САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Вниманию призеров и победителей конкурса DiSHow-2017. Заявки на отсылку наград по итогам конкурса приняты и обработаны. Заказ на изготовление медалей сделан, макеты согласованы. О готовности и отсылке будет сообщено дополнительно. Ориентировочные сроки изготовления и рассылки 2-3 недели.
опубликовано 2007-04-09
другие работы автора  |  обсуждение  
МИГ-29 (9-13)
Academy 1:48
Максим Гуменюк
aka МАХ
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
МИГ-29 (9-13)
   Исходные данные:
   1. Модель Миг-29 фирмы «Academy» (№2116), масштаб 1/48.
   2. Комплект деталей ниш и створок шасси Миг-29 «Aires» (№4188) (смола).
   3. Комплект деталей сопел Миг-29 «Aires» (№4189) (смола).
   4. Комплект деталей кабины, гаргрота и законцовок крыла Миг-29 (9-13) «НеОмега» (смола).
   5. Комплекты наборов фототравленых деталей интерьера, экстерьера и вооружения Миг-29 «Eduard» (№48 429, № FE147, №48 435).
   6. Носовой обтекатель Pisco Models (Linden Hill № PS48002) (смола).
   7. Комплект резиновых колес Миг-29 от «Экипаж».
   8. Комплект металлических ПВД и антенн Миг-29 от «PVD».
   
   Цели и задачи:
   Из всего перечисленного необходимо собрать модель Миг-29 модификации «9-13» максимально похожую на прототип. Модель предназначалась в подарок пилоту, летающему на данном самолете.
   
   
   Точка опоры:
   За отправную точку в плане чертежей были выбраны чертежи из журнала «Злинек». Чертежи эти не безгрешны, но, тем не менее, являются наиболее полными и подробными, на сегодняшний день. Предварительно все необходимые чертежи были увеличены до 48-го масштаба с точностью +/- 0,5мм на линейный размер.
   
   
   Сроки:
   На все про все отводилось три, максимум четыре месяца.
   
   Сразу хочу оговориться, что абсолютно точной модели из академического набора, к сожалению, построить вряд ли получится. Дело в том, что пластик изобилует мелкими и крупными ошибками. Многие ошибки производителя поддаются исправлению, но есть места, которые просто невозможно исправить. Легче сделать некоторые элементы конструкции «с нуля», чем править пластик, но времени на эти исправления уйдет очень много. Будем надеяться, что какая-нибудь фирма выпустит нормальный Миг-29, с минимумом ошибок в геометрии.
   И так. Сроки и задачи оговорены. Комплектация – максимальная на сегодняшний день. Приступаем.
   Я начал с того, что выкинул инструкцию от модели в помойку. Не пригодится она, уж больно много всего переделывать придется, соответственно меняется и порядок сборки, да и половина деталей из комплекта набора использоваться не будет.
   
   Первое, что бросается в глаза при беглом осмотре корейской модели, это практически абсолютно неверная расшивка и огромный уступ за нишей передней стойки шасси. Вот с этого уступа я и начал. В оригинале в этом месте все переходы и сопряжения имеют плавную форму. Об идеальной копийности речи не шло, но попробовать переделать это место возможно. Для этого я распилил нижнюю панель за нишей передней стойки шасси, удалив из этого места как раз этот уступ. Вклеил между концами распила кусок литника, подходящего диаметра и залил все пространство распила эпоксидной смолой (пятиминутка). После высыхания смолы с помощью надфилей разной формы и наждачной бумаги облагородил это место, придав плавные очертания всем сопрягаемым поверхностям. Получилось вполне благообразно, а, учитывая то, что это место в дальнейшем вряд ли будет подробно рассматриваться то и вполне копийно. Параллельно с этой операцией я вырезал переднюю нишу шасси и вклеил на ее место аналогичную деталь из смолы из набора «Aires». На удивление, смоляная ниша встала на свое место без лишних подгонок.
  Так выглядит место за нишей передней стойки после переделки.

Так выглядит место за нишей передней стойки после переделки.

 
   Пока сох клей и смола, на нижней поверхности фюзеляжа параллельно началась работа над верхней половиной фюзеляжа и кабиной.
   Изделия фирмы «НеОмега» в представлении не нуждаются. Все сделано точно, аккуратно и красиво. Из пластиковой кабины модели было удалено все лишнее и смоляная кабина подогнана по месту. Поскольку в наличии имелись фототравленые детали приборной доски и прозрачная пленка со шкалами приборов из набора «Eduard», то было решено скрестить эту приборную доску с деталью от «НеОмеги». С приборки «НеОмеги» скальпелем были аккуратно срезаны все приборы и на их место подогнана «железная» приборка. Все детали кабины красились нитроэмалью и эмалями «Model Master» по стандартной схеме окраски кабины Миг-29. В последствии все детали тонировались «сухой кистью» черной и серебряной краской и покрыты полуматовым лаком.
   
