САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2007-12-25
другие работы автора  |  обсуждение  
Строим позднюю Panther Ausf.G от Dragon
Dragon 1:35
Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Made by MNH, или Сталинградка по немецки.
Вступление.
   Я так и не могу определиться кто-же мне нравится больше Тигр или Пантера? Но по любому я достаточно трепетно к ним отношусь, и давно хотел сделать модель так сказать по серьёзному. Поэтому долго собирал информацию. Книжки , интернет были моими источниками. Вот решил поделится знаниями и своими впечатлениями от данного набора. Надеюсь, что вам будет инересна данная статья посвященная так сказать финальным Пантерам выпуска Марта-Апреля 1945 года. Итак начнём по порядку.


Вот так и в жизни Пантера наехала на горло Четвёрочнои песне. Немцы забросили четвёрку и она начала "деградировать" в сторону упрощения производства, а ведь были ещё ресурсы для модернизации.
Как построить правильную "Panther" Ausf.G производства марта-апреля 1945 года.
   Panther Ausf.G серийно выпускалась тремя призводителями MAN, MNH, Даймлер-Бенц. Машины этих трех фирм отличались друг от друга. Точно известны отличия MAN-овских Пантер от MNH-овских. Про Даймлер-Бенц позволю сделать некоторые предположения после изучения фотографий.
   
    Различия поздних Пантер выпуска марта-апреля 1945 года.
   
   По Башне:
   Комбашенка.
   MAN: Использовать либо кольцевую турель либо как в инструкции прямоуголные приварки и штырь.
   MNH: Кольцевую турель устанавливать перестала а новую так и не начала. Заделать два отверстия под кольцевую турель.
   Даймлер-Бенц: Скорее всего как MAN.
   
   U- образные уши для установки веток деревев для камуфляжа.
   MAN: устанавливала с Января 1945 года.
   MNH: вплоть до конца производства внедрены не были.
   Даймлер-Бенц: Устанавливались.
   
   Маска пушки.
   MAN: чаще новая маска (с подбородком), реже старая маска (на некоторых машинах с последним цельнометаллическим катком по прежнему старая маска).
   MNH: В основном старая маска, редко новая.
   Даймлер-Бенц: Аналогично MAN.
   
   Ходовая:
   Катки.
   МАN: последнии каток - цельнометаллический с внутренней амортизацией (причина не известна). Отличительная черта MAN-овских Пантер.
   MNH: всегда все катки обрезинненые.
   Даймлер-Бенц: Аналогично MNH.
   
   MAN : До конца производства использовала обрезиненный поддерживающий ролик. Также даже на последних машинах стоят оба стопора-ограничителя вертикального хода.
   MNH : Задний стопор-ограничитель упразнен. Вместо обрезиненного ролика использовался метталическии жёлоб (отличительная черта MNH-овских Пантер).
   Даймлер-Бенц: Скорее всего как MAN.
   
   Бронеровка выхлопных патрубков.
   MAN: чаще литая ,иногда сварная.
   MNH: В основном сварная.
   Даймлер-Бенц: чаще литая.
   
   Колпаки на пламягасителях.
   MAN: Ни на одной фото с последним цельнометаллическим катком не встречаются.
   MNH: Аналогично.
   Даймлер-Бенц: Наоборот встречаются очень часто.
   
   Надмоторная плита :
   MAN : хотя и отдала приказ о сокращении в два раза количества болтов крепления, сама так и прикручивала плиту всеми болтами.
   MNH : как только получил распоряжение, так сразу и сократил количество болтов в 2 раза. Ненужные отверстия заваривались или закрывались заглушками.
   Даймлер-Бенц: ?
   
   
Первые впечатления.


Где-то лет 12 тому назад собрал Тамиевского зверька 35170. При сравнении будут использованы его фотографии. На нем есть неисправленные ошибки и одна моя (сделал сварку вокруг комбашенки). Так что на нее не ориентируйтес, она только для сравнения.


Открываешь коробку - полный восторг, одни емоции. Слева новая Драгоновская Пантера G, справа Тамиевская Ягдпантера 35203 сделаная на базе набора 35170. Поэтому при сравнении нижней части корпуса будут использованы её фотографии. На снимке видно, что у Драгона деталей раза в 3 больше.
   Поскольку мне доводилось иметь дело и с Тамиевскими Пантерами 35170 и 35176, позволю себе сравнить эти две незаурядные модели.
   Что я могу сказать? Ситуация с данным набором типична для последних драгоновских наборов. Открываешь коробку - полный восторг, одни емоции. Начинаешь сборку и восторг постепенно исчезает.
   Вначали начну с отрицательных сторон. Очень раздражает немыслимое количество питателей. Конечно у Драгона больше ненайдешь утяжек, что бесусловно здорово, если это цена за отсутствие утяжек то можно потерпеть, но Тамия как то умудряется делать свои наборы с двумя питателами или даже с одним Драгон же на мизирной детальке сделает 3-4 питателя и срезай их и зачешай, при етом у Драгона пластик хуже чем у Тамии и одно неосторожное движение и вместе среза образуется выщербина, тоесть пластик рвется.
   Другая отрицателная черта ето инструкция, при таком количестве деталей на одной странице напихано столько информации что разобратся в ней очень сложно , причем иногда опeрации которые должны выполняться первыми находятся в трудно находимой сноске которая к тому же и расположена гораздо ниже рисунка. Т.е. начинаюший моделист сначала выполнит вторую операцию, а потом дойдёт до первостепенной. У Тамии же великолепная инструкция всё aбсолютно понятно и не надо лазить к фоткам, а как же располагалась эта деталь?
   Также в инструкции Драгон даёт детали на выбор, хочещь ставь эту, а xочешь другую. То в таком случае можно получить неправильное сочетание деталей. Поетому я постараюсь пояснить что к чему. Из набора Драгона можно построить позднию машину я бы сказал выпуска марта-апреля 1945 года. Набор позволяет сделать машину выпуска MAN и MNH. Эти танки достаточно прилично отличались.
   Итак я решил построит машину выпуска фирмы MNH апреля 1945 года.
   
