САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
9  марта  2019 г.    
Опубликованы итоги работы жюри по фигурно-диорамным номинациям и номинации "Самоделкины". Победителей и призеров смотрим здесь.

Конкурс DiShow-2018 завершен. Электронные версии дипломов победителей и призеров конкурса доступны на сайте в разделе "Конкурсы". Там же свой диплом могут получить и все остальные участники конкурса. Реальных наград на этот раз и впредь не предусматривается. Если только не найдутся спонсоры, готовые оплатить затраты на закупку и рассылку наград. Желающие проспонсировать это благородное дело могут обращаться по тел. +7(916)159-3087 или на почту admin@dishmodels.ru.

До новых встреч на наших конкурсах. Удачи.
опубликовано 2007-11-26
другие работы автора  |  обсуждение  
"Tiger" 712 из 7 PzReg 10 PzDiv ,Тунис , февраль-март 1943 г.
Tamiya 1:35
Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Как построить правильного Африканца?
   Несмотря на большое количество информации по Тигру, моделисты достаточно часто допускают ошибки. Читая в форумах, что из Звездовского Тигра можно сделать приличного Африканца, я понял, что коллеги очень плохо ориентируются в матчасти Тигров воевавших на Африканском ТВД.
   Ну и чем же интересны эти Тигры, спросите вы? А именно, эти Тигры очень интересны, так как имеют характерные особенности в матчасти нигде более не встречающиеся. Они как Ленинградские Тигры, которые также именуются предсерийными, а также Тиграми 0-серии - kаждая машина фактически эксклюзив.


Типичный Тигр 1 роты. Хорошо видно нестандартное крепление фар (присуще только Тиграм 1 роты 501 sPzAbt)
   Под Африканскими Тиграми подразумеваются Тигры 501 OТТБ.
   Один из наиболее авторитетных источников на сегодняшний день это "Tiger im Kampf" Wolfgang Scneider.
   В его книге приводится рисунок-cxема, распределения матчасти по ротам с тактическими номерами на танках (из этой cxемы видно, какие номера были на трёшках, а какие на Тиграх). Трёшки расматривать не будем, а расмотрим только кошачьих.
   Итак:
   1 рота.
   111 , 112
   121 , 122
   131 , 132
   141 , 142;
   2 рота.
   211 , 213
   221 , 223
   231 , 233
   241 , 243.
   На cxеме также изображены Тигры командиров рот 100 и 200. А также штаба батальона 01, 02.
   Что интересно, что не смотря на их общие характерные отличия, Тигры 1 и 2 рот отличались друг от друга. Первой в Тунис прибыла первая рота, эта рота особенно интересна, на её Тигрax была сделана полевая доработка. Первая самая заметная - это перенос фар с крыши корпуса на кронштейны оригинальной конструкции крепившиеся к лобовому среднемy (почти параллельному земле) листу. Данная вещь больше нигде не встречалась, поэтому я сделал вывод что это чисто эксперимент полевой мастерской 501 ОТТБ. Также на этих тиграх стояли оригинальные теплозащитные кожухи вокруг выхлопных труб . Они также нигде более не встречались , причем кожухи на разных танках отличались. На одних центральная часть изгибалась плавно по окружности, у других под углом и все три стороны выли ровные. Также на этих тиграх на нижнем кормовом листе стояли крючья на которых лежали запасные траки, также часто один запасной трак вставлялся в кронштeин крепления дымовых гранатометов .
   Ещё одна неповторимая черта Тигров 501 sPzAbt и только 1 роты - это расположение буксирных троссов задом наперед. Т.е. уздечки тросса крепятся на надмоторной плите, а петля укладывается рядом с люком мехвода или радиста. Данную особенность имели только 6 Тигров, а именно: 111, 112, 122, 132, 141, 142.
   Тигры номер 121 и 131 имели стандартные крепления.
   Ещё одна особенность забашенный ящик. У него были абсолютно другие пропорции чем у стандартного.
   Да, и ещё одна особенность 1 роты, для командира был установлен визир - это тaкая планка с заострённым концом наваривалась на носу крыши башни.
   Теперь как я понимаю назрело время фактов. Попробую теперь все это пояснить фотографиями.
Тигры 1 роты
Вот он командирский Тигр 01. Фото очень маленкое, но можно разглядеть  характерные особенности 1 роты.

Вот он командирский Тигр 01. Фото очень маленкое, но можно разглядеть характерные особенности 1 роты.

Тигр 111. Можно разглядеть, что троссы крепились задом наперёд.

Тигр 111. Можно разглядеть, что троссы крепились задом наперёд.

фото 112, хорошо видны особенности 1 роты.

фото 112, хорошо видны особенности 1 роты.

Тигр 112 демонстрирует нам укладку буксирных троссов задом наперёд, хорошо видно проводку к фарам, а так же визир командира.

Тигр 112 демонстрирует нам укладку буксирных троссов задом наперёд, хорошо видно проводку к фарам, а так же визир командира.

И ещё одно фото 112, на этот раз хорошо видно корму. Изгиб тепловых экранов - полукруглый. Ящик ЗИП закреплен намертво (несьёмный)на двух кронштeйнах. Запасные траки на корме вдеты в крючья.

И ещё одно фото 112, на этот раз хорошо видно корму. Изгиб тепловых экранов - полукруглый. Ящик ЗИП закреплен намертво (несьёмный)на двух кронштeйнах. Запасные траки на корме вдеты в крючья.

Тигр 121. Нормальное расположение троссов. Характерный крест для первой роты, черная часть толстая, крест больших размеров. Также виден изгиб листов бортовой юбки в районе 2 и 3 листов. Так же видно, что 2 передних листа короче 2 задних. Запасной трак вдет в кронштeйн гранатометов.

Тигр 121. Нормальное расположение троссов. Характерный крест для первой роты, черная часть толстая, крест больших размеров. Также виден изгиб листов бортовой юбки в районе 2 и 3 листов. Так же видно, что 2 передних листа короче 2 задних. Запасной трак вдет в кронштeйн гранатометов.

Тигр 121, вид на правый борт.

Тигр 121, вид на правый борт.

Тигр 121, корма.

Тигр 121, корма.

Тигр 122 ещё целый и невредимый.

Тигр 122 ещё целый и невредимый.

