САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Очередной, в каком-то смысле юбилейный 15-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2017 открыт, с чем всех и поздравляем. Согласно нашему конкурсному информеру на начало конкурса поступило 109 заявок на участие, 94 работы уже опубликованы в галерее. Напоминаем, что все заявки на участие будут удовлетворены, ранее опубликованные работы будут вновь анонсированы в новостях. Смотрите, обсуждайте работы, участвуйте. Всем удачи.
опубликовано 2007-07-16
другие работы автора  |  обсуждение  
Севастопольские бронепоезда

Алексей Киянов
aka Ornst
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
ПРОЛОГ
Данная статья опубликована в июле 2007 года и является исключительно наработками автора.
На сегодняшний день статья устарела, полностью переработана и расширена.
обновлённый вариант в сети выкладывать не планирую.
   Изучение доступных материалов, касающихся боевых действий бронепоездов на Крымском полуострове в 1941-44 годах показало, что большинство авторов, пишущих книги и помещающих статьи в интернете зачастую используют один или два первоисточника, но чаще просто используют статьи других авторов, повторяя их ошибки и домыслы, зачастую не проводя критического анализа. Это касается на только описания исторических событий, но и материальной части.
   Неудачная попытка в статье о Флотском бронепоезде «Орджоникидзевец» заставила меня более тщательно изучит вопрос в более широком аспекте.
   
   На сегодняшний день могу представить сообществу очередную попытку рассмотрения матчасти Севастопольских бронепоездов, вернее, попытки классификации и описания имеющихся на фотографиях бронеобъектов.
ЧАСТЬ 1. История.
   Из ворот крымских заводов в помощь фронту вышло семь бронепоездов:
   Бронепоезд «Войковец»
   
   Летом 1941 года на металлургическом заводе им.Войкова в Керчи был построен бронепоезд «Войковец» в составе забронированного заводского паровоза Ов-4209 и двух платформ. Так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен, бронепоезд их не имел - пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами. Во время боёв на Ишуньских позициях 1-4 октября 1941 года был повреждён и отведен на станцию Сарабуз для ремонта и охраны железнодорожной линии на участке Симферополь - Альма (ныне Почтовый). 24 октября 1941 года поддерживал бронепоезд «Орджоникидзевец» в боях под станцией Воинка (Воиновка [3] в районе Перекопа. 28 октября на станции станции Остряково (станция на участке Джанкой-Симферополь [2] на картах [3] обнаружить не удалось) принял оставшихся в живых членов экипажа бронепоезда «Орджоникидзевец», подорвавшегося на минах и сошедшего под откос недалеко от станции Курманы. В ночь на 30 октября железнодорожное полотно было разрушено авиацией. За два дня боев под станцией Альма 30 и 31 октября армейский бронепоезд №1 «Войковец» разгромил батальон пехоты противника, уничтожив две его роты, восстановил полотно. Когда мимо Альмы прошли части 25-й стрелковой дивизии, бронепоезд стал прикрывать их отход к Севастополю. У станции Шакул он вступил в бой с прорвавшимися частями противника и уничтожил в течение двух часов 8 орудий, 12 минометов и около батальона солдат. На бронепоезд обрушились вражеские самолеты. Когда был разбит паровоз и кончились боеприпасы, экипаж взорвал броневагоны и ушел в Севастополь. Экипаж был зачислен в состав бронепоезда «Железняков».
   В экспозиции Керченского историко-культурного заповедника имеется модель этого бронепоезда, правда, весьма условная.
   Бронепоезд № 74 «Керченский рабочий» («Смерть немецким захватчикам»)
   
   История этого бронепоезда в ниже приведенной трактовке существует во всех возможных источниках, и имеет, похоже, одни корни, вероятнее всего [4].
   
