САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
18  января  2019 г.    
Добавлены еще три голосования. "Флот", "Фантастика" и "What if ...". Голосовалки здесь.

16  января  2019 г.    
На конкурсе начинаются массовые голосования. Сегодня открываем голосования 2-го тура и много финалов. Голосовалки как обычно здесь.
опубликовано 2007-04-02
другие работы автора  |  обсуждение  
Лихорадка сколотой краски

Miguel Jimenez
aka MIG
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Публикуется с разрешения автора.
Перевод с английского aka Eagle852.
   В наши дни, средний моделист обычно считает, что он просто обязан, заканчивая модель, изобразить много сколов краски и царапин, распределенных по всей машине. Основная мотивация при этом заключается в том, что он думает, что если на модели имеются эти отметины, то она выглядит более изношенной и, следовательно, более реалистичной. И тогда этот маленький эффект превращается в безжалостный крестовый поход, который во многих случаях заканчивается лишь большущим пятном облезшей краски, похожим издали на танк, и никак иначе. И, в большинстве случаев, моделист даже не подозревает какой цвет использовать, какие формы воспроизводить и где этот эффект должен быть применен. Этот последний пункт и станет основным ключом к правильному воспроизведению эффекта сколотой краски, более важным, чем простое решение – должны ли мы вообще делать следы облезшей краски на нашей машине или нет.
   Сколы краски подобны годичным кольцам на дереве, по которым можно многое узнать о танке или машине. Мы не должны делать ржавые сколы на люках танка Шерман в рабочем состоянии – потому что при активном использовании членами экипажа они никогда не окажутся ржавыми. Точно также, мы не должны рисовать ржавчину на М113, поскольку его алюминиевый бронекорпус не ржавеет.
   Однако сколы краски возникают не только на ржавых или поношенных поверхностях. Сколы краски могут быть показаны большим количеством способов, например маленькими точками, удлинненными царапинами, закорючками, слоями и т.д. И каждый из этих способов представляет маленький кусочек из жизни данной машины. Таким образом, первая вещь, которую необходимо сделать, правильно продумать именно этот шаг. Мы должны спросить себя: почему мы хотим воспроизвести эффекты облезшей краски, где они будут расположены, и сравнить это все с графическими первоисточниками. Необязательно они должны относиться к одной и той же машине, но они должны быть достоверны. Если мы используем черно-белые фотографии, то возникают проблемы - мы не знаем, какой цвет будет правильным использовать, и смотрим мы на облезшую краску, или грязь, или пятно воды. Только опыт и просмотр достоверных цветных фотографий – например, превосходных фотографий, снятых в ходе операции «Буря в пустыне» – даст нам корректный ответ.
   Многие известные моделисты при создании эффекта облезлой краски полностью следуют рутинной процедуре. Они используют одинаковую, набитую до автоматизма, технику и одни и те же цвета на любых типах машин, без понимания того, что материалы и взаимодействие цветов различны в каждом конкретном случае. Взаимодействие цветов есть влияние одного цвета на другой, которое порой существенно изменяет конечный результат. Например, темно-коричневый скол краски на фоне цвета хаки (olive drab) будет выглядеть почти невидимым, но на машине в пустынной окраске контраст наоборот подчеркнется, и скол будет выглядеть почти черным.
   
   
   На нижеприведенной таблице показаны некоторые примеры наиболее характерных сколов краски на различных поверхностях.
   1. Когда мы хотим имитировать едва различимый скол краски, вызванный вибрациями машины, или небольшую царапину, тогда следует обратиться к самым первичным эффектам шелушения краски. Отсутствует лишь последний (самый новый) слой краски, но голый металл не виден. Когда отсутствуют и предыдущие слои краски, тогда, в большинстве случаев, виден слой грунтовки, которая может быть красного, серого и тому подобного цвета. Машины обычно перекрашивают в один и тот же оттенок цвета (обновляя окраску) и шелушение краски может быть воспроизведено использованием более светлого оттенка базового цвета. Очень легко воспроизводить подобные эффекты, и мы особенно ничем не рискуем, поскольку это очень легко исправляется в случае ошибки. Однако следует тщательно продумать, где рисовать эти эффекты и какие формы они будут представлять. Мы должны избегать регулярных, округлых, однородных и повторяющихся форм. Лучше всего делать несколько маленьких сколов краски вместо одного большого и при этом делать их таким образом, чтобы они всегда соответствовали некоторой структурной особенности машины – ребру, обьему, открывающемуся механизму и т.п. Мы никогда не должны рисовать их на скрытых или защищенных поверхностях, не подверженных эффектам нагревания и трения.
   
   2. Эффект сухого и проржавевшего скола краски - один из наиболее часто используемых и его результаты всегда весьма хороши. Эффект придает машине древний вид, потому что такие следы присутствуют после длительного периода эксплуатации. Оранжевой эмалью мы сделаем некоторое количество сколов краски различных размеров, оживим их тонкими вертикальными линиями в нижней части, которые мы позже растушуем с использованием разбавителя и чистой кисточки. Когда все высохнет, мы нарисуем центральное пятно более темным коричневым цветом, на предыдущем сколе краски оранжевого цвета. Этот пример очень полезен для изготовления неработающей или брошенной машины.
   
