САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2007-07-27
другие работы автора  |  обсуждение  
Георг Имберт и его газогенераторные двигатели

Артем Жданок
aka DarkMouse
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Сознаюсь сразу – топик был лекцией по системам пиролиза, прочитанным беcкультурным китайцам из RUSH Electronics Corp. (Taiguen Technology) в 2006. В дальнейшем, в ходе дискуссии с госп. Тринером (OSU) и Сапожниковым (UIC) было выяснено и полное беcкультурье американцев. После дискуссии с Бражниковым и Акимовым было выяснено и бескультурье русских... По просьбе Бражникова топик был расширен и дополнен как китографией машин с газогенераторами, так и информацией о их установке на Pz.I.
Holzgasgeneratoren
   В первой половине XX века Германия дала миру целую плеяду ВЫДАЮЩИХСЯ людей. Говоря «ядерная физика» - мы говорим о Гейзенберге, говоря «уран» - о Ганне, говоря «радиоктивность» - о Гейгере, говоря «ракета» - о фон Брауне, говоря «сверхадиабатика» – о Вальтере. Инженерная школа Германии была, не побоюсь это сказать, выдающейся. Порше и Адлер, Месершмидт и Хортены, Липпиш и Вайцзеккер … В одном ряду с признанными гигантами инженерной мысли стоит имя незаслуженно забытого Георга Имберта (Georges Imbert) – «отца» теории и практики пиролиза.
   Тут надо сделать маленькое отступление.
   Имберт был (и оставался до самой смерти) национал-социалистом, однако отнюдь не ярым приверженцем Гитлера. Выбор свой он сделал в зрелом возрасте (родился он в 1884-м) и, видимо, сознательно. Он был большим патриотом Германии (хотя бы его «пики» с Фордом чего стоят). Да, он работал «по другую сторону» баррикад и, тем не менее, являлся гением. Настолько гением, что его творения используются до сих пор. В СССР, кстати, в 50-е он был весьма почитаем…
   При этом стоит отметить также его изрядно неуживчивый характер. С властями, как французскими, так и позднее немецкими у него всегда были ну очень большие проблемы.
   
   Ин ладно. Но если говорить о технике получения «древесного» газа, то неизбежно возникает ссылка на Imbert-а (Кстати, о бескультурии америкосов, в музее Форда – ссылка на НЕГО ЖЕ).
Вот он, Georges Imbert . Архив музея Форда. Форда я отрезал.
   Джордж Имберт родился 26 марта 1884г. в местечке Niederstinzel (Лотарингия). После школы (окончил с отличием) он поступает в химическую школу Chemieschule nach Mülhausen - тогда одну из самых хороших в Европе (однокашниками Имберта были Ганн и Дебай, преподователями – Мюллер и Ханевич, школу заканчивали в разное время Бор, Оппенгеймер, Руш. Это только лауреаты Нобелевки, и то не все. В числе выпускников школы, кстати, непростой русский парень Семенов, «отец» физики горения и взрыва). Через 3 года у Имберта диплом инженера. Уже в возрасте 20 лет он подает первый патент, в течение следующих 10 лет еще 15 патентов!
   Правда патенты (как минимум два из них в соавторстве с Крейзером (Kreisser), одним из основателей Фарбениндастри) в области чистой метан-бутановой гетерогенной химии (средства на основе трипл-базы и синтез индиго из ацетилена). Однако есть и патент на принцип разделения изотопов термодиффузией (с Мюллером). Метод разделения пяти-шестифтористых солей в термодиффузионной колонне с тех пор обзывается методом Имберта-Мюллера. [При этом забавно, что великий (в уже то время) химик Мюллер идет вторым номером. Вечно ему не везло с этим – счетчик Гейгера-Мюллера, форма Дебая-Мюллера, ячейка Ганна-Мюллера и т.п…]
   