Приборная доска - НеОмега + Eduard.

Приборная доска - НеОмега + Eduard.

Кресло в "ванне" кабины.

Кресло в "ванне" кабины.

Кабина с приборной доской.

Кабина с приборной доской.

Установленная в фюзеляж кабина.

Установленная в фюзеляж кабина.

Как видно гаргрот НеОмеги достаточно точно соответствует имеющимся чертежам.
   Сложнее пришлось с установкой гаргрота. Пришлось соскабливать пластик, как с наружной поверхности штатного гаргрота, так и с внутренней стороны конверсионного смоляного гаргрота «НеОмеги». Стружки было много, но в результате конверсионный гаргрот встал на свое место как влитой.
   Затем я впаял металлические решетки жалюзи из набора «Eduard» на верхнюю и нижнюю поверхности фюзеляжа. Именно впаял паяльником, предварительно аккуратно срезав маленькие обтекатели на верхней поверхности за створками подпитки воздухозаборников. Металлические решетки точно устанавливаются на отведенное им место и осторожно прижимаются кончиком разогретого паяльника. Сначала один уголок, затем другой. И так по всей площади решетки. Главное не перестараться и не «утопить» решетки сильно глубоко. Расплавленный пластик, который вылезет по краям из-под решетки, после остывания, легко срезается острым скальпелем и вся поверхность зашкуривается. При необходимости щели самой решетки углубляются резаком.
   Пока не установлены воздухозаборники двигателей, на нижней поверхности фюзеляжа надо сделать правильную расшивку. Существующую расшивку я залил «Супер Моментом» и после высыхания все зашкурил. Нанести новую расшивку, используя чертежи, не составило особого труда. Так же надо вырезать прямоугольное отверстие под выход ВСУ. Я для этого воспользовался (в качестве шаблона для этого отверстия) деталью (крышкой ВСУ) из набора «Eduard».
   
Впаянная нижняя решетка жалюзи.

Впаянная нижняя решетка жалюзи.

Верхние решетки жалюзи.

Верхние решетки жалюзи.

Расшивка на нижней поверхности фюзеляжа.

Расшивка на нижней поверхности фюзеляжа.

   На верхней половине фюзеляжа так же была почти полностью удалена расшивка и нарезана новая. Если с линиями стыка панелей все достаточно просто – по линеечке, аккуратненько, не спеша, то с нарезанием расшивки люков могут возникнуть неудобства. Я поступил так. Используя чертеж, вырезал люки из тонкого листового полистирола. Получились своеобразные трафареты. И уже по этим трафаретам нанес расшивку люков на модель. Можно делать на одном куске полистирола несколько люков вместе (например, лючки на носовой части левого борта) и привязавшись к одной из линий уже существующей расшивки, наносить их за один прием. Такой метод хорош тем, что можно достаточно точно, за счет эластичности тонкого полистирола, наносить расшивку на криволинейные поверхности.
   Еще два момента, которые надо учитывать на верхней поверхности фюзеляжа. Первое, это не совсем правильная форма наплывов в хвостовой части над двигателями. Обводы этих наплывов при виде сверху в самой широкой части имеют выпуклую форму. Эту выпуклость надо, по возможности, спрямить. И второй момент. На центральной части фюзеляжа, практически на всех моделях (во всех масштабах) и на чертежах показана расшивка в виде параллельных двойных линий. Это не верно. На самом деле это наружние подштамповки. Соответственно никаких линий расшивки тут не должно быть. Я на эти места наклеит полоски тонкого полистирола (шириной 2 мм). После высыхания клея по торцам полосок аккуратно пролил «Супер Моментом». Как только клей высох, с помощью шкурки и фигурных надфилей, зачистил эти места, придав скругленные формы по всему периметру этих подштпмповок.
   
Расшивка на верхней половине фюзеляжа.

Расшивка на верхней половине фюзеляжа.

Расшивка сверху.

Расшивка сверху.

Подштамповки на центроплане.

Подштамповки на центроплане.

Покрашено для выявления мелких дефектов. Краска впоследствии смыта.

Покрашено для выявления мелких дефектов. Краска впоследствии смыта.

