САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2007-11-22
другие работы автора  |  обсуждение  
СУ-152 "Зверобой". Часть 6. "Жестяные работы"
Восточный Экспресс 1:35
Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
СУ-152. "Зверобой". Часть 6. "Жестяные работы".
    В период работ над мелочёвкой ко мне в руки попалась «Бронеколлекция» № 2´06 «Тяжёлые САУ Красной Армии» с чертежами СУ-152. К сожалению, они оказались перепечаткой чертежей С.Орешина из МХ с сохранением практически всех ошибок. Были исправлено лишь несколько мелких неточностей и добавлены трос со стяжкой для его натяжения. Поэтому в очередной раз пришлось обратиться к первоисточникам – кубинской самоходке и небольшим валкам польских СУ-152, которые размещены на и-нет страничках:
   http://picasaweb.google.com/polar123tank/SU152_01Drzonow
   http://picasaweb.google.com/polar123tank/SU152_02Drzonow
   
Поиск ошибок.
    Надгусеничные полки.
    Элементы крепления надгусеничных полок СУ-152 отличаются от КВ-1. Так на самоходке поперечные уголки приваривались к полкам, а к косынкам уже крепились при помощи 4 болтов. На третьей и пятой (по ходу движения) косынках были приварены U-образные скобы. На третьей косынке, как по правому так и по левому борту, выполнено некое технологическое отверстие, предназначение которого неизвестно. Однако присутствует оно как на кубинской так и на польских машинах.
   Форма первой косынки менялась в процессе производства – из треугольной она трансформировалась в тонкую фигурную пластину.
   Для крепления дополнительных баков использовалось по 4 кронштейна. Установка кронштейнов выполнялась в 2-х вариантах, причём оба варианта могли присутствовать на одной машине. Между баком и полкой устанавливалась фигурная деревянная пластина.
   Крепление запасных траков было аналогично креплениям на поздних КВ, но к сожалению позволяло установить на самоходке не более 1 трака по каждому борту.
   

Типы передних косынок.

Крепление запасных траков.

Различное крепление.

    Мелочёвка.
    Высота узлов крепления штанг банника на чертежах СУ-152 дана неверно, так как вычисленная по фото общая высота 3-х штанг равна 120-135 мм (3,5-3,9 мм в М 1:35).
   
   На чертежах на полке по левому борту отсутствуют элементы крепления шанцевого (?) инструмента.
   
   На правом бортовом листе бронерубки наваривались по 2 квадратные пластинки с отверстиями. Назначение пластин не выяснено.
   Кормовой лючок для стрельбы из личного оружия приобрёл на поздних машинах дополнительную бронировку.
   
   Смотровой прибор мехвода на СУ-152 имел несколько отличную от ИСУ-152 конструкцию.
   

Бронировка пист. порта.

 
Выбор прототипа.
    В качестве прототипа решено было выбрать машину 1539 тяжёлого самоходно-артиллерийского полка с бортовым номером "200" (командир самоходки - С.Ф. Березин, ФИ "САУ КА"). На настоящий период имеется три фотографии данной машины, которые с достаточной точностью позволяют восстановить её облик.
 
Доработки.
    Ещё в самом начале работ на модели были уничтожены пластиковые крылья. Их толщина была около 1 мм, причём дополнительная толщина была наращена вниз, в сторону гусеничных лент. Для соблюдения пропорций пришлось срезать этот самый миллиметр пластика с нижней грани боевой рубки.
   
   В качестве заготовки для надгусеничных полок был использовал набор крыльев от Парт на КВ-1. Передние и задние крылья выполнил из пластин чистой меди, т.к. она прекрасно мнётся даже без отжига. По краю полок был напаян усилительный уголок. До установки полок на модель, на них были напаяны кронштейны крепления доп. баков и запасных траков.
   
