SCALE MODELLER'S SITE
System pager
Choose Theme
2021-04-14    DiShow-2020. Опубликованы последние итоги работы жюри. Конкурс завершен. Спасибо всем участникам, все было как всегда здорово. Если вы не видите итогов по каким-либо номинациям, значит согласно Правилам эти номинации не состоялись.

Победители и призеры конкурса могут забрать свои дипломы здесь.

Дипломы для всех остальных участников можно получить здесь.

До новых встреч!
published 2007-12-14
Author's Other Work  |  comments  
Martin F167 Glenn I/GB 63, Bamako, 1942
Azur 1:72
Nikita Dontsov
aka Nikitoss
 Show photos in the same window
 Show photos in a Lightbox
 
(votes: 0  rate: 0.0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Этот бомбардировщик – двухмоторный низкоплан с экипажем из трех человек. Он осуществил первый полет 14 марта 1939 года. Самолет не был выбран USAAC (победу в конкурсе одержал А-20 «Бостон», он же «Хэвок») и не был принят на вооружение. Еще во время изготовления прототипа Франция направила заказ на 115 экземпляров. После испытаний было дозаказано еще 100. Первые самолеты были поставлены в октябре 1939 года. На момент перемирия в июне 1940 года было поставлено 140 Martin 167 A.3 (французское наименование). Эти самолеты продолжали службу под опознавательными знаками правительства Виши.
   75 заказанных Францией самолетов так и не были поставлены и их передали в RAF. Англичане заказали еще 75 самолетов и назвали их Maryland Mk.I. За ними последовал еще один заказ RAF на 150 самолетов, оснащенных более мощными двигателями и названными Maryland Mk.II Их использовали в качестве дальних разведчиков, легких бомбардировщиков и самолетов наблюдения. Всего около 440 машин несли свою службу во французской Armee de l’Air, французской Военно-морской авиации (Aeronautique navale), подразделениях RAF и SAAF. Самолет участвовал в битвах Второй мировой войны в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

    “Azur” в своем наборе дает два варианта окрасок – на британский и французский (вишистский) самолеты. Начнем с британца.
   То, что в инструкции называется Martin Maryland, Desert air force, North Africa, 1942 при ближайшем рассмотрении оказывается самолетом из 39 squadron RAF с бортовым кодом АН284. В книге “Monografie Lotnicze №96 – Martin Maryland” на страницах 18 и 55 есть фотографии этой машины, однако боковиков ее там нет.
   Второй вариант – француз из GB I/63, Bamako, 1942 год. Это – классический вишист со всеми причитающимися атрибутами – полосатым хвостом и капотами двигателей, а также классическим французским четырехцветным камуфляжем. Боковик, подтвержадщий правильность этого варианта окраски, был опубликован во французском “AeroJounale” за март-апрель 2001 года. Сам журнал найти, к сожалению, не удалось, но скан этого боковика лежит на сайте «Палитра крыла».
   Этот вариант и был выбран мною для создания модели – уж больно интересен и необычен многоцветный бомбардировщик с красно-желтыми полосами по капотам и хвостовому оперению. Честно говоря, думал, что соберется модель достаточно быстро – но процесс растянулся на долгие полгода, и причина тому не только моя безумная занятость на работе…
   

Декали на два варианта окраски

Английский вариант

Французский вариант

 

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

    В наборе три рамки с пластиковыми деталями, одна – с деталями остекления, и три маленьких полоски со смоляными деталями. На пластиковых деталях в самых неприятных местах расположены следы толкателей – не сточив их, невозможно соединить половинки крыльев и половинки фюзеляжа. Сам по себе пластик приятный, в меру мягкий, обработке поддается хорошо. Повышенное внимание необходимо к рамке с прозрачными деталями – она очень хрупкая. Настолько хрупкая, что откусывать бокорезами детали с нее не получится – используйте пилку и тогда вы сохраните детали без трещин и сколов.
   Модель чертежам соответствует неплохо – геометрически все верно и все линии расшивки на своих местах. Почему я говорю «неплохо»? Да потому что в наборе нет практически ничего, кроме планера самолета – все остальное придется изготавливать самостоятельно. Ведь то, что «Азур» называет двигателями и стойками шасси в действительности имеют с таковыми весьма отдаленное сходство. Ниши шасси тоже «а ля «Фрог-1980» - девственно чисты и кристально прозрачны. А ведь есть несколько фотографий, на которых хорошо видно – со стойками и нишами у Мериленда все не так просто…

Стойки шасси из набора. Предварительно окрашено кистью. В работе взяты за основу.

Двигатели из набора. Предварительно окрашено аэрографом. В работе не использовались.