   Затем пришла пора заняться воздухозаборниками. К сожалению, сечения воздухозаборников на модели неверны. Исправить этот недостаток, в кратчайшее время и качественно, не представляется возможным. Пришлось оставить как есть, а вот с деталями надо повозиться. Поскольку нижняя поверхность центроплана (из-за переделки места за нишей передней стойки) несколько изменила свою форму, надо нарастить стенки воздухозаборников с внутренней стороны. Я это сделал с помощью листового полистирола 0,8мм. После полного высыхания клея все было вышкурено и нарезана новая расшивка, согласно чертежа. Так же надо немного изменить форму ниши основных стоек шасси в районе первой (большой) створки (в месте ее навески). Тут надо на 2 – 2,5 мм опустить край ниши вниз. Но делать это надо, постоянно примеряя по месту смоляную нишу «Aires», чтобы не переборщить. Я, к сожалению, не смог предусмотреть за ранее это место и на моей модели створка немного не на месте, что впрочем, не сильно бросается в глаза. В месте навески большой створки ниши основных стоек шасси еще надо прорезать места под кронштейны самой створки, примеряя по месту смоляную створку от «Aires» и снабдить эти места маленькими обтекателями. На правом воздухозаборнике надо прорезать отверстие обьединенного дренажа топливной системы(на «9-13», в отличие от «9-12», это отверстие перенесено с левого воздухозаборника на правый) и заклеить изнутри кусочком полистирола. В завершении в воздухозаборник были вклеены предохранительные панели (из набора «Eduard») в закрытом положении. Этот момент оговаривался заранее – все воздухозаборники, основные и верхние, на модели должны быть в закрытом состоянии.
   Теперь пришла очередь смоляных ниш основных стоек шасси от «Aires». Самым нудным занятием, оказалось отпилить от них все лишнее. Уж очень большие поверхности пришлось пилить. Так же пришлось много поработать напильником над верхней поверхностью ниш (с внутренней стороны), подгоняя стыкуемость верхней и нижней половин фюзеляжа. Когда все было подогнано, ниши были окрашены согласно фотографиям. Достаточно сложно оказалось окрашивать шланги и трубопроводы расположенных в нишах. «Aires» постарались на славу и воспроизвели очень точно все внутреннее убранство ниш шасси. Затем я приклеил воздухозаборники на свои места, стараясь как можно точно и аккуратно сделать эту операцию. Поскольку место между воздухозаборниками достаточно неудобное в плане дальнейшей обработки (зачистки, нарезания расшивки и пр.) надо все детали предварительно хорошо подогнать, и убедится в том, что в последствии не придется шпаклевать щели и нарезать в этом месте по новой расшивку. В итоге шпаклевать пришлось только стык между деталями воздухозаборников и капотами двигателей. По завершении покрасочных работ в нишах, они были вклеены на свои места.
   
   Теперь предстоял очень ответственный этап сборки модели – соединить воедино верхнюю и нижнюю половинки фюзеляжа. Если изначально все элементы были аккуратно собраны и подогнаны между собой, то проблем не возникнет. Склеивать половинки фюзеляжа лучше начать с носовой части и постепенно продвигаться слева и справа по периметру стыка, фиксируя склеенные места с помощью струбцинок, прищепок и резинок. И конечно, надо не забыть загрузить носовую часть пластилином и кусочками свинца. Иначе модель будет стоять на «пятой точке». На этом же этапе сборки я приклеил конверсионный смоляной нос и створки воздушного тормоза. Створки воздушного тормоза были приклеены в закрытом положении. Опять таки, этот момент был предварительно оговорен. С детали контейнера тормозного парашюта была срезана крышка, чтобы в дальнейшем быть замененной на новую, большую по размеру и соответствующую чертежам.
Фюзеляж в собранном виде. Вид снизу.

Фюзеляж в собранном виде. Вид снизу.

Фюзеляж, вид сбоку.

Фюзеляж, вид сбоку.

Немного видно нишу шасси.

Немного видно нишу шасси.

Носовая часть. Расшивка восстановлена. Датчик КОЛС срезан.

Носовая часть. Расшивка восстановлена. Датчик КОЛС срезан.

   В носовой части фюзеляжа была срезана со своего места Квантовая Оптико-Локационная Станция (датчик КОЛС), поскольку находится она не на своем месте. В дальнейшем ее надо сместить назад, вплотную к лобовому остеклению фонаря.
   После склеивания верхней и нижней половинок фюзеляжа выяснилось, что наплыв крыла имеет немного неправильную форму при виде сверху. Наплыв имеет не прямую переднюю кромку, как на модели, а хорошо заметный радиус. Пришлось наращивать переднюю кромку с помощью пластика и шпаклевки, и аккуратно выводить надфилем и шкуркой. Так же наплыв имеет неверные сечения в районе кабины пилота, но этот недостаток исправить практически невозможно. Толщины пластика модели не хватает при перепиливании. Так, что это место пришлось оставить как есть, к моему большому сожалению. Завершающим, на этом этапе сборки, было восстановление и нанесение недостающих линий расшивки, и приклеивании на свое место лобовой секции фонаря. Во избежание попадания пыли и краски, кабина пилота и ниши основных стоек шасси (эти элементы конструкции модели уже покрашены) были тщательно закрыты с помощью кусочков поролона, бумаги и Color Stop от фирмы «Humbrol». На лобовую секцию фонаря наложена маска из скоча.
   
Исправленный наплыв.

Исправленный наплыв.

Наплыв не острый. Снято со вспышкой - очень резкие тени.

Наплыв не острый. Снято со вспышкой - очень резкие тени.

Наплывы крыла - теперь правильная форма.

Наплывы крыла - теперь правильная форма.

