САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
9  марта  2019 г.    
Опубликованы итоги работы жюри по фигурно-диорамным номинациям и номинации "Самоделкины". Победителей и призеров смотрим здесь.

Конкурс DiShow-2018 завершен. Электронные версии дипломов победителей и призеров конкурса доступны на сайте в разделе "Конкурсы". Там же свой диплом могут получить и все остальные участники конкурса. Реальных наград на этот раз и впредь не предусматривается. Если только не найдутся спонсоры, готовые оплатить затраты на закупку и рассылку наград. Желающие проспонсировать это благородное дело могут обращаться по тел. +7(916)159-3087 или на почту admin@dishmodels.ru.

До новых встреч на наших конкурсах. Удачи.
опубликовано 2008-03-18
другие работы автора  |  обсуждение  
Поздние "Тигры" - допрос с пристрастием
Dragon, Tamiya, AFV Club, Звезда 1:35
Александр Чибисов
aka Александр DIW
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
   Итак, господа присяжные заседатели, сегодня мы рассматриваем очередное дело. На этот раз, на ваш суд представлены четыре производителя поздних «Тигров» в народе известных под кличкой Tiger I Late. Данные производители обвиняются в том, что создали наиболее точные и копийные модели данного танка. Кто же из них на самом деле виновен в этом гнусном преступлении против кошелька моделистов всего мира? Решать вам, уважаемые господа присяжные заседатели. А чтобы ваш суд был честным и объективным слово предоставляется секретарю для оглашения личных дел подозреваемых:
ЧАСТЬ I ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ПОДСЛЕДСТВЕННЫХ
   Tamiya
   год выпуска: 1989
   Каталожный номер 35146
   Итак, первый подозреваемый,
   Самый старый из всех подозреваемых. В далёком 1989 году появление этого набора произвело революцию в моделизме и установило новые планки детализации моделей, до сих пор смотрится просто великолепно, несмотря на то, что прессформам уже почти 20 лет каждый винтик детально проработан, нет и следов замыленности. Наверное идеальный выбор для начинающего моделиста: относительно недорогой, качественный набор. При этом содержит минимум деталей, что значительно облегчает сборку.
   В коробке: 442 детали из них 240 деталей траки и 2 направляющих, для сборки траков.
   Доступность: если раньше эту модель можно было купить практически в каждом модельном магазине, то сейчас, наверняка её можно найти в фирменном магазине Тамии в ТД «Москва», в Интернет магазинах по-прежнему очень доступна.
   Цена: в Москве 1400-1600 руб. в Интернет магазинах 25-30$ (750-900 руб. + доставка)
   
   
   «Не прошло и месяца, как зоркий сокол заметил, что у тюрьмы нет стены» (С) Детский анекдот.
   
   Тамии понадобилось 15 лет, для того что бы заметить что на её декальке рыцари (эмблемы 505 батальона) скачут в одну сторону. Мириться с этим было невозможно и была добавлена небольшая дека с правильными рыцарями. Кстати это единственный внятный вариант (тигр 312) из всех предложенных Тамией (фото прототипа смотри ниже). Также узнаваем вариант 007 Виттманна, но отсутствует эмблема 101 батальона СС. По остальным можно только догадываться. «1» скорее всего машина 508 батальона в группе Мейера, «3», похожа на тот же 508 батальон, но фоток именно этого борта нет и вызывает сильное сомнение именно по такому варианту написания. «308» ну тут совсем полёт фантазии японцев, не припоминаю такого номера на позднем тигре.
   
Тигр с номером "1" из группы Мейера

Тигр с номером "1" из группы Мейера

Тигр номер "3" из 508 батальона

Тигр номер "3" из 508 батальона

   Звезда
   Год выпуска:1996
   Перевыпуск на "Звезде": апрель 2004
   Каталожный номер 3589
    Второй по возрасту, но несомненно самый доступный для Российских моделистов подозреваемый по происхождению итальянец в 1996 появился в стенах Italery получил каталожный номер 293 через несколько лет был выдворен из страны и в апреле 2004 года эмигрировал в Россию, где на фабрике «Звезда» успешно производится и поныне под каталожным номером 3589. Однако, не далее как в 2009 году опять вернулся в Италию, в обновлённом виде в комплекте с травлёными деталями.
   В коробке: 319 деталей из них 128 деталей траки. Набор крайне неудачный, Имеют место недоливы, многие места сильно упрощены, а циммерит получился крайне неудачно. Несмотря на очень небольшую цены, не рекомендовал бы этот набор никому, разве что моделистам – мазохистам.
   Доступность: можно приобрести в любом модельном магазине, а также в доброй половине книжных магазинов и магазинах игрушек.
   Цена: в Москве колеблется от 450 до 600 рублей, в интернет магазинах, заказать не проблема, в тех же ценовых рамках.
   
