САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-03-31
другие работы автора  |  обсуждение  
Dornier Do-27 (1956)
Huma Model 1:72
Виктор Пахомов
aka Flight
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)


Три зебры в заповеднике Серенгети на фоне кратера Нгоронгоро.
- Кто?
- Зёбра!!!

Мультфильм "Ну, погоди!"
    У моей бабушки в библиотеке была выпущенная в 70-х годах серия книг издательства «Мысль», написанных разными путешественниками и исследователями, и когда я пристрастился читать, я не мог их обойти стороной. Такие интересные, наполненные приключениями судьбы: Ален Бомбар, Жак-Ив Кусто, Бернгард и Михаэль Гржимеки… В книге Гржимеков на вкладках с иллюстрациями был очень занятный, раскрашенный под зебру самолет. Самолет имел специфическую окраску для того, чтобы в случае вынужденной посадки он был хорошо заметен с воздуха, и для того, чтобы местная живность принимала его за «своего» (такая вот эстетика!). С конца 1957 до начала 1959 года на нем профессор биологии со своим сыном летали над степями африканского заповедника Серенгети, изучая фауну этого места, ведя подсчет диких животных и снимая документальный фильм. Незадолго до окончания этих работ, 10 января 1959 года самолет, пилотируемый Михаэлем Гржимеком, столкнулся в воздухе с грифом; птица пробила правое крыло, сломала и заклинила тяги управления, самолет перешел в неуправляемое падение и разбился, пилот погиб. Бернгард Гржимек, похоронив сына, написал об этой экспедиции книгу «Серенгети не должен умереть», на обложку которой поместил и имя сына, отметив: «…Михаэль — соавтор книги, которую Вы сейчас держите в руках. За несколько дней до его трагической гибели мы условились работать над нею вместе. Неважно, что он не успел написать в ней ни строчки,— во всем, о чем здесь говорится, мой сын принимал живейшее участие, им проделана большая часть нашей работы. Так что его имя с полным правом стоит рядом с моим на титульном листе». А одноименный документальный фильм, снятый отцом и сыном в серенгетских степях, получил в 1959 году премию «Оскар»...
    Спустя год-другой после знакомства с книгой я «заболел» авиацией вообще и моделями в частности, и, притащив домой маленький справочник «Авиация капиталистических государств», открыл Гржимеков и сумел идентифицировать машину как Do-27.
   Разумеется, на задворках сознания маячила мысль: «Вот бы мне такую модельку!» Но мы в СССР моделями не были избалованы, так что это была всего лишь несбыточная детская мечта, одна из многих…
    Прошло много лет, и вдруг на Румоде я наткнулся на обзор модели Do-27 от германской фирмы Huma Modell! Автор (похоже, читавший когда-то те же книжки, что и я) писал, что одним из вариантов окраски модели дается та самая Гржимековская «Зебра»! Ух ты! Кто бы мог подумать?! – детская мечта начинает сбываться!
Вот и все 38 деталек. В дело пойдут лишь 26.
   И вот, оказавшись по случаю в Москве, я обзавелся-таки заветной моделью! (Чувствуя, чем пахнет дело, впервые прикупил и баночку Маскола). После взгляда в коробку оптимизма не прибавилось: небогатая деталировочка (32 непрозрачные и 6 прозрачных деталей литья под низким давлением), прозрачные детали толстые и с волнистой поверхностью, непрозрачные – шероховатые и с внутренней расшивкой а-ля «Мачбокс». Но и пессимизму было неоткуда взяться – альтернативы-то нет! ;) А значит, рашпиль в руки – и за сбычу мечт!
   