   Фюзеляж не на долго отложен в сторону, пора заняться крылом и оперением. Первым делом с крыла были отрезаны законцовки и заменены на новые из комплекта набора «НеОмега». Затем аккуратно, с помощью микропилки, были вырезаны элероны. Особенностью конструкции Миг-29 является то, что оба элерона в нейтральном положении отклонены вверх на +5 градусов. Ни на одной модели (во всех масштабах) эта особенность не показана. С крыла была полностью удалена расшивка (при помощи Супер Момента»), чуть изменен профиль носка и сделана тонкая задняя кромка. Затем была нанесена новая расшивка, согласно чертежей. На крыле, помимо просто расшивки, есть еще и небольшие наружние подштамповки. На чертежах, как правило, они не показаны, поэтому тут помогут только качественные подробные фотографии. Делались эти подштамповки с помощью тонкого полистирола и «Супер Момента».
   Еще одной характерной особенностью Миг-29 являются усиливающие накладки своеобразной формы на закрылках и элеронах. Я долго экспериментировал, пока нашел приемлемый способ их изготовления. Накладки наружние и просто обозначить их расшивкой – не прокатит. Оптимальным для их изготовления оказался металлизированный скочь, купленный на ближайшем хозяйственном рынке. Кусок скоча приклеивался, например, на закрылок сверху и снизу в один прием с запасом по всем размерам. Плотно приглаживался к поверхности без пузырьков и прочего мусора. Затем острым резаком все лишнее по контуру закрылка вырезалось и удалялось. Получался блестящий закрылок на пластиковом крыле. Из тонкого полистирола по чертежу вырезается трафарет по форме одной из поверхностей накладки. Трафарет прикладывается к закрылку и плотно фиксируется. Острым резаком (я использовал глазной скальпель) аккуратно по трафарету режется скоч. Лишнее удаляется. Таким способом были сделаны все усиливающие накладки на закрылках и элеронах.
Консоль с новой расшивкой. Верх.

Консоль с новой расшивкой. Верх.

Консоль крыла. Низ.

Консоль крыла. Низ.

Закрылок с накладкой из металлизированного скоча.

Закрылок с накладкой из металлизированного скоча.

   На поверхности Мига практически не видно заклепок, но зато очень хорошо видно головки винтов. Особенно у видавших виды машин. Я решил, что все болты воспроизводить не стоит – модель получится похожей на решето, а вот воспроизвести головки винтов крепления люков и основных силовых элементов будет то, что надо. Головки винтов имитировались накалыванием небольших отверстий с помощью обыкновенной швейной иглы с чуть притупленным кончиком.
   В завершении вся поверхность консолей крыла была отполирована. Вся расшивка была вычищена зубной щеткой и аккуратно пролита очень небольшим количеством дихлорэтана. Это необходимо для того, чтобы растворить возможные мелкие заусенцы на расшивке и удалить мелкую пластиковую пыль из расшивки. Дихлорэтан очень летуч и не успевает оплавить пластик модели. Но помните, дихлорэтан – ЯД! Пользоваться им надо предельно ОСТОРОЖНО!
   
Кили в окончательном виде.
   Вертикальное оперение (ВО) было переделано точно так же, как и крыло. Изменен (увеличен) угол стреловидности килей и форма «пилотки», согласно чертежей. Расшивка перерезана на новую и наколоты головки винтов. Заново сделаны, из тянутого литника и шпаклевки, все антенны на вершинах килей в соответствии с модификацией «9-13».
   Горизонтальное оперение (ГО) так же переделывалось. Уменьшен размах ГО и подправлена форма законцовки. Перерезана расшивка.
   
   Вернемся к фюзеляжу. С помощью шпаклевки и кусочков пластика была подправлена форма нижней створки воздушного тормоза. Приклеены на свои места, ранее срезанные небольшие обтекатели у верхнего ВЗ. Из пластика я сделал небольшие обтекатели на центроплане у гаргрота. Это обтекатели волноводов аппаратуры РЭБ идущих из гаргрота по крылу к антеннам на законцовках крыла. Кстати, это одна из отличительных особенностей модификации «9-13» помимо всего прочего.
   После этого началась «жестянка» - изготовление отдельных элементов конструкции из самоклеящейся фольги. Тут, в отличие от металлизированного скоча, другая последовательность действий. Сначала из фольги вырезается необходимый элемент точно по чертежу, а затем приклеивается на нужное место и тщательно приглаживается. Таким образом были деталированы капоты двигателей, и после установки килей и консолей крыла сделаны небольшие накладные панельки на крыльевых гребнях и воздухозаборниках.
   
Самоклеющаяся фольга в действии.

Самоклеющаяся фольга в действии.

Капоты двигателей в окончательном виде.

Капоты двигателей в окончательном виде.

Кили установлены.

Кили установлены.

Все готово к покраске.

Все готово к покраске.

