САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
7 октября 2020 г.    Сегодня у нас закончилось большое обновление программного обеспечения сайта. Что сделано? Вынесена часть настроек показа галереи и матчасти непосредственно на страницы этих разделов. Полностью переработан простой верстак и существенно - расширенный. Теперь в верстаках предусмотрен режим массовой загрузки фотографий, можно грузить необработанные фотографии. Программа автоматически приведет размеры фото в соответствие с максимально разрешенным размером в личном кабинете. Увеличено разрешенное количество фотографий в работах. Это основное. Работа продолжается, намечены новые улучшения, часть из них уже тестируется. В частности скоро заработает система оповещения (пока только по почте) автора о новых отзывах в его работе.

Большая просьба немедленно сообщать об ошибках, непонятном поведении программ и прочих коллизиях на почту admin@dishmodels.ru или в соответствующий раздел на форуме.

Добро пожаловать.

29 сентября 2020 г.     Мы начинаем подготовку к нашему традиционному виртуальному конкурсу стендовых моделей DiShow-2020. Замечания, предложения, вопросы на форуме ЗДЕСЬ.

В рамках подготовки к конкурсу в ближайшую неделю планируется масштабное обновление программного обеспечения сайта. В течении этого периода возможны перебои в работе сайта. Будьте внимательны!

 
опубликовано 2008-01-23
другие работы автора  |  обсуждение  
«Классика жанра» (БМ-13 на базе «Студебеккера»)

Владимир Шевченко
aka VVS
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
«Классика жанра» (БМ-13 на базе «Студебеккера»)
    Год назад на ДИШе я опубликовал свою статью, посвященную эволюции пусковых установок «катюш». К сожалению, в плане количества информации по данной теме все осталось по-прежнему. Среднестатистический моделист все также гораздо лучше представляет отличия «тигров» разных производственных серий, чем особенности «катюши», и само собой с гораздо большим вниманием к ним относится. Это вполне объяснимо и естественно. У меня же прогресс шел, накапливалась новая информация, появлялись новые фото. Тут надо выразить огромную благодарность Оливеру Миссингу, который любезно поделился со мной своим великолепным архивом.
   Вместе с тем произошло событие, которое заставило меня вновь сесть за клавиатуру. Речь идет о выходе долгожданного «студебеккера» от украинской фирмы ICM в 1/35. Грузовик сам по себе-то легендарный в нашей стране («У студера мотор втрое» :-)), а уж БМ-13 на его базе и подавно. Что и скрывать, руки буквально чешутся «скрестить» «звезду» и ICM. Поэтому появление подобных конверсий, как у нас, так и на западе не заставило себя ждать. Что и говорить, копийность многих весьма сомнительна. Впрочем, критиковать всегда легче, чем сделать что-то самому, тем более, в условиях, скажем так, легкого дефицита информации. Безусловно, в некоторых городах есть памятники, на которых стоят «Катюши» на базе студеров, но надо учитывать, что это машины в основном восстановленные, причем реставрация проводилась не всегда с целью точно повторить изначальную машину, а потому «вариации на тему» могут иметь мало общего с машинами военного времени. Например, на них может быть установлен целый ряд деталей, характерных для пусковых установок на базе ЗиС-151/ЗиЛ-157.
   Итак, больше года назад я стал собирать материал. Ведь ни для кого не секрет, что на сбор информации по прототипу зачастую уходит гораздо больше времени, чем на постройку модели. Через мои руки прошло более сотни фотографий БМ-13 на базе «студеров» различных выпусков. Я постарался все это систематизировать, надеясь, что все это будет полезно не только моделистам, работающим в 1/35, но и работающим в 1/72.
   

    Во всех источниках встречается упоминание о «нормализации» «Катюши» и появлении в 1943 году «нормализованной» машины. Однако «нормализация» вовсе не означала, что все машины станут абсолютно идентичными. Коснулась она только элементов пусковой и типа используемого шасси. В остальном же вариации были весьма и весьма широкими. Касалось это во-первых, собственно модификации шасси «студера», использовавшегося под БМ-13. Затем существовали варианты бронирования бензобака, крепления запасного колеса, задних крыльев, домкратов, наличия подрамника и т.д. и т.п. Примечательно, что в зависимости от этих особенностей машины отличались даже способом установки маховиков приводов вертикального и горизонтального наведения. Не будем также забывать и о «ненормализованных» машинах. Более менее однотипными «катюши» стали только ко второй половине 1944 года.
   