   И тут случилась Первая мировая. Попал Имберт в немецкую армию, где его, как лотарингского немца, за немца вообще не считали. Однако он плодовито работает (не умеет он по-другому) как химик в Линдене и Берлине. Промышленный хлорбензол – его дитя.
   Особых наград на войне Имберт не получил, особых званий – тоже. После окончания войны он приходит на мыловаренный завод Демеринген (Diemeringen), расположенный в Сааре (тогда уже Франция), принадлежавший его дяде. Вот тут-то он и начинает заниматься добычей синтетического топлива из угля.
Принципиальная схема газогенератора Имберта на древесном газе
   В 1921 готов первый газогенератор на древесном угле. Годом позже собран первый автомобиль с газогенератором на этом принципе. При этом древесина пиролизуется не в цилиндрах (как у Форда, Круппа или Порше), а в котле (Verschwelt). Древесина "сжигалась" при недостатке кислорода (частично-замещенный пиролиз), что являлось большим шагом вперед по сравнению с Verschwelen от Круппа.
   В 1922 французское правительство проводит тендер на установки типа «газогенератор», Имберт суетится и его патент выигрывает (зарегестрирован патент был в Англии, видимо, от греха подальше). Однако Имберт – патриот Германии, он не желает зависеть от «всяких там лягушатников» и прочих иностранцев и добивается (через Бломберга) в 1923 заказа на разработку генератора древесного газа для нужд немецкой промышленности.
   Вместе с промышленником Дитрихом (Dietrich), Имберт начинает патентовать в Германии различные процессы добычи древесного газа. Плодовит был, 8 патентов (данные ВЦПУ). Однако хитрожелтый Дитрих подает и собственные патенты в этой области (скорее всего скомунизженные у Имберта, поскольку более ничем сей орел не известен), доходит до расставания.
   
   В 1930 Имберт основывает "общество газогенераторов Имберт" в Сааре (Gesellschaft der Imbert-Gasgeneratoren im Saarland), по его "новому-старому" местожительству. Общество первоначально строго ориентировано на заказы немецкого ландвера. Французский военный министр Мажино (Maginot) имеет изобретателя по этому поводу во все щели (Лотарингских немцев французы вообще-то за людей тоже не считали, исключение – фон Мюкке. Интересно, какого поведения от немца, да еще воевавшего против них, французы вообще ожидали в условиях оккупации Рура, Саара и перехода Лотарингии под их юрисдикцию), и Имберт посылает французское военное министерство на три буквы и упорно пытается продавать лицензии в немецкие фирмы. Однако денег это не приносит, и с 1934г. младший брат Имберта Жан-Поль пытается продавать лицензии и в Америке.
   И тут на пути Имберта попадается немецкий предприниматель Йоханнес Линнеборн (Johannes Linneborn), приобретающий-таки себе лицензию на генератор. Это был «человек дела». Несмотря на непрерывное совершенствование газогенератора и изменение его конструкции, к 1938-му в Рейхе имелось ажно 88 допущенных к применению РАБОЧИХ девайсов. Но это так, к слову...
   Так вот, вместе с Линнеборном в Кельне создается «Imbert Generatoren GmbH», в непосредственном соседстве с заводом Форда. Карбюраторные двигатели Форда с их устойчивым впрыском и цилиндрами малого сжатия особенно хорошо подвергались скрещиванию с генераторами Имберта. Выпускались серийно. Известен как «Модель I».
   Также газогенераторами Имберта оснащались швейцарские «Бернские» грузовики (Lastwagen von Berna), пикапы Опеля и Мерседеса.
   Устройство монтировалось за кабиной водителя. Известно довольно много и кустарных переделок.
   Однако «газогенератор» в том его виде был, конечно, только временным решением, так как степень эффективности не сильно менялась по сравнению с бензиновым двигателем и обслуживание этих транспортных средств было крайне сложно.
   Успех в Германии позволяет Имберту производить исследования далее. Однако живет он по прежнему в Сааре и, когда в мае 1940 Саар эвакуируется перед приближающимся вермахтом, Имберта вынуждают «делать ноги» в Вогезы (весьма странный маршрут бегства, однако), в Эпиналь (Epinal). В сентябре того же года он возвращается в родную область, ставшую уже немецкой. Но за немца его все одно не считают, его фирма конфискована «мальчиками Тодта», и Имберт вынужден первое время работать как простой служащий на собственном же предприятии. Но тут как раз поспевает знаменитое Лоссбергово «Verordnung über den Einsatz von Schleppern in der Landwirtschaft» от ноября 1939-го, и немцам уже некуда деваться в прямо приказном порядке.
   