   

СБОРКА

    Сборка традиционно начинается с интерьера самолета. В нем присутствуют смоляные детали, для отделения которых необходимо воспользоваться пилкой – смола хрупкая и так и норовит переломиться (к слову – у REST MODELS смола другая, гораздо более мягкая и податливая). Сразу хочу предупредить – приборную панель из-под козырька не видно, потому делать ее идеальной особого смысла не имеет, лучше побольше внимания уделить привязным ремням, которые действительно хорошо видны. Ремни эти я сделал по традиционной уже технологии – ленточка предварительно покрашенного скотча с наклеенными на нее замками, согнутыми из тонкой проволоки.
   Все детали интерьера встают на свои места без особых проблем, но необходимо перед соединением половинок фюзеляжа обязательно подогнать их на сухую – пол кабины штурмана чуть шире, чем необходимо, и если не исправить это сразу, то на стадии установки носового остекления появится очень неприятный уступ в месте его соединения с фюзеляжем, либо половинки остекления просто не сойдутся и образуют щель на самом видном месте.
   

Собранный на половине фюзеляжа иинтерьер кабины.

Он же. Вид на скрывающуюся под козырьком приборную панель.

Вид спереди. Пол кабиины штурмана обточен по ширине.

Вид сбоку. Интерьер в сборе.

    Поскольку производитель предлагает основные элементы планера клеить «встык», я изготовил из булавок любимые мною «лонжероны», и вставив их в фюзеляж и высверлив в стабилизаторах ответные отверстия, обеспечил хорошую прочность этого узла. Нечто похожее, только большего диаметра, было сделано и с крыльями – только в отличие от стабилизаторов я закрепил их сразу. Элементы планера готовы – приступаем к мелочевке.

"Лонжероны" изготовлены и установлены в отверстия в фюзеляже. Крепление - супермомент.

Общий вид хвостового узла.

Нижние поверхности крыльев. Накатана и затонирована клепка. Ниши шасси окрашены в базовый цвет. Крылья готовы к установке.

Планер в сборе. Капоты окрашены - стык цвета замаскирован. Двигатели установлены внутри капотов.

    Внимательно рассмотрев и поняв бесперспективность работ с двигателями из набора, я приобрел два «Пратт энд Уитни» от Вектора. Работа с ними – одно наслаждение, правда, без ложечки дегтя не обошлось. Дело в том, что капоты Мериленда рассчитаны под родные азуровские движки, и полностью соответствующий прототипу двигатель от Вектора туда просто не влезает. Чтож, пришлось потратить кучу времени на утоньшение капотов двигателей (стачивал их шкуркой практически до толщины листа бумаги) – в конце концов двигатели встали на свои места как влитые – осталось только просверлить отверстия для осей воздушных винтов.

Двигатель от "Вектор" окрашен аэрографом, собран и готов к установке. Проводка выполнена из тонко растянутого литника, окрашенного кистью в красный цвет.

Мотогондолы и капоты в процессе растачивания и покраски базовым цветом.

Готовая к установке мотогондола. Двигатель на супермоменте установлен внутри. Капоты не открывались.

 
    Пока двигатели высыхали внутри сточенных капотов, я приступил к шасси. Изучая материалы, соображал, что и как сделать – в итоге модифицировал стойку шасси, использую обрезки булавок и тянутый литник, из булавок и обрезков литника собрал цилиндр уборки шасси, а из тонкой проволоки и вытянутого в толщину волоса литника соорудил гидросистему. Все это поэлементно собрал и отложил в сторону – окончательная сборка модели проходит после окраски и тонировки…

Полностью собранные и окрашенные, стойки шасси готовы к установке.

Общий вид кронштейна для установки шасси.

   

ОКРАСКА

    На самом деле окраска шла параллельно сборке все время – где-то наносился слой краски, где-то маскировался, где-то что-то тонировалось. Так, к примеру, тонировка интерьера кабины производилась до сборки половин фюзеляжа (что естественно), а окраска киля – сразу после, но до установки крыльев (так удобнее). Из тех же соображений капоты двигателей были сначала утоньшены, затем склеены, затем окрашены (я нарочно пытался имитировать сколы, нанося краску в несколько слоев, а потом как-бы «обдирая» ее малярным скотчем), потом в них установлены двигатели. В общем, последовательность сборки и окраски у меня никак не совпадала с инструкцией.

Стабилизаторы окрашены и готовы к монтажу. Тонировка пока не производилась.

Окрашенный киль. Руль окрашен в белый цвет с целью избежать возможного просвечивания декали.

Воздушный винт в сборе. Втулка и лопасти даются отдельными смоляными деталями.

Общая окраска планера. Киль и капоты замаскированы малярным и тамиевским скотчами.

