стал непременным участником различных научно-исследовательских программ, неоднократно в течении 70-х годов участвовал в средиземноморских и атлантических круизах авианосца HMS Ark Royal, беспрерывно модифицировался.
   
   В 1979 году был модифицирован по стандарту S.Mk.2B, после чего получил назначение в Германию, попутно приняв участие в 1980 году в учениях "Red Flag" на авиабазе в Неллисе, штат Невада, США. В 1984 году вернулся из Германии на родину, снова участвовал в программах AUP (Avionics Upgrade Programme). Наконец, апофеозом многолетней службы стало назначение в начале 1991 году во вторую эскадрилью "Буканиров" для проведения боевых операций RAF в Персидском заливе, операция "Desert storm".
   
   Всего для участия в операции было отобрано 12 самолетов. 2 эскадрильи по 6 машин и две машины в качестве запасных. Перед отправкой в залив все они были перекрашены по специально разработанной схеме.
   
   Кроме того, каждая машина получила уникальный хвостовой код, причем, если выстроить машины в ряд, из хвостовых кодов первой эскадрильи складывалось слово "PIRATE", а из кодов второй - слово "SLOGUN". Наш герой получил код "S". Практически все машины имели характерный "nose art", а после завершения операции все они получили отметки по числу боевых вылетов.
   
   Боевые вылеты "Буканиров" носили в основном ударный характер. Это были точечные удары по одиночным целям и поддержка в качестве целеуказателей ударных миссий эскадрилий "Торнадо". Исходя из этого определялась и загрузка самолетов. Как правило они носили на трех точках подвески ПТБ, контейнер радиолокационной борьбы AN/ALQ-101 "ECM" Pod, контейнер AN/AVQ 23E "Pave Spike" Pod. В зависимости от характера конкретного задания при групповых вылетах на четвертую точку могли подвешиваться ракета класса "воздух-воздух" типа "Sidewinder" или 1000-фунтовая бомба GBU-16 "Paveway II".
   
Наша стихия - скоростные полеты на сверхмалой...

Наша стихия - скоростные полеты на сверхмалой...

Грязный, замызганный...

Грязный, замызганный...

... настоящий трудяга.

... настоящий трудяга.

  А это мы чистенькие и новенькие после перекраски по возвращению из залива.

А это мы чистенькие и новенькие после перекраски по возвращению из залива.

Но вот "ведьмочка", увы, получилась довольно-таки вульгарной :(<br />

Но вот "ведьмочка", увы, получилась довольно-таки вульгарной :(

 
   По некоторым данным активная служба самолета закончилась в период между 1992-м и 1994-м годами. В настоящее время самолет находится на консервации на авиабазе RAF Lossiemouth, Шотландия. Полное его жизнеописание можно посмотреть здесь.
   

Модель

 

   Слабо тлеющее давнишнее желание, а также слухи разной степени достоверности о кончине старинного друга моделиста со стажем - фирмы Airfix подвигли на покупку этой довольно внушительной коробки. И оказалось, что внутри находятся два полноценных набора для постройки двух версий "Буканира": ранней - морской и более поздней - уже сухопутной. Браво Airfix! Этот подарочный набор оказался весьма кстати. А для постройки был выбран сухопутный вариант.
   
   Но пластик фирмы Airfix это... пластик фирмы Airfix. Ни убавить, ни прибавить. Вполне приличное качество, хорошая проработка поверхности, особенно крыла и стабилизаторов. Но это усугубилось очень сильно поведенными половинками фюзеляжа, особенно нижней. В результате фюзеляж склеивался в три приема: сначала носовая часть, затем средняя и, наконец, задняя часть. Крыло было поведено в гораздо меньшей степени, но, тем не менее, для выправления и придания бОльшей прочности пришлось вклеивать в консоли лонжероны. Ну и заодно убрать общую беду большинства производителей - толстые кромки. Не знаю, может мне так повезло с набором, но поведенными оказались даже половинки киля.
   
   Сходимость практически всех деталей очень и очень неважная. Повсеместно для выведения ступенек приходилось использовать шпаклевку. Очень мало расшивки, особенно на фюзеляже и центроплане. Сами линии широкие и довольно глубокие. Пришлось имеющуюся расшивку шлифовать, а недостающую дорезать, ориентируясь на схемы и фотографии.
   
   Деталировка кокпита и ниш шасси оставляет желать много лучшего. Для кокпита использовался великолепный набор от НеОмеги, а в нишах с помощью проволочек была сымитирована различная проводка. Стойки оказались вполне приличными, но проводка была добавлена и на них. Также была переделана фара на передней стойке.
   
   А вот остальная мелочевка: датчики, антеннки, элементы подвески в целом оказались на удивление качественными. Достаточно было лишь немного облагородить их.
   Выбор варианта окраски диктовался несколькими факторами, и одним из них стало совершенно отвратительное качество декали. Жуткое смещение цветов не оставляло декали ни единого шанса. В результате было принято решение использовать один из вариантов заливного "Буканира" с великолепной декали Model Alliance "Gulf War Buccaneers". За что моя особая благодарность Юрию Богачику aka Романыч.
   
   Окраска производилась эмалями Hambrol и Xtracolor. Для отделки применялись гуашь, пастель, лаки Hambrol, металлайзеры ModelMaster и, конечно, футура. На снимках всех машин, побывавших в заливе, видны сильные следы эксплуатации. Что попытался изобразить и я.
   

Заключение

   Черезвычайно интересный самолет, не менее интересный прототип в необычной окраске. Море удовольствия несмотря на довольно серьезные проблемы с пластиком. И конечно же огромное спасибо всем любителям и почитателям "Буканира", которые содержат многочисленные ресурсы по этой замечательной машине. Особенно Энди Уайту, информация с сайта которого позволила узнать много интересного и полезного.
   А также мои благодарности всем, кто помог литературой, расходными материалами. Удачи.
   
С уважением,
Анатолий Величко,
январь 2007.

   Ссылки:
   
   http://www.blackburn-buccaneer.co.uk/
   http://www.blackburnbuccaneer.co.uk/
   http://faaba.org.uk/
   http://www.buccsociety.com/
   http://www.thunder-and-lightnings.co.uk/buccaneer/index.html
   http://www.airwar.ru/enc/attack/bucanir.html
   http://www.airwar.ru/enc/attack/bucanir2.html
   
   HS Buccaneer S.Mk.2 AEROGUIDE #5
   Peter R. Foster "RAF Buccaneer" Ian Allan Ltd. - Aircraft Illustrated Special 1987
   
   Фото с сайтов:
   
   http://www.airliners.net
   http://www.JetPhotos.net
   http://www.AircraftSlides.com