   
Постройка модели и заодно сравнение с Тамией.
   Я решил строить Пантеру производства MNH. Подкупили её характерные черты по которым можно точно определить производителя. Эти Пантеры можно сравнить с нашими Сталинградскими Т-34. Немцы конечно до такого примитивизма не дошли, например они до конца войны набивали сидушки конским волосом и обтягивали кожей, но наибольшее количество упрощений встречаются именно на этом заводе.
   
    Начну свой расказ с башни. Hа ней есть 2 серьёзных косяка.
   
   Итак зная отвратительное качество драгоновских стволов я не задумываясь прикупил Аберовский ствол с точёным и собирающимся по частям дульником. Набор 35L-56. Цена конечно высокая 650 рублей, но восторг от него не прошёл даже после сборки, все собирается великолепно. Рекомендую всем, вы не пожалеете потраченных денег.
Великолепный Аберовский ствол достаточно лёгкий по сравнению с Едуардовским стволом.

Великолепный Аберовский ствол достаточно лёгкий по сравнению с Едуардовским стволом.

Дульник имеет максимальную копийность !

Дульник имеет максимальную копийность !

Драгоновский набор имеет казённик орудия, как впрочем и Тамия. К нему притензий нет он даже понравился больше Тамиевского

Драгоновский набор имеет казённик орудия, как впрочем и Тамия. К нему притензий нет он даже понравился больше Тамиевского

Фотография показывает косяк Драгона.<br />Наверху неподвижной части маски образуется как бы ступенька. У Драгона онa проходит на уровне бонки ограничивающей угол возвышения.<br />Это не верно, на самом деле этот порог должен проходить за бонкой.

Фотография показывает косяк Драгона.
Наверху неподвижной части маски образуется как бы ступенька. У Драгона онa проходит на уровне бонки ограничивающей угол возвышения.
Это не верно, на самом деле этот порог должен проходить за бонкой.

Верхняя часть маски выполнена вместе с крышей она образует как бы ступеньку в верхней части маски. У Драгона онa проходит на уровне бонки ограничивающей угол возвышения.<br />Данный косяк исправляется достаточно легко.<br />

Верхняя часть маски выполнена вместе с крышей она образует как бы ступеньку в верхней части маски. У Драгона онa проходит на уровне бонки ограничивающей угол возвышения.
Данный косяк исправляется достаточно легко.

Правильное расположение порога.<br /> Вначале надо отрезать его по линии за бонкой и потом надфилем сточить почти на нет. Лучше всего это делать до склейки. Я обнаружил этот недостаток когда башня была склеена и было гораздо сложнее его исправить.

Правильное расположение порога.
Вначале надо отрезать его по линии за бонкой и потом надфилем сточить почти на нет. Лучше всего это делать до склейки. Я обнаружил этот недостаток когда башня была склеена и было гораздо сложнее его исправить.

На данном снимке вы видете башню Драгона и башню Тамии.<br />Маски у них отличаются. Сначала плюс, Драгон правильнее даёт отверстие под спаренный пулемет , причем даёт также и огрызок этого пулемета. У Тамии - отверстие слишком мало и пулемета нет. Зато структура брони у Тамии передана лучше. У Драгона крубое литьё y Тамии наоборот гладкое и также присутствуют два круглых прилива, это остатки от питателей формы. Их предписывалось тчательно стачивать, но они все равно хорошо заметны на сохранившихся Пантерах. Причем естественно в этом месте броня должна быть гладкой (отшлифованной). У Драгона же ни намека на эти приливы. Зато Драгон даёт рым болты по краям маски, что Тамия упустила.

На данном снимке вы видете башню Драгона и башню Тамии.
Маски у них отличаются. Сначала плюс, Драгон правильнее даёт отверстие под спаренный пулемет , причем даёт также и огрызок этого пулемета. У Тамии - отверстие слишком мало и пулемета нет. Зато структура брони у Тамии передана лучше. У Драгона крубое литьё y Тамии наоборот гладкое и также присутствуют два круглых прилива, это остатки от питателей формы. Их предписывалось тчательно стачивать, но они все равно хорошо заметны на сохранившихся Пантерах. Причем естественно в этом месте броня должна быть гладкой (отшлифованной). У Драгона же ни намека на эти приливы. Зато Драгон даёт рым болты по краям маски, что Тамия упустила.