   В инете были найдены 4 противоречащих друг другу чертежа на Do-27 разной степени подробности, несколько довольно информативных книжек, включая руководство по летной эксплуатации, и куча фотографий с www.airliners.net и www.do27.com, среди которых – большое количество фотографий трех-четырех машин, на которых энтузиасты воссоздали (точнее, попытались воссоздать) окраску разбившейся гржимековской D-ENTE. Еще я скачал и по диагонали прочел текст книги Гржимеков «Серенгети не должен умереть», в которой я когда-то видел фото летающей «зебры», - оттуда тоже можно почерпнуть кое-какие полезные моделисту сведения про самолет. Однако нужны были фотографии оригинального самолета, а в инете их было крайне мало, и почти все – такого качества, что ничего не разглядеть! Чтобы исправить положение, я отправился в библиотеку, в каталоге выяснил, что в СССР книга переиздавалась неоднократно. Заказал все издания и через 15 минут погрузился в изучение и пересъемку иллюстраций. Выяснилось, что поступил весьма умно – часть иллюстраций кочевали из книги в книгу и по-разному кадрировались в верстке, порой оставляя за границами интересные моменты, а некоторые изображения «зебры» встречались лишь в определенном издании. В итоге у меня оказалось 10 разных и хотя бы в чем-то информативных фотографий оригинальной машины. Наверное, сильно помог бы оскароносный фильм Гржимеков, где «летающая зебра» наверняка неоднократно попадает в кадр, но возможности его достать у меня не было. Больше в плане информации было особо не на что рассчитывать, а потому я приступил к работе.
Михаэль Гржимек вынимает из крыла самолета отравленную стрелу - эпизод, который я и решил воспроизвести в масштабе 1/72.
   Как отмечалось автором румодовского обзора, почти каждая фотография из книги Гржимеков – тема для диорамы. Я с этим полностью согласен, а потому решил сделать что-нибудь этакое: эпизод с извлечением отравленной браконьерской стрелы из закрылка «зебры», который есть на фотографии и описан в книге:
   
   «— Браконьеры! — говорит Михаэль гневно.
    Мы решили пока не включать мотор, а спланировать поближе к злоумышленникам. Пять человек там, внизу, разрубают тушу зебры; затем двое из них, перекинув красные куски мяса через палку, перетаскивают их в укрытие под деревья.
    Я нажимаю на красную кнопку зажигания, мотор чихает раз-другой, потом пропеллер снова начинает вертеться. "Крылатая зебра" с грохотом проносится в каких-нибудь четырех-пяти метрах над землей. Браконьеры с перепугу все бросают, пробегают несколько шагов и падают плашмя на землю. Такого сюрприза с ясного неба они не ожидали. На краю поляны мы взмываем кверху, делаем вираж и снова назад. Несколько человек пытаются убежать к реке, чтобы спрятаться под деревьями, но мы налетаем, как шквал, и они снова бросаются на землю.
    При следующем налете некоторые из них поднимаются на колени и целятся в нас из лука. Смешно, что они надеются попасть…
    …А браконьеры-то все-таки не промахнулись! Когда мы закатывали свою машину за ограду из колючего кустарника, то обнаружили стрелу, застрявшую в крыле. Конец загнулся, и вытащить ее оказалось вовсе не так просто. Мне пришлось посадить Михаэля себе на плечи, и он осторожно щипцами вытащил злополучный "снаряд"».

   
   Для этого эпизода, как следует из фотографии, требуется открытая дверь кабины, а следовательно – какой-никакой интерьер. С него и начал.
   
   Сделал из сыростирола и обрезков имитацию силового набора фюзеляжа. Переделал спинки пассажирских кресел: давались мягкие-диванные, сделал более полетно-авиационные. Приборная доска была ровная под прозрачную декаль с белыми будильниками, что никуда не годится! Навертел колечек на сверлах 0,8 и 0,5 мм и на текучем тамиевском клее прихватил их в положенных местах. Рычаги управления, колесо установки угла стабилизатора и штурвалы - медная проволока 0,35 и 0,5. Сделал педали из обрезка пластика, придав ему 8-образную форму и нарезав его тонкими ломтиками, закрепил педали на кронштейнах из проволоки. Отрезал двигательный отсек и сделал противопожарную перегородку с имитацией элементов прочности внутри кабины. На воздухозаборник маслорадиатора поставил сетку, вклеил наклонную перегородку в воздухозаборник двигателя, совок снизу на выходе из-под капота и обтекатели выхлопных труб изготовил из алюминиевой фигнюшки от дискеты. Из нее же сделал крохотный воздухозаборничек справа на капоте. Собрал интерьер, склеил фюзеляж, вклеил боковые пассажирские двери, присобачил внутренние ручки к ним. Между дверями кабины сделал узенькую перегородочку. Снизу фюзеляжа приклеил наружные силовые элементы из тянутого литника. Сверху – сделанный из куска полистирола обтекатель антенны радиокомпаса. Стойки шасси приклеил на место, дополнив их характерной подножкой из литника и шлангами гидравлики из медной проволоки. Отрезал руль направления по расшивке той стороны, на которой она была вернее (линия, отделяющая руль от киля на хвосте была не симметрична, с одной стороны уходила вверху на пару миллиметров, пришлось ее зашпаклевать). На руль приклеил триммер из полистирола толщиной 0,1 мм. На стабилизаторе отрезал рули высоты, запрофилировал их и приклеил на имитацию петель.