  Тигр "300" из 505 батальона, фото прототипа смотри ниже в варианте от Звезды

Тигр "300" из 505 батальона, фото прототипа смотри ниже в варианте от Звезды

Тигр "222" из 504 батальона Италия, непонятно чем руководствовались итальянцы, выбирая именно этот прототип, фотографий 221 или 223 машины полно, а вот 222 мне не встречались

Тигр "222" из 504 батальона Италия, непонятно чем руководствовались итальянцы, выбирая именно этот прототип, фотографий 221 или 223 машины полно, а вот 222 мне не встречались

 
   AFV club
   Год выпуска: февраль 2005
   каталожный номер 35079
    Переходим к молодому поколению подозреваемых. 2005 год был благотворным для поздних тигров и в феврале появился тигр за каталожным номером 35079
    В коробке 280 деталей из них 10 деталей траки (в их числе 2 виниловые гусеницы) 4 травлёные детали, 1 металлический ствол, 2 металлические пружины, 22 виниловых уплотнителя. Первый и единственный пока представитель поздних тигров с рабочей подвеской. Модель – несомненный шаг вперёд по сравнению с Тамией, при такой же великолепной собираемости модели, мелочёвка проработана лучше. Однако по современным стандартам и на фоне многих других моделей AFV от модели ожидали большей детализации.
   Доступность: в Москве встречается достаточно часто, в интернет магазинах их также хватает. А вот вариант с Виттманном, который одно время продавался в одну цену с обычным набором, исчез из продажи, и приобрести его сейчас можно разве что за совсем не разумные деньги.
   Цена: в московских магазинах 1.900 – 2.100, в интернет магазинах 22-25$ (660-750 руб. + доставка) тут ситуация немного не понятная, если в иностранных интернет магазинах он стоит немного дешевле Тамии, то у нас реализуется аж на 500 рублей дороже.
   
   
   Чем же отличается "Мишкин" вариант тигра, что мы имеем эксклюзивного? А имеем мы новую декальку (как ни странно, предлагающую и другие варианты кроме Виттмана), три бонуса из смолы: запасные траки на лобовую броню (повозиться с ними придётся наверное больше чем с самим танком), дополнительный чехол для антенны и фигурка поименованная производителями как «немецкий танкист», так как назвать ЭТО Виттманом, даже у них язык не повернулся. Далее имеются очень приятные прозрачные литники в количестве двух штук, хватило бы и одной, но почему-то AFV не хочет отливать все перископы для комбашенки на одном литнике. Следующий бонус также очень приятный, выточенные из металла банники, хотя производитель поленился сделать резьбу, смотрятся они также неплохо. Ну и напоследок небольшой листик травлёнки на котором даны, в основном, только крепежи и «метёлка» для антенны.
   
   Dragon
   Год выпуска: август 2005
   Год перевыпуска: июнь 2007
   каталожный номер 6406
    Данный подозреваемый занимает больше всего места в коробке: 740 деталей из них 186 деталей траки (в их числе 2 виниловые гусеницы) 105 травлёных детали, 4 металлических предмета (пружина, тросы, проводка), 20 прозрачных деталей. Появившись позже всех, произвёл фурор своей доскональной деталировкой и комплектацией. Однако всплыли некоторые недочёты, выпуск был временно прекращён. Ошибки были исправлены, и в 2007 году мы получили исправленную версию, однако в более скудной комплектации. Спустя ещё пару лет вышла очередная инкарнация данной модели, в данном случае в циммерите. Данный набор не для слабых духом моделистов, так как всё что можно было разобрать на отдельные детали тут на них разобрано. Стыкуемость деталей в некоторых местах оставляет желать лучшего. Однако, продуманность размещения питателей и толкателей на литниках, не имеет аналогов среди других модельных фирм, тут всё по уму.
   Доступность: встречается конечно не так часто как модель от «Звезды», но практически во всех профильных магазинах имеется, в отличии от циммеритной версии, которую ещё поискать.
   Цена: в московских магазинах 2.500-2.600, в интернет магазинах 35-40$ (1.000 – 1.200 руб. + доставка) а цены на циммеритный вариант доходят до 55-60$
   
