САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-07-04
другие работы автора  |  обсуждение  
Ju-88G-6 3./NJG101, Praha-Gbell, март 1945 года
Звезда 1:72
Никита Донцов
aka Nikitoss
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    88-й Юнкерс – один из самых известных самолетов Второй Мировой Войны. Существовала масса его разновидностей, в том числе и довольно экзотические и редкие, но основной массой были бомбардировочная и истребительная версии этого самолета. Серия G относится как раз к последним.
   Появилась эта серия в 1943 году, когда истребители серии С уже порядком поизносились и когда были завершены работы над Ju-88R-1 (R-2), представлявшим собой обыкновенный в целом 88-й, но с хвостовым оперением от 188-го Юнкерса. Естественно, что наступательное вооружение и радиооборудование нового истребителя также подверглись модернизации.
   В войска самолеты стали поступать с лета 1944 года и успели зарекомендовать себя как очень неплохие ночные истребители. Будучи выпущенными в количестве примерно 2 800 экземпляров (в вариантах с G-1 по G-7), они применялись в 3./NJG1, NJG2, NJG100 и других подразделениях, где на их счету было значительное количество побед. К сожалению для немцев, остановить налеты гигантского количества бомбардировщиков союзников этим машинам так и не удалось.

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

    Звезда представляет три варианта окрасок без каких бы то ни было намеков на исторические привязки и источники. Перекопав кучу разных книжек кое-что мне удалось найти. Итак:
   Первый вариант – 621082, 9W+EL – есть четкая фотография и выкраска этого борта. Источник – Kagero, Ju-88 vol. III, цветная вкладка на 65-й странице и черно-белое фото на 69-й. Совпадение полное, никаких вопросов. Самолет был разбит при посадке и брошен немцами 15 марта 1945 года на аэродроме Praha-Gbell.
   Второй вариант – 622187, W7+LK – есть одна фотография там же, в Kagero, на странице 44. Тут есть вопросы – на фотографии видна только вторая половина бортового кода, поэтому я поостерегусь сказать о четком совпадении. В книге дается привязка самолета к Stab I./NJG100, Восточная Пруссия, конец 1944 года. Но, поскольку я испытываю устойчивую идиосинкразию к копанию в книгах и списках (да к тому же еще и не на родных языках), я не стал выяснять дальше и назвал вариант «условно достоверным».
   Третий вариант – 622959, 3С+DB – вот тут я вообще не смог ничего понять. Ни в одной книге, в том числе и в Kagero, фотографий этого борта нет. В присланном мне Мансуром кусочке фильма виден обломок хвоста с бортовым кодом, напоминающим данный, но, из-за плохого качества фильма, быть уверенным на 100% я не могу. Письменные упоминания об этом борте встречаются, но лично я верю только фотографиям…

Боксарт. На мой взгляд достаточно средненький, однако вариант окраски вроде-бы достоверный. "Условно достоверный".

Первая страница инструкции. Иторическая справка поражает наполненностью и конкретикой.

Варианты окраски. С информацией и привязками как-то мякго говоря "не густо"

 

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

    Пластик в наборе производит впечатление аккуратного и продуманно сделанного. Для «Звезды» это несомненный шаг вперед по сравнению с прошлыми моделями, это уже нормальный европейский (или азиатский, кому как нравится) уровень. Облоя нет, сам пластик в меру жесткий, не шершавый, «кручений» нет, расположенные на трех рамках детали просты и понятны, и кажется, что все будет просто и приятно… Но это только кажется…
    Достаточно приложить к чертежам половинку фюзеляжа и киль, станет понятно, что работы предстоит много. Плюс при детальном рассмотрении модели вылезут неприятные утяжины в самых видимых местах…

Фюзеляж в пластике короче миллиметров на пять.

Разница в размерах киля.

   

СБОРКА

    Поняв по параллельно собираемому He-219, что перепиливать не так страшно, как казалось вначале, засучив рукава взялся за дело. Из пластика вырезал новый киль, проверил по чертежам размах крыла и стабилизатора (оказалось все в норме) и окончательно решил, какой из трех вариантов буду делать.
   Интерьер на свое место встает хорошо, вот только декаль с приборами значительно меньше самой приборной панели – а так как на панели нет ни намека на приборы, выходов только два: либо делать приборку целиком с нуля в ручную, либо оставить все как есть. Я выбрал второй вариант. На кресла традиционно уже положил привязные ремни из окрашенных полосок модельного скотча, пряжки согнул из тонкой проволоки. Рифление пола кабины не такое страшное, как описано в М-Хобби – затонируйте полосы и смело ставьте – не видно через стекла ничего, переплет серьезный и сидения большие.

Налицо разница в размерах приборной панели и декали для нее.

Общий вид интерьера кабины.

   
    Соединяя половинки фюзеляжа, сталкиваемся с рядом вопросов. Во-первых, шрагемюзик на самолетах располагалась по разному, и в зависимости от того, какой вариант Вы делаете, она будет либо ближе к кабине пилота, либо вообще отсутствовать, как на моей модели. Во-вторых, фюзеляж придется наращивать на 5 мм примерно, при этом вся расшивка в хвостовой части подлежит полному перепиливанию. Ну и в третьих, проявляются утяжины фюзеляжа в районе кабины пилотов – тоесть в самом видимом месте модели.
   Есть еще и в-четвертых: как бы М-Хобби не писал, что соединение половин фюзеляжа шпаклевки не требует – не верьте. Шпаклевать придется ибо шов виден, а в хвостовой части очень хорошо виден.