Крылья, ноги и хвосты - все в облое и "песке". :) И двери закрываются пока неплотно - тут такая "щелочка" неприятная образовалась...

Имитация силового набора, новые створка и сетка в капоте и изготовление приборной доски.

Органы управления, пассажирские сиденья, приборная доска перед установкой и интерьер в сборе.

Долгая, но не без пользы возня с крылом: отделение и установка на кронштейны предкрылка, профилирование закрылков.

Ничто так не бодрит уставшего моделиста, как такой подсбор - возможность глянуть, как оно будет выглядеть...
   Поскольку Do-27 - самолет укороченного взлета и посадки и умеет держаться в воздухе при скорости 40 км/ч, крыло у него очень интересное: двухсекционный закрылок и фиксированный щелевой предкрылок, который бросается в глаза на фотографиях – очень выразительный. А вот на модели он показан крайне упрощенно: снизу - неглубокая канавка, сверху вместо здоровенной щели - две линии широкой расшивки. Глупость какая-то! Понимая трудоемкость переделки, долго терзался – стоит ли связываться? Все же отважился: скрайбером отцарапал предкрылок, скруглил носок крыла, сделал в нем пропилы и вклеил кронштейны из узкой полоски тонкого полистирола, обточил их и приклеил обработанный изнутри предкрылок. Получилось вполне бодряще. :) Профиль секций закрылков постарался передать, выбрав пластик скрайбером, заглубляя его под разными углами. Остальную непристойную расшивку крыла зашпаклевал и перешил, надфилем сделал пропил под фару, высверлил воронку-отражатель, покрасил ее серебром и «застеклил» прозрачным полистиролом, сделал пропилы между элеронами и закрылками, вырезал триммера и заменил на самодельные из сыролистирола, вклеил хоббиплюсовские АНО.
   Долго думал, что делать с остеклением. Попытался давить из тонкого плекса по имеющемуся – не очень вышло. Делать с нуля болванки показалось крайне трудоемким в силу специфики кабины, где двери с остеклением двойной кривизны играют и роль лобового стекла. Решил оставить все как есть, только все 4 двери сточить изнутри до толщины «помасштабнее». Сточил, заполировал (получилось не очень, чуть помог глянцевый тамиевский лак – покрыл им, прозрачность двери вернулась в приемлемое состояние). Нанес маски из скотча и Маскола, покрасил двери изнутри, чтобы на открытой двери голый прозрачный пластик не бросался в глаза. Снял маски – тамиевский лак помутнел от Маскола. :( Ладно, после разберемся, что с этим делать…
   
   В итоге из 38 деталей модели использовались 26, а 12 отправились в отходы. Но довольно продолжительная доводка модели скорее всего была просто подсознательной попыткой оттянуть самый «интересный» этап – покраску! О_о
   
   Когда-то я считал, что чем меньше цветов на самолете, тем проще его красить. И вот мне предстоит покраска всего лишь в два цвета! – а я боюсь и понятия не имею, как мне быть! С таким количеством полос, с такими небольшими промежутками меж ними – как делать маски под покраску аэрографом? Может, наметить карандашом и нарисовать кистью? Хороший был бы вариант, но, похоже, я не искал легких путей… : Типа, противник кисти и приверженец аэрографа!..
Найди 10 отличий!
1 - "зебра" Гржимеков
2 - музейная машина
3 - сегодняшняя D-ENTE
   Закрыл остекление масками из «домашнего маскола» (БФ-6 с красителем), покрыл модель тамиевским грунтом, чуть пошкурил и задул смесью 1:1 тамиевских глянцевой и матовой белых эмалей – получилось приятное полуматовое покрытие. А вот теперь основная головоломка – как наносить черный цвет?
   Цельнополосочные маски – вещь в данном случае абсолютно нереальная: во-первых, надо быть гением геометрических начертаний, чтобы их рассчитать и вырезать, во-вторых, надо потом суметь их выложить на поверхностях двойной кривизны. Но даже если проявить чудеса изворотливости и суметь это сделать – 100% гарантии, что сплошь и рядом из-за ужины полос и кривизны поверхностей тамиевский скотч будет отходить и на белом возникнет столько «поддувов», что модель проще будет перекрасить… :( (На этом этапе я задул модель нитролаком: все равно огрехов не избежать, так что надо защитить белый слой, чтобы к нему не возвращаться, а если напортачу с черным – смоем на крайняк Тиккурилой).
   Изломав голову, я решил выклеить контуры полосок тонкой (0,5 – 1 мм) «лапшой» из скотча (узенькие полоски нормально лягут на все изгибы поверхности, и, кроме того, их проще изгибать по контурам, которые местами замысловаты), а после залить белые полосы Масколом. Сказано – сделано!
   