Тамиевская и Драгоновская башня практически одинаковые по всем размерам, только у Тамии задний выступаюший срез борта башни более длинный.<br />

Тамиевская и Драгоновская башня практически одинаковые по всем размерам, только у Тамии задний выступаюший срез борта башни более длинный.

Следуюший косяк, который мне исправить не удалось, потому что я обнаружил его когда башня была склеена и сварные швы нанесены. Это месторасположение люка на заднем бронелисте. Полоса это там где он расположен а стрелка - это там где он должен быть. У Тамии с этим всё в порядке. Я был очень сильно растроен, ну как ето так? Низ корпуса который будет не виден проработан на 5+. А то что видно опять косяки. Ведь модель 2006 года, в распоряжении Драгона громадные ресурсы Интернета, Новые книжки Дженса, и опять косяки на видных местах. Короче я пришел к выводу - Драгону не доверять, как бы их модели не хвалили (brilliant, excelent). Надо проверять бyквально каждую деталь.<br />Итак ошибка составляет 1мм, что в пересчёте на реальные размеры 3,5 см. Причем достаточно заметно что люк, Особенно козырек над ним бyквально теряются за задним выступом бортового листа, даже сварка проходит прямo по основанию козырька. Именно это меня насторожило и посмотрев фотки и померяв чертежи был установлен косяк о котором все почему-то молчат.<br />На данном снимке также видно, что колпак башенного вентилятора сделан лучше у Драгона. Драгон даёт его из двух деталей - нижней и верхней, и поэтому щели воздухопритока получаются 100% копийно. У Тамии - одна деталь, поэтому копийность немного страдает.

Следуюший косяк, который мне исправить не удалось, потому что я обнаружил его когда башня была склеена и сварные швы нанесены. Это месторасположение люка на заднем бронелисте. Полоса это там где он расположен а стрелка - это там где он должен быть. У Тамии с этим всё в порядке. Я был очень сильно растроен, ну как ето так? Низ корпуса который будет не виден проработан на 5+. А то что видно опять косяки. Ведь модель 2006 года, в распоряжении Драгона громадные ресурсы Интернета, Новые книжки Дженса, и опять косяки на видных местах. Короче я пришел к выводу - Драгону не доверять, как бы их модели не хвалили (brilliant, excelent). Надо проверять бyквально каждую деталь.
Итак ошибка составляет 1мм, что в пересчёте на реальные размеры 3,5 см. Причем достаточно заметно что люк, Особенно козырек над ним бyквально теряются за задним выступом бортового листа, даже сварка проходит прямo по основанию козырька. Именно это меня насторожило и посмотрев фотки и померяв чертежи был установлен косяк о котором все почему-то молчат.
На данном снимке также видно, что колпак башенного вентилятора сделан лучше у Драгона. Драгон даёт его из двух деталей - нижней и верхней, и поэтому щели воздухопритока получаются 100% копийно. У Тамии - одна деталь, поэтому копийность немного страдает.

Башня в cборе.<br />Очень здорово Драгон придумал как обозначать правильное местоположениe деталей (темные кружочки - это местоположения U-образных петель для крепления веток камуфляжа).<br />Обратите внимание - комбашенка как бы приподнята над крышей (образуется щель). Некоторые моделисты её шпаклюют. Но сдесь Драгон абсолютно прав, именно так башенка и крепилась на реальных Пантерах.<br />В самой нижней части лба - по углам надо немного подрезать углы. Это было сделано ещё на Д-шке чтобы башня не цeплялась за люки мехвода и радиста. И хотя на Г-шке такой необходимости не было , всё равно yглы подрезались. У Тамии это есть, а Драгон забыл.

Башня в cборе.
Очень здорово Драгон придумал как обозначать правильное местоположениe деталей (темные кружочки - это местоположения U-образных петель для крепления веток камуфляжа).
Обратите внимание - комбашенка как бы приподнята над крышей (образуется щель). Некоторые моделисты её шпаклюют. Но сдесь Драгон абсолютно прав, именно так башенка и крепилась на реальных Пантерах.
В самой нижней части лба - по углам надо немного подрезать углы. Это было сделано ещё на Д-шке чтобы башня не цeплялась за люки мехвода и радиста. И хотя на Г-шке такой необходимости не было , всё равно yглы подрезались. У Тамии это есть, а Драгон забыл.

Комбашенка отлита по новои технологии которая позволяет сделать правильные глазницы перископов (они как бы утоплены во внутрь а не начинаются сразу по срезу защиты перископа. У Тамии надо дорабатывать, также Драгон даёт стопор люка командира в открытом положении. Некоторые Драгоновские детaли сточены до нужной толщины а некоторые заменены на листовой пластик.<br />Как я писал ранее MNH стандартную турель устанавливать перестала, а новую так и не начала. Поэтому надо просто зашпаклевать два отверстия под кольцевую турель.

Комбашенка отлита по новои технологии которая позволяет сделать правильные глазницы перископов (они как бы утоплены во внутрь а не начинаются сразу по срезу защиты перископа. У Тамии надо дорабатывать, также Драгон даёт стопор люка командира в открытом положении. Некоторые Драгоновские детaли сточены до нужной толщины а некоторые заменены на листовой пластик.
Как я писал ранее MNH стандартную турель устанавливать перестала, а новую так и не начала. Поэтому надо просто зашпаклевать два отверстия под кольцевую турель.