   В начале 1942 года на металлургическом заводе им.Войкова в Керчи был построен бронепоезд № 74 «Керченский рабочий». Для его постройки использовали заводской паровоз и вагоны, поднятые со дна бухты, а для вооружения - 75-мм орудия (скорее корабельные орудия Канэ). Бронепоезд не имел башен, а орудия стояли в казематах, позволяющих вести как настильный, так и зенитный огонь. Действовал на восстановленном участке железной дороги в пригородах Керчи как зенитная батарея. Погиб при боях за поселок Байкова 17 [1] (по другим данным 19 [4]) мая 1942 г., когда в бронеплощадку попал термитный снаряд и начали рваться боеприпасы. Командир бронепоезда Петр Кононенко принял решение - вышедшую из строя материальную часть уничтожить окончательно и машинист, старший сержант А.И.Ширшов взорвал состав.
   
   Однако, не так давно в сети появилось иное, более полное и заслуживающее доверия, исследование [16], которое приведу в сокращенном варианте:
   
   Строительство бронепоезда развернулось вскоре после начала оборонительных боев войск Крымфронта, отошедших в январе 1942 г. из под Феодосии и Владиславовки на Ак-Монайские позиции. Монтаж бронепоезда велся в депо железнодорожного цеха. Бронепоезд имел официальный номер 74, но в последующем ему было присвоено наименование «Смерть немецким захватчикам».
   В состав бронепоезда входили паровоз серии «ОД», две четырехосные платформы типа полувагона, две четырехосные платформы с амбразурами в боковых стенках (скорее всего все четыре – это четырехосные полувагоны с металлическими бортами американской постройки 1915-1917 годов, Прим. авт.). К бронепоезду относилась одна двухосная платформа для противовоздушной обороны. Паровоз был закрыт навешенным каркасом из профильного металла, на который болтами крепились броневые щиты толщиной от 15 до 25 мм. Борта полувагонов обшивались вторым слоем металлических листов в 8-12 мм, пространство заполнялось бетоном. Таким образом, общая толщина стенки составляла 120-150 мм (скорее всего, вторая стенка крепилась к внешней с внутренней стороны полувагонов, Прим. авт.). На платформе каждого полувагона устанавливалось по 2 75-мм орудия с вращающимися на 360° башнями.
   Двухосная платформа несла на себе два полуавтоматических зенитных орудия и два крупнокалиберных пулемета.
   К концу апреля 1942 г. монтажные работы были закончены.
   Командиром БЕПО № 74 был назначен майор Петр Филиппович Кононенко. В состав бронепоезда входил взвод разведки с двумя бронеавтомобилями (марка не уточняется, Прим. авт.), мотоциклами и мотодрезиной.
   7 мая 1942 г. майор П. Ф. Кононенко принял бронепоезд под свое командование. В этот же день был осуществлён первый боевой рейс со стрельбой в районе Семи Колодезей. Несколько раз рейсы повторялись с удачным выходом из под ответного артналета противника.
   18 мая 1942 г. в преддверии оставления противнику территории завода им. Войкова, где № 74 базировался, состав был заминирован и, в последний момент, под парами, пущен навстречу немецкому бронепоезду (вполне возможно, что этим бронепоездом был «Михель», либо смешанный состав из ранее повреждённых Севастопольских же бронепоездов, Прим. авт.)
   
   Бронепоезд «Горняк»
   
   Силами рабочих Кумыш-Бурунского железнорудного комбината был построен башенный бронепоезд «Горняк». Погоны башен изготовили на зуборезном станке «Пфаутер», закупленном перед самой войной в Германии. Личный состав бронепоезда был сформирован из добровольцев, рабочих железнорудного комбината. Бригаду машинистов создали из рабочих-добровольцев комбината - И.А.Бакланова, Н.И.Никитенко, С.М.Орлова. 25 сентября 1941г. бронепоезд был переброшен в Севастополь, где после модернизации и доукомплектования команды моряками он принял участие в обороне города.
   Есть мнение, что на приведенной фотографии именно этот бронепоезд
   Бронепоезд «Смерть фашизму!»
   
