САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-02-14
другие работы автора  |  обсуждение  
Heinkel He-70 - рождение мастер-модели
вероятно, ICM 1:72
Валентин Мучичко
aka savoya
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Страсти по мастеру.
    Молча сделать мастер-модель проще, чем потом об этом рассказать. Работа эта длительная, неритмичная, записывать "мысли вслух", говорить себе "под руку", решая что и как делать – непродуктивно, а вспоминать и записывать в конце работы, спустя много времени – часто забывается важное: аргументация решений.
    Мне всегда нравился дизайн работ Эрнста Хейнкеля, особенно его Не.70 – самолёт, который, кроме весомого исторического вклада, обладает очень стильной и элегантной внешностью. Моделисты уже давно неудовлетворены старым китом от Matchbox, а ICM-холдинг располагает достаточным опытом и ресурсом, чтобы эту тему воплотить в 72-м масштабе на современном уровне… такие мысли, отдыхая после Ki.27, и подвигли меня на сей амбициозный проект.
    В концепцию членения будущей модели закладывалась возможность постройки гражданской и военной версий Не.70 из минимума деталей. С учётом обилия "белых пятен" и вероятности появления в будущем новых материалов по теме, показалось логичным закладывать не конкретные модификации, а делать универсальный конструктор, из которого каждый сможет создать желаемую версию минимумом несложных доработок деталей. В итоге из набора можно будет собрать Не.70 G,E или F, визуально отличающиеся вариантами гаргрота, его остекления; бомбоотсеком/салоном с дверями; створками шасси и формой выреза под колёса в крыле; составом навесного оборудования (его выполнит ICM). Для каждой версии, с внутренней стороны деталей, при необходимости подреза, он отмечен контуром или выделен уменьшением толщины стенки; кроме того, полагаю, всё будет доступно отражено в инструкции.
    Для моделиста привычна хроническая нехватка и противоречивость информации, но от того, как он её исследует и отрабатывает, зависит и качество мастер-модели и репутация моделиста. Проработка первоисточников несколько охладила мой первоначальный пыл: накопленные исторические фото, около 150 штук, были нелучшего качества и в основном однообразных ракурсов; а известные мне чертежи оказались очень противоречивы и схематичны: He.70 от "Fairey Aviation Co.", He.70 от "Perfiles Aeronauticos №3", He.70F-2 от М.Муратова, пара безымянных чертежей, компоновки He.70G, -E и -F-2 от "Air International".
    Выглядело так, что строго следовать никакому из имеющихся чертежей было нельзя. И если обводы фюзеляжа я ещё смог проверить по фотографиям, то контур крыла в плане – нет. А ведь именно он, вкупе с изгибами профиля, проясняет специфику формы закрылка в сопряжении крыла с фюзеляжем и формы проёмов под кинематику шасси, что, в свою очередь, придаёт осанку самолёту на земле - "мелочи", выражающие эстетику образа и придающие работе смысл. Пришлось "проблему крыла" начинать решать с силовой схемы планера. Отправной точкой был выбран чертёж М.Муратова, как вызывающий наибольшее доверие: разбивка фюзеляжа по дистанциям сечений, сами сечения, углы атаки крыла и стабилизатора, разбивка крыла по дистанциям нервюр – по фотографиям я не имел возможности это ни подтвердить, ни оспорить, поэтому, для начала, принял разбивку, как данность. На этот "скелет" натянул "мясо" поверхностей, полученное путём правок того же чертежа по фотографиям. Суть коррекции состояла в изменении линий обводов на проекциях чертежа в соответствии с субъективной оценкой характера кривизны поверхностей, увиденных на фотоснимках под разными ракурсами. Этот характер очевиден по бликам и линиям "расшивки" панелей.
    В процессе моего творчества слегка изменились и "скелет" и "мясо", а в итоге нарисовался теоретический плаз болванки, от которого, как от печки, я и начал сорить полистиролом. В ходе работы над болванкой "автоматически" откорректировались сопряжения: крыло-фюзеляж; гаргроты-фюзеляж, конфигурация ниш шасси (в связке с кинематикой звеньев и силовой схемой центроплана), некоторые сечения, нашли свои места и габариты проёмы окон и дверей, . Контуры болванки, в результате, не противоречили фотоматериалу, но стали отличаться от моего плаза, а от муратовского исходника - и подавно. Из всего, чем я располагал, большего выжать уже не мог - и перешёл к копировкам-переформовкам, как описывал в " М-хобби" №1/2006 на примере СБ. Ход работы виден на фотоснимках.
    Спустя год, когда мастер-модель выглядела как собираемая корпусная конструкция с внутренней силовой и навесной деталировкой, но ещё не оклеенная фольгой в местах имитации металлической обшивки, со мной связался коллега из Днепропетровска, известный по Rest Models Руслан Билык, и любезно предоставил полученную им свежую информацию на Не.70F. Это были фрагменты техописания: графика, схемы, контрольные размеры, фотографии ...
    Мой эмоциональный стресс – не важен. Я глубоко благодарен Руслану за проявленный ко всем Вам гуманизм, а ко мне – альтруизм. Пришлось вернуться назад, к болванке. И если фюзеляж, благодаря своевременной фотокоррекции, удалось спасти "малой кровью", то от крыла и оперения остались только концепция членения, установочные базы и конструкторские решения. Мораль: в деле приближения модели к совершенному виду авторская правка исходника имеет смысл, но только при отсутствии аутентичной информации. С появлением таковой, все предыдущие изыскания становятся лишь более-менее удачными, но уже не актуальными авторскими версиями новой истины.
    Финал страстей тривиален: "восстав из пепла" и собрав волю в кулак, я повторил работу в новых обводах, потом симитировал на поверхностях металл, ткань и фанеру, и скопировал все детали в эпоксидные пресс-формы, на что ушел ещё год досуга. Фанерная обшивка крыла симитирована не новой, а уже поработавшей в условиях перепадов нагрузок, влажностей и температур, в расчёте на проявление визуального эффекта под острым углом зрения и в блике.
    По сделанным формам отлил серийные комплекты мастер-модели, один из которых использован, как контрольная сборка гражданской версии самолёта.
    Вот такое начало, а что будет потом – время и отзывы покажут. Хочется верить, что напрягался во благо.
   
Мучичко Валентин.
Киев, 08/01/08