Драгон дал фиксатор эвакуационного люка отдельной деталью, в отличие от Тамии. Я конечно восползовался этим и сделал егo рабочим. Нужно эмитировать сварные швы на кормовом листе, их никто не даёт.<br />Хорошо видно великолепно проработанное Драгоном шиповое соединение.

Драгон дал фиксатор эвакуационного люка отдельной деталью, в отличие от Тамии. Я конечно восползовался этим и сделал егo рабочим. Нужно эмитировать сварные швы на кормовом листе, их никто не даёт.
Хорошо видно великолепно проработанное Драгоном шиповое соединение.

   Теперь посмотрим как обстоят дела с корпусом. На нижней части корпуса преимущество Драгона просто вопиюще! Я был в восторге.
   Драгоновская новинка мне очень понравилась. Драгон дает рабочие торсионы при этом на Пантере они похоже опробовали нововведение. На Тигре торсион отлитый заодно с балансиром вставляясь в корпус насаживается на пинёчек выступаюший на борту корпуса и таким образом фиксируется для правильности дорожного просвета (клиренса). Но при этом теряется их подвижность. На Пантере етот пинечек расделан пополам (половинка на корпусе и вторая на балансире. И тепер когда танк начинает проседать половинка на балансире упирается в половинку на корпусе и не даёт модели потерять клиренс. Я рекомендую данные пинёчки оставить только на 2 и 7 узле подвески а все остальные удалить. Таким образом мы убережёмся от проседания модели и в то же время подвеска будет очень хорошо функционировать смотрите заглавную фото.
   Также Драгон даёт 3 вида балансиров опорных катков, которые ставились на своё строго определенное место (смотрите внимательно инструкцию). У Тамии же только один вид на все узлы подвески.
Как видно днища отличаются. Драгоновское более правильное и соответствует чертежам Доуля. А Тамиевское днище соответствует Пантере А.

Как видно днища отличаются. Драгоновское более правильное и соответствует чертежам Доуля. А Тамиевское днище соответствует Пантере А.

Ещё косяк Тамии и плюс Драгону. Раскрой брони нижнего бортового в выступе под буксирную серьгу у Драгона абсолютно верен у Тамии больше похож на Ausf.A, при этом усилительное кольцо дaётся снаружи, когда должно быть внутри. У Тамии также отсутствует шиповое соединение нижнего бортового с кормовым листом.

Ещё косяк Тамии и плюс Драгону. Раскрой брони нижнего бортового в выступе под буксирную серьгу у Драгона абсолютно верен у Тамии больше похож на Ausf.A, при этом усилительное кольцо дaётся снаружи, когда должно быть внутри. У Тамии также отсутствует шиповое соединение нижнего бортового с кормовым листом.

Общая деталировка у Драгона более подробна а также имеется пальцеотбойник (на снимке пока не установлен), у Тамии его придется делать самому всё же от виден после установки катков. У Драгона даются на выбор стопоры ограничители поздние и ранние. У Тамии они уже отлиты в виде ранних.

Общая деталировка у Драгона более подробна а также имеется пальцеотбойник (на снимке пока не установлен), у Тамии его придется делать самому всё же от виден после установки катков. У Драгона даются на выбор стопоры ограничители поздние и ранние. У Тамии они уже отлиты в виде ранних.

Драгон даёт пол спонсонов отдельно и поэтому он даёт все потайные болты и заклепки на них, у Тамии он гладкий как колено.<br />Отверстие под задний стопор-ограничитель вертикального хода зашпаклёвано (только для MNH).

Драгон даёт пол спонсонов отдельно и поэтому он даёт все потайные болты и заклепки на них, у Тамии он гладкий как колено.
Отверстие под задний стопор-ограничитель вертикального хода зашпаклёвано (только для MNH).

Драгон даже даёт вывод электропроводки для фары и трубку в которой провод находился. Заменять её на проволочную нет необходимости диаметр вполне корректен , ведь это была полая трубка внутри которой шёл провод.<br />На снимке хорошо виден направляющий жёлоб Gleitschuh вместо поддерживающего обрезинненого ролика (только на танках производства MNH). Стопоры-амортизаторы 1 и 2 узлов подвески поздние (Драгон даёт на выбор поздние и ранние).

Драгон даже даёт вывод электропроводки для фары и трубку в которой провод находился. Заменять её на проволочную нет необходимости диаметр вполне корректен , ведь это была полая трубка внутри которой шёл провод.
На снимке хорошо виден направляющий жёлоб Gleitschuh вместо поддерживающего обрезинненого ролика (только на танках производства MNH). Стопоры-амортизаторы 1 и 2 узлов подвески поздние (Драгон даёт на выбор поздние и ранние).

Пластину удерживающию задний багажник сделал из листового пластика (у Драгона она слишком толстая), срезал 4 болта с Драгоновской детали и пересадил на самодельную. Вокруг пальцеотбойника имитировал сварку. Задний отбойник-амортизатор у MNH отсутствовал (на снимках видно что даже нет отверстии для его крепления).

Пластину удерживающию задний багажник сделал из листового пластика (у Драгона она слишком толстая), срезал 4 болта с Драгоновской детали и пересадил на самодельную. Вокруг пальцеотбойника имитировал сварку. Задний отбойник-амортизатор у MNH отсутствовал (на снимках видно что даже нет отверстии для его крепления).

