САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Начинаем отсчет до начала нового виртуального конкурса стендовых моделей DiSHow-2018. Подробности здесь.

   Отосланы все заказанные награды победителей и призеров DiSHow-2017. Подробности здесь.
опубликовано 2007-01-22
другие работы автора  |  обсуждение  
ЗИС-5В с 12,7 мм пулеметом ДШК
Звезда 1:35
Александр Леонов
aka Skanderberk
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
За неприхотливость и надежность грузовик получил у фронтовиков ласковое прозвище «Захар»
   Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить “трехтонки” в упрощенном варианте военного времени — модели ЗИС-5В.
   ЗИС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, стал значительно проще базовой модели. Деревянный каркас кабины вместо жести обшивался деревянными рейками; красивой формы круглые крылья уступили место плоским, сваренным из стального листа; рулевое колесо получило деревянную обкладку, вместо двух фар осталась лишь левая, а механические тормоза теперь действовали только на задние колеса. Кузов стали делать лишь с одним — задним — откидным бортом. Но все эти упрощения не означали ухудшения параметров автомобиля. Напротив, он сохранил все те качества, за которые его любили шоферы, хотя, скажем, особым комфортом ЗИС-5В не отличался — был без амортизаторов в подвеске, без обогрева кабины, да и вентиляция осуществлялась через приоткрытое ветровое или опущенные боковые стекла. Поэтому зимой в кабине было холодно, летом — жарко и пыльно. Механические тормоза требовали больших усилий, а эффективность их оставляла желать лучшего. Зато очень важным качеством конструкции являлось то, что большинство из 4,5 тысячи его деталей имели такие пропорции, что сломать их было можно только при очень уж грубом и неумелом обращении. Более того, конструкция “трехтонки” позволяла разобрать машину с минимальным количеством инструмента.
   Особой похвалы заслуживало “сердце” грузовика — рядная “шестерка” рабочим объемом 5555 см3 и мощностью уже 76 л. с. (при 2400 об/мин). Двигатель был надежен и неприхотлив к горючему, отлично заводился зимой, хотя и здесь нужна была сноровка.
   Эксплуатационные качества ЗИС-5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытавшие захваченные “трехтонки”. Они отметили не только простоту и надежность конструкции, а также высокую ремонтопригодность, но и отличную для автомобиля типа 4Х2 проходимость.
   ЗИС-5В в военное время использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе. В послевоенные годы демобилизованная “трехтонка” освоила множество гражданских специальностей. Это были пожарные автомобили, самосвалы, автокраны, мусоровозы, битумовозы и множество других специальных машин. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов. Сейчас их практически не осталось. Один образцово отреставрированный ЗИС-5В, выпущенный в Москве, установлен как памятник на автозаводе имени Лихачева. Всего с мая 1942 г. по май 1945 г. было выпущено около 83000 этих грузовиков.
   Модель сбиралась очень легко, красилась красками «Звезда», Tamiya и «Акан». Использованы дополнительно наборы от Tamiya - Sand bags set (35025), Jerry cans set (35026), мешки баррикадные от «Стакас» и 12,7 мм пулемет ДШК от фирмы «Танк». Вариант окраса и заполнение кузова вымышленное, предположительно ЗИС-5В использовался для обороны на полевом аэродроме.