Кабина установлена в фюзеляж.

Подготовленные к сборке половинки фюзеляжа.

Выпилен новый киль.

Шпаклевка швов на фюзеляже.

    Выпилив и нарезав расшивку на новом киле (занятие не из приятных – но это личное мнение, просто мне не нравиться работать без станка, теперь я отчетливо это понимаю) я приступил к сборке крыльев. Для этого сначала лучше соединить верхние половины, правильно выставить угол между центропланом и законцовкой, а потому уже к ним приклеивать нижние поверхности. Также не забыть вовремя установить стойки шасси – потом они уже не влезут в отведенные им ниши – надо либо вырезать дополнительные створки, либо готовиться к сложному процессу маскировки. (уже собрав модель понял, что со стойками чистая перестраховка – влезают они, влезают нормально, и. главное, гораздо проще их ставить потом, именно на завершающем этапе). В финале этого этапа крылья к фюзеляжу не стыкую – эта операция будет производится позже.
Четко видна ступень - обрабатывать и убирать ее достаточно нудно.
   Отложив крылья, установил на место выпиленный киль и обработал место стыковки. Затем решил установить основу для радарной антенны. Шпаклевать пришлось все – и особенно много неприятностей принес нос – рога хиршгевейт на свои места встают, а конус образует щель – пришлось все шпаклевать и шкурить.
    Крылья не ставил – а вот двигатели на них установил. Предупреждаю - они шпаклюются вкруг, иначе швы и зазоры видны невооруженным взглядом. Поскольку профиль самолета все более и более вырисовывается, решил установить на фюзеляж крылья и хвостовое оперение. В последний момент нашло озарение – я же не подлезу с аэрографом на внутренние боковые поверхности двигателей! Пришлось двигатели окрашивать отдельно, затем маскировать и уже после этого устанавливать крылья на фюзеляж. Кстати – как ни прискорбно, но шпаклевка потребовалась и там, а точнее по линии стыка крыла с фюзеляжем на нижней поверхности самолета.

Четко видна ступенька между зализом крыла и собственно плоскостью. Крылья собраны "насухо" - именно в этот момент меня и настигло "озарение" :-)

Поскольку половиинки двигателей склеиваются "встык" и ширина линии стыковки при этом очень мала, я дополнительно закрепил с внутренней стороны кусочки виолопласта, сработавшие как "замок".

Плоскость с двигателем собрана, обработана и готова к покраске.

Собранная и подготовленная к установке стойка шасси.


ОКРАСКА

    Поскольку для окраски мною был выбран первый вариант, я следовал цветам, обозначенным в Kagero, хотя RLM77 и вызывал первоначально легкое недоумение. Вообще окраска этого варианта оригинальна, но в то же время не сильно сложна. Для меня это был первый опят нанесения «обратной волны» с помощью аэрографа, и потому линии различаются по толщине. На следующих моделях этого я, конечно же, не допущу, но первый опыт оставил как есть. Для тех, кто хочет вслед за мной собрать именно этот самолет, привожу полное описание его цветовой гаммы:
   Самолет целиком окрашен в цвет RLM77, верхние и боковые поверхности покрыты пятнами RLM74 и RLM75, а «обратная волна» нанесена цветом RLM83.

Детали перед сборкой и покраской.

Модель окрашена и задута глянцевым лаком, нанесены декали.

Стекло кабины снято с модели и подготовлено к покраске.

Окрашенные детали шасси.


ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА

    Соединение всех частей самолета в единый аппарат – дело интересное и захватывающее. В случае с Ю-88 еще и несложное. Все детали встают на свои места без проблем (что-то подогнано ранее, что-то хорошо сделано «от природы»). Даже остекление – чистое и прозрачное – встает абсолютно точно и в подгонке не нуждается. Фактически, я от себя добавил только БАНО из цветного пластика на кончиках крыльев, да натянул антенны радиосвязи.
   Декали все из набора (за исключением свастики – она из старых запасов) – и все без проблем переводятся на свои места. Слои лака уже неоднократно описывал. И с той поры ничего не изменилось – глянцевый, затем декали, затем еще глянцевый, затем тонирование, затем матовый.

Модель перед началом окончательной сборки.

Окрашенные воздушные винты.

Тонировка на внутренней стороне створок шасси.

Окраска и тонирование выхлопных патрубков.

    Главный вывод – мои эксперименты с вырезанием и пилением продолжаются. А что касается Юнкерса… Себе в коллекцию я подожду Хасегаву – благо там и так уже очень много разных модификаций Юнкерса вышло. «Звезда»? Зачем? Только для экспериментов с перепиливанием…

Самолет собирался параллельно с He-219 в ноябре 2007 - январе 2008 и изначально рассматривался как "проба пера" после долгой вынужденной паузы.

   Д.Тарас. Бомбардировщик Ю-88. История, конструкция, вооружение, боевое применение, М. АСТ., 2002 год
   Авиация люфтваффе, Минск, Харвест, 2000 года
   ВИБ, М.Зефиров. Ночные истребители люфтваффе, М.АСТ, 2001 год
   Kagero Ju 88 vol. III, Krzysztof Janowicz
   Боевые самолеты люфтваффе. Д.Дональд М.АСТ, Астрель. 2002 год