   3. Это типичный эффект глубокого отслоения краски, например, вызванного ударом или постоянным трением, и это тот самый эффект, который мы можем наблюдать в пустыне или в России. Это уже старое отслоение краски, по сравнению с теми, что обсуждались выше, и следовательно, мы можем покрыть его пылью или легким слоем грязи. Эффект выполняется обратным образом, по сравнению с предыдущими. Прежде всего, мы наложим темный цвет, и украсим его некоторым количеством маленьких точек вокруг. После этого, и всегда в центре, мы применим светло-оранжевый цвет, но не перекрывая более темный цвет по краям. На пустынном грузовике Шевроле можно увидеть различные примеры подобных сколов краски. Также этот эффект можно выполнить одними темными цветами, как на превращенной в долговременное огневое сооружение (Pill-Box) Пантере – и в этом случае мы получим более старые, все еще мокрые и ржавые следы сколотой краски. Новый и сухой скол краски будет выглядеть оранжевым, а более старый или мокрый будет выглядеть красно-коричневым.
   
   4. Этот пример не является реальным отслоением краски, поскольку он производится трением обьектов о пыльную поверхность. Мы можем представить себе маленькую машину, окрашенную в панцер-грау (Хорьх, например) жарким русским летом. На машине оседает все больше и больше пыли, но вот она вынужденна укрыться в маленьком лесу. Подлесок трется о пыльную поверхность и местами стирает налипшую пыль. Точно также пыль может быть стерта локтями или задницами экипажа машины. Следующий день – и история полностью повторяется. Еще один пыльный день и снова пыль будет местами стираться. Различные слои находятся поверх друг друга, создавая подобие прозрачных пленок. Мы можем имитировать этот эффект используя серую базовую краску и рисуя кисточкой поверх пыли.
   
   5. Облезшие камуфляжные схемы. Многие камуфляжи наносятся во фронтовых условиях. Порой красками хорошего качества, а порой - теми, которые доступны. Эти имровизированные краски обычно не так стойки, как краски, нанесенные на заводе, поэтому они легко отслаиваются. Это очень характерно для машин позднего периода войны или для пустынных и зимних камуфляжей. Мы можем воспроизвести тот же эффект, в варианте №1, используя базовый цвет поверх цвета камуфляжа. В этом примере основной цвет – песочный, в то время как цвет камуфляжа – зеленый. Когда отслоилась зеленая краска, на поверхности появляется предыдущий песочный цвет. Будьте осторожны - эти эффекты должны быть воспроизведены на ранних стадиях покрасочных работ, даже ранее применения фильтров и смывок.
   
   6. И наконец, обычное отслоение краски, которое было широко введено в обиход Дядюшкой Верлинденом в его наиболее активный творческий период. Отслоение краски до металла. Возможно, это наиболее сложный для воспроизведения эффект, поскольку неправильное применение или выбор цвета могут сделать нашу модель похожей на научно-фантастический бронеход 23-го века из Warhammer. Мы снова можем вспомнить М113 во Вьетнаме. В джунглях бронекорпус сильно исцарапан плотной растительностью подлеска. Экипаж все время ездит «на броне», чтобы избежать действия мин, и вносит свою лепту в полировку поверхностей. Мы можем попытаться использовать небольшое количество серебряной эмали Humbrol и смешать его с с капелькой хаки (Olive Drab), после чего прямо нарисовать сколы краски. Результат может получиться весьма эффектным, если способ применяется продуманно, но всегда лучше быть осторожным, нежели перестараться. Мы обязаны идеально отрисовать края скола. Эти зоны имитируют очень тонкие эффекты сколов краски до полированного металла. И помните, что есть очень легкий способ воспроизвести их - при помощи карандаша!

   Мир сколов краски – это широкое поле, и можно посвятить всю свою модельную жизнь их исследованию. Это незначительный эффект, но он придает модели настоящий реализм. Возможно именно это и является причиной того, что эффект так востребован моделистами. Однако, он содержит в себе много больше загадок, чем мы можем себе представить – частенько можно получить лучший и наиболее реалистичный эффект сколов краски по ошибке. Когда мы рисуем сколы на модели, они стремятся увеличиться в размерах, так что очень сложно нанести их соответствующим образом и не потерять контроль. Я рекомендую рисовать основную «структуру» сколов не слишком близко приближая свой взгляд к модели, чтобы вы не потеряли перспективу и масштаб. И только после нанесения основы мы можем начать деталировку эффекта и изготовление маленьких точек вокруг основных сколов краски. В любом случае, не бойтесь делать большие зоны сколов краски. Это очень типично и вы всегда можете скрыть их эффектом пыли. Вы можете увидеть это на фотографиях модели М88. Обратите внимание, как сколы краски вокруг пулеметной башенки, почти закрыты пылью, в то время как другие сколы, ближайшие к наиболее побитым зонам – открыты.
   И последний совет. Всегда начинайте с тщательного изучения реальных случаев – смотрите на гусеничный бульдозер, который работает рядом с вашим домом, на старый дорожный знак, на сколы краски на вашей собственной машине... и если вы внимательно и прилежно их рассмотрите, то вы найдете способ воспроизвести их.
(с)MIG, 2001