Тамия даёт только два выступающих болта , Драгон же даёт все потайные болты по периметру сьёмного люка над отделением управления, а также вокруг люков мехвода и радиста. Крыша корпуса состояла из 3 листов . Переднего узкого, до сьёмного люка и двух больших с вырезом под погон башни . Тамия сварку между ними не даёт. Т.е. у Тамии как бы он получается цельным, что не верно.

Тамия даёт только два выступающих болта , Драгон же даёт все потайные болты по периметру сьёмного люка над отделением управления, а также вокруг люков мехвода и радиста. Крыша корпуса состояла из 3 листов . Переднего узкого, до сьёмного люка и двух больших с вырезом под погон башни . Тамия сварку между ними не даёт. Т.е. у Тамии как бы он получается цельным, что не верно.

Если посмотреть на реальный танк то их не видно, только если сами болты отсутствуют то отверстия под них становятся видны. Так что скажем здесь два взгляда на одно и тоже.

Если посмотреть на реальный танк то их не видно, только если сами болты отсутствуют то отверстия под них становятся видны. Так что скажем здесь два взгляда на одно и тоже.



Закончить расказ о нижней части корпуса хочу этим снимком. На нём видны характерные особенности MNH. Отсутствует задний стопор-ограничитель вертикального хода, вместо поддерживающего ролика - метлаллический направляюший жёлоб. Повтоpюсь, данная деталь характерна только для Пантер производства MNH (Сочетание деталей G8+G24 и G9+G26 для MNH). Т.е. сочетание последнего цельнометаллического катка с направляющим жёлобом - косяк.
   Теперь поговорим о верхней части корпуса. Сдесь меня ждали 2 неприятные вещи.
   1. Драгон ввел нововведение, теперь он не дает на погоне бaшни 2 ушка, а на погоне крыши корпуса 2 выреза под них. Башня просто вставляется в корпус и всё?! Стоит модель немного наклонить и башня сваливается с корпуса. А я использовал точёный ствол и он гораздо тяжелее пластикового и башня начала клевать носом.
   2. Крыша корпуса в районе надмоторнои плиты выгнулась горбом (типично для Драгона у них обязательно что нибудь кривое или низ корпуса или верх).
   Данные вещи меня опечалили, но у меня была прикуплена и "Panther" Steel Wheel 6370 Smart Kit. Посмотрев корпус там обнаружил что он ровный и ...
   Драгон решил исправится и сделал 4 вставки по периметру погона через 90 градусов (заузив башенный погон)!!! Теперь башня вставляется в него с усилием и стоит мёртво, но и провернут её теперь невозмозно (надо вытащить башню и вставит под другим углом и вдавить ее в погон). Конечно лично для меня это плохо , но зато башня теперь не вываливается и стоит ровно.
Очередной косячёк - сварка между бортом и плитами над радиаторами и вентилятором.  Они же были сьёмными!? Причём тут сварка?<br />

Очередной косячёк - сварка между бортом и плитами над радиаторами и вентилятором. Они же были сьёмными!? Причём тут сварка?

Пришлось эти плиты срезать.

Пришлось эти плиты срезать.

На искалеченный участок наклеивать кусочек листового пластика.

На искалеченный участок наклеивать кусочек листового пластика.

Зачищать, подгонять и устанавливать обратно.<br />Колпак воздухозабора для обогрева экипажа у драгона выполнен более копийно чем у Тамии.

Зачищать, подгонять и устанавливать обратно.
Колпак воздухозабора для обогрева экипажа у драгона выполнен более копийно чем у Тамии.

Драгон в инструкции говорит что надо срезать П-образную противодождевую защиту вокруг вентиляционного отверстия и вставить круглую вставку, которая делает из прямоугольного отверстия круглое, приподнятое. Что характерно для позднего корпуса.<br />Т.е. корпус унифицирован с ранним.<br />Драгон даёт подвижный перископ мехвода отдельной деталью. Т.е. вы можете развернуть его налево или направо (например для диорамы), либо доработать до рабочего состояния.

Драгон в инструкции говорит что надо срезать П-образную противодождевую защиту вокруг вентиляционного отверстия и вставить круглую вставку, которая делает из прямоугольного отверстия круглое, приподнятое. Что характерно для позднего корпуса.
Т.е. корпус унифицирован с ранним.
Драгон даёт подвижный перископ мехвода отдельной деталью. Т.е. вы можете развернуть его налево или направо (например для диорамы), либо доработать до рабочего состояния.

Данный снимок снова показывает превоcxодство Драгона.<br />1.Погон башни выполнен правильно.<br />2.Пердний подкрылок с вырезом под буксирную серьгу, у Тамии - цельный.<br />3.Шиповое соединение лобового с бортовыми у Драгона правильнее.<br />4.Драгон сделал амортизаторы люков мехвода у Тамии они отсутствуют<br />5.Фланец поддерживаюший люки с внутреннеи стороны крыши у Драгона копийней, также Драгон даёт (я не знаю как они правильно называются) амортизированные рычаги, которые выталкивали люк наружу а также прeдохраняли голову членов екипажа от удара люка (они не позволяли люку закрытся).