   Железнодорожниками станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) при непосредственном участии коллективов предприятий Феодосии был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» в составе бронепаровоза Од-1694, двух четырехосных бронированных полувагонов, и контрольной платформы. Вооружение: 2 орудия, 2 миномета, 9 пулеметов.
   Боевое крещение бронепоезд получил у Перекопа в районе Ишуни. Вероятнее всего погиб 1-4 октября во время боёв на Ишуньских позициях.
   
   Бронепоезд «Севастополец»
   Об этом бронепоезде автору ничего не известно, кроме факта постройки в октябре 1941 года и того, что он был первым в серии трех бронепоездов, выпущенных на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе [15]. А учитывая то, что во всех доступных источниках нет упоминаний об участии «Севастопольца» в боях на Перекопе, то можно предположить, что его на тот момент уже в Крыму не было, хотя это не факт.
   
   Бронепоезд «Орджоникидзевец»
   По инициативе железнодорожников станции Симферополь был забронирован паровоз Ов, а на Севморзаводе к нему изготовили бронеплощадки. (Это немаловажный момент – по бронировке паровоза возможно опознать и состав. Прим. авт.). В состав бронепоезда входила дрезина «Пионерка» [5]
   По воспоминаниям М. И. Казакова из Луганска, командира отделения дальномерщиков (это косвенно говорит о том, что в составе бронепоезда могла быть бронеплощадка с надстройкой или отделением для дальномера, по типу площадки «Железнякова», Прим. авт.), бронепоезд имел четыре бронеплощадки на четырехосных платформах, бронированные борта и пол, корабельные 85-миллиметровые пушки (скорее всего корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм. Прим. авт.), минометы, пулеметы "максим", а так как состав для бронепаровоза серии Ов был тяжеловат, приходилось привлекать еще один, небронированный [4]. Бронепоезд был укомплектован моряками Черноморского флота, командир – капитан С.Ф.Булыгин.
   24 октября советские войска начали контрнаступление на Ишуньских позициях. Из Севастополя им на помощь выдвинулся бронепоезд «Орджоникидзевец». 24 октября 1941 года «Орджоникидзевец» принял боевое крещение под станцией Ивановка [1,4,5] в районе Перекопа (скорее всего Воиновка [2,3].
   В ночь на 28 октября бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы [1,5] (скорее всего станция Курман-Кемельчи [3]) подорвался на минах и сошел под откос. Сняв пулеметы, оставшиеся в живых члены экипажа отходили с боями до станции Остряково [1] (станция на участке Джанкой-Симферополь [2] на картах [3] обнаружить не удалось), где их поджидал бронепоезд «Войковец».
   
   Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ ("Железняков")
   
   Бронепоезд «Железняков» был окончен постройкой 4 ноября 1941 года. В состав бронепоезда вероятнее всего входили: паровоз Ов, паровоз Эл-2500 (осевая формула 0-5-0) (вероятнее всего паровоз Эл был вспомогательным, а забронирован был Ов), четыре четырехосные площадки, три корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, два зенитных орудия 76-мм обр 1902/1930, минометы, пулеметы. Он был назван «Железняков» в честь моряка Балтийского флота, героя Гражданской войны, командира бронепоезда Анатолия Железнякова. Командиром стал капитан Г.А.Саакян, комиссаром П.А.Порезови.
   Вел активные боевые действия с 7 ноября 1941г., совершив 140 боевых рейдов на передний край, используя в качестве укрытий тоннели.
   Г.А.Саакян командовал бронепоездом до своего ранения 8 декабря 1941 г., после чего его сменил Харченко Михаил Федорович.
   Судя по документам, весной 1942 г. бронепоезд предполагалось перевооружить на 100-мм артустановки Б-24, но выполнено это не было.
   Погиб 28 июня под рухнувшими во время очередного авианалета сводами Троицкого тоннеля. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки. Сопротивление продолжалось до 3 июля.
   В июле-августе 1942 г. немцы расчистили Троицкий тоннель для движения своих поездов – в сентябре 1942 г. в Севастополь пришел первый поезд из Германии со стройматериалами для восстановительных работ. Часть извлеченных из под завала площадок была перевооружена полевыми 10,5 см гаубицами на переделанных лафетах и под именем "Принц Ойген" в 1943-44 г.г. вместе с бронепоездом "Михель" (немецкой постройки, вооружен 88-мм зенитными пушками (на известных фото этого бронепоезда таких орудий не видно, Прим. авт.) участвовал в боевых действиях на севере Крыма (Перекоп, Ишунь), а затем под Севастополем.
   8(9) мая 1944 г. был взорван личным составом на железнодорожной станции Севастополь. В фондах Музея обороны и освобождения Севастополя есть фотографии бронепоезда сделанные уже после освобождения Севастополя [14] (автор данными материалами не располагает).
   