   Но только я принялся за работу, как выяснилось, что рано я расслабился… Одного взгляда на схему окраски от Huma и фото настоящего D-ENTE было достаточно, чтобы понять, что в инструкции – ширина, пропорции, изгибы и даже расположение полос – очень «по мотивам». Схема окраски D-ENTE, приведенная в одной из скачанных книг еще меньше походила на правду. Машины, раскрашенные энтузиастами, которые можно было увидеть на фотографиях со всех ракурсов, только усугубили положение – там тоже кто в лес, кто по дрова. Наиболее «правильным» (хотя тоже не без ряда ляпов!) при сравнении с фото оригинальной машины оказался летающий экземпляр, который сейчас официально унаследовал регистрационное обозначение D-ENTE: видимо, автор окраски сам основательно перелопатил все доступные фотографии «зебры» Гржимеков. Так что помимо немногочисленных фото оригинала, я решил посматривать и на него… Ко всему вдобавок выяснилось, что и у Гржимеков машина была окрашена не по симметричному шаблону, а с небольшими вольностями и отклонениями на разных бортах (это видно, в частности, по ширине трех черных полос, проходящих через двери пассажирского отсека). Положение, ширина и изгиб полос на крыле и стабилизаторе оригинала вообще толком не просматриваются, поэтому тут все фантазируют кто во что горазд: Huma дает полосы на крыле с S-образным изгибом, а на современном D-ENTE они хоть дугообразные, но равноширинные (а это не так!). Пришлось провести исследования в Фотошопе: мерил линейкой и выяснял пропорции относительно частей конструкции: элерон, закрылок, фрагмент предкрылка, - после чего переносил границы цветов на чертеж. А после с помощью кривых Безье уже в Кореле соединял отметки на передней и задней кромках крыла, руководствуясь фотографиями, здравым смыслом, гармонией цветовых пропорций. Когда результат меня удовлетворил, - распечатал на принтере, вырезал трафарет, по которому карандашом перенес рисунок на крыло и применил описанную технологию маскирования.
"Вскрытие" Фотошопом своевременно показало: что-то не так...
   Я оклеил полфюзеляжа, когда у меня начались серьезные нестыковки схемы окраски с самой моделью (похоже, модель все-таки местами врожденно и трудноисправимо грешит). Снял модель, закинул фото в Фотошоп и заливкой с черной краской прощелкал те места, где предполагалась окраска. Выходила какая-то ерунда... Решил клеить "лапшу" с циркулем-измерителем в руках - результат заметно улучшился! На все эти исследования, вычисления пропорций и взаимного расположения полос, на поклейку и переклейку скотча и заливку Масколом ушла ровно неделя. Поэтому черным задувал медленно и старательно, чтобы оправдать затраченное на подготовку масок время. Но как ни тянул, за час управился. :)
   
   После снятия масок выяснилось, что местами поддуло, но немного – тонкой кисточкой, смоченной в Тиккуриле, почти все удалось убрать, а что посерьезнее – закрасить белым. Хуже было другое – при снятии скотча края черных полос получились местами какими-то рваными, так что пришлось-таки пройтись по краям с помощью кисти (тут-то я и подумал – не проще ли было с самого начала все кистью рисовать? %)).
   
   Затем нитролак-декали-нитролак. Прорезал и снял маски со стекол - жуть! Вся моя полировка – к свиньям собачьим! Все мутное! Еще раз полировать – на окрашенной модели?! На мое счастье коллега GAI прислал недавно пузырек Футуры (за что ему огромное спасибо!), которая и спасла все дело совершенно волшебным образом, ну а меня поставила в один ряд с моделлерами, которые поют славу этой чудо-жидкости и считают ее средством от всех скорбей при работе с остеклением. :)
   
   Ну и все – осталась мелочевка: антенна, ручки дверей, подножка, подкос под открытую дверь (все – из медной проволоки), ПВД под крылом (литник). Ну и еще маленькая деталь – отравленная стрела в левом крыле! :) Растянул трубку от ватной палочки до нитевидного состояния, отрезал кусочек, выкрасил коричневым, на один конец – капельку стального металлика, а второй - расплющил пинцетом, покрасил черным, получилось вполне смахивающе на оперение. В щели закрылка просверлил отверстие 0,3, капнул черной краски, чтобы без стрелы его было не видно, и вставил стрелу.