   Чем же различается 6253 и 6406:
   Сначала о том что мы безвозвратно потеряли – как это не прискорбно, а в новом наборе нет фигурки Виттмана, которая в отличии от набора AFV была сделана на очень высоком уровне, будем надеяться, что она вскоре всплывёт в каком-нибудь наборе фигурок, также в новом наборе вы не увидите снарядные ящики со снарядами, что крайне прискорбно.
   
   
   Теперь о том, что не исчезло окончательно, но изменились не в лучшую сторону – это декаль, если первоначально можно было подобрать номера практически на любую машину, то теперь выбор сильно ограничен, травлёные детали так же переродились в сильно урезанном варианте, но тут особой трагедии нет, так как травление у дрегона особо не отличалось точностью. И последнее что китайцы прилично кастрировали в новом издании это набор металлических частей, что в нём действительно жалко - это снаряды и защитные кожухи на выхлоп, ствол изначально был не совсем правильным как и боковые крылья, надмоторные решётки нам сохранили, а все остальные детали и в пластике смотрятся неплохо.
   
   Теперь о том, что изменилось к лучшему - начнём с незначительной переделки, опущено крепление забашенного ящика, теперь оно не так заметно. Новые траки от дрегона получились неоднозначными (на одном у меня, например, был недолив, незначительный, но неприятный, так же по непонятным причинам они сделаны немного длиннее, чем надо) но в целом они лучше предыдущих меджик траков, в которых даже не было отверстий в гребнях. Достаточно сильно изменили дно тигра, причём в сторону приближения к оригиналу. Над кормой тоже поработали от души, добавив крепления под защитные кожухи и очень приятный бонус, в виде горелки для прогрева двигателя, защитное кольцо башни также приведено в надлежащий вид. Небольшой, но очень приятный пустячок убрали лишние литники от детали 19 (появляется лишних 5-7 минут которые бы ушли на обработку этой детали). И последний бонус не самый полезный, но всё же количество инструмента, отлитого без креплений, немного увеличено.
   Теперь переедем к циммериченному набору, который имеет каталожный номер 6383. Чем он отличается от базового 6406?
   Ну теперь нам не предлагают командирскую версию тигра, соответственно отсутствует антенна – пальма. Зато предлагают два новых литника с циммериченными деталями (обычные литники тоже присутствуют). И циммриченная башня. Долго мучил вопрос, что это за такая травлёночка (скан ниже) оказалось это кусочек циммерита, для верхнего торца переднего бронелиста. Также имеем новую деку, на которой появилась техничка для паяльной лампы, причём ажно две штуки.
   
   
фото машины неизвестны

фото машины неизвестны

  прототипа не существует

прототипа не существует

фото прототипа неизвестны

фото прототипа неизвестны

 
    Nichimo
   Год выпуска: не установлен, предположительно 70-е года прошлого века.
   каталожный номер 3505
   Если бы мы забыли об этом тигре, ничего страшного бы не случилось, он давно уже не входит в число подозреваемых. Но хотя мы и не будем привлекать его к очной ставке ознакомиться с бывшим матёрым преступником, лишним не будет. В наборе 159 пластиковых деталей, 4 металлических и две полоски виниловых траков, неплохая для того времени декаль.
   Доступность: модель давно снята с производства, купить можно только на аукциоенах, я свой брал на e-bey
   Цена: тут всё зависит от продавца, мой экземпляр достался приблизительно за 50$
   