Тигр 122 получил изрядную трёпку. Похоже подорвался на мине и два попадания в лобовой лист, правая фара сорвана вместе с кронштeйном.

Тигр 122 получил изрядную трёпку. Похоже подорвался на мине и два попадания в лобовой лист, правая фара сорвана вместе с кронштeйном.

Красивый пейзаж. Тигр 131. Отсутствует 3 каток внешнего ряда, и 3 секция бортовои юбки.

Красивый пейзаж. Тигр 131. Отсутствует 3 каток внешнего ряда, и 3 секция бортовои юбки.

Тигр 131. Тросс закреплён стандартно. Характерное крепление запасного трака на башне, характерный крест.

Тигр 131. Тросс закреплён стандартно. Характерное крепление запасного трака на башне, характерный крест.

Тигр 132 замаскирован среди деревьев.

Тигр 132 замаскирован среди деревьев.

Тигр 132. Визир у командира, троссы задом наперёд, большой крест, отсутствует передний каток наружного ряда.

Тигр 132. Визир у командира, троссы задом наперёд, большой крест, отсутствует передний каток наружного ряда.

Ремонт ходовой на 132 Тигре. Хорошо видно что буксирные троссы уложены задом наперед.

Ремонт ходовой на 132 Тигре. Хорошо видно что буксирные троссы уложены задом наперед.

Тоже только немного с другого ракурса.

Тоже только немного с другого ракурса.

Снова пейзаж Туниса, но теперь Тигр 141. Отсутствует первый каток наружного ряда.

Снова пейзаж Туниса, но теперь Тигр 141. Отсутствует первый каток наружного ряда.

Замена двигателя на 141 Тигре.

Замена двигателя на 141 Тигре.

ешё одна характерная особенность забашенного ящика y 141. Помимо кронштейнов с отбортовкой (смотри заглавное фото), каждая крышка имеет 2 замка по краям (а не один по середине) и плюс приварена цепь чтобы на нее можно было навешивать всякое барахло.

ешё одна характерная особенность забашенного ящика y 141. Помимо кронштейнов с отбортовкой (смотри заглавное фото), каждая крышка имеет 2 замка по краям (а не один по середине) и плюс приварена цепь чтобы на нее можно было навешивать всякое барахло.

Тигр 141, так же отсутствует передний каток наружного ряда.

Тигр 141, так же отсутствует передний каток наружного ряда.

Тигр 142 рассекает по Тунису.

Тигр 142 рассекает по Тунису.

142 на момент прибытия в Африку. Тигр на транспортных траках. Обращает внимание цвет электропроводки к фарам, наверно - красный.

142 на момент прибытия в Африку. Тигр на транспортных траках. Обращает внимание цвет электропроводки к фарам, наверно - красный.

Тигр 142, тросс задом наперёд.

Тигр 142, тросс задом наперёд.

Тигр 142 вид сзади. Видно характерное крепление ящика ЗИП, крюки под запасные траки на кормовом нижнем почему-то срезаны. Изгиб тепловых экранов плавный. Раcширительные вставки на задних брызговиках утеряны.

Тигр 142 вид сзади. Видно характерное крепление ящика ЗИП, крюки под запасные траки на кормовом нижнем почему-то срезаны. Изгиб тепловых экранов плавный. Раcширительные вставки на задних брызговиках утеряны.

Неизвестный Тигр 1 роты (видно по характерному кресту).

Неизвестный Тигр 1 роты (видно по характерному кресту).

Тигр 1 роты. Тепловые экраны согнуты под углом (нет плавного изгиба).

Тигр 1 роты. Тепловые экраны согнуты под углом (нет плавного изгиба).

Тигр 12X с боевыми повреждениями. Левая фара сорвана и висит на электопроводке, оба передних брызговика отсутствуют, отсутствует 2 каток наружного ряда.

Тигр 12X с боевыми повреждениями. Левая фара сорвана и висит на электопроводке, оба передних брызговика отсутствуют, отсутствует 2 каток наружного ряда.

Характерное крепление ящика ЗИП для 1 роты (раньше ящик перевозился внутри танка).Скорее всего это полевая доработка (нигде более не встречается).<br />Графика взята из Японского журнала "Ground Power".

Характерное крепление ящика ЗИП для 1 роты (раньше ящик перевозился внутри танка).Скорее всего это полевая доработка (нигде более не встречается).
Графика взята из Японского журнала "Ground Power".

Тигры 2 роты
Тигр 24X. Тигры 2 роты уже не имели оригинального крепления фар, но зато получили оригинальное крепление запасных траков служивших дополнительной защитой.<br />Раньше считалось что это 241 Тигр . Но теперь можно увернно предположить что это 243. Почему ? Смотрите следующюю фото.

Тигр 24X. Тигры 2 роты уже не имели оригинального крепления фар, но зато получили оригинальное крепление запасных траков служивших дополнительной защитой.
Раньше считалось что это 241 Тигр . Но теперь можно увернно предположить что это 243. Почему ? Смотрите следующюю фото.

На снимке видно, что тактическии номер Тигра 24X. Во 2 роте 4 взводе было всего 2 Тигра 241 и 243. Наш первый 24X имеет связку траков на нижнем лобовом разделённую на 2 части, и 3 трака на верхнем лобовом со стороны радиста, а здесь 3 трака со стороны  мехвода и нижний лобовой чистый.

На снимке видно, что тактическии номер Тигра 24X. Во 2 роте 4 взводе было всего 2 Тигра 241 и 243. Наш первый 24X имеет связку траков на нижнем лобовом разделённую на 2 части, и 3 трака на верхнем лобовом со стороны радиста, а здесь 3 трака со стороны мехвода и нижний лобовой чистый.

Эта же парочка с другого ракурса, но теперь видно что у первого номер заканчивается на 1. Следовательно Тигр с голым нижним лобовым имеет номер 241. А наш первый со связкой траков всё же 243.

Эта же парочка с другого ракурса, но теперь видно что у первого номер заканчивается на 1. Следовательно Тигр с голым нижним лобовым имеет номер 241. А наш первый со связкой траков всё же 243.

243 с другого бока.

243 с другого бока.

  Подбитый Тигр 231. Хорошо виднo типичное для 2 роты крепление траков.

Подбитый Тигр 231. Хорошо виднo типичное для 2 роты крепление траков.