Данный снимок снова показывает превоcxодство Драгона.
1.Погон башни выполнен правильно.
2.Пердний подкрылок с вырезом под буксирную серьгу, у Тамии - цельный.
3.Шиповое соединение лобового с бортовыми у Драгона правильнее.
4.Драгон сделал амортизаторы люков мехвода у Тамии они отсутствуют
5.Фланец поддерживаюший люки с внутреннеи стороны крыши у Драгона копийней, также Драгон даёт (я не знаю как они правильно называются) амортизированные рычаги, которые выталкивали люк наружу а также прeдохраняли голову членов екипажа от удара люка (они не позволяли люку закрытся).

Днище башни у Драгона сделано правильно, благодаря этому башня у Драгона немного приподнята над корпусом, у Тамии она просто волочится по крыше корпуса.

Днище башни у Драгона сделано правильно, благодаря этому башня у Драгона немного приподнята над корпусом, у Тамии она просто волочится по крыше корпуса.

Надмоторная плита производства MNH.<br />MNH устранила половину болтов крепления надмоторной плиты. Драгоновский вариант мне не очень понравился, заглушки какие-то неубедителные, оба варианта плиты практически неотличимы. Я высверлил Драгоновские заглушки и проимитировал заварку этих отверстий (прототип - Бовингтонская Пантера G собранная англичанами уже после войны на заводе MNH).<br />Сетки использовал от Вояджер, Драгоновские очень грубые и не имеют такого эффекта плетения. Колпак над вентиляционным отверстием сразу за люком был доработан. Стенки сточены до нужной толщины, грубое Драгоновское ограждение удалено и сделано из тянутого литника. Вокруг больших монтажных крючьев на надмоторной плите проимитировал сварку.

Надмоторная плита производства MNH.
MNH устранила половину болтов крепления надмоторной плиты. Драгоновский вариант мне не очень понравился, заглушки какие-то неубедителные, оба варианта плиты практически неотличимы. Я высверлил Драгоновские заглушки и проимитировал заварку этих отверстий (прототип - Бовингтонская Пантера G собранная англичанами уже после войны на заводе MNH).
Сетки использовал от Вояджер, Драгоновские очень грубые и не имеют такого эффекта плетения. Колпак над вентиляционным отверстием сразу за люком был доработан. Стенки сточены до нужной толщины, грубое Драгоновское ограждение удалено и сделано из тянутого литника. Вокруг больших монтажных крючьев на надмоторной плите проимитировал сварку.

Цилиндрическии контейнер у Драгон выполнен более детально, чем у Тамии, но всеравно пришлось дорабатывать. "Ножки" сделал из листового пластика. Пластина которая непосредственно приваривалась к броне была толще самих "ножек".<br />Пластина заужающая воздухозаборник приваривалась (Драгон сварку забыл дать).

Цилиндрическии контейнер у Драгон выполнен более детально, чем у Тамии, но всеравно пришлось дорабатывать. "Ножки" сделал из листового пластика. Пластина которая непосредственно приваривалась к броне была толще самих "ножек".
Пластина заужающая воздухозаборник приваривалась (Драгон сварку забыл дать).

Раму на которой устанавливался шанцевыи инструмент я оставил родную, хотя была и травленная. Почему? В реале она выполнялaсь из 10мм пластин, что в пересчете на 35 маcштаб приблизительно 0,3мм. Драгоновская рама 0,6мм, а травлёная 0,1мм. Из двух зол выбрал наименьшее. Впредь буду выклеивать из листового пластика нужной толщины. В принципе все остальные рамки так и сделал. Трубки на которые одевался С-образный буксирный крюк , были расверлены и потом просверлены отверстия под Г-образный фиксатор.<br />Торец башни потребовал шпаклёвки и шкурки.<br />Драгон даёт отдельной деталью усилительный уголок на цилиндрический контейнер (у тамии отлит заодно), поэтому решил использовать его, только на торцах ножом выбрал пластик что бы сечение было уголком.

Раму на которой устанавливался шанцевыи инструмент я оставил родную, хотя была и травленная. Почему? В реале она выполнялaсь из 10мм пластин, что в пересчете на 35 маcштаб приблизительно 0,3мм. Драгоновская рама 0,6мм, а травлёная 0,1мм. Из двух зол выбрал наименьшее. Впредь буду выклеивать из листового пластика нужной толщины. В принципе все остальные рамки так и сделал. Трубки на которые одевался С-образный буксирный крюк , были расверлены и потом просверлены отверстия под Г-образный фиксатор.
Торец башни потребовал шпаклёвки и шкурки.
Драгон даёт отдельной деталью усилительный уголок на цилиндрический контейнер (у тамии отлит заодно), поэтому решил использовать его, только на торцах ножом выбрал пластик что бы сечение было уголком.

Здесь уже использовался пластик толщиной 0,3мм и 0,2мм.

Здесь уже использовался пластик толщиной 0,3мм и 0,2мм.

Попа Пантер производства MNH.<br />О ужас скажите вы! Что за багажный ящик? Но это визитная карточка Пантер собранных MNH в апреле 1945 года. Ящик у Драгона сделан лучше, у него имеется внутренняя стенка и расположен он на растоянии от брони. Так и было на реальном танке. У Тамии он плотно прилегает к корме. Зато крышка у Тамии правильнее, она как бы приподнята (у Драгона плотно лезит на ящике). Поэтому крышку взял от Тамии.<br />Пантеры MNH оборудовались всеми необходимыми креплениями что бы можно было установить оборудование ПНВ. Справа мы видим петли на которые можно было повесить багажник и 4 бонки под бронекороб оборудования ПНВ.<br />Поскольку между кормой и бортами была щель, то Драгоновская сварка была спилина и проимитирована из шпаклёвки.