   При наличии острого дефицита горючего, которое вермахт жрал как не в себя (даже при откровенно недостаточной моторизации частей Гудериан и Гепнер приводят дефицит в 50%, более видимо компетентный в данном вопросе Гальдер – 35%, Манштейн – 30%) «Stiefkind» резко становится «любимым дитятем». Исследовательское учреждение Имберта (которое он и возглавил) разрабатывало и разработало "объединенный генератор", с начала 1942 газовые генераторы делались в Германии в серии. Кроме того, по всей стране было учреждено примерно 2000 дровяных «бензоколонок», в которых сухая древесина продавалась уже в фасованном виде, поскольку надо было снабжать огромное количество с/х тракторов, подвергшихся переоборудованию. Кстати следует заметить, что удовольствие было не из дешевых - от 1200 до 2500 имперских марок (бензиновый Опель-Кадетт стоил 1860 марок, Фольксваген стоил бы около 840 марок). В 1944-м организуется «Holzgas Papst», контора по производству «единого консолидированного продукта» и это «великое» достижение оценивается лично Гитлером в Verdienstkreuz. Это единственная правительственная награда, которую за свою жизнь заслужил Имберт.
Учебно-тренировочный Pz.I с котлом "Тип III".
   C 1938-го года Имберт проводит первые эксперименты по установке своего оборудования на реальные танки. В качестве исходного образца берется одно из «учебных» шасси Добровольческого немецкого механизированного корпуса (NSKK). В 1939-м готов первый образец, испытывавшийся до конца 1941-го года с различными вариантами котлов. С котлом «Тип III» с рекуперационным барабанным теплообменником на газогенераторе на снимке.
   Это была одна из наиболее эффективных по соотношению цена/эффективность моделей но, к сожалению, военных она не устроила из-за своей большой уязвимости в бою. Вольное изображение, не соответствующее действительности, тут: http://ww2drawings.jexiste.fr/Files/1-Vehicles/Axis/1-Germany/01-lePanzers/PzKpfw1/PzKpfw1-Ausf.B_Pz3Turret.htm
   
   В серию пошла сперва более младшая «II модель» с вертикальным котлом.
   Во время вторжения во Францию Вермахт обладал 16 машинами подобного типа в 5 и 7 танковых полках.
   
   Но наиболее популярной в вермахте была «IV модель», с горизонтальным газогенератором вытеснительного типа. Им на заводах Круп-Доссьер в 1941-1944м оснащались учебные и «полицай» шасси от Pz.I, Pz.II,Pz.35(t), R35(f) и H35(f).
   
   Всего в Вермахте служило в общей сложности почти 500 шасси с питанием подобного типа. Захваченные советской армией шасси с газогенераторами сразу ставились на службу и были очень популярны в наших не шибко моторизованных войсках (дрова колоть наши бойцы умели, а экономия на бензине получалась весьма преизрядной). Тов. Сталин, кстати, идеи Имберта для народного хозяйства оценил, воспринял весьма положительно и внедрял жесткими мерами. К слову сказать, последние «Газоны» с генератором «II модели» работали на брежневской Целине (а может и позже, но на Целине точно, у меня тесть на таком там ездил).
   Следует заметить, что газогенераторы ставились и на «тяжелые средние» танки вермахта типа PzKpfw.V «Пантера» (12 машин), но там они были оригинальной разработки подачи на базе котла «IV модель» производства Даймлер-Пух.
   
   Конец удручающ. При занятии Саара американцами в декабре 1944 Имберт таки остается на свободе, тем не менее предприятие его продается (все тому же Форду). Сломленный поражением Германии Имберт теряет интерес вообще ко всему на свете и умирает в 1950г. в возрасте 66 лет.
   Сегодня бывшие здания завода Имберта все так же принадлежат к территории завода Форда. Однако отдадим должное и Форду – он Имберта отнюдь не забыл. Именно с подачи и при финансовом вливании Форда в Кельне был воссоздан V8 тип 51, (http://website.webcenter.lycos.de/www.fomcc.de/v8_51.htm) с генератором Имберта «Тип II». Сегодня он находится в Мюнхенском Немецком музее.
   Всего в течение Второй мировой было создано и переоборудовано примерно 1 млн автомобилей. На начало 1945 только в Кельне Имберт произвел 500 000 генераторов (в основном, правда, "II модели")!
   
   Дополнительно заводы Форда в Копенгагене (http://website.webcenter.lycos.de/www.fomcc.de/daenemark.htm) и Финляндии также поставляли (http://website.webcenter.lycos.de/www.fomcc.de/finnland.htm) генераторы древесного газа. Был реализован ресурс выработки до 300.000 км пробега. Наряду с Германией газогенераторы широко используют также Швеция и Финляндия. (http://website.webcenter.lycos.de/www.fomcc.de/schweden.html) Огромное количество газогенераторов использует после войны СССР.
   
   Сегодня достойным наследником и реализатором идей Имберта является компания Imbert GmbH в Weilerswist.

Модели техники того периода с газогенераторными установками
   AIRES, AIRES3011, 1/35 Kubelwagen Holzgas - $18
   CMK, CMKT35017, 1/35 VW Type 230 Gas Gen. - $19
   Calibre 35, CN35018, 1/35 Opel Blitz Holzgas - $28
   Wespe Models, WS3501,6 1/35 Hanomag Gasogen - $94.5