Еще один вид подбитого Тигра 231, во второй роте номер наносился и на забашенный ящик. На данном фото просматриваются 2 очень интересные детали.<br />1. Ящик зип находится на стандартном месте, но корзина для него нестандартная , а оригинальной конструкции.<br />2. Дополнительная секция на заднем брызговиkе не имеет скруглений на конце. (Вполне возможно, что он уже стандартный).

Еще один вид подбитого Тигра 231, во второй роте номер наносился и на забашенный ящик. На данном фото просматриваются 2 очень интересные детали.
1. Ящик зип находится на стандартном месте, но корзина для него нестандартная , а оригинальной конструкции.
2. Дополнительная секция на заднем брызговиkе не имеет скруглений на конце. (Вполне возможно, что он уже стандартный).

 
И ещё один вид Подбитого Тигра 231. Данное фото интересно тем, что троссы закреплены задом наперёд. Хотя крепления сорваны и висят на троссе, видно, что спереди уложена петля , а затем троссы характерно раcxодятся на надмоторной плите. Очень странно, по идее троссы должны быть уже уложены стандартно!?

И ещё один вид Подбитого Тигра 231. Данное фото интересно тем, что троссы закреплены задом наперёд. Хотя крепления сорваны и висят на троссе, видно, что спереди уложена петля , а затем троссы характерно раcxодятся на надмоторной плите. Очень странно, по идее троссы должны быть уже уложены стандартно!?

Ну и несколько цветных фоток. Горит взорванный Тигр, когда-то принадлежавший 1 роте. Почему 1 ротe? Kрест большой и на нижнем кормовом, видны остатки крючьев для запасных траков.

Ну и несколько цветных фоток. Горит взорванный Тигр, когда-то принадлежавший 1 роте. Почему 1 ротe? Kрест большой и на нижнем кормовом, видны остатки крючьев для запасных траков.

Oбратите внимание, Тигр воевал и был уничтожен экипaжем. Сколов краски очень мало и находятся на острых гранях, в 35 маштабе они должны быть едва заметны, а нет, так как делают многие коллеги - танк похож больше на старое ржавое помойное ведро, а не на боевой танк.

Oбратите внимание, Тигр воевал и был уничтожен экипaжем. Сколов краски очень мало и находятся на острых гранях, в 35 маштабе они должны быть едва заметны, а нет, так как делают многие коллеги - танк похож больше на старое ржавое помойное ведро, а не на боевой танк.

Апрель 1943 года Тунис. Тот же танк, что на первой цветной фотке.

Апрель 1943 года Тунис. Тот же танк, что на первой цветной фотке.

Вхождение 501 sPzAbt в 10 танковую дивизию.
   В феврале 1943 года 501 sPzAbt влился в 10 танковую дивизию. И естественно поменялась нoмерация тигров. Танки 1 роты стали 7 ротой 7 танкового полка 10 танковой дивизии, а танки 2 роты соответственно 8 ротой. Но были и исключения собственно Тигр 712. Также был обнаружен "косяк" у Вольфганга Шнейдера. Согласно его cxеме Тигры имели номера.
   7 рота:
   711, 712, 714
   721, 722, 724
   731, 732.
   8 рота:
   811, 812, 813
   821, 822, 823
   831, 832.
   Но согласно имеюшимся у меня фотографиям, с номером 832 была трёшка, а 833 был Тигра.
Начнем с ошибки Шнейдера, а может нoмерация менялась? Собственно трёха 832.

Начнем с ошибки Шнейдера, а может нoмерация менялась? Собственно трёха 832.

А вот Тигр 833, кстати данная машина интересна ещё и тем, что при всех характерных особенностях африканца имела передние подкрылки как на ранних, т.е. широкие с откидывающейся частью.

А вот Тигр 833, кстати данная машина интересна ещё и тем, что при всех характерных особенностях африканца имела передние подкрылки как на ранних, т.е. широкие с откидывающейся частью.

Тигр 833, башня уже стащена. На снимке видны характерные особенности: изгиб бортовой юбки, тепловые экраны. Но танк уже имеет стандартные передние подкрылки как и 712.

Тигр 833, башня уже стащена. На снимке видны характерные особенности: изгиб бортовой юбки, тепловые экраны. Но танк уже имеет стандартные передние подкрылки как и 712.

На переднем плане взорванный Тигр 823. Опять особенность - усиление маски пушки в районе бинокулярного прицела (появилoсь позднее), а все остальное - стандартный Тигр 2 роты.

На переднем плане взорванный Тигр 823. Опять особенность - усиление маски пушки в районе бинокулярного прицела (появилoсь позднее), а все остальное - стандартный Тигр 2 роты.

Тигр 82X. Но усиленная маска большая редкость для Африканцев, так что можно уверенно предположить что это прижизненный снимок 823 Тигра.

Тигр 82X. Но усиленная маска большая редкость для Африканцев, так что можно уверенно предположить что это прижизненный снимок 823 Тигра.

Ещё один снимок 2-х взорванных бедолаг. Xорошо видно что у 833-го юбка ещё имеет характерный изгиб, но сами секции уже не составные, а выполнены из одного листа металла. У 823-го инересная деталь - сбоку на забашенном ящике закреплён маленький ящик.

Ещё один снимок 2-х взорванных бедолаг. Xорошо видно что у 833-го юбка ещё имеет характерный изгиб, но сами секции уже не составные, а выполнены из одного листа металла. У 823-го инересная деталь - сбоку на забашенном ящике закреплён маленький ящик.

112 Тигр во время его восстановления. Запомните заплатку на маске пушки и выбоину нижнего бортового в районе буксирной серьги от попадания снаряда. Рассмотрев внимательно две следующие фото 724 вы увидите те же повреждения.

112 Тигр во время его восстановления. Запомните заплатку на маске пушки и выбоину нижнего бортового в районе буксирной серьги от попадания снаряда. Рассмотрев внимательно две следующие фото 724 вы увидите те же повреждения.

Тигр 724. Все листы бортовой юбки левого борта утеряны, видна заваренная прoбоина на борту корпуса, а также аналогичная заплатка как и на 112 на маске пуски , так что это бывший 112.

Тигр 724. Все листы бортовой юбки левого борта утеряны, видна заваренная прoбоина на борту корпуса, а также аналогичная заплатка как и на 112 на маске пуски , так что это бывший 112.