ЧАСТЬ II ОЧНАЯ СТАВКА
    Для начала давайте выясним, что же такое поздний тигр и когда началось его производство. Производители моделей настаивают что поздний тигр это Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. E иногда добавляя Late, однако сами немцы не имели чётких границ между Н и Е, например в инструкции D656/21+, датированной мартом 1943 года, название Panzerkampfwagen VI H Ausf.H1 было исправлено на Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. E, однако это не помешало в некоторых документах называть его то Pz.Kpfw.Tiger (8,8 cm L56) (Sd.Kfz.181) то Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E (Sd.Kfz.181) как мы видим чёткого разделения на модификации немцы не делали. Некоторые моделисты как например Alexander Finkel, предлагают считать, что: "С момента когда Адерс притащил в управление вооружений рулон чертежей и картонный макет нового тигра, а ему сказали: "Поздно! Русские наступают по всему фронту, с тех пор якобы и стали выпускать поздний тигр" =))" как вариант подходит, но так как у нас нет точной даты этого события, придётся пользоватся более распространённым в модельном сообществе мнением, что поздним тигром принято считать машины с внутренней амортизацией катков. Если у вас есть другое мнение на эту тему пишите, а пока мы будем использовать именно эту позицию. Первая машина оснащённая катками с внутренней амортизацией, была произведена в феврале 1944 года и имела Fgst. No 250822, вот отсюда мы и будем плясать считая этот тигр первым в линейке поздних тигров. Однако не будем забывать, что все подразделения были уполномочены самостоятельно заменять старую ходовую на новую. Широкого распространения такая практика не получила ввиду дефицита новых запчастей. Однако как минимум два таких случая достоверно известны это тигры «F01» и «F13» из группы Фермана. Также необходимо помнить, что, последние 54 тигра Fgst. No 251293 – 251346 были выполнены на основе шасси возвращённых с фронта и соответствующе модернизированных (здесь и далее приведены только те изменения которые изменили внешний вид танка):
   • Boden 021B2701-365 (дно корпуса) 250 мм круглые отверстия были заменены на прямоугольные (200 x 535 мм).Было добавлено новое отверстие, 120 мм в диаметре. Клапана водостока был удалены. Вырезаны новые отверстия и заварены ненужные.
   • Stirnwand 021A2701-5 (лобовая плита) смонтировано крепление для установки единственной фары посередине.
   Получается, что модернизированные корпуса можно легко отличить от обычных по выступам для крепления буксировочных серёг больше ничем они от корпусов новых серий не отличались (если вы, конечно, не собираетесь делать «перевёртыш» тут над дном придётся сильно помучится).
    Также на этих шасси помимо 22 новых башен, использовались 32 башни снятых с фронтовых тигров, которые подверглись следующим изменениям:
   • Decke 021B2761-21 (броня крыши башни) увеличена с 25 до 40 мм. Старая броня полностью снималась и устанавливалась новая.
   • Mantel zur Kommandantenkuppel 021C862-15 старая командирская башенка не могла быть использована с более толстой бронёй и заменялась на новую 021B2761-U2.
   • Mantel 021B2761-20 (Задняя стенка башни), отверстия для M.P.Klappe или M.P. Stopfen (пистолетные порты ранней и средних модификаций) были удалены.
   • Lukendeckel 021C865-U3 (люк заряжающего) заменялся на новый 021B50606-U1.
   В этих списках модификаций нет ни слова о вентиляторе, мортире и креплении под 2-х тонный кран, устанавливались они или нет достоверно неизвестно. Однако если судить по описанию, на башню ставилась полностью новая крыша. Так же ни слова не говорится про прицел, но учитывая что летом 1944 года было произведено достаточное количество T.Z.F.9с, можно предположить что прицелы тоже были заменены.
   
   Подробно об остальных изменениях которым подвергся тигр в последней стадии своего производства, я расскажу в соответствующих разделах.
   
ТАБЛИЦА
Производства и распределения Тигров I с февраля по август 1944 года
(источник W. Shneider «Tigers in Combat II»)
1.Дно корпуса
   Как мы видим по приведённым ниже чертежам, в мае 1943 года конструкция люков на дне немного изменилась в связи с тем, что на смену двигателю Maybach HL 210 пришёл Maybach HL 230, данный пункт интересен только тем, кто будет делать танк на боку или перевёрнутый. Так как поздний тигр начинает свою историю с шасси Fgst. No 250822 которые были выпущены в феврале 1944 года, то дно указанное на первом рисунке в середине, нам не подходит, а подойдёт только дно модернизированное под HL 230 (на первом рисунке приведено внизу).
   Обратимся к подследственным, как сразу видно Тамия и Звезда сделали дно, рассчитанное на HL 210, а AFV и Дрегон дают компоновку на HL 230, при этом только Дрегон даёт полностью правильное дно, не упрощая лючки и где надо заглубляя их.
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