   Кроме того, один из восстановленных немцами подбитых советских бронепоездов использовался для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка (17 км от Феодосии [3].
ЧАСТЬ 2. Фотоматериалы
   На сегодняшний день мы имеем изображения:
1. Бронесостав №1.
   Важная отличительная особенность бронировки площадок этого бронепоезда – узкий каземат и связанное с этим отсутствие угловых огневых точек, в боковых стенках казематов по две бойницы, «низкие» стенки артиллерийских площадок и обусловленные этим откидные листы, крышки защиты букс откидываются вверх на петлях.
   
   Отличительные особенности площадок:
   Площадка №1.
   Торцевые стенки наклонные.
   Состав вооружения: две корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм.
   Площадка №2.
   Торцевые стенки наклонные.
   Состав вооружения: одна корабельная башенная установка 34-К с орудием калибра 76,2-мм и морская панорама или дальномер в надстройке.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
   
   Площадка №3.
   Торцевые стенки вертикальные с косынками.
   Состав вооружения: два открыто установленных 76-мм зенитных орудия Лендера.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
   
   Бронепаровоз.
   Бронепаровоз с высокими вертикальными стенками бронировки котла и бронировкой будки машиниста нормальной высоты. Четырехосный тендер без надстроек.
   Рассматриваемый бронепоезд имеет следующий состав: к.п.(контрольная платформа) – площадка №1 – площадка №2 – бронепаровоз – четырехосный тендер – площадка №3 – к.п. – черный паровоз с четырехосным тендером (вероятнее всего Ов).
2. Бронесостав №2.
   Отличительными особенностями бронировки площадок данного бронепоезда являются:
   каземат по ширине вровень с артиллерийскими площадками, угловые бойницы в каземате, в боковых стенках каземата по четыре бойницы, закрывающиеся двумя створками, «низкие» стенки артиллерийских площадок и обусловленные этим откидные листы, бронировка букс сдвигается вверх по полозьям.
   
   Отличительные особенности площадок:
   
   Площадка №1.
   торцевые стенки вертикальные с усиливающими косынками, откидывающиеся листы бронировки орудийных площадок с острыми углами; вооружение – одна корабельная башенная установка 34-К с орудием калибра 76,2-мм и одна открыто установленная полевая пушка на лафете со щитом.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
   Площадка №2.
   торцевые стенки наклонные, откидывающиеся листы бронировки орудийных площадок с острыми углами; вооружение – две корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 75-мм.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке. Самое нижнее изображение причислено к данной площадке по следующим признакам: размеры, конфигурация и расположение камуфляжных пятен, а также по сдвинутой вверх крышке над четвертой буксой.
   
   
   Площадка №3.
   торцевые стенки наклонные, откидывающиеся листы бронировки орудийных площадок с острыми углами; вооружение – два открыто установленных 76-мм зенитных орудия Лендера.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
   
   
   Импровизированная бронеплощадка.
   Как дополнение к опознаваемому бронепоезду, вернее, к тому, что на некоторых фотографиях в другой составности именно он – забронированный угольный полувагон. На двух фото его силуэт можно различить в конце состава. Это четырехосный полувагон с металлическими бортами американской постройки 1915-1917 годов, поставлявшийся в дореволюционную Россию. Наличие автосцепки говорит о том, что после 1935 года он прошел модернизацию.
   Вероятнее всего, данная площадка входила в состав одного из Севастопольских бронепоездов, а точнее: «Войковца», «Смерть фашизму!» или №74.
   