   После того, как фюзеляж был еще раз проверен на предмет полной готовности, пришло время установить вертикальное оперение. Ничего сложного тут нет, главное точно выдержать угол развала килей. После того как клей высох, с помощью шпаклевки и надфиля была подправлена форма хвостовых обтекателей антенн и прорезаны трапециевидные отверстия под навеску горизонтального оперения. Затем я приклеил консоли крыла, выдерживая угол поперечного «V». Все стыки были как следует прошпаклеваны затем прошкурены и отполированы. На верхнюю поверхность крыла были приклеены крыльевые гребни с блоком выброса пассивных помех. Тут надо учитывать один момент. Место сопряжения крыльевых гребней и форкиля имеет «хитрую» форму. Пришлось вклеить небольшой кусочек полистирола в стык между этими деталями конструкции и поработать шкурочкой. На нижней поверхности в месте стыка консоли с фюзеляжем, почти по всей хорде проходит наплыв. Его я сделал точно так же как и всевозможные наружние подштамповки – из полоски полистирола и «Супер Момента».
   Планер почти готов. Осталось приклеить мелкие воздухозаборники, узлы навески воздушных тормозов, мелкие антенны и детали, а так же установить ПВД. Мелкие антенны были использованы из набора фототравления «Eduard». Антенны собираются из двух деталей – площадки – основания и самой антенны. Так вот, площадки приклеиваются на фюзеляж в нужных местах до покраски, а сами антенны будут приклеиваться и краситься уже после полной покраски модели, на самом завершающем этапе сборки. Так же на свое место был приклеен обтекатель датчика КОЛС, уже вплотную к лобовой секции фонаря. На ПВД, из тонкого полистирола, были сделаны генераторы вихрей. Финальным аккордом по подготовке планера к покраске стало нанесение на капоты двигателей имитации головок винтов, расположенных по периметру капота. Судя по фотографиям, эти винты достаточно крупные, соответственно и делать их надо не иголкой, а маленьким пробойником, сделанным из иглы от шприца подходящего диаметра и соответственной заточкой. Если все сделано правильно и аккуратно, то в итоге получаются маленькие ровные колечки, чуть выступающие над поверхностью капотов.
   
Модель готовая к покраске. Вид сверху.

Модель готовая к покраске. Вид сверху.

Вид снизу.

Вид снизу.

Носовая часть.

Носовая часть.

Хвостовая часть.

Хвостовая часть.

   Еще раз проверяем поверхность модели на предмет выявления мелких царапин и неровностей и можно приступать к покраске. Вся модель была тщательно обезжирена медицинским спиртом и покрыта слоем грунтовки. Я использую настоящий авиационный грунт ФЛ-086. Это жидкость ядовито-желтого цвета. Для модельных нужд эта грунтовка разбавляется обычным 646-м растворителем в пропорции 1 к 10 и тщательно перемешивается, чтобы не было осадка. По прошествии пары часов после грунтовки я покрыл модель первым проявочным слоем светло-серой краски. Я это делаю для того, чтобы выявить все скрытые дефекты поверхности. Хорошо подготовленная поверхность модели залог хорошей финишной покраски. После этого модель отправилась на сутки на полную просушку.
Положен первый, "проявочный" слой краски.

Положен первый, "проявочный" слой краски.

   Пока сох проявочный слой краски я занялся соплами двигателей и пилонами подвески. Штатные сопла модели были заменены на изделия фирмы «Aires». Сопла просто великолепные! Вся деталировка очень ажурная и копийная. Сначала все поверхности деталей сопел были покрыты грунтовкой. Затем алюминием «Model Master» № 1401 Aluminum Plate. После высыхания алюминий был аккуратно натерт ХБ тряпочкой до блеска. И уже по этим блестящим деталям началась «роспись» синей, коричневой и черной красками. Я использую для этого жидко разведенную нитру. Краски надо класть тонкими слоями, чтобы из-под них просвечивал исходный алюминий. После просушки краски в ход пошли пастель светло-серого цвета и пигменты фирмы Tamiya белого цвета. На фото сопел реальных машин, на внутренней их части хорошо заметен белесый налет. Вот эту белесость и надо воспроизвести с помощью пастели и пигментов. Так же в комплекте деталей сопел от «Aires» есть фототравление с деталями стабилизатора пламени форсажной камеры. С ними я поступил совсем просто – ожег на пламени зажигалки. Эти ажурные детали приобрели замысловатый цвет побежалости. Вполне реальный цвет получился без всяких красок.
Окрашенные детали сопел двигателей.

Окрашенные детали сопел двигателей.

Стабилизаторы пламени форсажной камеры.

Стабилизаторы пламени форсажной камеры.

