Алексей Киянов aka Ornst
Флотский бронепоезд «Орджоникидзевец» (Крым, 1941-42гг.)
Краткая историческая справка [1] (с уточнениями автора)
По инициативе железнодорожников станции Симферополь был забронирован паровоз Ов, а на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе к нему изготовили бронеплощадки, вооруженные 85-мм универсальными корабельными орудиями, минометами и пулеметами «максим». Этот бронепоезд, укомплектованный моряками Черноморского флота, командир капитан С.Ф.Булыгин, получил название Флотский бронепоезд «Орджоникидзевец».
К октябрю 1941 года главная полоса обороны на Перекопе проходила по Турецкому валу (длина — до 11 км, высота 10 м и глубина рва 10 м) с 3 линиями проволочных заграждений в 3—5 кольев перед рвом. Вторую линию обороны, удаленную на 20—25 км от первой, составляла сильно укрепленная Ишуньская позиция, имеющая 6 линий окопов, прикрытых проволочными заграждениями. На Чонгарском направлении и Арабатской стрелке было создано до 5—6 линий окопов и траншей с проволочными заграждениями.
24 октября советские войска начали контрнаступление на Ишуньских позициях. Из Севастополя им на помощь выдвинулся бронепоезд «Орджоникидзевец». 24 октября 1941 года «Орджоникидзевец» принял боевое крещение под станцией Ивановка [1] в районе Перекопа (такой станции нет [2], скорее всего Воиновка [3] - прим.автора).
В ночь на 28 октября бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы [1] (такой станции нет, скорее всего станция Курман-Кемельчи [3] - прим.автора) подорвался на минах и сошел под откос. Сняв пулеметы, оставшиеся в живых члены экипажа отходили с боями до станции Остряково [1] (станция на участке Джанкой-Симферополь [2], на картах [3] обнаружить не удалось - прим.автора), где их поджидал бронепоезд «Войковец».
Немцы сумели восстановить один из подбитых советских бронепоездов и использовали его для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка (17 км от Феодосии [3] - прим.автора).
Предполагаемый боевой путь бронепоезда показан на приводимой карте.
Захвачен бронепоезд был в составе: бронированный паровоз серии Ов с трехосным тендером и три, судя по всему построенные по единому проекту, площадки, в том числе: одна с двумя открыто установленными зенитными орудиями Лендера, одна площадка с башенными установками 34-К, и одна площадка с одной башненной установкой 34-К и открыто установленным орудием на штатном лафете с щитом.
Итак, весь представленный ниже ряд фотографий со стопроцентной уверенностью можно рассматривать как изображения именно этого бронепоезда с нестопроцентной уверенность о его точном местонахождении после подрыва на мине. Что говорит в пользу такого утверждения?
Время года, состав вооружения площадок и то, каким образом был поврежден бронепоезд, полностью соотносятся с изображениями (фото 001, 002, 003, 004, 005). Так же в пользу того, что перед нами именно этот состав говорит полное отсутствие пулеметов в амбразурах.
Далее, состав был захвачен немецкими войсками и, скорее всего, мог быть доставлен на станцию Джанкой (примерно 20 км от места крушения) (фото 008, 009, 010, 011а, 011b), где мог пробыть на ремонте и оформлении (учитывая, что захваченный полностью бронепоезд - трофейное имущество и оно должно было пройти определенные процедуры ОКХ, после чего его можно было использовать как "регулярный", данный бронепоезд мог использоваться под каким-либо наименованием (имя военачальника, название города или просто номер захватившей его части) под обозначением "железнодорожного защищенного поезда" (Streckenschutzzug) скорее всего до начала-середины зимы).
После этого состав был отправлен на станцию Владиславовка и последующие фотографии, скорее всего, относятся к зиме – началу весны 1942 года.
В пользу этого косвенно говорит то, что на фотографиях с водонапорной башней (предположительно станция Владиславовка) присутствуют как пейзажи со снегом (фото 017, 018, 019), таки и без (фото 013, 014, 017а), а также позирующие немцы, как в шинелях (фото 015, 016), так и в кителях (фото 011, 012).
Кроме того, видно, что состав применялся по прямому назначению, потому что на фото со снегом сам состав снегом не покрыт, а паровоз стоит «под парами». Впрочем, учитывая большое количество фотографий состава на одном и том же месте в разных климатических условиях, можно предположить и то, что он не двигался с места, а снег просто стаивал, или что фотографии сделаны в некий короткий промежуток времени – осенью и зимой погода меняется быстро, тем более в Крыму (фото 020, 022, 023).
Вместе с тем, говорить о том, что на фото с водонапорной башней именно станция Владиславовка можно было бы при условии, что найдется хоть одно фото, где достаточно отчетливо было бы видно само название станции. Пока что приходится довольствоваться невнятным куском таблички с одной из фотографий (фото 024). Большего пока не дано. Может гении, владеющие фотошопом, смогут расшифровать этот ребус? И еще фото площадки этого же бронепоезда с некоей надписью на борту, к сожалению, малочитаемой (фото 007), а так же не совсем понятно местонахождение состава на фото 006.
Выводы
Думаю, еще одним неопознанным бронепоездом стало меньше, потому как то, что изображенный на всех фотографиях состав – это один и тот же бронепоезд, думаю, ни у кого теперь сомнений не вызывает, а сопоставление фактов боевого пути и фотоматериалов доказывает, что это именно Флотский бронепоезд «Орджоникидзевец».
Всегда рад дополнениям и уточнениям.
Киянов Алексей ака Ornst
Использованные материалы:
1. С.А.Санеев, «Бронепоезда в обороне Крыма 1941 - 1942 гг.», Локотранс
2. А.С.Архангельский, В.А.Архангельский. Железнодорожные станции СССР. Справочник. Том1,2. М., «Транспорт», 1981
3. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР, Воениздат НКО, 1943 стр.27, карта Сталинской Ж.Д.
Все фотографии в течение трех или четырех лет взяты с немецкого аукциона E-Bay.
[с=red]P.S. Данная статья является устаревшей, потому прошу всех, кто прочитал относиться к ней, как к "пробе пера". (автор)[/с]