2.Передняя часть корпуса
   
   Данная часть корпуса не изменялась за всё время производства тигра. Тамия и AFV дают переднюю плиту с уже установленными передними крыльями, причём у Тамии эта часть идёт одной деталью с корпусом, для того, что бы уложить её в сканер пришлось распиливать перегородку. Низ крыльев у этих производителей не проработан, но собственно этого и не требуется, всё равно если делать крыло загнутым, так что будет видна его нижняя сторона, любое крыло надо менять на фототравление, но то что крылья отлиты одной деталью с плитой жизнь моделиста совсем не облегчает, при замене их на травление выпиливать их достаточно муторно. Другим путём пошла Звезда отлив крылья отдельно. Однако они нанесли на эту деталь циммерит, в некоторых единичных случаях, он там был, но фото достоверно подтверждающих это крайне мало. А Дрегон опять прогнулся под потребителя и сделал два варианта передней плиты как с крыльями так и без таковых, что несомненно очень удобно, причём проработал крылья и снизу (как это показать на модели я честно сказать не представляю, ну только если загнуть самый краешек крыла).
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

  Dragon (вариант с крыльями)

Dragon (вариант с крыльями)

Dragon (вариант без крыльев)

Dragon (вариант без крыльев)

 
   
   Наиболее достоверные буксировочные серьги получились у Тамии и Дрегона, у АФВ на мой взгляд она слегка длинновата, а у Звезды к тому же, ещё и тонковата.
3.Передний броне лист
   
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   С этой деталью справились все производители, Как всегда отличился Дрегон, который предлагает два варианта смотрового прибора водителя - для новичков одной деталью и для любителей помучится из четырёх, который позволяет собрать прибор в любой степени открытости.
   Фары так же у всех кроме Звезды (отлить фару одной деталью, не лучшее решение) получились на уровне. Тамия – простенько, и со вкусом, минимум деталей при их отличной проработке. АФВ – отличная проработка фары, единственное, что не понравилось, проводка к фаре уже отлита вместе с лобовой деталью, при нанесении циммерита это создаст дополнительные проблемы. Дрегон – как всегда на высоте, добавление стеклянной детали конечно сомнительный бонус (открытую фару с ней всё равно не сделаешь, а при собранной фаре, видна она будет, только если смотреть в упор). Но наличие лишних деталей всё лучше отсутствия необходимых. Так же очень радует наличие проводки в виде уже загнутой проволочки.
4.Верх корпуса (суперструктура)
   
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   Как и на всех крупных деталях, с размерам всё в порядке особой проработки тут нет соответственно накосячить было не с чем. Другое дело трос для натяжки траков (внизу), тут все производители дали его слишком толстым наиболее близок к оригиналу Дрегон, но наверное всё таки лучше его заменить на металлический (благо коуши у Дрегона на него запасены).
   
5.Низ корпуса
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   Теперь переходим к части, к которой производители подошли наиболее халтурно, внизу располагается 4 элемента на которые стоит обратить внимание. Другие элементы просто не будут видны из-за ходовой. Элемент первый: крючок фиксирующий переднее крылья. На самом деле наверное первая деталь которая ломалась на тигре (смотрим фото). Его даёт только Дрегон (его надо аккуратно подрезать модельным ножом). АФВ даёт только крепление под него (возможно где-то на литниках они и есть, но в инструкции они не упоминаются). Тамия и Звезда, об этом элементе даже не вспомнили. Элемент второй: болт-упоры и «ёлочка» соединяющая две бронеплиты. Если с первыми всё понятно по схеме, то с «ёлочкой» сложнее, смотрим внимательно нижний ряд практически у всех правильный, а вот округлые головки верхнего ряда, не делает никто (здравствуй «Мастер Клуб»). Элемент третий: ограничитель хода торсиона. Опять же правильные только у Дрегона, почему АФВ вместо нормальных подушек (в оригинале резиновых) даёт какие-то нелепые бруски непонятно. Четвёртый элемент: успокоитель, который не позволяет слететь тракам (пластина коррекции). После установки уменьшенного ленивца, он стал шире и устанавливался немного под углом.
элемент 1