   С пилонами все гораздо труднее. Пилоны из набора модели просто не похожи на оригинал. Не знаю, по каким чертежам и фотографиям их делала «Академия». Пришлось их все разрезать на составные части и с помощью листового полистирола попытаться сделать что-то похожее на правду. За основу были взяты чертежи из «Злинека». Каждый пилон делался в единственном экземпляре. На изготовление трех пилонов ушло два дня. Затем я попросил своих друзей с фирмы «НеОмега» клонировать эти пилоны из полиуретановой смолы. Еще через пару дней несколько комплектов пилонов было готово.
Пилоны. Хорошо видно, что переделывалось.

Пилоны. Хорошо видно, что переделывалось.

Пилоны готовы к клонированию.

Пилоны готовы к клонированию.

Пилоны в окончательном виде.

Пилоны в окончательном виде.

Фото прототипа модели.
   Возвращаемся к покраске планера модели. Проявочный слой высох, никаких особых дефектов выявлено не было. Можно наносить основные цвета. Вариант окраски был выбран заранее – это Миг-29 (9-13) № 29, 4-го Центра Боевого Применения и Переучивания Летного Состава ВВС им. В.П.Чкалова. Сейчас этот самолет окрашен совсем по-другому – в цвета пилотажной группы. Мне же надо было воспроизвести окраску этого борта на момент его строевой службы. Были предоставлены фотографии этого самолета, схемы окраски, оговорены нюансы камуфляжа и тактических обозначений. Огромное спасибо Антону Павлову за предоставленные фотоматериалы по прототипу модели.
   Первым делом я надул белой краской места под тактические полосы и обозначения. После высыхания краски с помощью тонких полосок (ширина 2 – 2,5 мм) не очень липкого скоча (я использую для этого скоч на целлофановой основе) выклеил полосы на фюзеляже и килях и ромб на гаргроте. Свободное пространство на полосах закрыл Color Stop от фирмы «Humbrol». Теперь вся модель задувается светло-серой краской основного цвета. Краски заранее намешано побольше, чтобы хватило и на саму модель и на отдельные детали модели, которые красятся отдельно. После полного высыхания базового цвета, сверяясь с фотографиями и схемами камуфляжа, карандашом были нанесены границы полей камуфляжа и закрашены серо-зеленой краской. Поскольку предполагалось, что все операции по высветлению, старению и пр. будут производиться на модели уже с декалями, то цвета камуфляжа подбирались близкими к заводской свежей окраске.
   Дав просохнуть краскам камуфляжа и нанеся соответствующие маски из скоча и Color Stop, темно-серой краской были покрашены радиопрозрачные элементы конструкции самолета – «пилотки» килей, носовой конус и другие антенны. Так же темно-серой краской были надуты поля на воздухозаборниках под бортовые номера (Раньше, до передачи этого борта в Липецк, самолет нес бортовой номер 54, который сохранился на «пилотках» килей. На воздухозаборнике же старый номер был закрашен темно-серой краской и поверх нанесен новый номер - красный 29). Серебряной краской были задуты панель в зоне среза ствола и пламегасителя пушечной установки ГШ-301, панель жалюзи вентиляции пушечного отсека и «лепестки» над соплами двигателей.
   
После белых полос положен основной серый цвет.

После белых полос положен основной серый цвет.

Поля камуфляжа.

Поля камуфляжа.

Цвет подбирался близкий к свежим заводским цветам.

Цвет подбирался близкий к свежим заводским цветам.

Маски с белых полос сняты.

Маски с белых полос сняты.

Капоты двигателей покрашены в более светлый цвет.

Капоты двигателей покрашены в более светлый цвет.

    Анализируя фотографии прототипа, я обнаружил одну особенность мигов много и часто летающих. Капоты двигателей имеют более светлый цвет, чем основной серый цвет самолета. Как выяснилось, это связано с эксплуатацией и обслуживанием двигателей самолетов. При обслуживании двигателей вне ангаров капоты снимаются и кладутся рядом с самолетом. Поэтому они выгорают больше чем нижние поверхности самолета. Так же капоты чаще подкрашиваются, а в условиях части краску в тон основному цвету подобрать практически невозможно. Так поступил и я, покрасив капоты двигателей в более светлый оттенок основного серого цвета модели.
   Последним штрихом на этом этапе покраски стала покраска черной краской антибликовой полосы перед кабиной и передних кромок на «пилотках» килей.
   