Все готово к покраске.

Маскольный "негатив".

Неделя труда - ради часа покраски!

"Негатив" после "проявки".

   Теперь дело за фигурками и основанием. На оригинальном фото Михаэль сидит на плечах у отца и, положив правую руку на крыло, левой с помощью клещей вытаскивает стрелу… Фигурок у меня, увы, было немного. Из нововских моделей да когда-то давно купленная польская копия натовского персонала от Италери. Вот за последних я и взялся. Никогда не занимался фигурками и расчлененкой, столь привычной фигуристам, а тут пришлось… Под нож пошли четыре фигуры. Дядька в шлеме с поднятыми «теннисными ракетками» стал папой-Гржимеком, лишившись «ракеток», головы (взамен которой он получил новую, непокрытую, от другого персонажа), и опустив вниз руки. Сыном-Гржимеком стал мужик, присевший на корточки с бутылкой – пивка попить – потерял свои «корточки», получил от четвертой фигурки расставленные, чуть согнутые ноги, руки тоже изменили свое положение, а бутылка была с двух сторон срезана и обрела толщину клещей-пассатижей. Постольку материал у этих фигур - какой-то полиэтилен, который ничем не клеится, приходилось части фигур и сами фигуры меж собой соединять с помощью отверстий и медной проволоки чуть большего диаметра, с натягом в них входившей. Образующиеся пустоты заделывались-таки суперклеем с посыпкой содой. Но работать приходилось нежно: легкий изгиб, небольшой нажим, - и суперклей отваливается. Потом грунт, окраска кисточкой, лак, немного масляной краски на бензине – подчеркнуть рельеф лиц и рук. Сын удобно разместился на папе, готовый к вытаскиванию стрел в любом количестве…
    Для изготовления основания – это у меня, как и с фигурками, первый опыт - купил рамочку для фотографий и травы NOCH (летний луг). Насеял мелкого песка и чернозема, смешал с жидко разведенным ПВА и эту кашицу распределил внутри рамки, предварительно обклеенной скотчем. Пока застывало, чуть вдавив модель, обозначил посадочные места под нее, а так же, взяв два колеса из набора «RAF refueling set» и насадив их на зубочистку на ширине примерно равной колее гржимековского «Лэндровера», прокатал автомобильные следы. :) Застыло. Положил несколько слоев нитролака и покрасил звездовской светло-песочной нитрой, местами - с добавлением черного. Тамиевскими пудреницами затемнил шинные следы и высветлил их края. Задул матом. Затем с краю стал сеять траву на жидкий ПВА. Нехватка опыта тут сказалась: далеко не вся трава «прижилась», много осталось полеглой… Но в целом край стоянки полевого аэродрома обозначился. Я остался удовлетворен. :)
   
   Таким образом, еще одна мечта из моего далекого детства меня догнала, накрыла с головой и, спустя 2,5 месяца довольно напряженной работы, к моему вящему удовольствию, наконец сбылась. :)
   
   PS. Титульное фото сделал с помощью фотографий из инета, сделанных разными людьми там, в Серенгети. Снял модель "в воздухе", ухватив ее за стабилизатор "третьей рукой" и выбрав ракурс, при котором он скрывается моделью, со штатива, сперва с винтом, затем - без винта. Основное фото - без винта, где капот не затенялся лопастями. С другой фотки взял кок и отдельно на другой слой - лопасти. К лопастям применил Radial Blur - и, как мне кажется, все вполне убедительно получилось. Имитировал обложку книги Гржимека, или же это можно трактовать как афишу одноименного оскароносного фильма. :)
   
   PPS. Все цвета (черный и белый) сверены по FS - спорить бесполезно! ;)

    UPD от 13.05.2011: Спустя три года после завершения работы я нашел в сети тот самый фильм, который хотел увидеть до ее начала. Надо сказать, что "летающая зебра" в фильме предстает во всей красе, и все моменты окраски, которые я с трудом восстанавливал по скудным фотографиям, прекрасно видны с первых же минут фильма. К своей чести заметил, что в общем и целом - почти все я сделал правильно. :) Но всем, кто захочет сделать "зебру" Гржимеков (а недавно Revell выпустил модель "зебры" в масштабе 1/32), этот фильм очень пригодится. Привожу здесь первую девятиминутную часть, остальные можно легко найти на Youtube.