   На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
   
   
   Бронепаровоз.
   Бронепаровоз с низкими вертикальными стенками бронировки котла и высокой бронировкой будки машиниста. Трёхосный тендер с командирским куполом и зениткой установкой.
   Таким образом, рассматриваемый бронепоезд наиболее часто фигурирует в следующем составе: к.п. – площадка №1 – площадка №2 – бронепаровоз – трехосный тендер – площадка №3 – к.п. – импровизированная бронеплощадка.
   
   Кроме того имеется ещё одно фото «Станции с водонапорной башней», где запечатлён состав. Как показали исследования строений станций – рядом с водонапорной башней скорее всего пакгаузы.
   
3. Бронесостав №3
   Фотографии данного состава на немецком аукциона Е-Бей определены как Джанкой (Дуванкой?)
   
   Бронировка площадок имеет много общего с площадками состава №2, но имеет ряд специфических отличий, не позволяющих наверняка причислить его к вышеуказанному составу.
   
   Отличительными особенностями бронировки площадок данного бронепоезда являются:
   каземат по ширине вровень с артиллерийскими площадками, угловые бойницы в каземате, в боковых стенках каземата по четыре бойницы, закрывающиеся двумя створками, «низкие» стенки артиллерийских площадок и обусловленные этим откидные листы, бронировка букс сдвигается вверх по полозьям.
   Площадка №1.
   торцевые стенки вертикальные с усиливающими косынками, откидывающиеся листы бронировки орудийных площадок с острыми углами; вооружение – отсутствует (вполне возможно, что там минометы). Кроме того наличествуют некие поручни или ступеньки по углам артиллерийских площадок. Хотя больше всего это похоже на державки стоек для маскировочной сетки, которые немцы могли и срезать за ненадобностью, или (что скорее всего) наоборот, приваренных немцами. В таком случае, данную бронеплощадку можно рассматривать как лишенную вооружения Площадку №1 Бронесостава №2.
   Площадка №2.
   торцевые стенки вертикальные с усиливающими косынками, откидывающиеся листы бронировки орудийных площадок с округлыми углами; вооружение – автору не удалось установить состав вооружения.
4. Бронесостав №4
   Внезапный подарок с Е-Бея – более четкая нежели прежде фотография одиноко стоящей бронеплощадки с надписью на борту, которую, тем не менее, можно трактовать и как «Орджоникидзевец», и как «Севастополец». Подарок ясности в рассматриваемый вопрос абсолютно не добавил, но будем, до появления более четких снимков, считать, что надпись гласит: «Орджоникидзевец».
   Отличительными особенностями бронировки данной площадки являются:
   каземат по ширине вровень с артиллерийскими площадками, угловые бойницы в каземате, в боковых стенках каземата по две бойницы, закрывающиеся двумя створками, «высокие» стенки артиллерийских площадок, торцевые стенки вертикальные с усиливающими косынками, бронировка букс сдвигается вверх по полозьям. Вооружение: две корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм.
   

   Таким образом мы имеем:
   
   Бронепаровозов – 2 типа бронировки с разными тендерами;
   
   Площадок – 9 (или 8) однотипных, из них:
    а) 2 – вооруженные пушками Лендера;
    б) 2 – вооруженные двумя корабельными башенными установками 34-К с орудиями калибром 76,2-мм;
    в) 1 – вооруженная корабельной башенной установкой 34-К с орудием калибром 76,2-мм и полевым орудием;
    г) 1 – вооруженная корабельной башенной установкой 34-К с орудием калибром 76,2-мм и панорамой в надстройке;
    д) 1 (или 2) – без вооружения;
    е) 1 - «Орджоникидзевец».
   