Декаль Linden Hill Decals № 48014 «Lipetsk Top Guns».
   После полного высыхания краски с модели снимаются все маски (кроме фонаря кабины). Можно наносить декали. Чисто случайно, на клубе, была приобретена декаль Linden Hill Decals № 48014 «Lipetsk Top Guns». В этой декали, помимо всего прочего, как раз есть номера на интересующий меня самолет. Правда самолет показан в более поздней окраске, чем мне было нужно – с трехцветными полосами российского триколора вместо белых полос, но бортовые номера и звезды те, что надо. Технические надписи, которыми изобилует Миг-29, были взяты из декали фирмы «Бегемот» №48-003 «Технические надписи самолета Миг-21» и из обрезков других декалей. Всевозможных надписей и спец. обозначений на Миг-29 достаточно много. Надо только запастись хорошими детальными фотографиями самолета, чтобы правильно подобрать и перевести на нужные места декали. При нанесении декалей использовался «Set» и «Sol» от фирмы «MicroScale». Нанесение всех декалей особых проблем не вызвало – декали качественные, и заняло по времени четыре дня.
   Теперь надо «состарить» модель, придав ей вид реально полетавшего самолета. Первым делом я закрепил все декали, покрыв всю модель тонким слоем глянцевого лака TAMIYA X-22. После суточной просушки лака я пролил всю расшивку модели разведенной краской Model Master №1749Е Flat Black и №1723Е Gunship Gray. Управляющие поверхности и часто используемые (снимаемые) панели и люки пролил черной краской, все остальное темно-серой. Излишки краски удалялись ватным тампоном, смоченным чистым бензином для зажигалок. Дело в том, что уайтспирит стирает тамиевский лак, а бензин никак не влияет на тот же лак, и это надо учитывать. В противном случае можно испортить всю покраску. По завершении выделения расшивки надо приглушить слишком яркие звезды и техничку - высветлить модель. Для этого я использовал жидко разведенную краску (нитра) светло-серого цвета (чуть светлее основного цвета). При высветлении надо учитывать один момент – чехление самолета на стоянке. Как выяснилось, чехление самолета сильно влияет на выгорание краски. У Миг-29, как правило, чехлится носовая часть до антенны радиокомпаса АРК-19. Под чехлом краска выгорает намного меньше, чем на крыле, центроплане и хвостовой части самолета.
   После высветления верхних поверхностей я сделал на гаргроте имитацию головок винтов. Тем же пробойником из иглы от шприца, которым делались головки винтов на капотах двигателей. По лакокрасочному покрытию это сделать оказалось намного удобнее, чем по голому пластику. Затем началась «художественная роспись» пастелью и пигментами TAMIYA. С помощью кисточек для макияжа и специальных поролоновых тампонов пигменты втирались вдоль основных линий расшивки, в местах подтеков гидрожидкости, узлам подвески пилонов и пр. Тут надо смотреть фото реальных машин. Все лишнее удаляется с помощью влажной салфетки. По ходу выяснилась еще одна особенность «везеринга» Миг-29. В эксплуатации головки винтов, крепящих панели на гаргроте, замазываются пластилином. Со временем под дождем и солнцем пластилин начинает течь и образует под каждым винтом небольшой грязный подтек. Получается некоторая «полосатость» на гаргроте. Эти следы эксплуатации я имитировал с помощью черного пигмента и маленького ватного тампона, очень плотно и тонко накрученного на зубочистку. Таким же способом были сделаны следы эксплуатации на винтах капотов двигателей.
Винты без подтеков.

Винты без подтеков.

Подтеки с головок винтов.

Подтеки с головок винтов.

Подтеки с винтов капотов.

Подтеки с винтов капотов.

Тонировка крыла.

Тонировка крыла.

   Пигментами оливкового, желтого и черного цвета были натерты «лепестки» над соплами двигателей и панели в районе пушки. Получились панели стального цвета с легкими оттенками побежалости.
   По завершении всех отделочных работ вся модель была покрыта тонким слоем полуматового лака «АКАН» №84003 и после его высыхания были сняты маски с кабины пилота.
   
Модель покрыта матовым лаком.

Модель покрыта матовым лаком.

Стойки шасси перед покраской.
   Затем пришло время шасси. С основных стоек были срезаны шлиц-шарниры и заменены на детали из набора «Eduard». Так же «Eduard» предлагает установить шланги гидравлики из фототравленых деталей. Но это как-то не спортивно - круглые шланги делать из плоских деталей. Поэтому вся гидропроводка была сделана из медной проволоки разного диаметра. На передней стойке заменены подкосы на смоляные детали из набора «Aires», сделаны маленькие гидроцилиндры разворота стойки, и так же сделана гидравлика из медной проволоки. Створки шасси, гидроцилиндры и сами стойки были обезжирены, загрунтованы и покрашены светло-серой краской, согласно прототипа. После высыхания краски все детали шасси были оттонированы черной краской. В данном случае это скорее не тонировка, а подчеркивание рельефа стоек шасси. Такая визуальная обманка, усиление теней. После покрытия всех деталей шасси полуматовым лаком были покрашены штоки амортизаторов стоек краской Model Master №1790Е Chrome. Диски колес покрашены темно-зеленой краской (нитра) и после установки резиновых покрышек нанесены метки проворота покрышки – маленькие красные полоски. На больших створках основных стоек шасси, с внутренней их стороны есть две небольшие накладки из нержавеющей стали. На створках они показаны расшивкой. Я же их сделал из самоклеящейся фольги. Получилось вполне правдоподобно.
   Окончательная сборка никаких особых проблем не доставила. Шасси встали на свои места как положено, мелкие антенны и датчики то же хлопот не доставили. Просто на этом этапе сборки все надо делать очень осторожно и всегда смотреть за что «хватаешь» модель. Иначе мелочевка может отвалиться раньше времени.
   Прозрачная часть «шарика» датчика КОЛС была выдавлена из нагретой прозрачной упаковочной пленки на болванке из оргстекла. Внутрь датчика установлен кусочек зеркальной пленки, играющий роль зеркала датчика. Прозрачная деталь покрашена тамиевским лаком Х-19 Smoke и стык закрыт тонкой полоской самоклеющейся фольги.
   Рамка прицела была взята из набора «Eduard». Только я вырезал из нее нижнюю часть – линзу, поскоку она есть на козырьке НеОмеги. В рамку были вклеены два кусочка прозрачной пленки, как на настоящем прицеле. Еще в кабине я сделал герметизирующий шнур, проходящий по периметру кабины. Его я сделал из предварительно покрашенной в черный цвет медной проволоки. В завершении в кабину было установлено катапультное кресло К-36, на переплет открывающейся части фонаря приклеены зеркала заднего вида («Eduard») и по бокам трубы подачи горячего воздуха для обогрева фонаря (медная проволока).
   