   Кроме того, еще раз обращу внимание на существование нескольких видов ПУ, устанавливавшихся на «студер». Подробнее о них можно посмотреть здесь:
   http://dishmodels.ru/gshow.htm?p=1875
   
   Для удобства и компактности будем в данной статье именовать «модернизированную» ПУ – вторым типом, «позднюю» - третьим. Разница в устройстве этих ПУ вызывала и более чем заметную разницу в устройствах «походной» фиксации ПУ.
   
    Итак, приступим.
   
   Основным шасси для установки «Катюш» было естественно шасси Studebaker us6-62 U3. Кроме того, широко использовались и U7. Машины же с лебедками (U4 и U8) использовались, видимо, крайне редко. Лебедка четко «читается» только на машинах, участвовавших в параде. В полевых же условиях она зачастую демонтировалась. Короткообразные же шасси, вопреки чертежу С.Заглоги не использовались для БМ-13Н. Во всяком случае, измерение соотношений длин по фотографиям позволяет утверждать это с достаточно высокой вероятностью. Хотя, некоторые фото ненормализованных БМ-13, датированные самое позднее летом 1943 года, из-за особенностей ракурса позволяют предположить, что установка смонтирована на коротком шасси.
   

Studebaker us6-62 U3

Studebaker us6-62 U7

Studebaker us6-62 U8

 
    Начинаем потихоньку подниматься выше. Подрамник. В принципе, эта деталь была введена в конструкцию еще в 1942 году, однако на автомобилях применялась крайне редко. Практически все ПУ на базе «студера» выпуска примерно до 1944 года обходились без подрамника. Вместе с тем «поздняя» ПУ однозначно монтировалась только с подрамником. То же самое касается и домкратов. На машинах военного времени они практически не встречаются, не указаны они и на рисунках из руководства по БМ-13Н. Примечательно, что на БМ-8 и БМ-31, устанавливавшихся на то же самое шасси, домкраты наличествовали всегда. Это касается и других 3-х- осных машин, кроме ЗиС-6, на которые монтировалась БМ-13 в годы войны. Зато «на корме» частенько устанавливался дополнительный ящик ЗИП.
   Здесь же остановлюсь и на задник крыльях. Алан в своем ЗиС-6 и ПСТ в своих «катюшах» дают штампованные задние крылья. Их легко отличить по Л-образному профилю и скругленным граням. Такие крылья встречались только на самых ранних вариантах «Катюш» на «Студерах». Позже на всех машинах устанавливались П-образные сварные крылья. То есть внутренняя стенка крыла была перпендикулярна его верхней части.
   Приведенные ниже фото иллюстрируют вышесказанное. На фото 4 машина со штампованными крыльями, без подрамника и домкратов. На фото 5 поздняя машина, сохранившаяся в Польше, на которой отлично виден подрамник и сварные крылья.
   

Фото 4.

Фото 5.

   
    Все выше и выше и выше… Обратимся теперь, так сказать, к следующему комплексу деталей: бензобаки, запаски и маховики.
   Бензобаки были бронированы абсолютно на всех машинах. Бронировка имела простейшую прямоугольную форму, заливная горловина на заднем верхнем правом краю. Существовало два варианта расположения бензобака:
   1. На штатном месте по левому борту.
   2. За кабиной сверху шасси перпендикулярно оси машины.
   
   При последнем способе размещения штатные крепления не демонтировались, а из них получалась очень удобная подножка. Крепление запасного колеса представляло собой стандартное «студеровское» крепление, перевернутое на 90 градусов. Отмечу, что на шасси переоборудованном именно таким способом монтировались также БМ-31.
   При креплении бензобака на штатном месте возникала проблема с ходом маховиков приводов вертикального и горизонтального наведения. Решение было простым и оригинальным. Маховики перебрасывались на правую сторону машины. Прицел же по-прежнему оставался с левой стороны. Запаска в таком случае переносилась за кабину, там же устанавливались ящики ЗИП, а на некоторых машинах и сиденья для расчета. Данные особенности отражены на фото 6. На фото 7 машина с баком за кабиной. Маховик отчетливо виден под ногами у сидящего на крыле бойца. А вот на фото 8 единственная машина, которая из этой системы выбивается. Судя по всему, за кабиной находится увеличенный ящик ЗИП (так как не видно заливной горловины), из- за этого пришлось возвращать запаску на бок, оснастив ее кустарным креплением (угол установки оцените!), чтобы не мешала маховикам. Однако подобные машины, были, видимо, явлением скорее единичным.
   