Тигр 724 с другого бока.  вместо передниx подкрылков листы металла, вторая фара тоже утеряна, троссы задом наперёд, запасной трак вдет в кронштейн крепления гранатометов. На стволе 6 победных колец. Обратите внимание на аналогичное 112 Тигру повреждение нижнего бортового со стороны радиста.

Тигр 724 с другого бока. вместо передниx подкрылков листы металла, вторая фара тоже утеряна, троссы задом наперёд, запасной трак вдет в кронштейн крепления гранатометов. На стволе 6 победных колец. Обратите внимание на аналогичное 112 Тигру повреждение нижнего бортового со стороны радиста.

Тигр 813. Традиция второй роты - номер продублирован на забашенном ящике. Тепловые экраны изогнуты под углом. С обоих сторон забашенного ящика закреплены маленькие ящики, как на 823-м.<br />Стандартное место под ящик ЗИП на корме, но сама корзина похоже ещё самодельная, аналогична корзине 231-го.

Тигр 813. Традиция второй роты - номер продублирован на забашенном ящике. Тепловые экраны изогнуты под углом. С обоих сторон забашенного ящика закреплены маленькие ящики, как на 823-м.
Стандартное место под ящик ЗИП на корме, но сама корзина похоже ещё самодельная, аналогична корзине 231-го.

Тигр 712. Редкое фото, по всей видимости таким он достался союзникам.

Тигр 712. Редкое фото, по всей видимости таким он достался союзникам.

Хорошо извесный снимок. Эмблема батальона и имя погибшего члена экипажа частично закрашены нанесенной позднее цифрой 7. Тамия утверждает что это Тигр 731 и фары у него сверху не смотря на характерный крест 1 роты. Раньше можно было только гадать с чего Тамия решила что это 731 Тигр. Но теперь...

Хорошо извесный снимок. Эмблема батальона и имя погибшего члена экипажа частично закрашены нанесенной позднее цифрой 7. Тамия утверждает что это Тигр 731 и фары у него сверху не смотря на характерный крест 1 роты. Раньше можно было только гадать с чего Тамия решила что это 731 Тигр. Но теперь...

Снимок выловленный в интернете совсем недавно. Хотя номер виден только частично, не составляет труда утверждать что это 731. Обратите внимание на загнутую вниз последнюю секцию юбки.

Снимок выловленный в интернете совсем недавно. Хотя номер виден только частично, не составляет труда утверждать что это 731. Обратите внимание на загнутую вниз последнюю секцию юбки.

К сожалению очень мелкий снимок, но можно разглядеть что это тот же самый Тигр. Задняя секция также загнута вниз и можно различить стоячюю гильзу у задних катков.

К сожалению очень мелкий снимок, но можно разглядеть что это тот же самый Тигр. Задняя секция также загнута вниз и можно различить стоячюю гильзу у задних катков.

И снова тот же танк судя по двум военнослужащим разглядывающим 88 мм снаряды. Виден характерный раскрой нижнего бортового, крепления запасных траков на верхнем лобовом и нестандартную скобу на среднем лобовом.

И снова тот же танк судя по двум военнослужащим разглядывающим 88 мм снаряды. Виден характерный раскрой нижнего бортового, крепления запасных траков на верхнем лобовом и нестандартную скобу на среднем лобовом.

Тигр 732 бывший 132, троссы задом наперёд, на правом борту куча внештатного крепления для шанцевого инструмента.

Тигр 732 бывший 132, троссы задом наперёд, на правом борту куча внештатного крепления для шанцевого инструмента.

732 вид с кормы. Ящик ЗИП снят, остались только кронштейны его крепления, крюки на нижнем кормовом всё ещё имеются, на них лежат запасные траки. Ещё одна очень интересная деталь - обтатите внимание на клапана выхлопных труб. Обычно они открывались симметрично продольной оcи , а тут оба на одну сторонy вперёд под углом налево!?

732 вид с кормы. Ящик ЗИП снят, остались только кронштейны его крепления, крюки на нижнем кормовом всё ещё имеются, на них лежат запасные траки. Ещё одна очень интересная деталь - обтатите внимание на клапана выхлопных труб. Обычно они открывались симметрично продольной оcи , а тут оба на одну сторонy вперёд под углом налево!?

Редкий снимок - вид сверху на 712. Танк был разобран Американцами, а потом собран вновь. Дульный тормоз закручен небрежно (окна смотрят верх и вниз, вместо того чтобы смотреть налево и направо, бронировка вентилятора отсутствует). Видно, что люк заряжающего - сварной.

Редкий снимок - вид сверху на 712. Танк был разобран Американцами, а потом собран вновь. Дульный тормоз закручен небрежно (окна смотрят верх и вниз, вместо того чтобы смотреть налево и направо, бронировка вентилятора отсутствует). Видно, что люк заряжающего - сварной.

Крепление ящика ЗИП на Тиграх 2 роты. Место положения - стандартное, но сама корзина всё ещё самодельная (серийная корзина имела другой вид, смотри мой 712).<br />Графика взята из Японского журнала "Ground Power".

Крепление ящика ЗИП на Тиграх 2 роты. Место положения - стандартное, но сама корзина всё ещё самодельная (серийная корзина имела другой вид, смотри мой 712).
Графика взята из Японского журнала "Ground Power".

Постpойка модели.
   Что мы имеем на сегодняшний день в 35 маcштабе?
   Выбор на самом деле не очень большой.
   Звездовско-Италовскую поделку я не рекомендую никому. Как нe печально, нормального Тигра из этого набора не построить. Остаётся Тамиевский набор 35227, и Драгоновский , выпущенный ограниченной серией под маркой Cyber-hobby набор 6286.
   Безусловно Драгоновский набор самый правильный и навороченный. Из доработок там только подгонка, шпаклёвка и имитация сварных швов, все остальное уже есть. Но его достать практически невозможно. Так что остаётся только Тамия.
   В принципе неплохой кит, но он был сделан на базе раннего Тигра 35216 и поэтому и имеет половину его деталей. Тамия посчитала накладным переделывать нижнюю часть корпуса и крышу корпуса, отсюда масса косяков. Рассмотрим их поподробней.
   Начнем с положительного.
   1. Непревзойдённое Тамиевское общее качество. На мой взгляд лучший модельный пластик (в меру твёрдый, хорошо обрабатывается). Великолепная стыковка деталей.
   2. Великолепная, легко и удобно читаемая инструкция (всё понятно нарисовано, разбито на этапы, легко найти нужный этап (лично я никогда не собираю модель в той последовательности, как даёт инструкция, а в Драгоновской инструкции найти что-то очень тяжело).
Ошибки Тамии и как их поправить.
   Как я уже говорил, нижняя часть корпуса досталась Африканцy от более ранней модели Tiger Early Produktion 35216, которая перешла без изменений от ещё более ранней модели Tiger Mid Produktion. И поэтому всплывают сразу 2 косяка, раскрой нижнего бортового листа спереди и сзади.
Выступ с отверстием, в которое вдевалась буксирная уздечка у Тамии с зубом выступающим вниз. Его надо сточить, т.к. он появился аж в феврале 1944 года.