   Из перечисленных только один раз фигурируют:
    а) 1– вооруженная пушками Лендера;
    б) 1– вооруженная двумя корабельными башенными установками 34-К с орудиями калибром 76,2-мм;
    в) 1 – вооруженная корабельной башенной установкой 34-К с орудием калибром 76,2-мм и панорамой в надстройке;
    г) 1 (или 2) – без вооружения
    д) 1 - «Орджоникидзевец».
   
   Почему мы рассматриваем все вышеперечисленные объекты как бронеплощадки Севморзавода? Дело в том, что известно достаточное количество фотографий бронепоезда «Железняков», имевшего однотипные с рассматриваемыми площадки, что позволяет причислить рассматриваемые к произведенным на Севморзаводе.
   Почему мы не рассматриваем ни одну из данных площадок как откопанные немцами площадки «Железнякова»? Как уже сказано ранее, бронировка площадок «Железнякова» имела свои специфические особенности, которых не отмечается, кроме того, восстановленный немцами «Железняков» был перевооружен 10,5 см гаубицами, чего на рассматриваемых фото нет.
   
   Пока не появилось никакой информации о возможном соответствии Севморзаводовским площадкам других бронепоездов, для рассмотрения остаются только «Севастополец» и «Орджоникидзевец».
   
   Состав «Орджоникидзевца» известен [4]. Теперь и одна из площадок может быть определена как принадлежащая этому составу. Осталось определить, какие из представленных выше могли бы дополнить состав до полной комплектности.
   Само собой напрашивается, что Бронесостав №1 и есть подорвавшийся на мине «Орджоникидзевец», а площадка Бронесостава №4 есть недостающая четвертая. Хотя характер повреждений состава говорит скорее об авиа- или артналёте – тендер чёрного паровоза разворочен попаданием бомбы или снаряда сверху, так как вся ходовая тендера целая, площадка №3, к.п. и чёрный паровоз сошли с рельсов и провалились в воронку, образовавшуюся от разрушения балластной призмы при попадании авиабомбы, снаряда большого калибра или заложенного фугаса.
   
   Предположим, что так оно и есть. Тогда у нас остаются пять (или четыре) неопознанных бронеплощадок, из которых две (или одна) на «Станции с водонапорной башней» не фигурируют.
   
   Безусловно, нельзя не учитывать возможные изменения, внесённые немцами, и, вероятнее всего, часть вопросов решится, когда появятся более качественные фотографии и фотографии с других ракурсов, чтобы можно было определить эти изменения.
   
   В общем, вопросы в очередной раз поставлены, поиск продолжается.

Фотогалерея.

   Использованные материалы:
   1. Санеев С.А., «Бронепоезда в обороне Крыма 1941 - 1942 гг.», Локотранс №6/2006;
   2. Архангельский А.С., Архангельский В.А.. Железнодорожные станции СССР. Справочник. Том1,2. М., «Транспорт», 1981;
   3. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР, Воениздат НКО, 1943 стр.27, карта Сталинской Ж.Д.
   4. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф., «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945», глава «Оборона Крыма»;
   5. Александров Н.И. Севастопольский бронепоезд. Документальная повесть.
   6. Militaria #020 Panzerzuge Part I
   7. Militaria #026 Panzerzuge Part II
   8. Wilfried Kopenhagen, Armored Trains of The Soviet Union. 1917-1945;
   9. Wolfgang Sawodny, German Armored Trains In WW2;
   10. Wolfgang Sawodny, German Armored Trains on the Russian Front. 1941-1944;
   11. http://news.centergen.ru/index.php?t=110
   12. http://www.grafskaya.com/article.php?id=211
   13. http://www.grafskaya.com/article.php?id=611
   14. http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=389&page=24
   15. Сургучев М.Н. Корабли возвращаются в строй
   16. Люди стальной магистрали, Л. Венедиктов, ст. н/сотрудник Керченского историко-культурного заповедника, http://bospor.com.ua/articles/477.shtml
   
   Фотографии: E-Bay; форум РККА; интернет, [10].
   
   Особое спасибо:
   Александру Плахову ака BP_TOR за консультации и дополнительные материалы.