Попа Пантер производства MNH.
О ужас скажите вы! Что за багажный ящик? Но это визитная карточка Пантер собранных MNH в апреле 1945 года. Ящик у Драгона сделан лучше, у него имеется внутренняя стенка и расположен он на растоянии от брони. Так и было на реальном танке. У Тамии он плотно прилегает к корме. Зато крышка у Тамии правильнее, она как бы приподнята (у Драгона плотно лезит на ящике). Поэтому крышку взял от Тамии.
Пантеры MNH оборудовались всеми необходимыми креплениями что бы можно было установить оборудование ПНВ. Справа мы видим петли на которые можно было повесить багажник и 4 бонки под бронекороб оборудования ПНВ.
Поскольку между кормой и бортами была щель, то Драгоновская сварка была спилина и проимитирована из шпаклёвки.

  Если вы собираетесь использовать рабочие гуси, то рекомендую доработать звездочку до рабочего состояния. Иначе рискуете потом её не надеть.

Если вы собираетесь использовать рабочие гуси, то рекомендую доработать звездочку до рабочего состояния. Иначе рискуете потом её не надеть.

 
Немного о траках.
   Тамиевская Пантера имеет виниловые траки. Это превоcxодный винил, гусеницы выглядят очень неплохо плюс они склеиваются обычным модельным клеем и вы можете верхнюю ветвь приклеить к каткам и таким образом получить неплохой провис. Также имеется рамка наборных траков. Тамия выпускает отдельным набором наборные гусеницы где вложено нужное количество рамок запасных траков. Они не имеют окошка в направляющем гребне. Хотя, очень редко на поздних Пантерах встречались именно такие траки.
   Драгон вложил в свой набор "Магик трак" и 16 штук на рамке с катками, на которых гребни даны отдельно. Дело в том что Магические траки не облегают звездочку и поэтому нужно по 8 траков на каждую сторону с рамки (они хорошо ложатся вокруг звёздочки). Hедостаток ещё тот что все траки односторонние.
   Я долго не думал и решил устанавливать на модель великолепный Modelkasten. Траки рабочие, гребни даны отдельно, что муторно при сборке, зато рисунок верен и профиль гребня тоже 100% копиен.


Обратите внимание на правильную ориентацию траков. Два крайних большиx трапецевидных окошка острой стороной вниз. Вторая вещь по которой тоже можно ориентироваться - острием на концах траков вниз. С внутренней стороны - головка пальца, с наружной контрящяя шайба.
Выводы.
   Из обоих наборов можно построить очень хорошую модель.
   Драгоновская Пантера безусловно лучше деталирована и правильнее сделана, но требует больше усилий при сборке, сложнее.
   Если вы хотите самую правильную Пантеру - то конечно новый Драгон.
   Если хотите просто собрать модель знаменитого танка и вы больше склонны к искоробочной сборке, и побыстрее - то Тамия.
   Да чуть не забыл, некуда было вставить. У Тамии какой то непонятный ленивец. Маленького диаметра - как ранний, а формы позднего, самоочищающегося. У Драгона же как раз поздний ленивец то что надо. Так что к Тамиевской ранней Пантере 35170 надо искать где то ранний ленивец, а к поздней 35176 покупать дополнительно правильный ленивец. Рабочая подвеска Драгона для меня тоже очень большой плюс.
   Так что Драгон проделал хорошую работу и отрицательные моменты не смогли убить общего положительного впечатления. Лежит в коробке Тамиевская Ягдпантера, но после анонса новой Драгоновской её собирать уже не хочется.
"Panther" Ausf.G, производства MNH, выпуска апреля 1945 года.


Пантеры производства MNH несли на себе наибольшее количество упрощений.Поэтому я позволил себе такое сравнение.
Немного архивного материала.
   Коллеги часто делют модель MAN-кой Пантеры номер 421 из 11 танковои дивизии. Причем все повторяют Драгоновскую ошибку - позднию маску пушки, даже на обложке солидного западного журнала красуется 421-ая с поздней маской. Тем не менее есть аж несколько снимков данной машины.
Всё что осталось от этой красавицы. Интересно, американцы использовали её как мишень или подорвали для пропагандиского снимка.

Всё что осталось от этой красавицы. Интересно, американцы использовали её как мишень или подорвали для пропагандиского снимка.

Вот она целая и невредимая стоит рядом с 411-ой.<br />Драгон даёт в своей инструкции жёлто-зелёный камо. Я больше склоняюсь к грунтовка-зелёный или серо-зелёный.<br />Очень инересная деталь, подтверждающая мнение что при нанесении камо на заводе исползовались уже заготовленные лекала (или как их там), рисунок камо на башне практически одинаковый поменяны только цвета, там где у 411 светлое пятно у 421 такой же формы тёмное.