    Стабилизаторы были окрашены отдельно от самолета – сначала положил базовый желтый цвет, а потом по маске из оракала с применением монтажной пленки (это позволяет сохранить расстояние между полосами неизменным) задул красные продольные полосы.
   С окраской фюзеляжа особых трудностей не возникло – все было просто. Правда это просто на словах – на деле класть камуфляж из 4-х цветов, да еще предварительно маскирую киль и капоты двигателей, занимает уйму времени. Камуфляж наносился по всем «законам жанра» - сначала одноцветный низ, потом трехцветный верх от светлого к темному. Камуфляжная схема бралась с боковика Палитры крыла и из инструкции – оснований не верить ей у меня не возникло.
   

Планер самолета полностью окрашен.

Окрашенные и тонированные колеса шасси.

Общий вид окрашенных деталей. Лакировка и тонировка пока не производились.

 
    Отдельно от планера задул створки шасси, воздушные винты, колеса шасси – после высыхания краски все покрыл глянцевым лаком и подготовил к тонировке.
   С переводом декалей возникла только одна проблема – диагональные полосы французского триколора нуждаются в очень четкой и тонкой подгонке – не поленитесь сначала наложить вырезанную деку на крыло и разметить точки нанесения, это позволит избежать затем кучу проблем…
   Поле нанесения декалей задул модель еще одним слоем глянцевого лака и приступил к тонировке. Мне хотелось создать «самолет-боец» - грязный, замызганный труженик африканского неба, взлетавший с далеко не асфальтированных аэродромов Мали. Не скрою – перестарался и тонировка получилась, на мой взгляд, не очень. Но «что выросло - то выросло» - отступать было поздно, а потому приступил к окончательной сборке модели.
   

Нанесены декали и глянцевый лак. Модель готова к тонировке.

То же, вид сверху.

Тонировка верха. Промежуточный результат.

Тонировка низа. Неудовлетворительный результат - переделано в процессе окончательного монтажа.


ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Пулеметная турель в сборе. "Столбик-подставка" на фотографии отсутствует.
   Еще пока высыхала тонировка (матовый лак), я озадачился сборкой пулеметной установки. Сухой остаток следующий – пулемет на себя похож слабо, ценителям лучше полностью сделать его «с нуля», остекление турели свободно проваливается в предназначенное для его установки отверстие. Сидение (а вернее стульчик) стрелка крепится непосредственно к стеклу, более никакого каркаса не предусмотрено, а это значит, что Вам придется самостоятельно задуматься о механизме установки и крепления турели в самолет. Я поступил просто – вырезал из остатков литника небольшой столбик и приклеил его к обратной стороне табуретки стрелка – получилось некое подобие башенки, одной частью располагающейся на полу фюзеляжа и поднимающейся вверх. А вот сам пулемет пришлось приклеить к борту фюзеляжа, дабы создать вторую точку опоры. На мой взгляд, это оптимальное решение при минимуме временных затрат.
    Установка шасси не заняла много времени – все уже было подогнано на сухую, и оставалось всего-лишь установить элементы на несколько капель цианакрилата. Хвостовая стойка (которую по инструкции необходимо установить в момент соединения половинок фюзеляжа) легко встала на свое место на этом завершающем этапе – необходимо лишь подрезать крепления с любой стороны, чтобы оно спокойно поместилось в предназначающийся ему проем.

Левая стойка шасси. Полностью смонтирована и установлена.

Правая стойка шасси. Полностью смонтирована и установлена.

   
Выхлопные патрубки из трубки от ушной палочки. Впоследствие заменены на родные смоляные.
   Остекление, а также всю мелочевку, ставил целый день – где-то что-то подкрашивал, где-то подгонял, менял смоляную антенну на стальную (мне очень не понравилось, как она была сделана – с такой высотой и при креплении встык она не выдержала бы натяжения тросовой антенны) и разбирался с выхлопными патрубками.
   Вот с ними то меня и ожидала одна неприятность. Дело в том, что патрубки смоляные, да к тому же и очень маленькие. А наклон раструба у них таков, что высверлить их вручную я не смог… Пришлось черной краской сымитировать отверстия и надуть побольше копоти – это хотя бы частично помогло замаскировать столь явную недоделку. В процессе пытался изготовить выхлопные патрубки из полых трубочек, однако форма патрубков оказалась очень хитрой, и воспроизвести такой вырез я не смог…
    Традиционно крайним этапом стало натяжение тросовых антенн, после чего в течение трех недель пытался отснять готовую модель, но получавшиеся фотографии мне почему-то постоянно не навились. Сейчас на Ваш суд представляю выжимку – понемножку из всех «фотосессий» модели этого бесспорно интересного самолета.


Модель в сборе.

   “Monografie Lotnicze №96 – Martin Maryland”
   "AeroJournal №8 08-09/1999"
   "AeroJournal №9 10-11/1999"
   Сайт "Палитра крыла"
   Благодарю А.Попова за помощь в нахождении журнала
   Благодарю AR за предоставленные фотографии