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

 

    Переходим к самому интересному и полезному. Как же все это добро коррелировало, и как при этом выглядели машины. Анализ фотографий показал, что всего видов БМ-13 на шасси «студера» было три, если не вдаваться в тонкости по шасси. Возможно были и другие варианты, вроде уже упоминавшегося, но имеющиеся фотографии однозначно подтверждают эти три как основные. Оговорюсь, что в принципе любой из этих видов мог быть установлен на любое шасси. Фотографиями это подтверждено. Для большей наглядности я постарался вычертить схематичные изображения, используя в качестве основы «чертеж» от Заглоги. Я не претендую на полное соответствие, пытаясь наглядно отобразить общие особенности ПУ. Итак, в хронологическом порядке:
    1.Подрамник и домкраты отсутствуют. Крылья сварные, баки на штатном месте, маховики вынесены на правую сторону. Запасное колесо крепится, как правило, за кабиной вертикально, перпендикулярно оси машины. Возможны и вариации с креплением запаски. В задней части рамы устанавливается ящик ЗИП. ПУ «второго» типа. Фиксатор ПУ в походном положении крепиться к поворотному основанию установки и имеет V-образную форму.
    2. Подрамник и домкраты отсутствуют. Крылья сварные, но встречаются штампованные. Бак за кабиной. Запасное колесо по правому борту, маховики слева. Встречается ящик ЗИП на задней части рамы. ПУ «второго» типа. Фиксатор ПУ в походном положении крепится к поворотному основанию установки и имеет V-образную форму.
    3. Подрамник устанавливается. Домкраты встречаются, но редко. Крылья только сварные. Бак за кабиной. Запасное колесо по правому борту, маховики слева. ПУ «третьего» типа. Фиксатор ПУ в походном положении крепится к подрамнику и имеет П-образную форму.
   Прочие вариации, за упомянутым выше исключением, фотографиями не подтверждены.
   

Окраска.
    Как правило, машины окрашивались полностью защитной краской. Разницы в тоне краски ПУ и машине не отмечается. Камуфляж использовался только зимой, да и то достаточно редко. Только примерно на 20% зимних фотографий можно найти остатки легкосмываемого зимнего камуфляжа. Различные иностранные обозначения на машинах (вроде номеров на капотах) закрашивались, в отличие от обычных грузовиков. Объясняется это просто: грузовики шли сразу на фронт, перекрашивать их особого смысла, да и особой возможности, не было, достаточно было нанести регистрационные номера, шасси же под «катюши» поступали на заводы, где соответствующим образом переоборудовались и перекрашивались в соответствии с требованиями, поскольку при приемке «катюшам» уделялось гораздо больше внимания. Даже в 1942 году при приеме БМ-8 на заводе «баррикады» принимающая сторона отметила «плохое качество окраски машин», правда машины приняла (ЦДНИВО). На значительной части машины на крыльях и бамперах наносились белые окантовки.
   Какие либо обозначения на машины до второй половины 1943 года наносились нечасто, да и то в основном номера. Позднее же номера стали наноситься на все машины. Иногда помимо номеров наносился знак «Гвардия», а на одной из машин позднего выпуска помимо этого знака на двери был изображен еще и орден Красного знамени. Изредка встречаются и другие знаки, вроде эмблем артиллерии.
   
   Надеюсь, что данная статья будет небесполезна коллегам. Буду рад любым замечаниям или дополнениям.
   

    Использованная литература:
   
   
   Zagloga S. Soviet rocket artillery. 1917-1945//Military Journal
   Гук П.П. Комсомольская «Катюша». М., 1972
   Дегтярев П.А. «Катюши» на поле боя. М., 1991.
   Макаров М. Реактивная артиллерия Красной Армии. 1941-1945. М., 2005.
   Широкорад А.Б. От «катюши» до «Смерча». Из истории реактивной артиллерии. М., 2005
   Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. Краткий исторический очерк. Минск, 2000.
   Шунков В.Н. Энциклопедия реактивной артиллерии. Минск, 2004.
   
   
   Интернет ресурсы:
   http://www.O5M6.de
   http://www.walkarounds.airforce.ru/auto/index.htm
   http://www.rkkaww2.armchairgeneral.com
   и т.д.