Выступ с отверстием, в которое вдевалась буксирная уздечка у Тамии с зубом выступающим вниз. Его надо сточить, т.к. он появился аж в феврале 1944 года.

Вот так он должен выглядеть.

Вот так он должен выглядеть.

Вот так  должен выглядеть передний срез нижнего бортового листа. У Тамии он соответствует более позднему выпуску. Его нужно значительно доработать.

Вот так должен выглядеть передний срез нижнего бортового листа. У Тамии он соответствует более позднему выпуску. Его нужно значительно доработать.

Что бы вы могли почувствовать разницy, сделан этот снимок. Передний срез доработан, а дальний пока такой, как даёт Тамия.

Что бы вы могли почувствовать разницy, сделан этот снимок. Передний срез доработан, а дальний пока такой, как даёт Тамия.

Hа данной фотографии видно, что нужно сделать. <br />1.yвеличиваем длину вперед<br />2.вниз<br />3.заделываем отверстие, т.к. оно должно находиться в другом месте.<br />Приклеиваем куски пластмассы, тщательно смазав клеем так, что бы он потом вылез со всех стыков. Затем надфилем выравниваем (делаем одной толщины). Затем я взял кусок кальки и наложил его на чертёж Мальгинова из Фронтовой Иллюстрации. Обвёл контуры среза и вырезав шаблон приклеил его ПВА к пластику, после чего пластик обрезал ножом, и окончательная доводка надфилем.

Hа данной фотографии видно, что нужно сделать.
1.yвеличиваем длину вперед
2.вниз
3.заделываем отверстие, т.к. оно должно находиться в другом месте.
Приклеиваем куски пластмассы, тщательно смазав клеем так, что бы он потом вылез со всех стыков. Затем надфилем выравниваем (делаем одной толщины). Затем я взял кусок кальки и наложил его на чертёж Мальгинова из Фронтовой Иллюстрации. Обвёл контуры среза и вырезав шаблон приклеил его ПВА к пластику, после чего пластик обрезал ножом, и окончательная доводка надфилем.

Если приглядеться, то можно увидеть серый круг с тёмной обводкой - это бывшее тамиевское отверстие, правильное отверстие и между ними остатки коричневого круга. Это то место, где согласно чертежу Мальгинова должно быть отверстие. Я его и сделал, но буксирная серьга тогда не лежала на переднем срезе, а опускалась перпендикулярно земле, что неверно. Внимательно изучив фотографии реального 712-го, пришел к выводу, что отверстие нужно немного поднять и придвинуть к лобовому листy.

Если приглядеться, то можно увидеть серый круг с тёмной обводкой - это бывшее тамиевское отверстие, правильное отверстие и между ними остатки коричневого круга. Это то место, где согласно чертежу Мальгинова должно быть отверстие. Я его и сделал, но буксирная серьга тогда не лежала на переднем срезе, а опускалась перпендикулярно земле, что неверно. Внимательно изучив фотографии реального 712-го, пришел к выводу, что отверстие нужно немного поднять и придвинуть к лобовому листy.

Характерная для Тигров 501 sPzAbt вставка для раcширения заднего брызговика (нигде больше не встречается). Хорошо прорисованы крепления домкрата, а также поддерживающие его крепления (левый кронштейн на ранних Тиграх находился за креплением домкрата, на поздних оба кронштейна были внутри).На части Тигров антенный ввод на корме был удален, а отверстие заварено.<br />Графика взята из Японского журнала "Ground Power".

Характерная для Тигров 501 sPzAbt вставка для раcширения заднего брызговика (нигде больше не встречается). Хорошо прорисованы крепления домкрата, а также поддерживающие его крепления (левый кронштейн на ранних Тиграх находился за креплением домкрата, на поздних оба кронштейна были внутри).На части Тигров антенный ввод на корме был удален, а отверстие заварено.
Графика взята из Японского журнала "Ground Power".



Конечный результат. Правильный срез с имитацией газовой резки. Серьга висит правильно (опирается на нижний срез, а не проваливается под него). Также виден сварочный шов между нижним лобовым и нижним бортовым, который нужно имитировать самому.
Приспособление для запуска двигателя Tигра от двигателя Кубельвагена Тамия предлает просто приклеить к заднему броневому, при этом у Тамии оно стоит как на более позднем Тигре - перпендикулярно земле. А на Африканцах оно было завалено набок как и на "предсерийниках".Значит стойки нужно разместить строго вертикально.Я сделал их из пластиковой трубочки.

Приспособление для запуска двигателя Tигра от двигателя Кубельвагена Тамия предлает просто приклеить к заднему броневому, при этом у Тамии оно стоит как на более позднем Тигре - перпендикулярно земле. А на Африканцах оно было завалено набок как и на "предсерийниках".Значит стойки нужно разместить строго вертикально.Я сделал их из пластиковой трубочки.

На бронеровке выхлопа добавляем рым-болты.

На бронеровке выхлопа добавляем рым-болты.

Правильный разворот приспособления для запуска двигателя Tигра от двигателя Кубельвагена, сварной шов между кормовым и бортовым листами. Тамия дает раннее крепления яшика ЗИП характерное для 1 роты , на 712 было уже стандартное крепление сделал его из тонкого листового пластика.Добавляем цепочку пробки на воздушных фильтрах (использовал травлёную цепочку из остатков).