Кабина. Установлен прицел. По периметру кабины - герметизирующий шланг. Перед кабиной установлен датчик КОЛС.

Кабина. Установлен прицел. По периметру кабины - герметизирующий шланг. Перед кабиной установлен датчик КОЛС.

Шасси установлено.

Шасси установлено.

Антенны системы "Питон" и разрядник статического электричества на киле.

Антенны системы "Питон" и разрядник статического электричества на киле.

   Разрядники статического электричества на законцовках крыла, и оперения были сделаны из волосков искусственной щетины зубной щетки. В нужных местах были просверлены отверстия 0,2мм и вклеены волоски щетины на «Супер Момент». Волоски обрезаны по размеру и покрашены.
   БАНО выточены из кусочков цветного прозрачного пластика, отполированы и установлены на свои места – левый - красный, правый - зеленый, хвостовой - белый.
   Ракетное вооружение у Академии сделано просто отвратительно. Ракеты не похожи на себя ни в профиль, ни в фас. Спасает положение набор фототравления «Eduard» № 48435. В этом наборе даны крылья и мелкие детали на ракеты, подвешиваемые под Миг-29 – Р-27, Р-73 и Р-60. Для Р-73 и Р-60 корпуса, по диаметру и длине, подходят родные, академовские. Только предварительно с них надо срезать все лишнее и зашпаклевать все канавки на них. А вот под Р-27 пришлось искать куски литниковых рамок подходящего диаметра и длины. Сложностей при сборке ракет с использованием фототравленых деталей не возникает. Надо только в точности следовать инструкции и сверятся с размерами по чертежу (чертежи ракет в 48-ом масштабе есть в журнале «Злинек»). В итоге получились вполне пристойные ракеты, которые и были установлены на модель на завершающем этапе сборки.
   
Р-73 перед покраской.

Р-73 перед покраской.

Р-73.

Р-73.

Р-60.

Р-60.

Р-27Р.

Р-27Р.

   Изначально предполагалось установить модель в прозрачный кофр. Кофр был сделан из 2-мм оргстекла с основанием из 8-мм очень прочного пенопласта. С аэродрома базирования были сообщены размеры аэродромных плит – 4м Х 7м. По этим размерам в масштабе были вырезаны из листового пластика толщиной 0,8мм плиты для «мини аэродрома». Сразу, на торцах пластиковых плит, с помощью скальпеля, были нанесены небольшие сколы и неровности. Плиты приклеены в стык на основание на «Супер Момент» по диагонали. На некоторые плиты острым резаком, в произвольном порядке, нанесены небольшие трещинки. «Аэродром» покрашен тремя оттенками серой краски и тонирован пастелью и пигментами TAMIYA - белого, серого, желтого, оливкового и черного цветов. Швы пролиты черной краской Model Master. На самом краешке был приклеен кусочек искусственной травки для железных дорог. Модель закреплена на основании с помощью медной проволоки за стойки шасси.
Аэродром.

Аэродром.

Модель установлена на "аэродром".

Модель установлена на "аэродром".

Модель в подарочном кофре.

Модель в подарочном кофре.

   Вот такой Миг-29 у меня получился. Конечно, это не полный рассказ о постройке модели. Что-то я опустил, что-то рассказал подробно. Старался, как мог.
   В завершении своего рассказа хочу выразить огромную благодарность коллегам по форуму на сайте www. airforce.ru, благодаря которым и была построена эта модель. Особая благодарность Петру Берестовому и Сергею Арчакову – за дельные советы и поддержку: Алексею Руссияну (НеОмега) – за помощь в изготовлении отдельных деталей: Антону Павлову – за предоставленные фотоматериалы и как главному вдохновителю всего проекта. И всем, всем, кто откликнулся на форуме.
   

ФОТО МОДЕЛИ.