элемент 1

элемент 2

элемент 2

элемент 3

элемент 3

элемент 4

элемент 4

6.Ходовая
ведущая звёздочка

ведущая звёздочка

каток

каток

ленивец

ленивец

Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   Начиная с февраля 1944 года, ленивец диаметром 700 мм был заменён на ленивец диаметром 600 мм, предположительно с целью лучшего самоочищения ходовой от грязи. Были ли поздние тигры с 700 мм ленивцами? Да в первых партиях они попадались. После изменения диаметра ленивца в мае 1944 года пластина коррекции гусеницы (находится над ленивцем), стала более широкой и стала устанавливаться под углом.
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

7.Корма
   Начиная с Fgst. No 250823 в феврале 1944. на тигры стали устанавливать Fuchsgeraet, устройство для прогрева двигателя при помощи паяльной лампы. А это значит, что только один поздний тигр не имел этого устройства это тигр 250822, который кстати попал в 507 батальон.
   Фиксатор орудия в походном положении Heckzurrung. Heckzurrung был установлен только на Тиграх с Fgst. От номер 250635 по 250875 и больше не устанавливался (начинающий с Fgst. Номер 250876 в феврале 1944).
   
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   Как мы видим из этих фотографий, только дрегон даёт правильные выхлопы, ну и тамия вполне похожа, у звезды и AFV, явно переразмерены стержни рассекателя.
домкраты, сверху - вниз<br />Tamiya<br />Звезда<br />AFV club<br />Dragon<br />

домкраты, сверху - вниз
Tamiya
Звезда
AFV club
Dragon

домкарт от Дрегона единственый что можно сделать в выдвинутом состоянии

домкарт от Дрегона единственый что можно сделать в выдвинутом состоянии

Дрегоновская паяльная лампа, в комплекте подставка и крышки закрывающие отверстия, через которые этой лампой прогревался двигатель.

Дрегоновская паяльная лампа, в комплекте подставка и крышки закрывающие отверстия, через которые этой лампой прогревался двигатель.

  защитные кожухи на выхлопные трубы

защитные кожухи на выхлопные трубы

защита выхлопных труб

защита выхлопных труб

 
  заднии крылья

заднии крылья

 
8.Верх корпуса
   
   Начиная с Fgst. Номер 250850 в феврале 1944 на корпусе стали устанавливать Turmfugenschutz (защитное кольцо башни) соответственно первые 28 поздних тигров этого кольца не имели
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

8.1.Верх корпуса над боевым отделением
  люк механика - водителя

люк механика - водителя

 
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   Начиная с Fgst. Номер 250850 в феврале 1944 на корпусе стали устанавливать Turmfugenschutz (защитное кольцо башни) соответственно первые 28 поздних тигров этого кольца не имели
   
   Укладка шанцевого инструмента после установки защитного кольца башни была изменена (начинающий с Fgst. Номер 250850 в феврале 1944)
   
  брусок - подставка под домкрата

брусок - подставка под домкрата

крышка вентелятора

крышка вентелятора

 
  топор

топор

молот

молот

 
  буксировочная серьга

буксировочная серьга

лопата

лопата

 
  лом

лом

ножницы - кусачьки

ножницы - кусачьки

 
крепление троса на корме

крепление троса на корме

буксировочный трос

буксировочный трос

крепление троса в передней части корпуса

крепление троса в передней части корпуса

рукоятка "кривого" стартера

рукоятка "кривого" стартера

8.2.Верх корпуса над моторным отделением
    В апреле 1944 года начиная с шасси Fgst. No 251075 стали устанавливать деревянный щиты для защиты топливных баков от попадания с верху осколков. Увидеть их невооружённым взглядом на готовой модели практически невозможно. Решётка которыми она закрывалась не снималась в полевых условиях. Единственное где они могут быть видны это на разбитом танке или в мастерской, Наверное именно поэтому никто из производителей кроме Дрегона не удосужился изготовить эту деталь.
   