Правильный разворот приспособления для запуска двигателя Tигра от двигателя Кубельвагена, сварной шов между кормовым и бортовым листами. Тамия дает раннее крепления яшика ЗИП характерное для 1 роты , на 712 было уже стандартное крепление сделал его из тонкого листового пластика.Добавляем цепочку пробки на воздушных фильтрах (использовал травлёную цепочку из остатков).

   Теперь ещё один "косяк", так сказать вынужденный. Тамия дает правильную бортовую юбку для Африканца. А именно: правильный изгиб в районе 2 и 3 листа, секции составные (верхняя часть накладывается на нижнюю), две передних секции короче двух задних. Но в связи с тем что корпус используется от раннего Тигра то 3 отверстия на борту даны под установку стандартной юбки (все листы расположены на одной линии и все одной и той же длины). Поетому при правильном местоположении центральное отверстие вышло бы наружу и его бы пришлось шпаклевать, но наверно политика Тамии, что бы модель собиралась без шпаклёвки и поэтому они центральный пинёчек на бортовой юбке задрали верх насколько можно но всё равно юбка в целом получилась в задней части задранной верх так, что мешает даже установке тросса для натяжения гусениц.
   Как из этого положения выкрутиться?
   Я предлагаю следующее.
   1.Поскольку сам изгиб верен то срезав средний и задний пинёчки с обратной стороны юбки вдеваем первый пинёчек в соответствующее отверстие на борту и опускаем заднию часть ниже , приблизительно на 0,3 мм ниже верхнего среза приварки на кормовом листе к которой прикручивались задние брызговики. Конечно если у вас есть чертёж Африканца то воспользуйтесь им.
   2.делаем отметки или проводим линию правильного места положения линии бортовой юбки . Мы увидим что центральное отверстие полностью вылезло наружу а заднее слегка выглядывает.
   3. Шпаклюем данные отвертия.
   
   Конечно же лучше всего исползовать Aберовский набор 35А11 "TIGER I H1 (AK) - SIDE FENDERS". Но у меня его не было и я разрезал юбку на четыре части и потом каждую секцию сточил надфилем до толщины травлёнки (по всему периметру, а не на концах), больше я такой подвиг наверно не повторю. И затем приклеил их вдоль отмеченной линии правильного положения.


На данном фото виден результат работы. Первую секцию решил не устанавливать и поэтому пришлось сделать бонки крепления этой секции.
Имитация спаренного с пушкой пулемета меня не впечатлила. Я этот огрызок срезал просверлил отверстие и воспользовался Тамиевским же зенитным пулемётом который пришлось доработать.


На данном фото видно шиповое соединение кормового и бортового листа (под последней бонкой). Тигр 712 имел внештатные замки-лягушки в задней части борта. Не знаю точно что там крепилось, поэтому немного пофантозировал и поставил то что подходило к ним.
Тамия даёт надмоторный люк от раннего Тигра поэтому необходимо удалить фиксатор люка в приоткрытом положении, он появился в мае 1943 года и для Африканца не подходит.

Тамия даёт надмоторный люк от раннего Тигра поэтому необходимо удалить фиксатор люка в приоткрытом положении, он появился в мае 1943 года и для Африканца не подходит.

Крыша корпуса тоже раняя, поэтому нам нужно удалить приварки основания гранатометов (отмечены крестом).

Крыша корпуса тоже раняя, поэтому нам нужно удалить приварки основания гранатометов (отмечены крестом).

Cxема-чертёж получена из чертежа Японского журнала "Ground Power". На самых ранних Тиграх на которых не стояли ещё гранатометы на крыше корпуса, зажимы уздечки троса находились ближе к лобовому листу, это потом их отодвинули назад. Также места расположения зажимов петли троса на бронеплите радиатора распологались немного по другому чем на более поздних Тиграх. Это конечно не маштаб 1/35, но все пропорции верны и все размеры легко пересчитать на 35 маcштаб.

Cxема-чертёж получена из чертежа Японского журнала "Ground Power". На самых ранних Тиграх на которых не стояли ещё гранатометы на крыше корпуса, зажимы уздечки троса находились ближе к лобовому листу, это потом их отодвинули назад. Также места расположения зажимов петли троса на бронеплите радиатора распологались немного по другому чем на более поздних Тиграх. Это конечно не маштаб 1/35, но все пропорции верны и все размеры легко пересчитать на 35 маcштаб.

Cxема-чертёж получена из чертежа Японского журнала "Ground Power". Сдесь троссы расположены задом  наперёд. Как видно из обoих чертежей - металлическая заглушка выреза для поступления воздуха к двигателю на надмоторном люке отсутствует . Поэтому Тамиевская деталь "F-19" не устанавливается и отверстия в крыше под нее шпаклюются.

Cxема-чертёж получена из чертежа Японского журнала "Ground Power". Сдесь троссы расположены задом наперёд. Как видно из обoих чертежей - металлическая заглушка выреза для поступления воздуха к двигателю на надмоторном люке отсутствует . Поэтому Тамиевская деталь "F-19" не устанавливается и отверстия в крыше под нее шпаклюются.



На данном фото видно, что зажимы тросса перенесены ближе к лобовому листу. Тамиевская деталь F-19 не установлена. Приварки под основания гранотометов сточены. Все зажимы как буксирного тросса, так и тросса для натяжения гусениц самодельные.
На Тигре 712 , как и на большинстве Африканцев стояли именно такие кронштейны крепления забашенного ящика. Данный забашенный ящик крепился на 4 кронштейнах сбоку , а не на 2-x верхних и 1 нижнем (стандартное крепление стандартного ящика). Но на некоторых Африканцах (смотите заглавную фото 141-го) эти кронштейны имели отбортовку в виде рyсской буквы П.
   Тамиевский набор имеет правильную ассиметричную башню. Некоторые говотят: ну и что, всё равно этого не видно. Но на самом деле всё обстоит гораздо хуже. У реального Тигра башня была ассиметрична и орудие находилось ровно посередине на продольной оси. На модели же с симметричной башней, из-за ассиметричности маски пушки ствол сползает к правому борту (в сторону заряжаюшего) на 3мм.
   Тамия дает правильную форму бронировки бортовых смотровых приборов (Звезда и Академ - неправильные). Также Тамия даёт великолепную комбашенку, на которой надо добавить только дренажные отверстия по периметру. Отверстия шли снизу верх и наверху выходили ровно на уровне крыши комбашенки.
   Тамия так же даёт правильную трёхзвенную петлю командирского люка в отличие от Звезды и Академа у которых она двухзвенная.
   Но Тамия почему-то забыла дать сварной шов вдоль крыши башни, его придётся делать самим.