   Треугольные косынки изготовлены из подсобных материалов. К сожалению, на момент их изготовления я ещё не знал о «загадочных» отверстиях в центральных косынках. Тонкие уголки из меди были подпаяны к ним с одной или с двух сторон в зависимости от места установки косынки. Для имитации болтовых соединений на каждую косынку были наклеены по 8 головок болтов из набора MasterClub № МС435052. Затем на одной из сторон приходилось срезать хвостовики у гаек.
   В заключение, всё это с помощью циакрина было закреплено на корпусе самохода. Полкам был придан помятый вид в соответствии с фотографиями.
   На прототипе сохранилась только правая передняя косынка, поэтому на ВЛД по левому борту был съимитировал сварной шов в месте её крепления.
   
   Элементы крепления шанцевого инструмента выполнены из остатков наборов Part и Aber.
   
   Ящик ЗИП к МЛ-20, выполненный Эдиком, не встал на предназначенное место. Пришлось заняться обмерами ящиков на пушках и гаубицах, установленных в Ижевске. Сравнение их с данными В. Мальгинова подтвердило догадки - ящик необходимо наращивать на 1 мм.в высоту.
   
   Штанги банника изготовил из эмалированного провода подходящего диаметра. Для снятия лакового покрытия использовал новый для себя способ - отрезки проволоки прокатывал с нажимом между двумя твердыми пластинами. Получилось «два в одном» - и лак сползал большими кустами, и провод выправился. Для имитации резьбовых соединений штанг высверлил торцы заготовок, одному из них придавал конусную форму и запаивал в него тонкий проводок.
   
   По левому борту было решено установить один доп. бак, для чего был использован мятый тамиевский, удлиненный до требуемой величины соответствующей вставкой. Горловину бака пересадил с родного восточно-экспрессовского.
   
   Так как круглые люки на боевой рубке запланировано выполнить открытыми, пришлось уменьшить их толщину и дополнить внутреннюю сторону. Для этого были воспроизведены ремённые петли, крепление прибора наблюдения и лючок.
   
   Для придания модели зрелищности я решил сделать открытым и лючок мехвода. В ход пошли запчасти от звездовского и трамповского КВ-1. А вот неподвижную бронировку прибора наблюдения пришлось выполнить самостоятельно. После окраски к ней будет добавлен кусочек прозрачного пластика с зеленоватым отливом.
   
   Фару, согласно фото, сделал разбитой. Т.е. присутствует только внешний кожух с проводкой. Звуковой сигнал - доработанная деталь от Эдика.
   
   По контуру неподвижной бронировки гаубицы установил скобы для крепления брезента. Шесть штук на лобовом листе и две на крыше. Аналогичные скобы появились и на кормовом листе бронерубки.
   
   Сетка окна воздухооттока – пропаянная по контуру латунная сетка.
   
   Пластина с рейками для крепежа насоса под закачку жидкости в противооткатное устройство орудия – утолщённая заготовка от Эдика.
   
   Коуши от трамповского КВ, трос – местного производителя. Буксирные серьги – от звездинского ИС-2.
   
   Грязеочиститель изготовил по реальным обмерам, выполненным Б. Жулиным.
   
   На приводе механизма натяжения гусеницы наконец-то нарезал резьбу.

Чертеж В. Мальгинова.

 
    Вот вроде и всё. Пора приступать к покраске.
   
   В заключение хочу ещё раз поблагодарить всех, кто оказал огромную помощь в поиске материалов и информации по СУ-152:
   -Юрия Пашолока (Taranov), Олега Царапкина (Oleg Ts), Бориса Жулина (Zh), Всеслава Дьяконова, Бориса Харламова, Игоря Перепелицу (Tankist), Станислава Плотникова (SP), В. Мальгинова, Андрея Карпова (АндрейКа), Алексея Ефимова (Fima) и [Дмитрия Шумакова] которые оказали огромную помощь в поиске материалов и информации по СУ-152.
   

Смотровой прибор мехвода.