   С шасси Fgst. Номер 251165 в мае 1944 года диаметр горловины топливных баков был увеличен с 72 до 117 мм
   
   В том же месяце перестали устанавливать «барашек» крепления на крышки забора воздуха для двигателя.
   
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

фиксатор решётки

фиксатор решётки

фиксатор решётки

фиксатор решётки

огнетушитель

огнетушитель

огнетушитель

огнетушитель

  тубус для запасной антенны

тубус для запасной антенны

 
  деревянный щит для защиты топливных баков

деревянный щит для защиты топливных баков

деревянный щиты для защиты топливных баков, присутствует только в наборе от Дрегон

деревянный щиты для защиты топливных баков, присутствует только в наборе от Дрегон

 
10.стенки башни
   После того как с Fgst. Номер 250850 в феврале 1944 на корпусе стали устанавливать защитное кольцо башни, под это кольцо в креплении эвакуационного люка стали делать вырез.
эвакуационный люк

эвакуационный люк

эвакуационный люк

эвакуационный люк

эвакуационный люк

эвакуационный люк

крепление запасных траков

крепление запасных траков

крепление запасных траков

крепление запасных траков

забашенный ящик для ЗиП

забашенный ящик для ЗиП

11.Крыша башни
   Начиная с Fgst. No 250991 в марте 1944 года, на башне стали устанавливать новую крышу толщиной 40 мм. В начале крыша башни делалась из одной 40 миллиметровой пластиной, которую изгибали под углом. Начиная с мая 1944 года, крышу башни стали изготовлять, используя две 40 миллиметровых пластины, которые приваривались друг к другу в месте изгиба сразу за перископом заряжающего.
   В июне 1944 года на командирской башенке появились желоба водостоков, однако встречаются фотографии майских машин уже имеющие эти желоба, возможно это полевая доработка или замена башенки. Однако не исключено, что малая партия новых башенок в мае была установлена ещё на заводе.
   Также в июне 1944, на башне стали приваривать три гнезда для крепления Behelfskran 2t – двухтонного подъёмного крана, который применялся для снятия-установки двигателя и других небольших агрегатов, тут таже история, что с желобам водостоков, эти крепления встречаются и на более ранних машинах, но тут скорее всего полевая доработка.
   
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

   С крышами тоже у всех по разному. Тамия даёт гнутую тонкую крышу, но с креплениями под лебёдку (не существует). Звезда – самый ранний вариант, с тонкой крышей. АФВ даёт гнутую крышу с креплениями, но крыша уже толстая (вариант редкий, но реальный – такая машина сейчас стоит в мюнстерском музее). Дрегон же предусмотрел все случаи жизни тут и гнутая и сварная крыша и два вида ком. Башенки, обычная и с водостоками (смотри внизу).
  дрегоновская командирская башенка

дрегоновская командирская башенка

 
люк заряжающего

люк заряжающего

люк заряжающего

люк заряжающего

люк заряжающего

люк заряжающего

гранатомёт

гранатомёт

гранатомёт

гранатомёт

крышка башенного вентелятора

крышка башенного вентелятора

крышка башенного вентелятора

крышка башенного вентелятора

крышка командирского люка

крышка командирского люка

крышка командирского люка

крышка командирского люка

крышка командирского люка

крышка командирского люка

12.Маска орудия и ствол
   Бинокулярный прицел T.Z.F.9b был заменен монокулярным T.Z.F.9c начиная с марта 1944 года (в апреле ещё устанавливать бинокулярные, их выпустили с запасом).
  маска орудия

маска орудия

 
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

  орудие

орудие

ствол орудия

ствол орудия

 
Tamiya

Tamiya

Звезда

Звезда

AFV club

AFV club

Dragon

Dragon

ЧАСТЬ III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
   Так кто же виноват? У кого самая лучшая модель? Я предлагаю осудить всех, каждый из подсудимых нашёл свой подход к потребителю. Кто-то предпочтёт качественную, несложную в сборке Тамию, кто-то крайне дешёвую Звезду (привет мазохистам), кому-то приглянётся с АФВ с хорошей проработкой деталей и великолепной стыкуемостью деталей, ну а кто-то возьмётся за супер деталированый Дрегон, пусть и наверно это самая сложная в сборке модель. Слушанье дела закончено, всем спасибо, все свободны.