Вот она целая и невредимая стоит рядом с 411-ой.
Драгон даёт в своей инструкции жёлто-зелёный камо. Я больше склоняюсь к грунтовка-зелёный или серо-зелёный.
Очень инересная деталь, подтверждающая мнение что при нанесении камо на заводе исползовались уже заготовленные лекала (или как их там), рисунок камо на башне практически одинаковый поменяны только цвета, там где у 411 светлое пятно у 421 такой же формы тёмное.

А вот 411 была с поздней маской.

А вот 411 была с поздней маской.

  Драгон даёт также декали на Пантеру номер 435. Драгон пишет что это неизвесное подразделение и даёт на него эмблему 101(501)SS sPzAbt. Все путают эмблемы 1 Танковой дивизии СС "LSSAH" и 101(501)SS sPzAbt. Они действительно очень похожи, разница в количестве ключей внутри щита. У "LSSAH" - один ключ, у 101(501) SS sPzAbt - два. Я не согласен со cxемой окраски, думаю что реальный танк имел сложный зимний камуфляж (мелкие мазки кистью). <br />Комбашенка имеет кольцевую турель, U-образных петель для крепления растительного камуфляжа нет. Это говорит о том что машина выпуска до января 1945 года, либо же январская MNH.

Драгон даёт также декали на Пантеру номер 435. Драгон пишет что это неизвесное подразделение и даёт на него эмблему 101(501)SS sPzAbt. Все путают эмблемы 1 Танковой дивизии СС "LSSAH" и 101(501)SS sPzAbt. Они действительно очень похожи, разница в количестве ключей внутри щита. У "LSSAH" - один ключ, у 101(501) SS sPzAbt - два. Я не согласен со cxемой окраски, думаю что реальный танк имел сложный зимний камуфляж (мелкие мазки кистью).
Комбашенка имеет кольцевую турель, U-образных петель для крепления растительного камуфляжа нет. Это говорит о том что машина выпуска до января 1945 года, либо же январская MNH.

Танк номер 121. В книге Балатонская оборонительная операция утверждается, что это тоже 1 Танковая дивизия СС "LSSAH". Опять не согласен со cxемой окраски. Думаю снова зимний камо. Он хорошо просматривается на стволе и на высоком левом воздухозаборнике (мeлкие мазки кистью). Машина имеет кольцевую турель, едва различимы U-образные петли, маска - поздняя.

Танк номер 121. В книге Балатонская оборонительная операция утверждается, что это тоже 1 Танковая дивизия СС "LSSAH". Опять не согласен со cxемой окраски. Думаю снова зимний камо. Он хорошо просматривается на стволе и на высоком левом воздухозаборнике (мeлкие мазки кистью). Машина имеет кольцевую турель, едва различимы U-образные петли, маска - поздняя.

 
   Мне очень нравятся эти последние 28 Пантер выпущенных фирмои MAN. Я наверно года 2 вынашивал идею её постройки. Но тут Драгон ее выпустил и не надо голову ломать, я же к созалению смог ее купить только в конце этого лета. А к этому времени их уже было море в интернете, а MNH пока не удосужили вниманием и я решил делать MNH. Но у меня неплохая подборка по MAN-им машинам и вот решил поделится с вами наиболее инересными и качественными снимками.
Машина имеет 2-х цветный камо, штыревую турель зeнитного пулемёта, маска поздняя.

Машина имеет 2-х цветный камо, штыревую турель зeнитного пулемёта, маска поздняя.

Машина имеет аналогичные особенности + отсутствует цилиндрический контейнер и нету ни его крепления,  ни даже остатков сварки!! Так что скорее всего он находился на корме надмоторнои плиты. Может MAN в апреле стала устанавливать контейнер на корме как на самих поздних Ягдпантерах!?

Машина имеет аналогичные особенности + отсутствует цилиндрический контейнер и нету ни его крепления, ни даже остатков сварки!! Так что скорее всего он находился на корме надмоторнои плиты. Может MAN в апреле стала устанавливать контейнер на корме как на самих поздних Ягдпантерах!?

Эта же машина спереди.

Эта же машина спереди.

Машина из коллекции музея Паттона.

Машина из коллекции музея Паттона.

Эта же машина, вид сзади. Благодаря тому что Американцы странно хранят танки (гусеницы сняты, вместе с наружным рядом катков), видно что присутствует задний стопор-ограничитель вертикального хода. Бронeровка выхлопа - литая.

Эта же машина, вид сзади. Благодаря тому что Американцы странно хранят танки (гусеницы сняты, вместе с наружным рядом катков), видно что присутствует задний стопор-ограничитель вертикального хода. Бронeровка выхлопа - литая.

Наверно одна из первых Пантер с последним цельнометаллическим катком, поскольку имеет ещё 3-х цветный камо.<br />Машина из дивизии "Герман Геринг"

Наверно одна из первых Пантер с последним цельнометаллическим катком, поскольку имеет ещё 3-х цветный камо.
Машина из дивизии "Герман Геринг"

Маска пушки - раняя, 2-х цветный камо.

Маска пушки - раняя, 2-х цветный камо.

Обратите внимание на подпись к фото.

Обратите внимание на подпись к фото.

Машина имеет стандартную кольцевую турель зенитного пулемёта. Судя по вставленной более поздней фото маска - поздняя.

Машина имеет стандартную кольцевую турель зенитного пулемёта. Судя по вставленной более поздней фото маска - поздняя.