Ещё один косячёк Тамии - крепления совковой лопаты. Хочу отметить, что оно отсутствовало на тиграх 1 роты, и появилось только во 2 роте. Тамия даёт стандартное место положения этих креплений (если вы откроете эти отверстия с внутренней стороны), но на Африканцах оно было смещено к левому борту (борт мехвода) в пересчёте на 35 маcштаб аж на 9,5 мм. Данный снимок показывает что вставленная лопата мешала стрелку полноценно использовать пулемёт. Думаю что по этой причине данные крепления были в основном пусты , либо совковая лопата вставлялась задом наперёд и совком верх а не вниз, либо в этих креплениях находилась штыковая лопата. Очевидно поэтому эти крепления чуть позднее перенесли к правому борту и совок уже не мешал стрельбе из пулемета.
На снимке так же видно дополнительные замки лягушки у 712 Тигра.
Обратите внимание на правильное расположение штырей удерживающих запасные траки, внутренний находился прямо в шипе, а наружный был расположен так, что бы удерживать трак. Т.е. штыри распологались по обе стороны от направляющих гребней.
   Тамиевская модель имеет правильные передниe подкрылки так называемые "Initial ".
   Но для 712 они не подходят , пришлось родные срезать и стандартные делать самому, использовался листовой пластик 0,2 мм и травлёные петли, барашки.
Стандартные брызговики сделаны и установлены на модель.

Стандартные брызговики сделаны и установлены на модель.

Крупный план. Заклепки срезаны с тамиевских брызговиков от Штурмтигра. Петли половинка травленая, а другая листовой пластик.

Крупный план. Заклепки срезаны с тамиевских брызговиков от Штурмтигра. Петли половинка травленая, а другая листовой пластик.

Петли рабочие, брызговик можно отбросить.

Петли рабочие, брызговик можно отбросить.

   Немного о башне.
Трёхзвеннaя петля командирского люка. Я решил улучшить имитацию сварки вдоль комбашенки.<br />Так же добавил штырь на крыше башенки. Вообще то их было 2 и служили они для установки тента над башенкой, чтобы дождь не лил в открытый люк. Но на 712 он только один, просмотрев фотки других Тигров, других подразделений я заметил что это случалось часто. Наверно он  мешал сидеть командиру на башенке во время марша и  вообще было некомфортно когда штырь торчит прям напротив позвоночника.

Трёхзвеннaя петля командирского люка. Я решил улучшить имитацию сварки вдоль комбашенки.
Так же добавил штырь на крыше башенки. Вообще то их было 2 и служили они для установки тента над башенкой, чтобы дождь не лил в открытый люк. Но на 712 он только один, просмотрев фотки других Тигров, других подразделений я заметил что это случалось часто. Наверно он мешал сидеть командиру на башенке во время марша и вообще было некомфортно когда штырь торчит прям напротив позвоночника.

Решил на некоторых местах усовершенствовать Тамиевскую сварку.

Решил на некоторых местах усовершенствовать Тамиевскую сварку.

На данном снимке удалось поймать имитацию выщербин на броне, ведь танк повоевал, был подбит и отремонтирован .

На данном снимке удалось поймать имитацию выщербин на броне, ведь танк повоевал, был подбит и отремонтирован .

Конечный результат. Сделана заплатка пробоины. По всей видимости этим же снарядом был сорван кронштейн крепления башенных гранатометов. Немцы его востанавливать не стали.

Конечный результат. Сделана заплатка пробоины. По всей видимости этим же снарядом был сорван кронштейн крепления башенных гранатометов. Немцы его востанавливать не стали.

   Модель имеет полный интерьер. Но решился показать только интерьер башни. На сегодняшний день я знаю гораздо больше об интерьере Тигра и в настоящий момент строю Тигра от Драгон с полным интерьером который в основном пришлось строить самому с использованием некоторых доработанных деталей от Академа. Так что в планах статья о его постройке.
Траки AFV Club. Зашпаклёвана ужасная щель, сточены следы от толкателя (на каждом траке их было 3 штуки).

Траки AFV Club. Зашпаклёвана ужасная щель, сточены следы от толкателя (на каждом траке их было 3 штуки).

Толщина стенок бaшни была доведена до правильной толщины - 82 мм в пересчёте на 35 маcштаб. Для этого вдоль бортов снизу и сверху по всему периметру были наклеены полоски листового пластика необходимой толщины, они показывали до каких пор надо ее наращивать . После чего все было замазано шпаклёвкой, затем просушка и работа шkуркой до тех пор пока белые полоски листового пластика не начнут выглядывать. Данная процедура заняла много сил, но результатом я очень доволен.

Толщина стенок бaшни была доведена до правильной толщины - 82 мм в пересчёте на 35 маcштаб. Для этого вдоль бортов снизу и сверху по всему периметру были наклеены полоски листового пластика необходимой толщины, они показывали до каких пор надо ее наращивать . После чего все было замазано шпаклёвкой, затем просушка и работа шkуркой до тех пор пока белые полоски листового пластика не начнут выглядывать. Данная процедура заняла много сил, но результатом я очень доволен.

Самодельные крепления для домкрата, каждое крепление состоит из 7 деталей сделанных из пластика. Так же видны два поддерживающих домкрат упора, о них Тамия забыла.

Самодельные крепления для домкрата, каждое крепление состоит из 7 деталей сделанных из пластика. Так же видны два поддерживающих домкрат упора, о них Тамия забыла.



Толщину среза борта башни за маской пушки надо нарастить. Толщина была 82 мм, пересчитать в 35 маcштаб, померять толщину Тамии и получите сколько надо добавить, я сейчас точно не помню - помоему больше 1 мм.
Обратите внимание на толщину стенок гранатометов. Добавлены 2 болта которыми связка гранатомётов крепилась к кронштeйну, сварка проимитирована дажe вокрyг козырьков перископов мехвода и радиста, тамиевские выдавленые болты крепления водонепроницаемой заглуши пулемета заменены на травленные. Проимитирован сварной шов между верхним лобовым и средним лобовым. Обратите внимание что вначале топор крепился только одним замком лягушкой.
   Итого, подведём итоги.
   Были проделаны следующие доработки:
    1.Сделан правильный раскрой нижнего бортового листа спереди.
    2.Убран зуб на фигурном выступе для крепления кормовои буксирной серьги нижнего бортового.
    3.Сдеаланы передние брызговики подходящие для 712 Тигра (доработка, а не косяк).
    4.Сделаны из остатков травлёной рамки крепления запасных траков на лобовом листе.
    5.Выдавленные на пластике болты крепления водонепроницаемой заглушки сточенны, и установлены травлёные.
    6.Проимитировано где-то десятка два сварных швов.
    7.Cточены приварки креплений гранатометов на крыше корпуса.
    8.Сделаны из пластика крепления буксирных тросов 12 штук.
    9.Крепления установлены на правильные места.
   10.Сделаны крепления тросса для натяжения гусениц (пластик , травлёная рамка)
   11.Доработаны пластиковые листы бортовой юбки, установлены на правильное место.
   12.Сделаны бонки крепления отсутствующих секций юбки (пластик).
   13.Сделаны рым-болты на бронеровке выхлопа.
   14.Сделаны крепления тепловых екранов.
   15.Сделаны крепления домкрата (7 деталей из пластика на каждое крепление )
   16.Сделаны упорные планки домкрата.
   17.крепление огнетушителя (травленка)
   18.Все замки-лягушки заменены на Аберовские.
   19.Добавлен стопорящий болт дульного тормоза.
   20.Сделаны ограничители максимального угла возвышения и склонения орудия (обратная сторона маски).
   21.Сделан сварной шов по периметру крыши башни.
   22.Сделаны дренажные отверстия на комбашенке.
   23.Все люки доработаны до рабочего состояния.
   24.Сделал правильное крепление чурки под домкрат.
   25.Сделал правильное крепление приспособления для запуска двигателя от двигателя Кубельвагена.
   26.Доработал надмоторный люк.
   27.Перенёс на правильное место крепления совковой лопаты.
   28.Cделал спаренный с пушкой пулемёт , вместо невтятной его имитации.
   29.По мелочам : доработал воздушные филтры , повесил замки на забашенныи ящик , установил нехватаюшие зажимы.
   30.Добавил то что было характерной особенностью 712-го. (заплатка на правом борту башни, внештатные крепления шанцевого инструмента, сделал из пластика стандартнyю корзину для установки ящика ЗИП).
   31.Заменил Тамиевскую виниловую гусеницy на наборнyю рабочую от AFV Club.
   
   А теперь то что неисправил:
    1.Как ни странно но на 712 была очень редкая звёздочка ( наверно только 4 Тигра имели такую ) Спица в зуб. У меня стандартная ранняя.
    2.Не убрал прямоугольные приливы вокруг запровочной пробки радиатора.
    3.У 712-го клапана на выхлопнои трубе открывались вперёд под углом во внутрь. На моём Тигре так как на более поздних ровно вперёд. Вообще если есть возможность надо смотреть фото. Например у 833 они открывались назад под углом наружу.
    4.На воздушных фильтрах отсутствует круглая выштамповка (узнал точный её радиус когда танк уже был окрашен и оттонирован).
    5.На 712 люк заряжаюшего был сварной у меня штампованный.
    6.На маске пушки у 712 между отверстиями прицела и боковым утолщением был характерный прилив.
    7.Считаю что это в 35 маcштабе практически незаметно:
    - 3 пары потайных винтов расположенных через 120 градусов на бронировке основания орудия.
    - 3 насечки на гайке которая накручивалась в месте перехода тостой трубы ствола в более тонкую.
    8.За маской пушки у Тамии гладкая бронеплита , надо было сделать уплотнительные планки , как даёт Драгон.
    9.На маске пушки со стороны спаренного пулемёта похоже был аккyратно заварен шрам от попадания снаряда.
   10.Ещё одна непонятка. На фото снятой башни (уже без полика) просматривается цифра 8 на правом борту. Но на левом борту ничего подобного нет. Т.е. получается очень странно, от старого номера осталась только одна цифра, а следов другух нет. Причем цифра 8 находится очень далеко от следующей 1. Так что я сомневаюсь, что это бывший 812. У меня пока 2 обяснения этому:
   - Американцам было интересно а что там под слоем краски проглядывает.
   - Самое интересное - 712-й имел 2-х цветный камуфляж, kак 131 из Бовингтона. Там где пятна камуфляжа - старый номер закрасился, а где остался базовый - там и номер остался. Кстати Бовингтонский Тигр окрашен документально, именно так он и выглядел на момент захвата. Я даже вначале и хотел делать такой камуфляж либо жёлто-светлосерый, либо жёлто-серозелёный. Но не отважился, подумал уж слишком авангардно , народ не поймёт.
   
   
На борту видны крупные пятна, я считаю что это камуфляж. (цифра 8 непросматривается, а может слишком далеко).

На борту видны крупные пятна, я считаю что это камуфляж. (цифра 8 непросматривается, а может слишком далеко).

Собственно предмет размышлений.

Собственно предмет размышлений.

   Ну вот так, сам себя и разгромил. Всё это для вас уважаемые коллеги, что бы вы смогли сделать ещё лучше.
   
   
   
   Выражаю огромную признательность другу и соратнику Станиславу ака Stim, который выслал мне в подарок из Томска самую ценную часть своей библиотеки - 9 книг по Тигру среди которых 3 тома Шнейдера.
   Большое спасибо Александру DIW он выслал мне декали от Италовского Африканца (найти их теперь практически невозможно).
   
   
   
   Прежде чем отважится нa написаниe статьи я изучил следующюю литературу:
   1.Выпуски Японского журнала "Ground Power" по Тигру.
   2.Экспринтовская книга по Тигру, автор Мощанский (есть очень хорошие фото Африканцев, их я не приводил ,они легко доступны).
   3."Tiger im kamf" Wolfgang Schneider.
   4.просторы интэрнэта (немецко и англо язычные форумы).
   5.Tanks Illustrated 28, Panzer armee Afrika, Tripoli to Tunis , Peter Gudgin (большая часть фото из электронной версии етой книги).
   6.Tank Power 13, AJ Press, Tiger vol.1 (Чертежи Африканцев в ней - косяк на косяке и косяком погоняет, толку мало, только несколько хороших фото)